Игра для Мизулиной

Не так давно ко мне обратились со странной просьбой: провести серию показов игр плюс лекций для Союза Кинематографистов. Смысл в том, чтобы объяснить им, в чем суть игрового искусства — а то они не верят.

Я от этой затеи отказался. В одиночку противостоять сотне заслуженных киноведов — самоубийственная миссия. Да и план лекций был не самый очевидный. Ну, вот Heavy Rain — объяснить, что это вообще такое. Фильм «Скотт Пилигрим» — рассказать об отсылках к играм. И это уже суперсложно. А что дальше?

Довольно просто обсуждать «игры как искусство» с теми, кто сам играет, кому все это нравится, кто заинтересован в том, чтобы меня услышать. А вот что делать с теми, кто считает, что игры не могут быть искусством никогда, — это вот совсем непонятно.

Как растопить барьер и заставить Мизулину поиграть и понять, что игры — это круто?

  • https://plus.google.com/107956319656670709153 Николай Черкашин

    Мизулина заслуженный киновед что ли?

  • http://vk.com/id9340436 Иван Рожков

    Зафиксировать, и спички в глаза. И показательно играть. Прямо как в «Заводном Апельсине».

  • http://twitter.com/Luscinian so1ovei

    «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп твоего врага.»
    У «уважаемых киноведов» песок сыпется сами знаете откуда, может просто подождать?

    • http://lkarus.livejournal.com/ lkarus

      Чтобы потом «догонять и перегонять» пятилетками за три года? Чем раньше общественность поймёт силу влияния игр на молодёжь и детей, тем лучше. Игровая индустрия нуждается в льготах со стороны государства.

      • http://twitter.com/Luscinian so1ovei

        Чтобы «общественность» поняла, она должна ИГРАТЬ. А пока она думает что игры это глупое развлечение для детей и не стоит внимания серьёзного взрослого человека. И пока она так думает, вы эту стену непонимания не пробъете сколько ни бейтесь. Условно говоря, должно вырасти поколение людей, у которых игровая консоль стояла В ГОСТИНОЙ в детстве и стоит уже во взрослой самостоятельной жизни, и которые не будут этого стыдиться.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001093218914 Константин Рощупкин

    Может зря отказался?

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000914778363 Рамиль Сабыров

    А что общего у Мизулиной и киноведов?

  • https://plus.google.com/111954138199120697213 Vladimir Pervokvaker

    Я бы ей Пинк Флойд лучше показал :3

  • http://vk.com/id8445115 Александр Алексеев

    «что делать с теми, кто считает, что игры не могут быть искусством никогда»
    Ничего.

    • https://plus.google.com/107956319656670709153 Николай Черкашин

      а ведь так тоже можно

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001070644537 Verty MacTerrun

    Я ни за что не поверю, что Мизулина и киноведы не гоняют злых птичек по экрану.

  • https://plus.google.com/116357480434613445414 Sasha Davydov

    Правильно Врен. Не пали быдлу годноту.

  • https://plus.google.com/100145966133177677789 Алексей Петров

    Заставить Мизулину играть — вряд ли получится. Но можно провести цикл лекций об истории игр и их влиянии на остальную культуру. Это не просто и требует гигантской работы по подготовке презентаций, но в результате станет ясно, что игры это не просто развлечение для полутора гиков пятнадцати лет.

    В контексте середины девяностых можно показать как происходили деривативы игры->кино или книги->игры. Показать эволюцию средств выражения и сравнить её с эволюцией средств выражения в кино и театрах. Продемонстрировать и сравнить эмоции людей в процессе просмотра кино/театра и игры… да мало ли параллелей можно провести. Короче надо провести уважаемых аксакалов, хотя бы частично, по пути игроиндустрии.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100005998508640 Zaharun Gulan

    Это самоубийственная миссия.

  • http://vk.com/id2357050 Влад Макеев

    Везите им Дыбовского.

    • http://twitter.com/griever_gf griever_gf

      вот эту идею плюсую! он филолог по образованию, слушал несколько его выступлений — быстро найдёт общий язык с гуманитариями.
      ЗЫ: а Врен обосрался, это понятно.

