Как возродить JRPG

Мне (а также Сереже Цилюрику) очень понравился анонс новой игры от создателей Valkyrie Profile (и, очевидно, похожей на первую часть).

Таких игр (похожих на классические JRPG) на самом деле немало, они выходят обычно на PS Vita и Nintendo DS/3DS только в Японии, производятся за смешные деньги и, в общем-то, уступают классике по всем параметрам, потому что делает их непонятно кто. И не переводятся. Но тут, возможно, даже что-то путное и выйдет.

Но куда лучше было бы, если бы таких игр (от приличных авторов) банально было больше.

Штука в том, что делать современную JRPG с современным графоном — это очень дорого. А сделать спрайтовую JRPG или игру с графикой на уровне Nintendo 3DS/PS2 — это не очень дорого. А сюжет и боевку сделать — это уже вопрос таланта, а не денег.

И в этом смысле логично посмотреть на примеры с Wasteland 2, Divinity и другие современные вариации на тему классических CRPG, которые финансируются в том числе и через кикстартер. Нет никаких причин не делать ровно то же самое с JRPG.

Ну, вот есть же люди из бывшей команды Skies of Arcadia/Phantasy Star — собрали бы деньги на изометрическую JRPG с сюжетом как в Phantasy Star 4/ Final Fantasy VI, легко ведь. И сделали бы игру. И могли бы и выпустить ее на PS Vita/3DS и в цифре на PS4.

Пока я знаю об одном таком случае — игре от создателя Vagrant Story. Денег они собрали 600+ тыс. долларов (нормально), но пока я что-то прогресса особого не вижу. Но даже то, что там будет нормальная пошаговая боевка, уже радует. И хотелось бы, чтобы таких проектов делалось одновременно штук пять, тогда из парочки выйдет что-то действительно путное.

  • http://stratege.ru/ Varyag Ericsson

    Про Phantasy Star далеко ходить не надо. Вспомнить какие крутые ремейки на PS2 вышли. Там не просто графит переработали, но и кучу геймплейных/системных фишек добавили. Увы, к нам они добрались только для чипованных консолей или эмуляторов. Жаль, что права на эту серию находятся у SEGA, которая больше заинтересована в фанатах всяких ритм-Мику, чем в поклонниках классических JRPG/TRPG.

  • AleksandrKrykov

    А что о Disgaea думаешь?

    • ZENK

      Это не JRPG.

  • KolerTG Gepis

    JRPG на мой взгляд живее всех живых…

    • nocch1

      Вот да, людям которые в них не играют только так не кажется. И это прекрасно.

    • Melnik

      Да? Посоветуй крутую девятибальную JRPG на PS4?

      • Arvy

        На PS5 может сразу посоветовать? Они выходят тоннами на 3дс, пс3 и вите.

        • Melnik

          Тонны шлака вроде всяких Ниптуний и Ласт Ребелионов. Вот давеча наблюдал стрим Сворд Арт на ПС4. Выглядит игра как говно мамонта, играется примерно так же. По-твоему это хорошее существование для лучшего в мире жанра игр?

      • KolerTG Gepis

        На пс4 будет SO ,FF 15,FF 7 ремейк
        А уже есть Type-0 и x-2
        Да , много ремейков , но тем не менее

        • Melnik

          Тем не менее что? Типа-0 — это порт не самой шедевральной игры с PSP(!) четырёхлетней давности. Последний Star Ocean был средней игрой. Последняя ФФ была ужасной. А тут, на минуточку, озвучили мнение, что жанр JRPG не надо воскрешать. Он, мол, хорошо себя чувствует. Лично я не вижу в ситуации ничего хорошего совершенно.

          • Arvy

            С жанром всё отлично. Просто если он тебе не нравится или надоел, то может стоит заняться чем-нибудь другим?

      • nocch1

        Набросай пожалуйста список крутых девятибальных JRPG на PS2 2000-2001 года.

        • Melnik

          ФФ10 в 2001 году на PS2. ФФ9, Вагрант Стори и Хроно Кросс в 2000 году на PSone. А на PS3 не было НИ ОДНОЙ девятибальной JRPG за всё время.

          • Ivan Kolpakov

            Ну уж Хроно Кросс никак не 9, но в целом верно

          • Lord Hanta

            да, Хроно Кросс 10

  • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

    >Нет никаких причин не делать ровно то же самое с JRPG.

    Kickstarter = PC. PC + jRPG = System failure.
    =>
    Kickstarter + jRPG = System failure.

    • MaZ

      Продажи Valkyriа Chronicles в стиме как бэ намекают, что всё меняется.

    • Golemming

      уже на шаге PC + jRPG логика спотыкается.

      http://steamspy.com/tag/JRPG

      • Скай Фокс

        South Park: The Stick of Truth xD

        • Golemming

          а почему нет? формула совершенно jrpg-like

          • Скай Фокс

            Чего уж там, каноничная jrpg.

    • Lord Hanta

      Epic. Battle. Fantasy. 4.

