Кого уволить в Nintendo?

Nintendo пересмотрела прогнозы на 2013-2014 финансовый год (заканчивается в конце марта), и там все грустно. Второй раз в истории компании — убытки. И виновата во всем Wii U.

Сначала — два позитивных факта. Во-первых, у большинства игровых компаний часто бывают убыточные годы, это нормально. У платформодержателя в первый-второй год жизни консоли убытки — это вообще предельно нормально. Ненормально это только для Nintendo, которая чередовала основные источники доходов (домашние и портативные консоли) и никогда не влезала в минус. Во-вторых, у Nintendo хватит денег еще тридцать лет работать с такими убытками и не брать кредиты.

Не очень позитивно то, что прогноз по 3DS понизился с 18 млн. до 13.5 млн. штук — т.е. примерно столько же, сколько было продано в прошлый год. Это значит, что 3DS все-таки не дотягивает до динамики DS и будет несколько менее популярной. Даже тот факт, что 3DS — самая продаваемая консоль в США по итогам 2013 года, не радует. Просто год был такой дурацкий.

Ну и совсем плохо то, что прогноз по Wii U понижен с 9 млн. штук до 2.8 млн. штук — т.е. более чем в три раза. Ситуация с Wii U такова, что, возможно, Nintendo проще убить консоль (как это было сделано когда-то с Virtua Boy) и выкатить в конце 2014 года что-то совсем другое. На это косвенно намекает и то, что основные маркетинговые усилия компании сейчас направлены на 3DS, а с производством и выходом игр для Wii U происходит что-то странное. То, что должно было выйти на старте, вышло в 2013 году, что должно было в 2013 — выйдет в 2014, а что еще дальше — вообще непонятно. Тут надо либо совершить какое-то сверхусилие прямо сейчас, взорвать мозг людям на E3 и выкатить безупречную линейку осенью 2014 года, либо честно признать, что с Wii U каменный цветок не вышел.

В Интернете обсуждают то, что после объявления новостей об убытках Nintendo Сатору Ивата не подал в отставку. Но вот вопрос такой. А кто вообще виноват в том, что так получилось? Я не думаю, что это руководство компании или авторы игр. У меня есть такой ответ: инженеры Nintendo, которые создали вот такое железо у консолей. И, возможно, Миямото, если он подтвердил, что такое железо ему нужно для создания крутых игр.

Вот возьмем 3DS. Ее проблема — отнюдь не в слабой графике, с ней все нормально. Проблема в том, что все силы были брошены на «3D-без-очков», которое в итоге почти никому не нужно, бесполезная финтифлюшка. При этом аккумулятор живет непозволительно мало, что очень плохо для портативной консоли. Плюс базовая 3DS снабжена слишком маленьким экраном, и ее дизайн непривлекателен. Вот 3DS XL — совсем другое дело.

Аналогично — с Wii U. Все силы были брошены на контроллер с экраном. Он вносит существенный вклад в стоимость консоли. При этом контроллер живет от аккумулятора очень мало времени, не поддерживает ожидаемый современными геймерами мультитач. И главное: разработчики пока придумали только один осмысленный способ его использования — асинхронный мультиплеер. И все. Никаких инноваций уровня Super Mario Galaxy или Metroid Prime не представлено. На Wii U есть и будут крутые игры, почти все они почти целиком могли бы обойтись и без такого контроллера. Или лучше бы работали с каким-то другим контроллером.

3DS успешна не благодаря своему железу — напротив, оно ограничивает консоль. Без 3D-экрана консоль могла бы стоить дешевле, либо в нее можно было встроить более качественный аккумулятор. Это бы увеличило ее популярность.

Аналогично Wii U было бы проще добиться успеха, будь это просто HD-приставка от Nintendo с нунчаками и графикой уровня PlayStation 3, но очень дешевая и с инновационными играми от Nintendo.

А уж если бы 3DS и Wii U получили бы инновационные железяки уровня Wiimote — так они бы вообще порвали рынок.

Но вот не придумали. Не смогли.

  • http://vk.com/id209526225 Дима Потапов-Волынский

    ВСЕХ
    ГНАТЬ
    К ЧЁРТОВОЙ МАТЕРИ
    Шутка.

    Нинтендоконсоли никогда не продавались за счёт third-party. Будут киллер-аппы от самой нинтендо – будут всплески в продажах.
    А сама по себе консоль не продается, потому что нет киллер-фичи. Или она есть, но на неё нет упора. Вот угорели бы по TVii в Америке, мол, есть такой сервис, смотришь бейсбол и в лайве видишь таблицу и в лайве можешь обсуждать – брали бы. Всё упирается в маркетинг, в который Нинтенда не умеет. Консоль нормальная, батарея – тоже.
    Вот ты еще говоришь, что мол, всё брошено в 3D, которое не нужно. Не попали в струю просто. Не распробовали. Слишком много трудностей. Вот с моушеном и тачскринами в своё время удачно попали, а с 3D нет. Вообще, 3D в понятии народа — не ощущение глубины, а когда «выскакивает» из экрана. Вот в ремейке первого соника выскакивает. 3D не отключаю. Больше нигде не выскакивает.

