Minecraft — не игра

Тут одновременно Nintendo анонсировала Minecraft для Wii U, а на игн.ру вышла статья «как открыть для себя майнкрайфт».

На первый взгляд примитивная, но невероятно многофункциональная интерактивная среда стала самой продаваемой игрой для ПК и одной из самых продаваемых видеоигр вообще. Общий тираж Minecraft для разных платформ составил больше семидесяти миллионов копий, а у её поклонников даже есть собственный конвент.

Тем не менее, Minecraft в силу разных причин постоянно от меня ускользала. За взлетом этой ракеты я, почти не играющий на ПК, наблюдал издалека, и подобного культурного феномена раньше мне видеть не доводилось.

Так что, когда Minecraft в конце концов вышла на PS4, а популярность игры и не думала падать, любопытство все-таки взяло во мне верх. Играть было не во что, как раз подоспела распродажа — короче говоря, я воспринял все это как знаки судьбы и в один июльский полдень решил посмотреть, из-за чего, собственно, все двинулись на этих кубиках.

Думается мне, что этот культурный феномен — не игровой феномен, а Minecraft — не игра.

Я не только много играл в Minecraft, но еще и постоянно говорил о ней, и моя далекая от видеоигр девушка стала опасаться, что у меня возникла небольшая проблема

Если в тексте IGN заменить описание геймплея на на «срач на форумах», то ничего не изменится.

  • … и что?

    • И всё.
      Майнкрафт — не игра, пк — не платформа, курица — не птица, геймер — не человек.

      • Ну ахренеть теперь.

      • Don Johnson

        Геймер — не человек. Это да.

  • BoJIxB

    > описание геймплея на на «срач на форумах»,

    Ай-на-на, на-на!

    А по сабжу — _мне кажется_ что статья чуть проплачена, а следовательно обсуждать тут нечего. 🙂

  • Не читал, но сейчас игры — это формат, а не жанр.
    Есть, конечно, еще и жанр игр.

    • Михаил Лосевский

      Честно пытался понять суть. Поясните? Игры — это не жанр, но жанр игр тоже имеет место. Если игра — стратегия, то это не стратегия? Что тогда формат если не жанр? Цензурное ограничение? Типа «игра для детей» жанра стратегии или «взрослая, кровавая» стратегия…

      • Пример: интерактивное кино аля telltale.

        • Михаил Лосевский

          Ну, да, интерактивное кино может быть разных жанров: и квест и тир… Теперь немного понятнее, что вы имели в виду.

    • Мне ещё нравится слово «медиум».

  • catgundam

    «MINECRAFT — НЕ ИГРА»
    Да нет, базовый майнкрафт самая шо ни на есть игра, с монстрами и драконами, специфическим фармом, etc.
    А остальное, успех там, всякие фрики, мастерящие разные штуки на ваниле, — вот это уже феномен. Такой себе правда феномен, статьи о том как рокстар гта 5 в 256мб оперативы запихала гораздо интересней имхо.

    • Andrew K

      А где почитать такую статью про ГТА?

      • catgundam
        • realavt

          Блин, такие технологии — и лишь для того, чтобы сделать какую-то срань про бандюков 🙁

          • catgundam

            Бедные рокстары — делают серьезную драму — ужас, рокстар, как так можно, гта должна веселить! Делают офигенный микс из всего, с такой тыщей отсылок, что хватит на пару сезонов саус парка — какая-то срань про бандюков =(.

          • realavt

            Серьезная драма — это какая-то из предыдущих сраней про бандюков?

          • catgundam

            Очевидно, Bully ( ͡° ͜ʖ ͡°)

          • realavt

            Ну это уж не в курсе, про школьную гопоту толком не играл, так что не знаю, драма там или комедия — их игра про ковбоев на драму в принципе тянула, на несколько часов даже увлекла. Но как-то вот они облажались на моменте каминг-аута главного героя в роли бывшего бандита (а именно отсутствующей реакции хозяйки ранчо, у которой бандиты убили то ли отца, то ли всю семью), и интерес начал спадать…

          • catgundam

            Во второй гта тоже много драмы было

          • realavt

            Ну, в той срани про бандюков я не разбираюсь. Про «ковбойских бандюков» хоть немного за счет сеттинга было любопытно, и главный герой вроде как относительно положительный, учтивый и на стороне закона — поэтому всё-таки «про борьбу против бандюков» получается. А в гта то гопники, то вообще гомосеки какие-то (в видеообзоре пятой части особо смаковали момент, как один из главных героев заставлял другого мужика снимать штаны, ибо он его сейчас трахать будет) — да и в игре про школьного гопника пиарили возможность мужеложества среди подростков. Так что, небось, в каждой ихней игре педерастии хватает, популярности в определенных слоях игроков добавляет.

