Игровая академия: Duma edition

Подхожу к зданию Госдумы и внезапно вижу очередь из двух сотен студентов. Спрашиваю охраннику, есть ли шоркат для специальных гостей, — говорит что нет, все с разовыми приглашениями равны. В очереди смирно стоят и взрослые мужики, да. Мрачно иду вдоль нее и нащупываю телефон — звонить организаторам, чтобы разбирался с фейлом.

Тут меня внезапно ловит мужчина в пиджаке. «Константин, вы же тоже на заседание. Давайте прорываться вместе». Мужчина подходит к первому студенту в очереди и начинает ему втирать: «Молодой человек, не могли бы вы нас пропустить… У нас заседание комитета через десять минут, а вот эксперт (показывает на меня) должен делать доклад перед депутатами Госдумы… Если опоздает — все сорвется!!! Там Митрофанов сидит, все уважаемые люди сидят, а эксперт в очереди застрял…» Я изображаю из себя беспомощного, но очень талантливого ученого из фильмов. Студент тушуется и пропускает. Я внутренне аплодирую коллеге — классно использовал прием «просить как бы не за себя».

Поднимаюсь наверх — а в зале совсем мало людей. Михайлов из Администрации Президента сокрушается: оказывается, представитель инвесторов подъехал, увидел очередь на входе, развернулся и уехал. Такой вот ранимый. Как выяснится позже, люди из индустрии вовсе проигнорировали приглашение. Депутаты (что Митрофанов, что Деньгин) застряли на предыдущем заседании — видимо, обсуждали Крым и вот это все. В итоге, как и в прошлый раз, на заседании сидели игрожуры, Михайлов и странные чуваки, которые хотят от государства денег.

Михайлов, как я писал в прошлый раз, шарит в играх, геймер. Начал с обсуждения о том, кто на каких серверах играет в ArcheAge. Кто-то из странных чуваков начал задавать мне вопросы а-ля «встреча «СИ» с читателями», о судьбе продолжения «Космических рейнджеров» — совсем не то, что мы ожидаем от Думы.

Собственно заседание в отсутствие ключевых людей прошла в формате «давайте решим, зачем мы здесь вообще собрались, что нужно обсуждать и кого приглашать».

Что хочет Михайлов? Чтобы в России делали больше хороших игр (нормальных, не мобильных, но онлайновые ему Ок). Потому что это инновационная экономика, рабочие места, доходы. Ну и ему самому лично прикольно поиграть во что-то хорошее отечественное — это вот читались между строк. Тема патриотизма тоже важна (так проще мотивировать выделение средств), но это не основная задача. При этом Михайлов в курсе, что игровая индустрия поделена уже между транснациональными издателями, и понимает, что конкурировать с ними напрямую — самоубийство. Поэтому нужно сотрудничать с ними и одновременно искать нишу, где наши компании были востребованы.

Одновременно он считает, что частные инвесторы в России недооценивают возможности игровой индустрии. Дескать, деньги у них есть, но они либо не знают об этом рынке, либо плохо в нем разбираются, и только поэтому не вкладывают. Михайлов хочет как-то собрать в одном месте инвесторов и производителей игр и мотивировать их начать сотрудничать. Понравилась ему и идея поддерживтаь образовательные программы в области компьютерных игр.

Я посоветовал несколько вещей. Во-первых, обратить внимание на опыт Канады — просто вот изучить, как они игры поддерживают, и сделать так же. Потому что реально работает. Во-вторых, сконцентрироваться именно на больших проектах с циклом разработки в 3-5 лет, потому что на маленькие мобильные игры инвесторы и так в очередь выстраиваются. В-третьих, если и поддерживать образовательные программы, так только стажировку в реальных западных компаниях. Именно «учить на разработчика игр» — нет, не надо, в мире нет такого успешного опыта. В-четвертых, если и тратить бюджетные деньги — так только под плотным общественным контролем.

Коллеги упомянули кикстартер, и как-то в разговоре родилась идея того, что государство могло бы докладывать деньги в проекты, поддержанные краудфандингом. Условно говоря, собрала игра миллион рублей от реальных пользователей — государство добавило еще четыре. Потому что раз людям нужно — значит, не говно, а действительно хорошая идея.

Михайлов несколько раз озвучивал мысль о том, что нужно в России при Думе создать некий постоянный орган авторитетных людей, которые бы принимали решения про игры. Ну, например, определяли бы, что поддерживать, или выдавали награды за достижения. В его терминология это должна быть Академия. С академиками. Ну, как академики, которые Оскара присуждают.

