Игрожур и пресс-копии

Тут внезапно выяснилось, что кое-кто считает, что пресс-копии — это типа не комильфо, потому что ими можно подкупить журналиста. Давайте я вам расскажу, как это работает на самом деле.

Пресс-копии бывают четырех видов.

1. Специальная пресс-версия для дебага, выдается до релиза. Раздается на болванках с криво подписанным названием игры и названием издани. Запускается только на дебаг-версиях консолей, которые в России есть только у десятка изданий. Раньше 60% игр мы получали именно в таком виде. И благодаря этому могли в журнал относительно оперативно ставить рецензии. Сейчас версии для дебага практически вымерли.

2. Промо-копия. Такая игра работает на обычных ритейловых консолях, но на накатке к диску четко указано, что это промо-копия, на коробочке тоже жирно написано, что это только для промоушна, не для перепродажи (соответственно, нет коллекционной ценности). Промо-копии, как ни странно, обычно присылают после релиза. Примерно 10% игр мы получаем так.

3. Обычная ритейловая копия. Их иногда присылают до релиза (могут даже за неделю до), но чаще ровно в день релиза. Это примерно 30% игр.

4. Цифровой код на скачивание игры. Сейчас 60% игр мы получаем именно так, причем обычно до релиза. Код работает на обычных консолях.

Что мы делаем для того, чтобы получить игры?
Ничего. Издатель их автоматически присылает. Иногда нужно пнуть его, чтобы прислал пораньше, или спросить, когда будет, но даже если ничего не делать, игры все равно приедут.

Что мы должны сделать в обмен на получение игр?
Ничего. Издатель может спросить, когда будет рецензия, но если игра неинтересная, то можно смело отвечать, что никогда. Издатель ведь тупо присылает всю линейку (мой личный кумир — Angry Birds для консолей на диске, которые в ритейле стоят 2000 рублей). А пресса пишет о том, что ей интересно.

Угрожал ли хоть раз издатель перестать присылать игры из-за низкой оценки?
Никогда. Ну серьезно. Издатель может угрожать отозвать рекламу или перестать звать в пресс-туры, но копии игр — это настолько смешно в масштабах бизнеса (и издателя, и прессы), что даже речь об этом заводить нет смысла.

Что происходит, если издатель не присылает игру или делает это слишком поздно?
Она покупается за счет редакции (не лично журналистов, а медиа). Или прямо, или косвенно (журналист покупает игру за свой счет, а редакция компенсирует расходы).

Что потом происходит с игрой, по которой была написана рецензия?
Она рассасывается. 😉 Формально это собственность редакции, в реальности она может кочевать некоторое время туда-сюда (например, передается дисковой команде для отснятия видео), а потом оседает в шкафу в офисе, либо у того, кому она больше всего нужна.

При этом, например, допустим, что журналист писал рецензию по версии для дебага. Потом дебаг вернулся в редакцию, у человека осталась болванка, но с ней ничего нельзя сделать, только уничтожить. И если игра понравилась — ее все равно надо покупать. Примерно та же история — с кодами на скачивание и промками. Все равно вместо них надо покупать нормальные версии, если хочется поставить игры на полку. Только ритейловые копии — действительно нормальные. Но их на всех не хватает. В издание привезли одну копию — ее и получит один журналист, а еще, скажем, шесть журналистов купят за деньги.

Конечно, даже то, что часть игр можно получать нахаляву, — это круто. Но надо понимать, что это «круто» уже заложено в каком-то смысле в зарплату/гонорары журналиста. Условно говоря, работать редактором «СИ» за 80 тыс. рублей в месяц в расчете на то, что за месяц в среднем получишь халявных нужных игр на 6 тыс. рублей, = работать редактором «Хакера» за 86 тыс. рублей. Такой вот у игрожуров соцпакет, ну извините.

P.S.
Возможно, кому-то неочевидно, что несколько игр в месяц — это безумно мало для хитрых коррупционных схем по подкупу игрожуров. Я помню, как в комментарих к похожему посту читатели писали, что в их представлении реклама игры в журнале или на сайте стоит 10-20 тыс. рублей. Тогда, конечно, прислать пресс-копию — это прямо как мешок денег прислать. На самом деле, издатель если и давит на прессу, то речь идет о контрактах на сотни тысяч и миллионы рублей, либо об эксклюзивных интервью и визитах в студии разработчиков. И даже такое давление — это редкость, и опытный главред легко с ним справляется.