    • https://plus.google.com/+НикитаКуприянов Никита Куприянов

      Штоа? DS стала такой популярной как раз из за широчайшей поддержки сторонних разрабов.

      • http://twitter.com/VLQubie Qubie

        при этом из двадцати самых продаваемых игр там только одна не от нинтендо

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

        Тут наоборот: благодаря популярности DS сторонние разрабы побежали делать для нее игры (т.к. много шансов их хорошо продать).

  • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

    Так, вот давай без пессимизма — я только полтора месяца как Wii U купил.

  • http://twitter.com/mr_asqd asqd

    А еще виноват современая массовая индустрия в которой нет места для свежих идей, а есть только ежегодные серии, игры в которых собираются по одной и той же схеме из года в год.

    На Wii U в прошлом году, кстати, вышло много отличных игр: Ремейк WW (всем бы такие HD издания делать), SMB: 3D World, Wonderful 101, Nes Remix, Pikmin 3, Lego City Undercover.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Да полно места для свежих идей. Лучшая игра 2013 года — The Last of Us. И с продажами у нее все хорошо.

      • http://vecna-the-lich.livejournal.com/ vecna-the-lich

        TLoU — шутер от третьего лица с зомби (да, это зомби). Из трендов седьмого поколения он почти никак не выбивается.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          А что, жанры — это уже плохо? Нельзя делать жанровые игры? Нужно под каждую придумывать новый жанр? И в чем проблема с трендами?

          Плохо — это когда все делают плохие милитари-шутеры, подражая Call of Duty.

          • http://vecna-the-lich.livejournal.com/ vecna-the-lich

            Просто несколько странно приводить TLoU в качестве примера успешной свежой идеи, когда на поверхности лежат более подходящие примеры. Papers, Please ощущается гораздо свежее, и при этом каким-то коммерческим провалом её не назовешь. Я думаю, другие читатели блога смогут привести ещё несколько подобных примеров.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

            Инди не считаются. Сделать маленькую игру со странной идеей просто. Сделать большую игру со странной идеей сложно просто потому, что сложно. И дело не в риске и не в сериалах. Задача непростая изначально.

            TLoU я привел в пример, потому что комментатор сказал, будто продаются и выпускаются только сериалы.

            Ну и совсем свежих идей обычно много в первой половине поколения,. дальше их уже отрабатывают и доводят до идеала. Например, Uncharted и Gears of War изначально были свежими идеями. И в ближайшие год-два мы увидим много других таких же свежих идей.

  • http://twitter.com/Shinaar Shinaar

    Хороший пост. Я WiiU думал взять, чтобы пройти игры для Wii, которые не успел. Теперь видать, если в Last Story приспичит, проще Wii купить за три копейки.

    • http://nakiame.livejournal.com/ nakiame

      Проще на эмуляторе. Ласт стори отлично эмулируется.

      • http://twitter.com/Shinaar Shinaar

        Конкретно с Last Story проще, но у меня жена любит серию Mario Party, бывает охота Just Dance или Wario Land. Это, всё-таки, не PS2, которую на мощном ПК эмулировать действительно лучше.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    Мне кажется, что объяснить чем принципиально 3DS лучше, чем DS без 3D было бы гораздо труднее. То есть, чистой воды маркетинг. Впрочем, даже с 3D это не очень хорошо получилось.

    • https://plus.google.com/103763378985130057901 Александр Садовский

      Кстати, работает. Почти все, кто видел у меня в руках 3DS, просили показать им 3D. Некоторым нравилось. В итоге один из сослуживцев несколько недель назад купил у меня обычный 3DS, лежавший без дела с покупки XL. Не уверен, что он бы это сделал без впечателний от 3D. Которое уже почти не включает.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

        Ну я том, что писал Врен. 3D без очков — это не прорывная штука уровня Вимоута. Да и в играх толком не используется.

        • https://plus.google.com/103763378985130057901 Александр Садовский

          Да я с вами здесь согласен. 3D — прикольная фича. Местами красивая, иногда даже очень (Mansion 2, Layton, новая Зельда). Но не прорывная, и после выхода 2DS уже очевидно второстепенная. Примерно, как Miiverse — приятно, что есть, но не критично.

        • https://plus.google.com/103763378985130057901 Александр Садовский

          Вообще единственное, что меня во всех этих рассуждениях про 3DS смущает — почему-то мало учитывают, что казуалы и правда ушли на «мобилки». Значит продажи уровня DS теперь вряд ли возможны, неважно с 3D или без него.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Да, именно так, как маркетинговый прием — классная штука. Но только маркетинговый прием.