  • Мне_ко_второй

    >>Как возродить JRPG
    Никак. В том виде, в котором они были на ПС2 и в начале прошлого поколения.
    А имеет ли смысл переводить жанр из разряда «низкобюджетные поделки для портатива» в разряд «низкобюджетные поделки с Кикстартера» — большой вопрос.

    • MaZ

      Врен же привел пример, что CRPG взлетели в том виде, какими их помнят деды. И с jRPG может такое проканать, т.к. они про боевку и сюжет и в меньшей степени про графон.

      • Evgeniy Ovchinnikov

        Но тут надо УМЕТЬ не только сварганить нечто «в том виде, какой помнят деды», но и талантливо подать сюжет, что бы он не выглядел бездушным «сочинением по общеизвестным шаблонам» — как получилось, например, с Pier Solar and the Great Architects — скучной попыткой европейцев «поиграть в аниме».

      • Golemming

        олдскульные CRPG взлетели? Они как были нишевыми, так такими и остались. Что Pillars of Eternity, что Wasteland 2 больше чем в полмиллиона копий не продались.

        Но если сейчас выпустить старомодную jrpg — даже о таких продажах останется только мечтать. Даже хитовая Bravely Default чуть больше миллион набрала.

        • Qmish

          короче игр вообще нет

        • MaZ

          У CRPG в старые-добрые времена продажи тоже были далеки от многомиллионности колды или фифы. Посмотри смеха ради, какие были продажи у обоих фоллаутов. Или у плейнскейпа.

          «Взлетели» в моем контексте означает, что нашли свою аудиторию, окупились и дают возможность авторам делать и дальше похожие игры.
          Брайна Фарго, вон, не остановить ваще: Wasteland 2, Tides of Numenera, теперь Bard’s Tale 4. Shadowrun тоже подхватил волну — уже третья итерация после кикстартового пинка.
          Если к Pillars будут до конца времен на том же движке делать новые истории, то мне никаких драгонэйджей и массэффектов не надо будет.

          • Golemming

            тогда и народу играло куда меньше.

            ну ок, компания старперов будет выпускать говно для других старперов. И всё так и останется навсегда, т.к. новая аудитория будет очень слабо прибывать. Да и старая устанет жрать одно и то же.

          • MaZ

            Жрут же фоннаты спортивных игр «одно и то же»? Что мешает другим категориям лиц получать удовольствия от игр в жанре, который им нравится? Плюс поток игр-то явно не такой, что писят игр в месяц. Пара-тройка игр в год — это уже норм.

          • Golemming

            спортивные игры продаются многомиллионным тиражом — это раз. А во-вторых — что там менять? Сделать мяч квадратным? Шахматы вон тоже тысячу лет не менялись особо.

            Да ничего, пусть наслаждаются. Просто при этом нужно понимать нишевость забавы. Хотите миллионных продаж и признания — придется поднапрячься.

          • MaZ

            я не писал, что хочу миллионных продаж. с CRPG меня текущее положение дел устраивает. и раз их продолжают делать без миллионных продаж, то и jRPG вполне могли бы по такой модели делать.

          • Golemming

            да делают. Tales of, Disgaea, Atelier — середняка хватает

          • MaZ

            ну, вот. а для возрождения нужен не середняк, а хорошие нишевые игры (судя по тому, что в посте Врена не упомянуто ни одной игры из твоего списка).

  • Sergey Tsilyurik

    Unsung Story делают американцы, Мацуно там призван как креативный консультант/сценарист.

    Но вообще да, всё верно, «сюжет и боевку сделать — это уже вопрос таланта, а не денег». Но японцы выбирают делать копипастное анимешное говно и не замахиваться на что-то более интересное.

  • niggat1ve

    >>
    КАК ВОЗРОДИТЬ JRPG
    никак, японцы рулили во времена пс2 и не смогли в пс3
    более чем уверен , что 15 финалка будет полным пшиком, не умеют японцы в оупен ворлд и 3d jrpg

  • sshirogumi

    Вы с Сергеем, по-моему, рано радуетесь: Spike Chunsoft отродясь не делали нормальных жрпг, только различную фансервисную rogue-like данженкроулинговую парашу.
    А возрождать жпрг надо дорогими и БОХАТЫМИ играми, как это сейчас пытается делать SE, вроде DQXI, SO5 и FFXV .

    • Sergey Tsilyurik

      spike chunsoft — издатель и ничего не делает, делает tri-ace

      более того, это издатель довольно занятных zero escape и danganronpa
      не будет больше много богатых жрпг, покуда все японцы играют на смартфонах, а на западе мода на это все прошла

      • Golemming

        не мода прошла, первоклассных игр в жанре просто нет в последние лет 8

        • Sergey Tsilyurik

          what is xenoblade chronicles

          • Golemming

            отличная игра (как исключение) на консоли, которая не предназначена для таких игр. 900 тысяч продаж для такой игры — просто смешно.