P.P.S.

Да, и если вы сами пишете об играх разные хвалебные вещи в обмен на пресс-копии, то это примерно как отсосать негру за сто рублей.

  • Sergey Krylov

    >>Да, и если вы сами пишете об играх разные хвалебные вещи в обмен на
    пресс-копии, то это примерно как отсосать негру за сто рублей.

    Взял и публично унизил Логвинова 🙁

    • Vladislav Rebrov

      чет несмешно

      • Sergey Krylov

        Антоооош?

        • MegaIniesta

          В игры играть надо, а не говнить! Тем более, что потом могут и не позвать на пресс тур в Рим или на яхту к Гильмо. Так или инчае 10 из 10!

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Вы недоооцениваете рекламные контракты Логвинова. ))

      • Sergey Krylov

        Вот если бы он сам признался, то было очень круто. А то ведь строит из себя фаната PS.

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Ну и он и фанат тоже. Я не думаю, что он бы стал рекламировать какой-нибудь кал.

          • Sergey Krylov

            Ты не понимаешь.
            Человек целенаправленно говнит игры МС. Целенаправленно хвалит игры Сони. Даже если игра выходит говном, он смягчает краски. Это, конечно, допустимо, но тогда нехай кричать в своём бложике про «не зависимого журналиста (два года с ошибкой висело у него в личной информации)» и «единственный объективный блог».
            При этом, уверен, на прямой вопрос о гонорарах он не ответит, а пошлёт или забанит.

          • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

            Слушай, Логвинов снимал крутой репортаж о старте Xbox One в России. Он кричал в камеру ИКСБООООКС, и я по его просьбе тоже покричал. Так что ты заблуждаешься.

          • Sergey Krylov

            Форцу он обосрал как мог. К каждому скриншоту приебался.
            Выходит Driveclub. Номинально не лучше, а то и хуже. Он пишет: «ну ничего, бывает, всё поправят». И вот так во всём.
            Есть разница? То, что человек кричал в камеру ещё ничего не говорит.

          • Golemming

            Уж на что я не люблю Логвинова, но он просто любитель Gran Tourismo, а не аркад. вот и все. Он же в блоге пишет личном, можно говорить что думаешь, а не выражать «мнение всея редакции»

          • Sergey Krylov

            Если человек по одному скриншоту говорит, что игра — говно, то это не любитель GT, а обиженная фанатка с форума.

          • michail st

            низачто не поверю что ему нравится играть в трэш на который он делает обзоры))сам небось играет в жрпг втихоря пока никто не видит)))

      • Vsevolod Unavoidable

        А таки есть что оценить?

  • https://twitter.com/uncrewedcolt dontshootota

    А отсосать у негра за сто баксов — это совсем другое дело!

    • Леонид Котовский

      а у белого отсосать норм?

      • Hardy

        Написали же в январе

    • AleksandrKrykov

      Пока что нет, но уже в январе…

      • Zahar Gul

        Мда….

  • Firepocket

    А ещё иногда дебаг-версии не работают, а через пару дней узнаётся о переносе релиза почти на год. Это вообще странность.
    Бывают ещё забавные пресс-версии по ключам — у меня в Steam до сих пор висит K&L2 с разблокированными миссиями, но, разумеется, после релиза она не запускается.
    И есть ещё один вариант — всякие подарочные (и не очень) копии журналистам, приглашённым на всякие старты продаж и прочие презентации. Но они, опять же, не обязывают ничего не то что хвалить, но и вовсе писать какие бы то ни было тексты.
    Хотя некоторые нынче покойные издатели посредством PR-менеджеров иногда вели себя не очень красиво после плохих рецензий.

    • Don Johnson

      «Steam» и «коллекционная ценность» — это понятия которые даже на одной странице находиться не должны.

