Куда идти «Игромиру»

Отзывы на «Игромир» и Comic Con Russia уже который год чудовищно противоречивы. С одной стороны, там «нечего делать», с другой стороны — там почему-то невероятные толпы людей и все важные персонажи тоже приходят. С одной стороны, участие в «Игромире» для компаний — дорого и невыгодно, с другой стороны, если совсем не участвуешь, то все подумают, что ты умер. К тому же, стримы и видосики ютуберов сильно расширяют число рекламных контактов, поэтому стенд нужен, чтобы было что и где снимать и транслировать.

Что точно не работает, так это традиционная миссия любой игровой выставки: «показать журналистам и потребителям игру, чтобы они попробовали и приняли решение о рекомендации/покупке». Консервативный здравый смысл говорит, что это единственное, зачем выставка вообще может быть нужна. Ну, то есть, еще чтобы раздать жадным детям халяву, но такая миссия никого не радует (кроме жадных детей).

В реальности «Игромир» / Comic Con (а это одно и то же, поэтому дальше буду писать просто «Игромир») давно уже не выставка, а фестиваль, а программу и миссию он скопировал с аниме-фестивалей. Это место, куда люди приходят, чтобы порефлексировать на тему собственной идентичности как геймера/анимешника/гика/кидалта и далее по списку. То есть, логика такая: «я геймер, поэтому я должен там быть». При этом играть в игры на выставке необязательно (игры есть дома, демки можно скачать, можно посмотреть стримы) — разве что в одну-две. Принимать решения о покупке на основании этого опыта? Ха-ха, но нет.

Посмотреть вживую на звезд — да. Купить эксклюзивный мерч — да. Послушать выступления/презентации в толпе единомышленников — да. Сфотографироваться с косплеерами или самому прийти в странном костюме — да. А еще купить аутентичную японскую еду, поучаствовать в мастер-классе по настолочкам, посидеть на железном троне, пожать руку ютуберам, сделать фоточки, снять видео для собственного канала с десятью подписчиками и нацепить на голову шапку Марио или кошачьи ушки. То есть, хорошо провести время в соответствии с собственной идентичностью и рядом с единомышленниками. Условно говоря, в идеале «Игромир» — это как гей-парад, только для геймеров. И он эту функцию, пусть и не открыто, но выполняет.

Другие примеры ровно таких же фестивалей, но более узконаправленных, для фанатов японской массовой культуры, — это Hinode (около 20 тыс. посетителей) и J-Fest (около 30 тыс. посетителей).

Однако выставка отличается от фестиваля тем, что на выставке основные расходы несут застройщики стендов (они демонстрируют товар с целью повысить его продажи), а на фестивале основные расходы несут участники (они покупают билет на шоу и получают это шоу). Самый радикальный пример выставки-выставки — это старт продаж Nintendo Switch в России, эдакий мини-Игромир про одну платформу. Там вход был, разумеется, бесплатным, потому что мероприятие выполняло прежде всего задачи Nintendo. Самый радикальный пример фестиваля-фестиваля — это небольшие аниме-фестивали, которые снимают какой-нибудь дом культуры с большим залом для выступлений и фойе для всего остального. Там за все платят посетители (от 1000 рублей, кстати), мероприятие выполняет их задачи, а стенды спонсоров если и есть, то бесплатно или почти бесплатно. Игровые компании с популярными продуктами тоже способны организовать фестивали для собственной аудитории. Когда турнир по League of Legends собрал полный хоккейный стадион — это было вот как раз оно самое.

«Игромир» пока сидит на двух стульях: зарабатывает и на входных билетах, и на стендах (кроме, конечно, всей комиконовской мелочевки вроде выставки-продажи комиксов, где сидят авторы и сами собственное творчество продают). И вот эти два стула и делают мероприятие столь противоречивым: один зал — это веселое торжество искренности, а другой зал — это рекламный булшит с нанятыми моделями. Рано или поздно, но это противоречие лучше снять, и на мой взгляд, лучше фокусироваться на интересах и деньгах посетителей. Жирные рекламодатели могут в любой момент исчезнуть, а геймеры за ментальную поддержку собственной идентичности без труда заплатят и вдвое, и втрое больше.

P.S.
В первой версии текста я упомянул воронежский аниме-фестиваль как пример небольшого. На самом деле, там тоже около 15 тыс. человек в сумме на всех мероприятиях.

  • Firepocket

    Поймал себя на мысли, что реально играл в демки на ИгроМире ещё в эпоху ВДНХ, когда приходил туда работать и урывал между пресс-конференциями время, чтобы потом ещё про эти демки написать. Но даже в те времена, наверно, больше играл на стендах на КРИ.
    Всё, что после — именно потусоваться приходил, да.

