Есть ли будущее у VR-шлемов?

После этой E3 все будут много говорить о том, что будущее — за виртуальной реальностью. Особенно много об этом будут говорить гаджетные СМИ, потому что они не очень-то понимают в контенте, зато любят инновации ради инновацией.

Но есть и другое мнение.

Гораздо более вероятно, что VR-революция закончит так же, как и 3D-революция.

Помните, было время, когда все делали игры в 3D, а в кино нельзя было взять билеты не в 3D-кинозал?

А сейчас многие фильмы снимаются принципиально только в 2D, и даже на трехмерные фильмы всегда есть 2D-сеансы. 3D-игры почти исчезли. Только NVidia иногда вспоминает о них.

При этом я помню, как однажды меня позвали в одну южнокорейскую компанию и попросили дать консультацию о том, как позиционировать их новый 3D-монитор/телевизор. И я сказал им, что нужно говорить геймерам прежде всего о крутой обычной картинке, а 3D упоминать как дополнительную фичу, потому что 3D люди включат на полчаса, чтобы позырить, и выключить.

Собственно, так оно и происходит.

3D в телевизорах в наши дни — это навязанная хрень, благодаря которой производители могут задирать на них ценник. Сложно ведь купить нормальный телевизор без 3D.

Вот и вся инновация.

В ЛУЧШЕМ случае VR-революция закончит так же, как и motion-управление. То есть, сначала будет эйфория, появится несколько классных жанровых инноваций (теннис, танцевальные игры, фехтование), а потом новизна закончится, и окажется, что геймерам ничего этого не надо, а нужен телевизор с большой диагональю и классический джойпад.

В этом плане, кстати, характерно то, что у Xbox One появится джойпад с ЧЕТЫРЬМЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КНОПКАМИ, и вот это ГЛАВНАЯ железячная инновация выставки.

Почему так?

Потому что геймерам важен не вау-фактор. Геймерам важно, как новые устройства позволят им играть лучше. Что может давать VR-шлем? Ну, он заменяет третий аналоговый стик. Можно одним ходить, вторым крутить пушкой, а головой осматриваться. Но если нужно развернуться на 180 градусов, то головой уже не обойтись, все равно нужно джойстиком это делать.

А больше VR-шлем не дает ничего.

Для сравнения, тот же Wiimote давал возможность делать более точное управление мечом в объеме, а также точно отмерять силу удара в теннисе. Это уникальные штуки, которые на джойпаде были сложно реализуемы. Ну а кинект в танцевальных играх точно отслеживал движения тела; на джойпаде это никак было не сделать. В общем, польза была, но только для нескольких узких жанров.

А что VR?

На мой взгляд, основное применение VR — это специализированные дорогие аркадные автоматы, которые можно ставить в парках развлечений. Там будут короткие игровые сессии и вау-эффект, поиграл полчаса — и хватит. Но это не массовая история для домашнего пользователя.

Хотя гаджетные журналисты будут вас уверять в том, что это круто, но они в играх-то ничего не понимают, а консоли сравнивают тупо по производительности.

В каком же случае VR-революция может быть успешной?

Только если каким-то образом она станет успешной не благодаря играм, а благодаря каким-то другим приложениям.

Ну, вот например, iPhone — говеннейшее устройство для игр. Просто отвратительное. На нем все неудобно. Ничего не дает нового (напомню, что тач-управление впервые появилось на Nintendo DS).

Но для iPhone делают игры тупо потому, что у iPhone — огромная пользовательская база. Выгодно делать игры, потому что раз устройство все равно лежит в кармане, то люди захотят играть.

Так и здесь — если вдруг Facebook загонит всех в виртуальную реальность, где все будут сидеть в Oculus Rift и заниматься виртуальным сексом, то и авторы игр наделают под шлемы виртуальности тысячи игр. То есть, сначала — пользовательская база, а потом — игры.

Вот как-то так.

Если у вас есть другое мнение — добро пожаловать в комментарии.