  • Sergey Krylov

    Кстати, бывают ещё специальные пресс-версии. В них входит не только игра, но ещё кое-какое мерчендайз типа футболок, флешек. Гораздо интереснее, если там встречаются дополнительные материалы по игре, но не думаю, что они часто бывают.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Да, бывают специальные пресс-версии, но это очень редко. А доп. материалы по игре — это хайрезный арт.

  • http://shinaar.com Shinaar

    Познавательно, спасибо. Насчёт кодов для цифры и промок недопонял: зачем покупать игру, которую уже прошёл? Просто ради коробки? Но ведь далеко не все игры журналист будет перепроходить. На самом деле, как раз есть возможность не брать в коробках многие вещи, сэкономить деньги и место на полке.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Если игра понравилась, то и ради коробки, да. И чтобы перепройти нормально, а не в спешке.

    • Don Johnson

      Зачем перечитывать книгу, которую уже прочитал?

      • http://shinaar.com Shinaar

        Именно. Почти никогда не перечитываю.

        • Денис Моргун

          Почему бы и нет? От человека зависит. Глупо задавать подобные вопросы, пусть даже и риторические.

          • http://shinaar.com Shinaar

            А не глупо не дочитывать комментарий, где написано «далеко не все игры журналист будет перепроходить»?

          • Денис Моргун

            Я про книги, если что. На изначальный комментарий мне решительно по барабану.

        • Don Johnson

          Это очень ограниченный и незрелый подход.

          • http://shinaar.com Shinaar

            Это очень однобокое и ограниченное суждение. Все люди разные. Кто-то любит ностальгировать, «освежать» воспоминания. А кто-то любит не зацикливаться, побольше новых впечатлений получать. Я быстро схватываю, много запоминаю, мне хватает одного прочтения чаще всего. Есть исключения, но их десяток едва наберётся.

          • Don Johnson

            Ставлю 1 против 100, что протестировав, что помнится из «быстро схваченной» книги, я найду как минимум 10 пробелов. 🙂

          • http://shinaar.com Shinaar

            Это логично. Но ведь главное и не «запомнить максимум». Просто вот есть серия «Ведьмак» (книги). Она мне очень нравится, один из любимых циклов. Читал лет 10-12 назад. Если возьмусь перечитывать — будет скучно, потому что хорошо помню основные события. Только и всего. Лучше за новое возьмусь — время не резиновое, чтоб старое мусолить.

            Но это лично мой подход, и я ни разу не считаю, что регулярно перепроходить, например, Bioshock — стрёмно. Просто не моё.

      • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

        Я перечитываю все понравившиеся книги раз по пять.

        • Golemming

          в книгах потенциал открыть что-то новое при перепрочтении выше чем в игре.

      • Easter3000

        Освежить воспоминания. Плюс, я иногда открываю для себя новые вещи в книге или вообще понимаю посыл, заложенный автором. Особенно, если читал впервые в юном возрасте.

        • Don Johnson

          Это был риторический вопрос с сарказмом и от противного.
          То есть, я подразумеваю, что любой нормальный человек понравившиеся книги перечитывает.

          • Easter3000

            ОК.

  • Степан Салин

    Не очень понимаю, зачем журналистам присылают копии и водят на пресс-показы раньше основной массы.

    Ну вот вышла 4-го июня рецензия на The Last of Us и там написано 10/10. Что мне с этим знанием делать? А ничего, ждать 14 июня.

    Вот вышла 28 октября рецензия на Интерстеллар — мол, крутой фильм, точно иди, Нолан не подкачал. И что мне с этим знанием делать? А ничего, ждать 6 ноября.

    Мне чихать, что какое-то там издание поставило игре много баллов, мне не чихать, что пока я тут считаю часы до релиза, кто-то уже отзыв пишет и причем еще ничего за игру не заплатил.

    Ну вот такой я школьник в душе. Пинайте.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Игру журналист получает на неделю раньше, чтобы успеть ее пройти и опубликовать рецензию одновременно с релизом. Сильно заранее нет никакого смысла публиковать.

      Ну и да, смысл тут в том, чтобы геймеры заранее узнали, Ок игра или не Ок.

      Поэтому, кстати, был скандал, когда Юбисофт попыталась запретить прессе публиковать рецензии в день релиза (чтобы пресса не рассказала людям о багах).

