Как сделать свою игру

Пишет Владимир Маслов:

Уверен, среди читателей есть те, кому интересно — легко ли в наши дни сделать свою небольшую игру?

Правильный ответ — нет, не легко. И не будем вспоминать сейчас о клоунах, которые берут демо-проект из поставки Unity, пихают в него модельки из Asset Store по рублю и выставляют всё это дело на суд людской. Поговорим лучше о том, какие неожиданности могут вас встретить. Я-то знаю — я читал игрожуры с начала 00-ых, когда-то это был легендарный Game.EXE, и, сколько себя помню, всегда мечтал увидеть движущиеся пиксели на экране, ожившие в моем коде, а на днях моя игра вышла в Greenlight и показала себя там не так уж и плохо (посмотреть ее можно по ссылке http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=571768279).

Надеюсь, что у вас уже есть достаточно безумства, чтобы стартовать, и достаточно решимости, чтобы довести дело до конца — она вам еще понадобится, и не раз. Возьмём такую очевидную тему, как качественный арт (как, впрочем, и всё остальное) стоит немалых денег. Заказать спрайт 64×64 пикселя с одним человечком обойдется примерно в $10-$20 (может и в $30-50, если вы решили замахнуться на опытного исполнителя). Поэтому в том случае, если вы соберетесь сделать что-то чуть более серьезное змейки, рисовать придется самостоятельно силами вашей команды. В ней есть художник? Приготовьтесь, что он в любой момент может уйти, и вам в лучшем случае придется искать нового артиста, который сможет рисовать в похожем стиле, иначе — выбрасывать все наработки на помойку. В вашей команде нет художника? Что ж, еще лучше — тогда рисовать придется самому.

Всё было бы действительно плохо, если бы вокруг не были так щедро рассыпаны руководства по пиксель-арту и бесплатные текстуры (да, не слишком хорошего качества, но на халяву — и уксус сами-знаете-что). Конечно, хороший и плохой пиксель-арт разделяет пропасть — но, например, я вот и не претендую на то, что в моей игре хороший арт — нет, для меня главное, что он «работает».

У вас ведь наверняка есть несколько друзей, которые все уши прожужжали вам тем, что «графика — ничто, всё делает геймплей»? Тезис, конечно, излишне максималистский, хотя доля справедливости в нём есть точно. В случае с собственной игрой нужно помнить — вы не Blizzard с миллионными бюджетами из кармана инвесторов, да и нет никакой гарантии, что ваш инди-проект окупится. Но брать игроков чем-то придется.

Например, музыкой. В нашей стране, наверное, почти каждый пытался научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, и многие писали музыку на компьютере. Почему бы не взять музыку, доступную бесплатно? Потому что до этого подобное решение приняло еще несколько человек, и вряд ли вы станете первыми в своей инициативе. И надоедливый чиптюн, который слышится в 256 раз, едва ли добавит прелести… нет, не игре, трейлеру.

Ведь театр нынче начинается с трейлера, после которого может внезапно выяснится, что и игры-то такой никому не нужно даже даром. И, представьте себе, ваши представления о том, что нужно игрокам, скорее всего не совпадут с реальностью. Отзывы игроков (и зрителей) будут рвать игру на части в десяти разных направлениях. Как принимать верные решения в такой ситуации? Доверьтесь своей интуиции и наблюдениям. Нет ничего лучше наблюдения за живым человеком, играющим в вашу игру. Так вы сможете понять, надоест ли она уже на пятой минуте, или же он с остервенением будет терзать клавомышь в попытке стрейфиться куда подальше и ему будет совсем не до вас.

Да, дорогая качественная графика и музыка помогут игроку легче погрузиться в это ощущение. И нет, они никогда его не заменят.

  • Артем Санин

    «КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ ИГРУ»

    Да никак не делать. Чужих не хватает, что ли?

    Вот серьезно, я не понимаю, почему толпы народа бегают с горящими глазками «я хочу работать в геймдеве». Почему-то фильмы или сериалы такого задора в стиле «я хочу сделать своих Ходячих Мертвецов с азартными играми и падшими девами» не вызывает.