            Выпусти они её на ПС3/360 — ситуация могла бы быть иная сегодня.

          • Lord Hanta

            оффлайн ммо это не жрпг

    • Qmish

      не сметь обижать данжеонкроулеры!111

      • sshirogumi

        А это и не нужно, их жизнь и вселенная и так уже обидела.

  • Evgeniy Ovchinnikov

    Мы тоже ждём Exist Archive: The Other Side of the Sky с нетерпением. И возьмём её для PS4, что бы на большом экране играть.

    Но скепсиса вокруг анонса уже хватает — начиная от послужного списка разработчиков (там ведь не только прекрасная Tri-Ace, но и японопопсовая Spike Chunsoft, штампующая бессюжетные игрушки про стереотипных анимешных мальчиков и девочек) и заканчивая «графон для ПС4 никуда не годится / и ваще это клон Valkyrie Profile». Boт последним так и хочется ответить: «Да и пофиг — во времена Sega Megadrive клоны были повсеместно (тот же Ristar от Сеги же — клон Соника) — но геймеры не заморачивались и играли в удовольствие, а не наковыривали негатив».

    И да, главное в JRPG — это сюжет, боёвка и персонажи. Если всего этого нет (или есть, но уровня последних игр от GUST — то есть, абсолютно незапоминающееся) — то такая JRPG надоедает, не успев начаться.

  • Golemming

    Дайте нормальный сюжет без ояшей, нормальный геймплей без гринда, и нормальный, глобальный запуск (а не «мы выпустим англ версию как нибудь потом. Может через год, а может пять») — и я бы купил.

    • Qmish

      ток если имеется в виду именно гринд. а то некоторые и сам процесс жрпгх гриндом обзывают

      • Golemming

        убивать десять разных наборов монстров в течение нескольких часов — это гринд

    • Артем Санин

      На иной взгляд в Persona 4 с ояшами сюжет куда лучше, чем в FFXIII без ояшей.

      • Golemming

        Да ну? А Хоуп, Ваниль и Сноу тогда кто? Мотивация у них ояшевская

        • Артем Санин

          Чрезмерное расширение термина. Тогда уж нужно писать «без придурковатых эмоционально нестабильных недорослей» или как-то так)))

          • Golemming

            это как поговорка «школота — это не возраст, это состояние души»

    • Arvy

      Если убрать перечисленные тобой «недочеты», то получится какой-нибудь пососин кред или каловдути. а не жрпг.

      • Golemming

        да ладно? Сюжет без ояшей — есть такие jrpg уже (к примеру почти все Мегатены), геймплей без гринда — тоже есть (те же Tales of, где хоть монстров и полно, но за убийство врагов выше по уровню экспу очень щедро начисляют. Поэтому можно убивать по минимуму. Или вообще сделать систему, где уровни дают только за убийство боссов или вроде того.). Глобальный запуск так вообще должен в наше время быть как само собой разумеющееся. А тут даже флагманский проект Nintendo — Xenablade Chronicles X — выходит с огромным опозданием.

  • http://about.me/tatsuya_s Артём «Tatsuya_S» Артёмов

    На DS/PSP (и на остальных консолях, PS/PS2 в частности) было множество JRPG-проектов, которые не были переведены на английский, вот в их сторону смотреть и надо. Причём проектов не таких уж и древних, датировкой ~2007-2009 годов.

  • Ivan Kolpakov

    Надо для начала перестать игнорировать опыт индустрии начала-середины нулевых. А то натурально непонятно, почему Star Ocean: TSS вышел в 98-м, а FF-13 — в 2009

  • Скай Фокс

    >А сделать спрайтовую JRPG или игру с графикой на уровне Nintendo 3DS/PS2
    — это не очень дорого. А сюжет и боевку сделать — это уже вопрос
    таланта, а не денег.
    Как по мне так именно сюжетом и игровой механикой и можно завлечь, а графон…толку то от него? Ну нарисуют мне главную героиню няшку на красивом бекграунде, в совокупности с сюжетом от которого захочется приложить ладонь к лицу (автора сценария).
    Хотя было время когда играл в игрушку лишь потому что там же «нарисовано как в аниме».

  • http://vkontakte.ru/id16140149 Anton Isakov

    Качественные игры делать надо. Портануть портативные хиты с младших консолей. И не бояться экспериментировать.

  • realavt

    Ты Edge Of Eternity забыл. Демка сырая и кривая, но потенциал есть. Боевка классическая, музыка офигенная.

    • Lord Hanta

      лучше уж Eathlock, им я денег на Кикстартере дал, а EoE не дал — сыровато как-то у них всё

      • realavt

        Ну ясно что сыровато, еще ж делать и делать, для чего деньги и собираются. Earthlock: Festival of Magic, впрочем, тоже занятно смотрится — только стилистика «индюшатно-казуальное примитивное 3Д» уже малость подзадолбала…

  • Lord Hanta

    обливал грязью инди и кикстартер, а теперь на них надеется, лол.
    типичное вренолицемерие.