      • Степан Салин

        Да, тут все разумно, я понимаю. Просто рецензия на 10/10 на TLoU от IGN за 10 дней до выхода игры в продажу выглядит как издевательство над игроком. Ну там не IGN, по-моему, отличился, а просто эмбарго сняли, у меня от этого случая неплохо так пригорел.

        Чувствую, нас ждет что-то типа этого с Фантомной Болью. Попробую не батхертить в комментах, когда она наконец-таки выйдет, сволочь такая.

    • Don Johnson

      Ну, подождешь. В чем проблема? Зато точно знаешь, чего ждать, а чего нет.

  • Deaf Dolphin

    На изображении личная коллекция или редакционные промо и дебаг-версии?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Картинка из Интернета.

  • Emperor Cats

    «отсосать негру за сто рублей» — Рыжий как обычно о своём

    • Don Johnson

      Походу, это у тебя настольная фотография. Честно говоря, я бы поостерегся с тобой здороваться за руку, если у тебя такие фото всегда с собой.

  • Victor Mikhalev

    Константин, а вы сейчас кем и где работаете-то?

    • Zahar Gul

      Админом на RU IGN.
      На амеров вкалывает.

  • Don Johnson

    У некоторых промо-копий как раз очень высокая коллекционная ценность. Они на e-bay хорошо уходят.

    • Eugene Andzhe

      Ты уверен, что не путаешь пресс-киты и промо копии? Первые как раз-таки высоко ценятся.

      • Don Johnson

        Может быть и путаю, конечно. Но они разве никак не пересекаются?

        • Eugene Andzhe

          Нет конечно. Промо версии это обычные диски с невзрачной накаткой. В случае с PS3 у промо копий часто даже своей полиграфии нет, просто диск в коробке.

          • Don Johnson

            Но пресс-кит — он же тоже не для продажи, а как раз для журналистов, заранее и с допматериалами.

          • Eugene Andzhe

            Ну.
            Ценность выше тем, что у пресс кита уникальное оформление, уникальный дизайн. Выпущен в очень ограниченном количестве, в отличие от промо копий, которые можно тысячами штамповать.

            Слева пресс кит GOW3, справа обычная промка другого GOW.

          • Don Johnson

            Понял.

  • Toshio99

    Спасибо Константин за рассказ из закулисья 😉

  • http://www.clippings.me/nikolaylapko Nikolay Lapko

    >Да, и если вы сами пишете об играх разные хвалебные вещи в обмен на пресс-копии, то это примерно как отсосать негру за сто рублей.

    Должно быть «если вы пишете об играх хвалебные вещи в обмен на ***, то это как отсосать».

  • Alex Sparrow

    Привет, я — «кое-кто» по ссылке.

    Так вот, я хочу сразу сказать, что ни в коем случае не лез с претензиями в «большую прессу», мне были интересны в первую очередь блоги.

    Потому что в блогах, особенно новых, часто нет «имени» (известности, связей) и главреда, который бы получал игры и раздавал их, условно говоря, авторам.

    Посмотрим, например, что пишет на своем раннем игровом бложике девочка, из-за которой в 2012 один важный английский медиахолдинг грозил судом за клевету другому медиахолдингу поменьше:

    http://web.archive.org/web/20100213090917/http://viera.nu/?p=550

    Бложек на вордпрессе/аналоге стоит копейки, рекламы там нет. За номинальные рецензии (при хороших, как говорит Карина, связях) блоггер получает от издателей и платформхолдеров и игры, и консоли.

    И вот тут меня как потенциального читателя начинают мучать вопросы. Да, я понимаю, что блоггер пишет для себя и мне ничем не обязан.

    Но вот представим, что есть эээээ игровой блог, один из авторов работает в крупной компании-издателе игр, а другой постоянно пишет рецензии на все выходящие игры этого издателя, не упоминая, как эти игры ему достаются.

    Не стоит ли хотя бы перед каждой статьей на таком блоге делать плашку с упоминанием, кем предоставлена эта игра, и не стоит ли на странице about написать, где работают авторы — чтобы избежать всех недоразумений впоследствии?

    • Don Johnson

      По-моему, искренне верить, что игры могу быть основанием и достаточной платой за какой-то специальный обзор — это вершина школярства и нищебродства.