    Графоманов и так хватает, присоединяться к ним не надо.

    • http://progamer.ru FrostBite

      Тут платят много и всякие опционы обещают 🙂

      • Артем Санин

        «платят много»

        Ню-ню. Мягко говоря, не всем. Есть области с куда большими средними доходами и куда меньшими рисками.

        Кроме того, хотеть зашибать деньгу и хотеть работать именно в геймдеве — все-таки довольно разные хотелки.

    • Streecs

      Потому-что простенькую игру запилить в одиночку реально, а кинцо снимать в жало не получится — нужны актеры(хотябы один). Ещё такая причина, что комп есть у всех и многие играют на нем в игры, а камера нормальная есть не у всех. Снимать фильм на телефон — не комильфо и это понимает почти каждый школьник.

      Пост как-то ни о чем. Никакой информативности, своего названия не оправдывает.

      • Артем Санин

        Документалку — запросто можно запилить в одиночку. Да, это не «Звездные войны» — так и «простенькая игра» — это не Ведьмак 3.

        • Streecs

          Для документалки нужно какие-то исследования делать, источники искать. Это слишком сложно и нудно, для людей у которых руки чешутся самовыразиться. Конечно, можно дворовых собак днями снимать, но это нахрен никому не нужно.

          • Артем Санин

            Для людей, которым «какие-то исследования делать, источники искать — это слишком сложно и нудно» — о, я прямо вижу, как у них из-под пера клавиатуры выходят шЫдевры игроиндустрии. А потом они продают их миллионными тиражами — ничего не изучая, легко и приятно.

            Слабоумие и отвага!

          • Streecs

            Клавиатура-то вот она — перед глазами. Твари — не хочу. И творят. Бывает даже лучше чем у Владимира Маслова получается.

          • Артем Санин

            (мягко) Повторю еще раз — мне как-то очень не кажется, что получается что-то у идиотов тех, кто страшится «сложного и нудного». И в художественном смысле, и в коммерческом. Получается как раз совсем у других.
            Я могу прозвучать несовременно, но мне все еще кажется, что для того, чтобы создавать что-то хорошее (в том числе игры, но не только) все еще нужны мозги. И трудолюбие. И желание узнавать новое. А не только желание твАрить.

          • Streecs

            Так никто и не говорит про качество. Люди просто хотят делать и делают. А как получится тут — фиг знает. Важен даже не столько результат, сколько осознание «Я делаю игру! Круто!».

          • Артем Санин

            Пусть лучше порнофанфики пишут. Толку столько же, творческой реализации столько же, а вреда меньше.

          • Streecs

            Ну ты сравнил. ИГРУ и порнофанфик. Порнофанфик родителям не покажешь.

          • Артем Санин

            Еще одна польза.

        • realavt

          На простенькой игре внезапного бабла и известности рубануть можно гораздо больше, чем на никому не нужной документалке 🙂 Вспомнить всякие сраные VVVVV или The Binding of Isaac. Или Undertale тот же. С аналогично дешевым кинцом дальше трех с половиной просмотров на ютубе не уехать никак.

      • http://www.globaltrash.ru Pasya

        Всё в корне не так.

        Везде и во всех сферах рулят исключительно идеи, а не техническая база и размышления в стиле «снимать на телефон не комильфо» (сейчас даже полные метры снимаются на айфон, пока другие на словах мечтают о «приличной» камере). У тех же школьников-студентов в подавляющем большинстве идей нет, поэтому они ничего и не создают, либо тупо ухватываются за чужие идеи (что отчасти правильно, а вдруг неожиданно сделают Майнкрафт).

        Как говорится, у каждого есть карандаш, но не каждый умеет рисовать.

      • Wintermute

        >Снимать фильм на телефон — не комильфо и это понимает почти каждый школьник.

        Все можно оправдать одним словом — артхаус.