  • niggat1ve

    да не нужны эти шлемы, максимум приколюха на вечер. скорей всего все эти фигнюшки будет круто использовать в науке, на презнтациях- вот как майнкрафт показали у майкрософт, сначала- так ДАА ОХУЕТЬ ВОТ ЭТО ДА, а потом сидиш и думаеш, а как это мне в игре поможет? вот какое у этого применение? 3д карта? серьезно? пффф

    то есть будет так- полтора человека купит поорет как это круто и закинет на антрисоль через месяц максимум. вот и вся инновация

  • Wheatley

    Не верю, что это вообще может как-то выстрелить на массовом рынке. Кому вообще будет охота сидеть в долгой игровой сессии в этой штуке? Тут от наушников устаешь, что уж говорить о шлеме. Для аркадных автоматов это было бы в самый раз, да. Вкупе с пистолетом и свободным обзором игры аля The House of the Dead заиграл бы новыми красками. Поиграл минут 15-30, получил свой «вау» и спокойно пошел домой.

  • maleficfess

    Если бы шлем стоил 200$ и подходил бы что на PC, что на приставки, ну или одну приставку — PS4 🙂 то может быть и взял.
    По шлему на платформу как минимум — не есть хорошо. А ведь на PC их кинулись делать все кому не лень. Как минимум те же oculus и valve/htc.
    PS Геймпады с дополнительными переназначаемыми кнопками, да, подороже, были и раньше. Не знаю почему такой хайп вокруг официального элит контроллера.
    PSS за вИртуальной реальностью

  • http://damik.org/ Kamid Vomilagennim

    Да купите себе за два бакса Cardboard, поиграйтесь двадцать минут и все. Ждите контента от гугла раз в год 🙂

  • Victorique de Blois

    Пиар этих шлемов только нарастать будет, ведь там огромные бабки вложены. Ну не признает уже никто, что реального применения в играх нет и не будет, хоть все все понимают.
    А вменяемые люди в вр не верили с самого начала.

    • niggat1ve

      пока не изобретут полноценной виртуалки как в книгах и фильмах- нахуй оно надо все

      • Victorique de Blois

        Вот я тоже думаю, что нужно технологии приближать к уровню нф, вроде галографических интерфейсов. Никто же не будет ходить как уебан с ведром на голове. Но нет, все хотят наварить бабла поскорее.

  • Артём Князев

    Конечно штука висящая на голове может быть и тяжелой. Ещё и акселерометр может работать не так как задумано. Но вот если приставка хорошая платформа, чтобы играть сидя на диване, то VR вообще может быть платформой которая позволит играть лежа в кровати.

    • MaZ

      В положении лежа на спине нет удобного положения для рук с геймпадом — они будут очень быстро уставать.

      • Sins 17

        Неудобно? Я почти всегда так и играю.

        • MaZ

          лёжа на спине и смотря на экран вертикально вверх?

  • spectrrr

    такая же хрень, как и vr(или как там)-игры на nintendo 3ds

    • Svad

      И такая же хрень, как и само 3D на этой самой 3ds.

  • Krai

    Из-за этих блядских шлемов все бы стали делать игры от первого лица, а я этого не перенесу. Мне кажется vr шлем должен быть чем-то вроде другого вида телевизора для игр, а не основной контроллер под который нужно все игры изменять.

    • CortexReaver

      Уже сейчас многие игры для VR работают с обзором от третьего лица или вообще с высоты птичьего полета.

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Кубер

      Щас.
      Издатели не дураки и понимают, что делать игры надо под то, что есть у всех.
      Так что пока эти шлемы не будут идти в комплекте с консолями — они останутся уделом индиигр со скриммерами.

  • Firepocket

    Три года Врен писал эту колонку.

  • Qmish

    >>Просто отвратительное. На нем все неудобно. Ничего не дает нового<<

    Справедливости ради должен отметить что iPADы неплохо так заняли нишу в сфере софтинок для создания электронной музыки, благо отзывчивый мультитач позволяет. Андроид правда начинает подтягивается, но слишком поздно — на йОС давно перешли и энтузиасты, и крупные конторы, которые занимались по несколько десятков лет инструментами, и даже вытеснили нафин Lemur, некогда бывшего отдельной железкой с тачкрином. Пара примеров для тех кто не представляет наглядно:

    1) манипуляции на основе свежезаписанного сэмпла
    https://youtu.be/WjpeiGHfGSQ

    • Qmish

      2) типичный комплект синт + драммашина + секвенсор
      https://youtu.be/_Nz-IpAGt7w

      • Qmish

        3) исполнение на синте, тем кто привык на гитаре такая сетка приятнее чем миди-клава
        https://youtu.be/BJNbHc_XGdA