      • Alex Sparrow

        а кто в игровых бложиках пишет, всё успешные дяди с доходом не ниже $4000?

        • ntangl

          Ну так все ж хотели «глас народа» вместо зажравшихся журналистов. Вот и получили.

        • Don Johnson

          Я не знаю, игровые бложики картавых и неграмотных школьников я не смотрю и не читаю. Зачем мне тратить время на то, чтобы узнать никчемное и идиотское «мнение» какого-то малолетнего дебила?

          • Alex Sparrow

            А я вот не пью, но это же не значит, что водочных заводов нет.

          • Don Johnson

            И? Какая связь?
            Моя мысль была в том, что никто не будет посылать диски ведущим школьных бложиков. Никто. Даже если они готовы отсасывать у негров.

          • Alex Sparrow

            но посылают.
            потому что это пиар.

          • Don Johnson

            Думаю, посылают такие же неудачники. Кто всерьез из больших игроков может интересоваться пиаром какого-то школьника?

          • Alex Sparrow

            не знаю. игры вообще — продукт для неудачников и эскапистов.

          • Don Johnson

            Не факт. Многие очень успешные люди играют в игры, как средство от стресса.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Написать, где работают авторы, — нормальная практика.

  • ZombiekRP

    «Угрожал ли хоть раз издатель перестать присылать игры из-за низкой оценки? Никогда. Ну серьезно. Издатель может угрожать отозвать рекламу или перестать звать в пресс-туры, но копии игр — это настолько смешно в масштабах бизнеса (и издателя, и прессы), что даже речь об этом заводить нет смысла.»

    Есть минимум одно представительство гигантского мейджора, которое нам, например, не присылает именно с аргументом «вы наши ААА-игры засираете».

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Слушайте, ну мы их AAA-играм неоднократно ставили «самые низкие оценки в мире» (собственно, цитата этого мейджора). И что? А ничего.

      Игровым компаниям не нравится, когда их игры «засирают» без достаточной аргументации. Или когда, например, рецензию пишет человек, который заведомо ненавидит сериал. А если в тексте все претензии по делу, то компания может поныть (и здесь очень важна работа главреда, который объясняет, что все претензии по делу), и Ок.

      И я знаю примеры (не про вас), когда автор, например, публично заявлял: «ваша игра — говно». Разумеется, он не получал копию сиквела этой игры. А мы этой игре поставили 6 баллов (при метакритике 82) и без оскорблений, спокойно перечислили недостатки. И норм. Журналист должен быть вежливым и адекватным, это да.

      • ZombiekRP

        Ну я не могу наши рецензии назвать невежливыми и неадекватными. Но тем не менее есть один мелочный человек в представительстве, из-за которого крупная корпорация выглядит как обиженный сопляк.

  • Duke189

    Мне почему то всегда казалось что это естественно что журналисты получают копии игр. Ведь в таком случае рецензии будут куда более адекватными и менее ангажированными. Если автор купит игру за собственные деньги то велик риск что он закроет глаза на часть недостатков из-за того что за игру уплаченно, и вроде как признавать себя дуракаом не камильфо. А с бесплатной копией как говорится «глаза не замылены». Мне кажется бесплатыне пресс-показы фильмов, лежат в этой же области, нет?

  • kapsilon

    Я абсолютно уверен, что пресспоказы и пресс релизы нужны, но меня всегда удивляло «эмбарго» по времени, как система управления.

    Игрожур, как и любой жур, не создаёт «основной» продукт, а только вторичный (не значит, что не нужный). Но даже здесь вместо собственных решений приходит команда сверху, и всё ради того, чтобы создать точку наивысшего хайпа среди людей в день продаж (электронных или материальных не важно), это в любом случае идёт на руку производителю основного продукта. А игрожур получается ещё одним звеном в пиар-компании и не более того, при этом пытаясь заработать самостоятельно (продавая копии вторичного продукта или рекламное место не суть), то есть компании производителю в принципе всё равно.

    Упрощу с негром в более жизненной ситуации: жур отсасывает у негра бесплатно, а потом выходит на улицу с гитарой и поёт об отсосе, чтобы получить деньги с прохожих.