  • realavt

    Ну, насчет того, что это не игровой феномен — это в точку. Насчет «не игра» — в большой степени справедливо, но все-таки игра.

  • Майнкрафт — это такая пека-версия дарк сулс.
    Он напоминает, про что вообще игры, а то за потоком ААА в нулевых люди как-то про это потихоньку забыли.
    Это выживание вместо скриптованного кинца, это исследование вместо экскурсии, это познавание правил методом проб и ошибок вместо туториала, это своя собственная игра в мире разработчиков — в общем всё то, что высоколобые критики называют плохим гейм-дизайном.
    В майнкрафт не играл, да, но от презрительного фыркания и платиновых шуточек про миллионы мух стараюсь воздерживаться.

    • realavt

      >Он напоминает, про что вообще игры

      Игры — они про кубики? 🙂 Вот за что стоит ненавидеть Майнкрафт, так это за внедрение дебилистичной моды на кубизм. Всё в детский сад превратили, полнейшая деградация по визуальной части…

      • Майнкрафт не виноват, что у других людей нет фантазии и желания придумывать свой визуальный стиль.

        • realavt

          И тем не менее, он удивительным образом гармонирует с другим потоком визуальной деградации игровой индустрии — модой на ретро-пикселявость. Только тут в 3Д. Совместно они и создают такое беспросветно убогое состояние на рынке.

          • Не нравится — не играй. Никто тебя не заставляет.

          • realavt

            Состояния рынка в целом это не изменит.

          • Причем тут рынок? Закосы под ретро в моде у инди разрабов т.к. делать убер крутую графику долго/дорого. ААА проекты до сих пор делают упор на графику.

          • realavt

            И всё это один большой рынок игровых продуктов. Сегменты может быть разные, только и всего. От непокупания отдельным человеком общая картина не изменится, будут тоннами продолжать штамповать новые «шедевры» кубизма и заваливать пикселявой халтурой.

          • Люди хотят сделать игру — пускай делают. Если она тебе не нравится просто пройди мимо, забудь. Ubisoft в любом случае сделает тебе еще один графонистый AC, а EA Battlefield.

          • realavt

            Ну так тогда и смысла нет разговаривать о состоянии игровой индустрии — не нравится засилие «кинца» и Баттлфилдов, просто проходи мимо и не возмущайся 🙂 А то ведь нет, приходят бухтеть, что индустрия скатилась, играть стало не во что, игры уже не те. Не нравится — не играйте!

          • Ну так так и есть. Бухтят что задолбало кинцо-мыльцо/пиксели, а потом идут и покупают, и плюются, и снова бухтят, вместо того чтоб годик просто потерпеть и не покупать то что не нравится, тем самым повлияв на рынок своим кошельком.

          • realavt

            Проблема в том, что покупающих гораздо больше, чем бухтящих.

          • Проблема в том что бухтящие только бухтеть и могут.

          • realavt

            Если массово бухтеть на том же метакритике — то можно в некоторых случаях таки повлиять на ситуацию, ущемив разработчиков или придавив дальнейшие продажи. Но нужна именно массовость.

          • В том то и дело, что бухтящие не могут скооперироваться и сделать что-то стоящее дабы выказать достойно свое недовольство. Они просто флудят в рандомных местах и ловят батхерты от публики.

          • realavt

            Тоже вариант 🙂 Тем более когда места-то тематические, как раз и посвященные обсуждению игр.

          • Denis Voznyuk

            Майнкрафт кубический, потому что того требовал его функционал. Не просто ради картинки, а чтоб можно было реализовать все эти стройки, раскопки и не тратить миллионы на движок.

          • realavt

            Ну землю-то сгладить им никто не мешал — в каком-то из клонов так и сделали. Так нет же, они даже зверушек из идиотских кубиков сделали, полнейший детсад.

          • OrehBelich92

            То есть если игра пиксельная, то это только для детишек?

          • realavt

            Кубики.