  • Madari73

    Ты говоришь, что стоит сфокусироваться на интересах посетителей, но если оно и заключается в том, чтобы развлечься и порефлексировать? Уже в этом суждении возникает противоречие, если людей и так все устраивает? У каждого своя цель посещения данного мероприятия и обособлять и складывать их в одну кучу не стоит. Можно конечно сделать Игромир сугубо выставкой, но кто от этого выиграет? Мероприятие станет скучнее и отрежем при этом часть аудитории, которая при этом приносит деньги. Только недавно был на музыкальном фестивале, билеты на который продавали задорого, ну и в итоге пришло мало народу, а организаторы ушли в убыток. И если сейчас повысить стоимость билетов в 2-3 раза, то велик риск, что и Игромир уйдёт в убыток. Старкон вот уже загнулся. Ты слишком переоцениваешь финансовые возможности посетителей, а так же не учитываешь, что у всех у них может быть разный уровень дохода. Сейчас же это мероприятие в первую очередь для людей уже. а не для элиты. Те времена уже прошли. В этом сама суть.

    • Когда посетителей слишком много, нужно повышать цены до того момента, пока посетителей не станет ровно столько, чтобы по выставке можно было нормально ходить. Если на музыкальный фестиваль не пришли люди — это значит, что он им не нужен (или не настолько нужен).

      • Ха-ха-ха…
        Где это реально работает, даже зарубежном также проблема на массовых мероприятия, организаторы в погоней за прибылью продают билетов больше чем «можно»!

        • На Gamescom, кстати, есть ограничения по количеству билетов. Т.е. в определенный момент просто больше уже невозможно купить.

          • Это исключение подтверждающее правило, десятки фестивалей и выставок явно страдают от этого…

      • Andrey Kulakov

        Попытка найти ту самую грань в стоимости билетов может провалиться вместе со всем Игромиром и его будущим)
        Цена 2000р — ну норм чо, можно сходить = приходит 100500 человек
        Цена 3000р — да они вообще охерели чтоли? = приходит 500 человек

        • У организаторов должна быть статистика продаж, плюс никто не отменял скидки, акции и все такое прочее. Так что все можно посчитать, плюс можно быть гибкими.

      • Andrey Kulakov

        А вот жестко ограничить число продаваемых билетов — мысль хорошая, да. Вопрос опять же правильно угадать это самое количество билетов. Потому что разброс по дням, времени и продолжительности посещений очень высок.

    • То есть, да, цены надо повышать, прекрасно понимая, что придет меньше. Даже в каком-то смысле специально чтобы пришло меньше.

      И одновременно вливать больше денег в приглашение крутых гостей и шоу. Чтобы посетители видели, за что платят.

      • Madari73

        На дорогих билетах и меньшем количестве посетителей можно собрать то же количество денег, что и сейчас, а можно и меньше. Это совсем не гарантирует приглашение большего числа гостей или лучшее шоу. Да, ходить станет свободнее, а может станет и совсем жиденько. Меньшее количество людей купит мерч к тому же и тд. Тут палка о двух концах.

        • Просто почитай про закон спроса и предложения.

          У тебя типичные иллюзии о том, что дешевый товар и большая аудитория — это больше заработок. Нет (вернее, во многих случаях нет). Выгоднее продать 100 тыс. билетов по 2000 рублей, чем 150 тыс. билетов по 1000 рублей. Хотя конечно, менее выгодно, чем продать 10 тыс. билетов по 10 тыс. рублей. 🙂

          Какова реальная эластичность спроса у билетов на «Игромир» — черт его знает, это уже организаторы должны считать.

          • Madari73

            Дело не в иллюзиях, а в доступности мероприятия для людей. Исхожу главным образом из этого. И мне кажется тоже довольно иллюзорным считать, что если продавать билеты подороже, то и качество выставки в разы вырастит. Все совсем не так у нас делается. Организаторы тоже не дураки, раз не идут по тому пути, что предлагаешь ты) Просто слегка это кажется уже неким снобизмом, мол людей много и не пройти.
            Ну и самое главное следует сказать, что Игромир не Геймском, здесь нет мировых премьер и презентаций (в понимании E3 и Gamescom). То есть изначально у Игромира был только один путь — это превращение в фестиваль, иначе чем оно может ещё завлечь, вот и вся причина.

          • Artiom Shorohov

            А такой вопрос: насколько «справедливой» (с точки зрения реального посетителя) тебе кажется цена сейчас за «сейчашний» ИгроМир? Ну, чтобы далеко в «если» не углубляться.

  • alphyna

    отличная статья.

    питерский «Большой фестиваль» в этом смысле довольно идеально был сделан (только там акцент на комиксы, а не игры, но гиковство ровно то же). и билет туда стоил ой не копейки — но зато и программа офигенная.

    • Dmitry Thunderkarp

      Плюсую. Только вот БигФест, увы, не окупается уже который год. В этот раз организаторы заявили, что провели его в последний раз.

      Одна из главных причин неокупаемости: почти полное отсутствие спонсоров. Но это было скорей даже главной фишкой: большинство тематических стендов сделаны руками фанатов и энтузиастов, от того они столь и прекрасны.