    • Yamawaro

      пирамида маслоу.png

      • Streecs

        Можно даже не всю, а верхушку.

      • Артем Санин

        Почему-то с фильмами не пирамида маслоу.png. Почему-то даже с книгами не пирамида маслоу.png, хотя там графоманов хватает. Почему-то именно с играми это явление — массовое.

        Не говоря уже о том, что большинство желателей еще на первые ступеньки пирамиды тов.Маслова как следует не взобрались.

    • realavt

      Так в фильмахсериалах же качество контента на первом месте, а в играх функционалитет вытягивает. Ну и обилие копеечного зомби-треша как раз наводит на мысль, что задора в этом плане у народа таки хватает 🙂

    • Denis Voznyuk

      Внезапно (!) люди хотят заниматься тем, что им интересно и нравится, а не работать в банке менеджером среднего звена. Вот же молодежь пошла. Самовыражаться удамали.

  • realavt

    >У вас ведь наверняка есть несколько друзей, которые все уши прожужжали вам тем, что «графика — ничто, всё делает геймплей»?

    Да даже в этом бложике подобных клоунов-дальтоников хватает 🙂 Недавно как раз с одним дискутировал.

  • Streecs

    Создатель сей великой игры, ты, как представитель людей заваливающих стим своими поделками, объясни мне зачем это в стиме? Раньше такие игрушки на флэше делали и бесплатно они валялись везде, а теперь все в стим лезут. Это все ради простого поднятия своего ЧВС, типо «Моя игра в стиме вместе с нормальными играми есть. Круто. Можно всем друзьям кинуть ссылку похвастаться.»? Я понимаю, архивчик с игрой скинуть это не так круто, как ссылку в стиме дать.

    • realavt

      Таки да, после просмотра предлагаемого трейлера вопрос «Как?» автоматически меняется на «Зачем?» 🙂 Ведь такого мусора реально уже выше крыши, и причем давно.

    • Denis Voznyuk

      а тебе не пофиг, что это есть в Стиме?

      • realavt

        В итоге фиг найдешь что-то приличное, пока через огромные горы подобного мусора пробьешься — всё желание пропадет…

        • Denis Voznyuk

          Не вижу смысла в Стиме вообще что-то искать.
          Но если и делать это, то по тегам, а уж точно не среди инди или уж тем более Грилайта.

          • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

            Да на сегодняшний день там даже искать ничего не надо — стим сам формирует списки рекомендаций, на основе библиотеки, которые можно периодически пролистывать и отмечать понравившиеся игры. И да, теги тоже вещь полезная.

          • Denis Voznyuk

            В рекомендуемых ни разу не видел пиксельных игр, кроме хитов вроде Shovel Knight

          • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

            Вот-вот, и я о том же. Некоторые просто поныть любят, видимо.

          • realavt

            Повезло тебе.

          • realavt

            Решил интереса ради глянуть в Стиме, что ж там за рекомендуемые такие, что всё за вас ищут.

            Первая же строчка: Так как вы недавно запускали игры с меткой «Стратегия» — Counter-Strike и FTL: Faster Than Light! (рукалицо) гребаный говношутер и какая-то уныло-пикселявая хрень. Блестяще!

            Вторая строчка: Так как вы недавно запускали игры с меткой «Инди» — Keep Talking and Nobody Explodes, BattleBlock Theater, Undertale, Mark of the Ninja. Фейерия просто, еще пикселявого говна и какого-то инди-отстоя!

            Может такие как вы и в самом деле жрут всё, что им Стим в рот пихает, но меня от списка этих говнорекомендаций только материться тянет 🙂 Дальше только хуже, вырубил к чертям. Counter-Strike, блин, стратегия, мать вашу…

          • Ivan Kolpakov

            Там когда зигу пасешь надо стратегически мыслить, заниматься микроменджментом прицела. Деньги есть — есть экономика, чем не 4х?

          • MichaelYea@JokepuncH

            FTL и Mark of The Ninja так-то годные штуки, гм-гм
            А андертейл обсосали все, кому не лень.