Я в какой-то момент не выдержал и сказал, что слово «академики» делает мне смешно, потому что ну кого в России можно без смеха назвать «академиком от игр»? Россия, по сравнению с Западом, только учится делать игры. У нас есть уважаемые люди, авторитетные люди — без вопросов, но лучше обойтись без пафоса.

Не нужно вспоминать о Пажитнове только — он после «Тетриса» ничего не сделал и вряд ли может оценивать современные игры (разве что быть свадебным генералом). В российской индустрии также много уважаемых людей, которые буду тянуть одеяло на себя. Один будет агитировать за злой арт-хаус, другой — за хардкорную симуляцию военной техники, третий — за фритуплей, а четвертый будет требовать уволить всех, кто не согласен с ним. То есть, я бы порекомендовал в совет людей, вроде Орловского и еще нескольких, но повторюсь, что их в принципе в России не так много, и без слова «академики» лучше обойтись.

Дальше Михайлов предложил сделать государственную премию в области игр — я ему напомнил о КРИ и пообещал дать координаты ее организаторов. Михайлов еще говорил о премиях игрокам и «модераторам» — ок, я предложил выдавать премию и лучшему игровому журналисту года. ;P Это был единственный момент, когда я попросил что-то для себя.

Однако коллеги не были столь же бескорыстны. Одни всю дорогу молчали и просто строчили в твиттер репортаж (вообще-то, их позвали обсуждать тему, а не освещать ее). Другие во второй уже раз занимались самопиаром (я в это время корчил рожи и фоткался с красивой девушкой справа). Более того: оказалось, что игровой телеканал уже успел подать официальную заявку в Госдуму с просьбой организовать ему федеральное вещание, а два игровых медиа тоже для себя что-то попросили. Ох.

Под конец я скажу одну важную вещь. Конечно, многие люди в индустрии справедливо полагают, что лучше с государством не иметь никакого дела, спокойно работать, зарабатывать деньги и все. Однако довольно глупо прятаться от государства и отказываться разговаривать с ним. Потому что в какой-то момент окажется, что власть приняла очередное идиотское решение по играм. Поднимется крик. А власть такая — «ну, вы же нам не объяснили вовремя, что такое виртуальная валюта, что такое стим, что такое кикстартер, вот мы случайно их и запретили». И рассказывать все это лучше не постфактум, не постами в бложиках, не петициями и не митингами, а живьем и живым людям. А если и после этого все равно примут идиотический закон — ну тогда они действительно силы зла, а вы все в белом.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000696526987 Alexei Dubinski

    …и заключенных в лагерях не варежки шить заставлять, а фармить в WoWе на благо бюджета

  • http://vk.com/id104006975 Никита Михайлов

    Как насчет откапывания наследия российской игровой индустрии, а также «внутренней ниши»?
    В России сделали много игр, но сейчас их хрен легально найдешь(что в ретейле, что в сетевой дистрибьюции). А то что есть — сущий позор(наборы петек от буки например).
    Поскольку у нас немного другой менталитет, то есть собственная ниша, недоступная для иностранцев(русские квесты, индюшатина вроде рейнджеров и вангеров). Плохо то, что наши издатели успешно её убили.

    • https://plus.google.com/106730270488771911925 КлаусЪ Понев

      «собственная ниша, недоступная для иностранцев»
      Русские игры вполне популярны и на западе, если нормально переводят и хоть немного продвигают.

      • http://vk.com/id104006975 Никита Михайлов

        Я имел ввиду игры, предназначенные в первую очередь для внутреннего рынка, которые не смогут разрабатывать иностранцы(как в Японии).

        • http://twitter.com/mad_electron Denis Bondarenko

          А какие это могли бы быть игры?

          • http://vk.com/id104006975 Никита Михайлов

            Были же «русские квесты»(тьфу-тьфу).
            Сейчас нишу придется искать и разрабатывать практически заново — но главная мысль в том, что в идеале значительная доля рынка должна обеспечиваться отечественным производителем, причем добровольно(как кино в Индии или игры в Японии), а не как у нас поддерживают кино, гоня на сеансы школьников .

          • http://twitter.com/mad_electron Denis Bondarenko

            Звучит несколько похожа на «В игре должна быть фишка, какая — решает сам разработчик».

            И если искать такую нишу, то идеальной игрой будет ftp-MMO про криминал. Вы такое хотите?
            Я, напротив, считаю, что игры должны быть такими, чтобы в них взахлёб играли на западе. Украинцы же с Метро 2033 смогли.