  • http://twitter.com/gromilin S. Gromilin

    Собрать отсылки к играм, содержащиеся в кино, музыке, литературе последних 20 лет, например, и показать, что игры давно существуют в том же контексте, что и «традиционные» виды искусства.

    А заслуженные киноведы, кстати, даже в современном кино не ориентируются совершенно, не то что в играх. Зачем и о чем с ними говорить?

    • http://twitter.com/Sp_Jerusalem Спайдер Иерусалим

      «А заслуженные киноведы, кстати, даже в современном кино не ориентируются совершенно, не то что в играх. Зачем и о чем с ними говорить?»
      Дичайше плюсую вот это. Как-то раз довелось пообщаться с таким — чувак вообще на своей волне, он не то что в современном кино не шарит, он в современной жизни не шарит совершенно.

  • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

    Без боя сдаваться не надо. Если поступило предложение — стоит им воспользоваться. А то это выглядит как пораженчество: мы их пригласили, они не пришли, значит ,сказать им нечего, и мы правы.

    Подробно писать долго, поэтому скажу свои мысли вкратце:
    1. Взять с собой людей, которые могут умно говорить про игры. Дыбовский, Глаголев. Возможно, Макаренков, Галёнкин и кто там еще может интересно и аргументированно вести беседу.
    2. Описать критерии искусства — почему скульптура или танец есть искусство — и по этим критериям показать игры: вот у нас визуальаня красота, вот у нас моральный выбор, вот сценарий, вот эмоциональная вовлеченность и т.д.
    3. Показать пользу. Люди садятся в реальные самолеты после «Ил-2 штурмовик» и в реальные автомобили после «Гран Туризмо». Люди учат языки, начинают интересоваться историей. И т.д.
    4. Показать, что игры стимулируют творчество. Выбрать годную машиниму, фанфики. Покажите им трехмерный принтер или Британию, сделанные в Майнкрафте, в конце концов.
    5. Попросите их заранее подготовить и прислать Вам все вопросы и претензии. Дескать, «игры — это тупые стрелялки, зомбирующие детей». Озвучте их и ответьте на них. Это чтобы не было переливания из пустого в порожнее.
    6. Расскажите про геймеров-спортсменов, геймерш-моделей. Покажите, что игры не делают людей асоциальными идиотами.
    7. Скажите, что в видеоигры играет Медведев :о) А лучше — пригласите на встречу известных вам играющих людей из Кремля. Думаю, с пониманием отнесутся.
    8. Не будьте однобоки, будьте объективны. Признайте, что игры бывают глупыми, жестокими, отнимают существенное количество времени (в случае с фритуплеем и ммо — целенаправленно и ТУЧУ времени). Сейчас ощущение, что никому объективность не нужна, а каждый показывает только свою сторону медали.
    9. Найдите красивые и доступные «игры для девочек». Candy Crush Saga, Banner Saga, Ni No Kuni, Deponia, Botanicula, Dreamfall. Под играми для девочек я понимаю такие, в которые с удовольствием может играть -или хотя бы оценить — неподготовленная 40-летняя тетенька.
    10. Дайте убойных фактов. Покажите фотографию толстого сценария Bioshock Infinite, покажите Дефо, Пейдж, Элайджу Вуда, работающих над играми. А может, просто показать им видеопрохождение The Last Of Us?
    11. Самое сложное, но железное. Есть классическая литература и артхаусное кино, поднимающие всякие высокие проблемы. И вот надо найти несколько игр, в которых есть ФИЛОСОФИЯ. Какая-нибудь «дискуссия между позитивизмом, экзистенциализмом и ницшеанством» или «рассуждение о формах любви». На Канобу недавно была любопытная статья про социализм в современных играх — упоминались Deponia и Bioshock Infinite.