          • realavt

            Да просто удивительно, насколько всё посоветованное не в тему 🙂 Контр-Страйк, конечно, вне конкуренции…

            Вообще FTL всегда казался какой-то казуалкой для планшетов (с поправкой на рогаликовую харкорность), как будто огрызок от большой игры. И туманно напоминал вот эту игру 1990 года, хоть по механике малость иное:
            https://www.youtube.com/watch?v=mL5dhKpNwD8
            Но в принципе глянул еще обзорлетсплей, наверное надо будет на планшете таки пощупать. Черт его знает, может этот «дуэльный менеджмент» и повеселит в итоге именно благодаря планшету, а то на ПК он совсем чужеродно смотрелся, снес почти сразу же.

            Mark of The Ninja просто не зацепил вообще никак, да и мрачный он какой-то. Не то чтобы игры про ниндзя должны особо весело выглядеть, но просто визуально уныние совершенное.

      • Streecs

        Мне искренне пофиг, но я не понимаю зачем все подряд туда пихать. Вот без этой игрушки и ей подобных стим точно переживёт. Такая игра прибыли особо не принесёт и даже имя на ней не сделаешь. Если это пробный эксперимент, то наверно стоит выложить его после одного действительно удачного проекта чисто ради истории.

  • Михаил Лосевский

    Дааа, про художника верно. Я по вечеркам потихоньку пилю что-то чисто для себя и друзей. Рисовать уже задолбался, а ни конца ни края ещё…

  • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

    Кабздец, люди, как же вы зажрались. Кто-то что-то сделал — фу-фу-фу, гнать его ссаными тряпками, будь как все и ничего не делай, только выплёскивай фекалии в интернетики, пафосно именуя это «дискуссиями». Любой, кто делает что-то, производит продукт — нуждается в том, чтобы этот продукт увидели те, кому он потенциально интересен. Естественно, что для этого все имеющиеся на сегодня средства хороши, тот же гринлайт для того и создан изначально. Это настолько базовые и очевидные вещи, на мой взгляд, что их не надо объяснять людям, которые либо сами хоть раз пытались что-то делать (не обязательно игры, любое другое медиа тоже подойдёт), либо хорошо себе представляют процесс производства и распространения. Стыдоба.

    • realavt

      Когда продукт является беззастенчивым клоном миллионов предыдущих клонов и столь явно делался лишь в надежде рубануть бабла — высокопарные рассуждения о творчестве выглядят малость притянутыми за уши…

      • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

        Высокопарные рассуждения о каком-то абстрактном продукте без какой-либо конкретики выглядят даже не малость притянутыми за уши. Я уж молчу о том, что «всё придумано до нас». Хотя кому я это говорю, лол. Новый Ассассин вышел, айда играть! 🙂

        • realavt

          >Высокопарные рассуждения о каком-то абстрактном продукте без какой-либо конкретики

          Ты вообще тему не читал, прежде чем опровержение строчить? 🙂 Вон и скриншот сверху, и ссылка на страницу в Стиме.

          >Новый Ассассин вышел, айда играть!

          Ну если тебя эта серия привлекает — иди играй…

          • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

            Опять 25. Перечитай мой исходный комментарий, там ничего нет про то что на скриншоте и по ссылке, речь про само явление инди-разработки как таковое. Но зачем читать и вникать, если можно сразу впасть в полемику, правда? 🙂
            Один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность. В общем, всего хорошего, твои комментарии теперь для меня свёрнуты. Постоянный поток отборного бреда утомляет, а счётчик за цифру три перевалил уже давно.

          • realavt

            Ну так и я тебе о явлении инди-зашибания бабла влегкую — но тебе захотелось конкретики, вот и ткнул пальцем в ближайший пример, раз уж ты не читатель, а писатель 🙂

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Битлджус

      Я б на подобный тезис сказал бы, что автор денег требует, а, значит, должен быть готов к тому, что люди начнут интересоваться, за что они, собственно, должны платить, и выражать недовольство, если предлагаемое не соответствует даже номинальной цене.
      Но мне тема неинтересна, пусть это кто-нибудь другой скажет.