  • https://plus.google.com/103763378985130057901 Александр Садовский

    Есть стойкое ощущение, что хотя Gamepad действительно имеет кучу недостатков и на данный момент почти не используется, без него все было бы еще хуже. Wii HD был бы просто попыткой еще раз продать уже избитую идею, пусть и дешево (уже сейчас видно, что новые Wii Sport и Wii Fit мало кому нужны даже среди тех, кто уже раскошелился на консоль). А если вместо пада вложились в железо — вышел бы Game Cube HD, который все равно бы скорее всего не смог конкурировать за мультиплатформу, т.к. аудитория Нинтендо ее почти не берет.

    И во всех этих вариантах преимущества и недостатки все равно по сути те же, что и у Wii U. Т.е. эксклюзивные игры от Нинтендо и задержки с их выходом плюс минимум «мульти». Только не было бы контроллера, который хотя бы дает новому Wii Party быть действительно новым и создавать хоть какое-то движение вокруг консоли.

    ИМХО, в заваленных продажах виноваты те, кто недооценил сложность скачка в HD и в итоге просто завалил сроки разработки новых игр. Те, кто не смог вовремя создать и протестировать онлайн сервисы для 3D World, и предпочел, как и в случае с Nintendo Land, прикрыться болтовней о том, как полезно иногда всем собираться вместе. Т.е. действительно «инженеры», но не потому, что создали слабое «железо», а потому, что даже такое железо не смогли толком освоить.

  • http://zandats.livejournal.com/ zandats

    Не знаю, в какой пещере должен находиться диван, чтобы на полном серьёзе думать об адекватности убийства консоли после истории с Sega CD, 32x итд. Мало того, что оно даже с крутым железом будет продаваться так же плохо (если не хуже), так еще и с фанатами репутация испортится.

    По-моему самым адекватным и ожидаемым в данной ситуации для нин было бы напрячься, нанять побольше девелоперов вроде Платинум сделать зимний директ с кучей анонсов, не разочаровать е3, и таки сделать Wii U совсем маст хевом для людей, которые с играми на «ты», а не берут консоль как очередной модный гаджет для игры в серозелёное ААА и Фифу раз в неделю.

    Повезет — побьют свои заниженные прогнозы и выйдут в плюс.
    Не повезет — все равно будет консоль, про которую вспоминать не стыдно, как геймкуб. А года через 4 можно будет и заново, с учетом ошибок, попробовать.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Естественно, я за то, чтобы Nintendo поднапряглась и вытащила консоль хотя бы на уровень GameCube. Ключевой момент — добиться пользовательской базы хотя бы в 10 млн. Дальше можно уже расслабиться — игры хотя бы будут окупаться уже.

  • https://plus.google.com/+НикитаКуприянов Никита Куприянов

    Категорически не согласен 🙂 Вырубив 3д ощущаю ущербность. Для меня это одна из основных фишек, внезапно. Хорошо добавляет к погружению, что ли.
    Дизайн 3дс лучше, чем у хл, но батарейка подкачала и экраны маловаты.

  • http://vk.com/id12194458 Денис Радуга

    имхо, причины не те. а в том, что 3rd-пати перестали поддерживать, а народу на 3-м десятке таки надоело бесконечное Марево

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Wii прекрасно обошлась без 3rd party, а слово «марево» используют только люди, ничего не понимающие в хороших играх. Это все ваши подростковые комплексы.

  • https://plus.google.com/115862753588517399636 Stanislav Pronkin

    Nintendo давно пора забыть о выпуске консолей и стать подразделением Sony. Единственно, что было ценного в период выпуска от GameCube до Wii U — это оригинальные Resident Evil от Capcom, т.е. 3rd party. Ну и, конечно, Миямото. Nintendo надо больше бы именно таких оригинальных, я бы даже сказал, авторских, проектов, imho, эксклюзивов немного, а тем более блещущих графикой. А вся причина — в бедном железе и малом числе девелоперов.

    Я думаю, максимум, что сделает Nintendo, — это новую портативную консоль. На домашний сегмент можно не рассчитывать, высока конкуренция. Только если деньги и инженеры есть, разумеется, тогда и запуск домашней консоли осуществлять.

  • http://twitter.com/Kerry_Shark Kerrigan

    Я, конечно, далеко не большинство, но ждала Wii U именно из-за её геймпада. Очень он мне понравился ещё во время анонса на Е3 и я не разочарована покупкой. Игр мало — это да. Но как человек, имеющий другие консоли, я этому даже рада. Времени играть во всё просто нет. Надеюсь, что Wii U будет жить счастливо и умрёт в один день, а не будет заменена на клон PS3, но от Nintendo.