        • Qmish

          4) юзание девайса с софтом как банка звуков и наложение слоев во время исполнения (цифровое пианино тут как инпут нот )
          https://youtu.be/9UggYZ6wqos

          • Qmish

            5) фингердрамминг
            https://youtu.be/4jurl7RTozA

          • Qmish

            6) экспрессивный синтовый соляк
            https://youtu.be/ZX4ai2UEtEg

          • Qmish

            7) ну и Лемур, ставший софтинкой. Настраиваимая управлялка для любого крупного компового музыкального софта, чтоб выносить удобно слайдеры фейдеры и что угодно
            https://youtu.be/Q5QRxctHAzs

          • niggat1ve

            хуйня, фрукты это никогда не заменит

          • Qmish

            ..мужик, ты ку ку? какая нафиг «замена»? речь не о замене. Ты еще скажи что то про ЖЕЛЕЗКИ типа Akai MPC или Novation Launchpad что «а заче м? у меня фрутилупс есть»

          • niggat1ve

            просто тыкидаеш какую-то хуиту и кричиш про иновации.сэтим говном интересно вечерок поиграть a тот-жe MPC , как ты заметил они хер заменят

          • Qmish

            какой еще вечерок. Korg, Moog, Propellerheads — все давно замутили свои аппы. Лемур СДАЛСЯ, нет больше лемура-железки, тепрь лемур-софтинка. https://en.wikipedia.org/wiki/Lemur_Input_Device
            Хер заменят? Прекрасно заменяют емана. Это Аблетон или Ренойз или прочую DAW не заменят. А то что для перфоманса отлично заменяют. Samplr вообще гениален.

          • niggat1ve

            и все продолжают делать музло в фруктах

          • Qmish

            Ноуп, уже тот же саундклауд завалили музоном сделанных там. Хотя многие да, юзают как черновик — ехал, набросал себе луп, накрутил пресет, потом пришел воссоздаешь или сразу экспортишь и дальше работаешь. Хотя я больше напирал на лайв-исполнение, где емнип мультитач офигенно и юзается. Ну и опять таки, больше всего юзается как контроллер — пока в своих фруктах-кубейзах сидишь, X/Y пады и слайдеры на тач выносишь потому что удобнее чем лезть в какое то окно мышкой вертеть.
            Вообще, что за неприятие чего либо? Народ вообще который и винтажные синты имеет не брезгует этим, а тут доморощенные фрутилупщики понимаешь ли. Зачем себя ограничивать.

          • niggat1ve

            да я не ограничиваю, возможно диджеи это используют, но я вот был за свою жизнь, без преуменьшения на порядко сотни студий и нигде не видел, чтоб кто-то что-то до делал на телефонах или планшетах

          • Qmish

            Waldorf Nave тотже шикарный wavetable-синт, практически делает из айхрени Blofeld. Не, чувак, что за слоупочество. С 2009го года все это развивается и будет развиваться. вон на квр (и других прочих крупных порталах про секвенсеры, вст и тд) уже 2,5к тредов http://www.kvraudio.com/forum/viewforum.php?f=166&sid=c1f9ab613e085a015b1022d84b7cf3f4 хера «хуета и инновации», ага.

  • Oleg Kebaneishvili

    Мне кажется, это будет такой аксессуар, который хоть и не обретет огромную популярность, но станет неплохим геймерским приобретением, призванным усилить ощущения от некоторых игр, в частности, FPS. Из аналогий вспомнилось это самое 3D. Просто у меня есть знакомый, который использует его и некоторые другие плюшки от Nvidia.
    Если у людей найдутся лишние деньги, и они посчитают, что эти VR-очки усилят ощущение от игр, проект ждет успех. Не слишком громкий, но успех. Игр под Oculus наверняка будет много(потому что его могут адаптировать даже моддеры), да и порноиндустрия внесет свою лепту. Как показала практика, она выступает неплохим популяризатором.
    Будь у меня VR-очки, я бы с ними, например, первый Crysis перепрошел. На него даже соответствующий мод вышел.

  • Terra Incognita

    А мне наоборот нравится идея VR.
    Ясное дело, что шлемы будут ок только в играх от первого лица, во всех остальных и даром не нужны.
    Но там где VR будет к месту мы получим как новый experience, так и новый (но естественный) способ восприятия и управления игрой (обзор мира головой).
    Тут, мне кажется, подходит аналогия с геймпадом — он хорош для игр типа Ведьмака и МК, но плох для SC2 и Wolfenstein.
    Jedem das seine.