          • http://vk.com/id104006975 Никита Михайлов

            А я считаю, что добиваться признания запада — это «низкопоклонство». Если не будет признания среди своих, то о признании среди чужих можно даже не мечтать.
            Где-то в прессе были материалы по этой проблеме — делать ААА чисто для своих невыгодно+все хотят сделать свой Fallout/Doom/Neverhood/*вставьте название запомнившегося русским игрокам тайтла*.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100004213474837 Alex Behterev

            Да, только метро уж сильно «прозападная» игра получилась, полуконсольная, да и немного пластмассовая. Лично впечатление хорошее, однако «процентное содержание души на массу продукта» не порадовало.

            А вот Сталкер, пожалуй, действительно можно окрестить как «высокий продукт для массового потребителя, ориентированный изначально на внутренний рынок», хотя это и немного не так в финансовом плане, однако в моральном реалии игры очень близки игроку именно у нас, в том числе совершенно нефантастические антуражи всеобщей заброшенности.

            И обидно, что других русско-ориентированных-но-хорошо-известных-на-западе игр нет и не планируется.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    Ты, Врен, вот что скажи. Представители игровой индустрии так же смешно выглядели как и в прошлый раз? Ну правда же, в прошлый раз депутаты были какими-то исполинами, академиками, если хочешь, а игровые журналисты — студентами-первокурсниками.
    Диалог-то вышел? Или опять говорили о разных вещах? Журналисты: вот, надо поддержать индустрию, бла-бла-бла. Депутаты: так вы с примерами, пожалуйста, с конкретными инструментами. Журналисты: …..

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Сейчас получилось бла-бла, вроде междусобойчика журналистов, плюс была еще пара идиотов, которые все портили.

      Т.е. все на одном языке, нормально, но без конкретных решений и заявлений.

  • https://plus.google.com/+ЕвгенийЛысенко Евгений Лысенко

    «Как выяснится позже, люди из индустрии вовсе проигнорировали приглашение.»

    Ну, понятно, им до лампочки, что будет с их индустрией и их бизнесом в перспективе, им надо грести лопатой, а не учиться, пока нефть не иссякла. Я вообще полагал по наивности, что управление компанией — это инвестиция в будущее, с умением в нём и разбираться, и на него влиять. А то иначе даже корыстные цели какие-то очень мелко корыстные.

    • http://twitter.com/Sp_Jerusalem Спайдер Иерусалим

      Тут на подкасте у Галенкина оказалось, что заседание совпадало с GDC.

  • https://plus.google.com/106730270488771911925 КлаусЪ Понев

    «обратить внимание на опыт Канады — просто вот изучить, как они, и сделать так же.»

    Этот совет можно всей думе дать. Хотя они и так знают.

  • http://twitter.com/AnarkiQ3 Pavel Gorovtsev

    Про краудфандинг — в теории хорошая идея, а на деле выльется опять в распилы, если государство хочет в 4 раза больше «пользователей» денег давать, то кто-то просто нашпигует псевдопользователей и наварится

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001070644537 Verty MacTerrun

    Делать им нечего в Думе, я смотрю.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001366585881 Дмитрий Прима

    Конкретного предложения нет? Ато пустые разговоры могут длиться годами.

  • http://twitter.com/mad_electron Denis Bondarenko

    Патриотическая составляющая + хороший бюджет (от государства) + популярный жанр…Дождусь ли я Modern Warfare «за наших»?)
    Ещё бы шутеры у нас умели делать. А для этого кадры должны быть не только талантливыми, но и подготовленными. А для подготовки нужно что? Правильно, учебные заведения.

    Константин, подкидываю тебе тему про игровые учебные заведения для следующего заседания 😉

    • http://vk.com/id104006975 Никита Михайлов

      А я хочу наш «No One Live Forever» — юмористическая версия холодной войны за Советский Союз с майором Прониным в качестве ГГ.

      • http://twitter.com/mad_electron Denis Bondarenko

        Отличная идея, кстати!
        Что же касается собственно NOLF, то я и не нашему-то был бы рад =)

  • http://vk.com/id3778793 Юрий Волошин

    Константин, а вы бы сказали Михайлову вот про это: http://blog.gamesjam.org/ тут сейчас более сотни проектов заявлено в номинацию «играбельная версия». Вот он, молодой отечественный геймдев. И в жюри там Орловский, Дыбовский и куча других умных людей. С проектами, которые покажут хорошие результаты на джэме, вполне можно работать дальше.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001712127615 Jessi James

    А на этом заседание касались темы законы Михеева, ну того, о запрете продажи шутеров в доступных для детей местах. Просто «комитет женщин и детей» при госдуме(его возглавляет Мизулина) назначен ответственным и рекомендовал его к принятию. И всё эту не сулит ничего хорошего.