    И еще, неплохо бы, чтобы это осветила непрофильная, но адекватная пресса. Или даже Журналистика. Парфёнов или Познер подойдут. Потому что надо ведь достучаться до масс. И потом, журналистский материал — не живой человек перед тобой — материал нельзя перебить ,перекричать, обозвать дураком. Журналист обладает авторитетом в глазах масс: он умный, он во всём разбирается, ем можно верить.

    • http://lkarus.livejournal.com/ lkarus

      Со многим согласен. Только Парфенов с Познером интересны узкой прослойке маргиналов. Массам они не интересны и интересны никогда не будут. Если вы не заметили, сейчас либерасты не в тренде.

  • https://plus.google.com/108388581861277668444 Noel Vermillia

    Не думаю, что садиться играть перед ними, а тем более сажать их играть — хорошая идея. Чтобы показать им, что игры — это искусство, придется подготовить достаточно подробную аналитику, а это весьма трудозатратно.
    От команды StopGameRu кстати сейчас История серии Silent Hill выходит, вот что-то в таком духе надо.
    Кроме того, можно просто забросать сильными сценами из видеоигр, типа завязки Fahrenheit, падения самолета из Metro: Last Light, подъема на радиовышку в Tomb Raider и т.д. Объяснить уникальность нелинейности для повествования, возможность показать одних и тех же персонажей в разных ситуациях, одних и тех же событий под разным углом, пример: Front Mission 3, там на двух параллельных ветках сюжета вся игра строится. В кино такое как правило невозможно, но тот же Эффект Бабочки показывает, что людям это интересно.
    Удачи, в общем.

  • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

    А будет ли внимание государства к игровой индустрии полезным? Сейчас власти до не нет дела, и индустрия обладает некой свободой. ею управляют люди, которые делают игры и заинтересованы в процветании индустрии. А так — придут чиновники, хапуги. У нас уже есть Скольково, Союз Кинематографистов с Михалковым в главной роли, планшет Чубайса. Есть опасения, что в «этой стране» внимание и влияние государства приведет совсем не к русским «Ведьмакам» и «Биошокам».

    • http://lkarus.livejournal.com/ lkarus

      > индустрия обладает некой свободой
      Свободой от денег, от идей и от хороших игр.

  • http://retto.livejournal.com/ retto

    «А вот что делать с теми, кто считает, что игры не могут быть искусством никогда» — прививать культуру в индивидуальном порядке, предварительно завоевав расположение этих людей в чем-то другом. Проверено на личном опыте, когда на предыдущей работе примерно 5-7 офисных работников — от бухгалтерш бальзаковского возраста до молодых манагеров — благодаря простому IT-шнику поняли, что «игры — это не наркотик, толкающий детишек на самоубийства», и приобрели PS2 для своих детей, или даже для себя. Хотя первое мнение бухгалтерши об «игрушках» было: «Это опасно, по телевизору показывали, что дети из-за игр с крыш прыгают». Но поскольку человек, который неоднократно помогал ей с компом и мило улыбался, когда другие IT-шники раздражались ей ламерству, с крыши не прыгнул, но наоборот, очень интересно рассказал про Kingdom Hearts — она очень быстро купила PS2 своему 10-летнему сыну. И потом рассказывала, что с удовольствием смотрит, как сынишка играет — «прямо как мультик на экране!»

    Ну а «противостоять в одиночку» толпе априори негативно настроенных людей — разумеется, дохлый номер. Во всех позитивных аспектах они увидят лишь негатив. В лучшем случае — «позитив для одного лишь рассказчика, который интеллектом типа ниже их».

    • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

      Вы мой герой. Не раздражаться чужому ламерству — это выше моих сил :о)

      • http://retto.livejournal.com/ retto

        Просто работа у меня такая. Годы работы с казуалами сформировали к ним снисходительное отношение, что к малым детям 🙂 А ругаться с ними, смотреть свысока = получать меньше, а то и конфликтовать с начальством. Ну вот оно мне надо?..

        • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

          Я год назад отказался от сисадминства. Сейчас пытаюсь попасть в геймдев, делаю свою игру.