  • Don Johnson

    Врен, ну тебе-то ошибки делать совсем неприлично…

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Ахахахахаха

  • Николай Новицкий

    «вертуальной» это когда вертятся много? ))))

  • http://www.carbis.ru Ш.

    Про 3D.

    3D не взлетел про двум причинам.
    Первая, не очень значительная: дорого. Тут народ стонет, как бы конфиг собрать побюджетнее, чтобы в CTA5 со всеми красотами поиграть; а 3D Требует еще большей мощности (фактически, в два раза). Поэтому, по технологиям — время 3D еще не пришло. Современное поколение консолей тоже 3D в новых релизах не потянет.
    Лирическое отступление про кино. С фильмами не соглашусь: времени, когда нельзя было взять билеты не в 3D — вообще не помню, перегиб, хотя да, были фильмы, которые в основном в 3D шли. А сейчас благодаря более развитым и все еще развивающимся технологиям по конвертации довольно много фильмов выходит в 3D. Да, это фича, развлечение, и практически всегда можно без него обойтись. Но все же. Плюс, не за горами новые «Аватары», а как раз первая часть и подхлестнула 3D, значит, будет снова всплеск интереса. И благодаря тому, что 3D пихают уже даже в бюджетные телеки — с кино все более-менее благополучно.
    Вторая причина: так как все решили, что «время пришло», то никто ни с кем не захотел делиться, в итоге индустрия не получила одного, всеми поддерживаемого формата. А естественный лидер не образовался, потому что дорого. В итоге, разработчику проще забить, чем делать поддержку малого куска и так маленького рынка. В итоге все проиграли. А ведь объединение усилий могло снизить цену на решения… Впрочем, технологии все равно еще не доползли.
    Так что про 3D — рано еще просто этой технологии в игры. Лет через 10, наверное, можно будет еще раз попытаться. А может, как раз, VR ее и похоронит.

    Про VR. Здесь немного проще. VR на производительность железа как таковую не так сильно завязан. К слову, я пробовал один из первых вариантов VR аж в 1995 году, и играл в DoomII, был такой здоровый шлем в демо зале, кажется, . «Белого Ветра» на Новом Арбате. Проблема с управлением уже тогда была. И это очевидная проблема, так как «погружаясь» в картинку, хочется и двигаться в ней естественным образом. Я не представляю, как решить эту задачу на современном техническом уровне. А без ее решения можно делать либо нишевые вещи (типа симулятора гильотины, ага), либо «для геймеров», которые в очередной раз смирятся с несовершенностью. В конце концов, что геймпад, что клавиатура с мышью — тоже не самые очевидные устройства для имитации движения, но ведь все привыкли и смирились. И все равно, не представляю, как грамотно обманывать мозг, когда глаза видят в руках оружие, а руки держат геймпад. Тут нужна некая перчатка с обратной связью…
    Другой вариант — избранные игры. Думаю, что великолепно с VR должен играться Портал. Там всю дорогу одна пушка в руках, если ее выпустить в виде контроллера… ооо… Вот эти вот сумасшедшие прыжки… Я бы купил не задумываясь.

    Что хорошо — поддержка VR должна быть попроще для разработчиков, чем поддержка 3D. Если еще не будет зоопарка и все системы будут относительно совместимы друг с другом — будет совсем хорошо. Революции не будет, но почва будет подготовлена.

    • sorcerer_

      > VR на производительность железа как таковую не так сильно завязан

      А пацаны-то не знают!
      Хинт: требования к железу (и, что характерно софту) у VR такие, что «обычное 3D» — это просто цветочки.

  • Airou

    Вы правы, это не будет революцией в том плане, что все сразу перейдут на vr.
    И игр крутых и много сразу не будет.
    Шлемы от валв и сони будут гаджеты для нишевых игр.
    Окулус будут покупать ради порно. Вот там он дает новый опыт, который нигде больше не достать.
    И я уверен, за счет этого он и победит.
    Или сделают фильмы в vr.
    Еще очень большая перспектива у путешествий из дома, я думаю. Одно дело смотреть на видео на парк с 2D камер. А другое дело из камер приделаных к машине, с возможностью повернуть голову куда хочешь и с ощущением, что ты прямо там.
    Так что будущее у vr есть, но игры в нем не основное место занимают.