      • http://andy-infin.tumblr.com/ Andy Infin

        Это уже совсем другая часть вопроса. Если честно, я вообще придерживаюсь мнения, что современным медиа-продуктам пора смотреть в сторону модели оплаты «кто сколько хочет». Естественно с какими-то ограничениями, минимальными порогами и бонусами за определённые суммы, примерно как на кикстартере, только уже за готовый продукт.
        Но речь о самой идее, о том что сейчас есть возможности для творчества как никогда широкие — и это правда здорово. Художественная самодеятельность существует уже как бы не один десяток, и даже не одну сотню лет. И возмущаться и негодовать по этому поводу — как минимум недальновидно.

  • http://mood-doom.livejournal.com/ Sergey

    Автор текста — ты долбоеб, потому что:
    а) Пост называется «Как сделать свою игру», но а этот вопрос ты не даешь ответа, более того, ты сам еще не сделал ничего стоящего, чтобы что-то советовать.
    б) Весь пост задуман ради форса унылой говноподелки, которых пучок на пятачок, и срать ты ебал, что-то тут объяснять на полном серьезе.
    в) Все, абсолютно, все что ты написал — из разряда «советы от К.О.
    г) Твоя игра — сраный кусок говна, сделаный без ума и фантазии, и такого на стиме можно разгребать лопатами.

    Спасибо за внимание.

    P.S. Врен, нахуя?

  • RedC

    Что-то от поста и комментариев у меня случился приступ недюжинного негодования. Отвечу-ка я всем сразу, может кто прочитает.

    1)Такие игры выходили лет 10 назад на флеше бесплатно и воспринимались как огрызки, безделицы на пару минут. Никому и в голову не приходило, что их можно продавать. Потому и игры были больше удовольствием узкого круга лиц. С повсеместным принудительным знакомством обычных людей с компьютером (привет, Vista) и появлением дешёвых смартфонов обычные люди познакомились с подобными поделками и даже стали с непривычки их покупать на мобилках (дурной вкус, что тут скажешь). А ещё параллельно вышли действительно неплохие первые коммерчески успешные инди-игры, авторы которых потратили несколько лет, кучу денег и душевных сил на производство (как неплохо события описывает Indie Game: The Movie). Увы, это породило волну подражателей в плохом смысле этого слова. А потом ещё и средства разработки стали более дружелюбнее к новичку, и теперь любой школьник, не зная основ программирования, может слепить игру-какашечку.

    2) Если среди этого помёта и появляются самородки, то они тонут в общем болоте, потому что почти никто из тех, кто делает игры не умеет правильно их рекламировать и позиционировать. Вот, допустим автор поста что-то заикался об окупаемости. Захожу на страницу его игры. Я нейтрально отношусь к играм подобного жанра, но люблю играть. Дизайн/графика не впечатлили, но может (в теории) в игру просто приятно играть? После увиденного трейлера и описания я начинаю думать, что это одна из тысяч игр подобного жанра, ничего хорошего. Возможно, любителям подобного жанра игра понравится, но многое ли в таком случае игра принесёт?

    3)Делать игры в наше время значительно проще, чем что-то ещё, необязательно даже владеть какими-либо навыками. Обычно как получается: если команда/человек серьёзно работает/вкладывает необходимые суммы в проект, то игра/фильм/анимация выходит для широких масс, всё сделано на приличном уровне. Иначе на свалке для полутора человека (в случае документального фильма: он выходит на ютубе с 5 просмотрами и представляет собой белый текст на чёрном фоне с откровениями автора). Исключения единичны.

  • Corovaneer

    Да уж. Сам обсирает школьников с Юнити и при этом имеет совесть выложить свой кал на обозрение общественности. Мне бы стыдно было показывать такое. Если эта игра была сделана больше, чем за месяц, то вообще всё плачевно.