      • alphyna

        да, увы, всё так и есть.

      • Первый раз слышу что БигФест закрылся. БигФест далеко не единственный фестиваль где стенды делают фанаты. Старкон, Epic Con, AVA Expo на всех этих фестах стенды делаются фанатами на свои деньги.

  • Sergey Krylov

    >>Условно говоря, в идеале «Игромир» — это как гей-парад, только для геймеров.

    Это нужно в цитатник Врена.

  • Guren302

    Все куда проще — давно надо было ввести ограничение минимум в 16+. Основные очереди создает школота. И это не смотря на цены в 2к в субботу и воскресенье.

    • Artiom Shorohov

      То есть отрезать половину финансирования, так? А зачем?

      • Отличный пример это фото с выставки размещенное на аккаунте Playstation Russia — дети в возрасте от 11 до 15 лет играют в… Фаркрай 5!!! Нах возрастные ограничения!

        • Да, это бред. При этом на TGS, например, та же Sony спрашивает паспорт в таких случаях.

        • Guren302

          на стенде юбисофт потенциальную школоту не пускали, по крайней мере, в пресс-день. Потом пускали вроде.

          • https://uploads.disquscdn.com/images/cbfa8fab7d1fa8913e05c9ea32d4a5c413aaa419388ce61d9130ced1adea63ae.jpg школота приветствует тебя со стенда Фаркрай у Sony

          • Guren302

            Да, это проблема. Но там не было никаких меток 18+, и никто там не дежурил у стенда. Подходи да играй.
            Вообще, школьники — самый неконтролируемый пласт Игромира. От них больше всего проблем. В этом году был замечен шкет с пистолетом, брызгающий краской в косплееров и в стенд Нинтендо (возможно, и в другие стенды тоже). Еще один школьник унес с собой ноутбук с одного из стендов. Самая эпичная кража — здоровый телевизор (!) и кубок по джаст денсу (нафига и как, спрашивается?).

          • Такие случаи и отворасивают приличную публику от Игромире, а Костя говорит что проблема в цене билета, я уверен что герои твоих историй спокойно позволяет себе и более дорогой билет. Нужен орнунг!

          • Guren302

            Костя тоже прав. 2к за симулятор очередей — это не есть хорошо. Випы — вообще отдельный разговор. Почему я в БИЗНЕС-день не могу нормально отснять материал из-за очередей из этих самых випов? Какого черта их пускают в день, когда пресса должна работать? Спасибо Юбисофту, что без очереди пускали.

          • Александр Садовский

            «шкет с пистолетом, брызгающий краской в косплееров и в стенд Нинтендо»

            Может быть, он косплеил Splatoon?

          • эх, жаль я ничего подобного не видел. «Шкет с пистолетом» – это вин.

    • Это невыгодно и глупо. Наоборот: нужно поощрять семейный отдых на Игромире (и запрещать откровенных моделей в бодиарте).

      Ценз должен быть исключительно финансовый. Тогда и очереди будут меньше, и аудитория лучше, и денег больше.

      • Guren302

        «Семейный отдых»? Серьезно? Среди полуголых косплеерш? ну я видел там тех, кто семьями приходит, но таких мало.
        Это больше мероприятие, куда ходят в компании друзей.
        Еще вариант — более строго пропускать на стенды со «взрослыми» играми. Смотреть каждый год на то, как школота играетв CS:GO — зрелище то еще. Или как за энергетиками в очередь выстраиваются.

        • Да, вот сделать один из залов 18+, например, — это хороша идея.

          • Скажите это Sony Russia и Nintendo на стендах которых 10 летние играют в игры с рейтингом М

          • Andrey Kulakov

            Мысль отличная, только работать будет наоборот — вся школота набьется в зал 18+, для взрослых и адекватных останутся остальные полупустые залы)

        • Отличный пример это фото с выставки размещенное на аккаунте Playstation Russia — дети в возрасте от 11 до 15 лет играют в… Фаркрай 5!!! Нах возрастные ограничения!

    • школота давно выросла.

  • Александр Ванюков

    Я бы ни на какую игровую выставку не пошел, даже если бы мне за это заплатили )) А уж самому еще и билет покупать — ну уж нет ))

    • В том-то и дело, что это уже давно не выставка.

      • Александр Ванюков

        Я понимаю. Просто мне крайне сложности осуществлять себя с тем, что я вижу на любой фотографии с Игромира. Я бы точно чувствовал себя лишним на этом празднике жизни. Когда я слышу слово «гик», у меня в душе все выворачивается наизнанку, как будто кто-то над ухом точит ножи. Не то чтобы я имею что-то против увлечений других людей, просто я далек от этого.

  • Toshio99

    Хорошо расписал))) СОГЛАСЕН! Вот у нас всегда так) Проект мутант в котором всё устроено по концепции шоу но при этом это выставка которая никому не нужна как выставка но всем нужна как шоу.