  • SlowJoe

    Любители симуляторов будут брать. Любители дрочева будут брать. Остальные подтянутся но не на этом релизе. Сейчас это бета-тест на гиках. Что бы там не говорили- для потребительской версии дорого и бессмысленно.

  • Валерий Амритамов

    Вангую, через 10 лет это будет смотреться точно так же

    «— Путешествие на поезде с большой скоростью невозможно, потому что пассажирам не хватит воздуха и они умрут от удушья.
    Дионисий Ларднер, английский ученый

    — Вы хотите заставить корабль плыть против ветра и против течения, разведя огонь под его палубой? У меня нет времени на эти бредни!
    Наполеон Бонапарт, Роберту Фултону, создателю первого парохода

    — Лошадь будет всегда, а автомобиль — всего лишь модная новинка, которая скоро устареет.
    Президент банка «Мичиган сейвингз бэнк» о своем отказе инвестировать средства в «Форд Мотор Компани», 1905 год

    — Да кому вообще нужно, чтобы актеры в кино разговаривали?
    Гарри Уорнер, президент кинокомпании «Уорнер Бразерс», 1927 год

    — Телевидение не сможет завоевать рынок. Люди скоро устанут каждый вечер пялиться в фанерный ящик.
    Дэррил Занук, глава студии ХХ век — Фокс, 1946 год»

    • Hideo Kojima

      — Kinect: A Revolution in Gaming. You are the Controller!
      Microsoft PR bullshit 2010

      E3 2015 — никто не вспомнил про кинект, хотя даже Вите досталось 30 секунд славы

  • http://b.lulius.com/ Aleosha

    Напомню, что в NDS так и не научились ставить нормальные экраны.

  • Fat_D

    Мне кажется, шлемы зайдут отлично тем, кто не хочет платить за большой телик или тем, у кого один телик в семье и идет постоянная война за место перед ним. Эту проблему пыталась решить Wii U, весьма элегантно, но все равно как-то не так. А тут получится, что игрок в игре, а остальные смотрят телик. Хотя тут надо смотреть, сколько времени человек сможет просидеть в этом шлеме, шея устает ведь.

    Обидно еще то, что никто до сих пор не представил стоящих игр под это дело. У Oculus и Sony уже намечены релизы и финальные версии устройств, а действительно стоящих игр всё нет.

  • Pavel Germanov

    Я бы купил VR чисто для симуляторов. Сейчас использую TrackIR5 в арме и вар тандер, но это не то, голову сильно не покрутишь, потому что монитор должен оставаться в поле зрения. VR решит этот вопрос.

  • http://gamenotes.ru Anders

    Говорят, что Kitchen для Морфеуса наделала много шума, как демка P.T. в свое время. Мне кажется, что шлем отлично пойдет у любителей first person view игр (шутеры, хорроры, РПГ).

  • http://togamos.blogspot.ru/ bully

    Придумают как снимать видео, чтоб можно было свободно по сцене действия перемещаться — VR будет жить. А не придумают — так и останется необязательним прибамбасом.
    Все ж понимают.

  • Nighty84

    < ▬▬▬▬★★★★.+darkwren+ *********Reset your job with modvive < Find More='' ……..''

    16

  • vOKama

    Странно, что сравниваете VR с 3D-телевидением. Вот сравнение с моутами довольно удачное — принципиально новый метод ввода и, к тому же, вывода.
    И странно рассматривать Oculus Rift и Gear VR как основные примеры, которые в гейминге, безусловно, не очень уместны. Хотя бы потому что погружение в мир игры довольно быстро обрывается, когда твой аватар движется на своих двоих быстрее, чем ты на велосипеде, а в реальности ты стоишь на месте или, Боже упаси, сидишь. Управление геймпадом и VR, конечно же, несовместимы.

    Зато есть HTC Vive, который действительно предлагает погружение. Но ставит условия, что традиционные игры в принципе не подойдут для этих очков. Нужен жанр, в котором пользователь будет ходить только в пределах комнаты или кабины или ещё чего-либо и взаимодействовать с предметами, перемещаясь на далёкие расстояния при помощи какого-нибудь артефакта. Это в принципе новый вид гейминга, и это очень интересно.