  • http://ntangl.livejournal.com/ ntangl

    Чем дальше заслуженные мудозвоны из всяческих «союзов» будут от игр, тем для игр и геймеров лучше.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001712127615 Jessi James

    С русскими кинематографистами, дающими призы «Легеде № 17», отпраляющиими на Оскар фильмы вроде «Сталинграда» и «Белого Тигра», и при этом игнорирующие русские фильмы, получающие награды на Берлинском и других фестивалях, об искусстве говорить в принципе не стоит. Это совдеп,где правят маразматики вроде Мигалкова.

    • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

      Такие мысли есть у многих. Но мне интересно, что на этот счет думает Наша Любимая Индустрия. Итак, Господин говорун (и другие люди, причастные к геймдеву), как по-вашему, если власть поймет, что игры — это серьезно, это будет в общем полезно или вредно для отечественной индустрии?

  • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

    Слушайте, а может, сделать серию видео на эту тему? Не идти в Союз Кинематографистов, а просто сделать такие лекции и выложить в сеть, чтобы любой желающий мог ознакомиться и ознакомить сомневающихся?
    И лучше обставить это так, чтобы получился Информационный Повод. Скооперироваться с заинтересованными людьми, чтобы это был не ее один видеоблог еще одного журналиста, а ВСЕРОССИЙСКИЙ РУПОР ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ (сокращенно ВРИИ :о)) Чтобы непрофильные журналисты, заинтересовались, посмотрели, написали свои статьи в разные издания. Чтобы про это в ток-шоу и новостях говорили.

    Звучит утопически. Но с другой стороны, ведь и игрожур, и игрострой озабочены тем, как привлечь новую аудиторию и как сделать ее взрослой и умной. И такой видеоблог, будучи хорошо освещенным в СМИ, может стать хорошей рекламой качественных отечественных журналистов и игр среди взрослого и умного населения страны.

  • http://vk.com/id86170487 Дмитрий Скибин

    Ну если слушатели кинематографисты, то разумнее будет делать параллели между играми наподобие Heavy Rain и непосредственно кино. Показать что игра предоставляет небывалые возможности интерактивности, что в свою очередь недоступно для фильма. Потом уже надо говорить про то, что игры подразделяются на множество жанров(собственно, как и в кино), и что игровой процесс в них тоже разный, подобно настроению в художественной ленте.
    В целом очевидно, что по причине того, что в правительстве сидит отнюдь не молодежь, к играм будут еще долго относится как к забаве для детей, так что следует показать те плюсы, что игры способны принести подрастающему поколению. Необходимо сосредоточится на играх, которые несут в массы какие-то положительные вещи, будь то развитие мышления, внимания, ну или работы в команде( Portal и прочие), ну а может так и вообще в целях патриотического воспитания(!!!).

  • https://plus.google.com/116679510966328519055 Victorique de Blois

    Что-то доказывать и объяснять ничего не знающим о сабже, но очень упертым людям — сомнительная затея, но на твою попытку я бы посмотрел)
    И Heavy Rain как игра убога, а как детектив посредственна. Выбирать в пример стоило что-нибудь другое.

    • https://plus.google.com/+SotonyaAcckaya Sotonya Acckaya

      удваиваю, таких примеров надо избегать. Ведь тут им есть о чем рассуждать и они тут же резберут по полочкам то в чем они действительно эксперты — сюжет, героев, подачу.
      вот был в свое время шикарный пример — когда WoW получил экспаншен катаклизм, он стал очень сильно похожим на оффлайновые рпг, ну типа скайрима. Очень похож, понятен… и именно по этому стало особенно очевидно как он слаб на их фоне. т.е. для конкретно варкрафта это было большим шагом вперед, но в глобальном смысле как раз проявило слабые места.
      К сожалению осознание игры как искусства начинается с понимания игры. Потому что настоящее искусство — это портал, а вовсе не хеви рейн.

  • http://twitter.com/morning_haze Shen.

    Пример успешного оппонирования кинокритику http://gamehaze.ru/hocking-view/

  • https://plus.google.com/+KirillMavlyanov Kirill Mavlyanov

    В чём кроме популизма Мизулина- эксперт?