          • OrehBelich92

            Поиграй в hotline Miami и Lone Surviver что ли. Отличные игры со своей атмосферой, интересным геймплеем и даже сюжетом. Если тебя от таких замечательных игр отталкивает пикселявость, то я даже не знаю, что еще сказать.

          • realavt

            Hotline Miami для меня никакой графон не смог бы спасти, а Lone Surviver — да, пикселявость там ужасная просто, хуже чем во множестве других пикселявых игр.

          • OrehBelich92

            Лол

          • realavt

            Таки да

          • На самом деле так и есть.
            Кому нравятся пиксели- покупают пиксели, кому нравятся скрипты с графоном — покупают скрипты с графоном.
            И лишь полторы старушки из очереди мечтают о том, чтобы запретить всё, что лично им не нравится.
            Мы в хорошее время живем, на самом деле (если сжв-заразы не вспоминать), ещё вспоминать его будете.

          • realavt

            Но штука в том, что всё это таки влияет на богатство выбора 🙂 И если ты видишь, что в итоге тебе попросту ничего не осталось для покупки, всё заполонили корявые пикселя с кубиками (к примеру)- неудивительно и возмутиться веяниям моды, которая оставила тебя без игр. Ну это как я однажды безуспешно пытался купить себе туфли без острых носков — весь город оказался завален этим клоунским говнищем, выбора попросту не осталось.

          • Тут предьявы нужно кидать не тем кто делает пиксельные игры, а тем кто не делает много графонистых.

          • realavt

            В крайности вдаваться незачем 🙂 Убогая пикселявость и экстремальная графонистость, от которой видюхи дымятся — всё это крайности.

          • Ну, если не считать крайности, то остаются игры уровня telltale. Их тоже штампуют в достатке.

          • realavt

            Игровая культура страдает, открытое поощрение деградации. И ладно когда на ностальгических чувствах отдельных старперов пытаются бабло срубить — новые поколения заражают модой на пикселявую идиотию! За детей страшно… 🙂

          • Страдают только такие страдальцы как ты. Я сам не фанат пиксельных рогаликов, но меня совсем не напрягает что ими весь стим завален. Я просто их не покупаю и не играю в них. Никто не отбирает у меня мои любимые серии и не подсовывает вместо них пиксельные клон. Хотят люди делать пиксельки пусть делают — это дешево и просто. Хотят люди играть в это — пожалуйста. Дети играют в эти пиксельки т.к. они дёшевы и на одну такую игру можно скопить за счёт трёх обедов в школе, а во вторых у них не отрафирована фантазия и они легко могут до придумывать все что им нужно на экране. А если ещё у этой пиксельки и геймплей приличный, то вообще зашибись.

          • realavt

            Ну вот с молчаливого одобрения таких как ты оно всё и деградирует 🙂

          • Ну да, пустые крики в комментах прямо на глазах с колен поднимают индустрию.

          • realavt

            Хоть что-то 🙂

          • Михаил Лосевский

            А я всё таки нашёл ) Долго искал, правда.

      • Игры — это пиксели, а пиксели — это плоские кубики.

        • Jonas Jr.

          А нищеброды видят только пиксели на нищеёб-стейшн, то есть на пека.

          • Артем Санин

            А люди, которые ходят на околоигровые ресурсы не для обсуждения игр, а лишь для плевков дерьмом в окружающих — здоровые, адекватные, хорошо воспитанные, взрослые личности со здоровой самооценкой и совсем без псих(олог)ических проблем.

            Все так и есть в альтернативной вселенной.

  • Don Johnson

    Minecraft — это дерьмо похуже танчиков. Цифровой онанизм в апогее.

    • realavt

      Визуально — гораздо хуже однозначно. Там хоть в качестве объекта «обожания» что-то прилично выглядящее 🙂

      • Don Johnson

        Хреново не то, что его выпускают, а то, что в это кто-то играет.

  • Никогда не играл в майнкрафт и не собираюсь — не мое. Но до сих пор помню рецензию в CИ, один из любимейших текстов в журнале был.

  • dlinnokot

    от майнкрафта у меня только положительные эмоции,хоть не играл и не собираюсь
    мелкая(дочь,4,5года) услышала в саду и попросила.
    я немного удивился,но установил на планшет.
    теперь всегда могу час-полтора спокойно заниматься своими делами)
    да и вообще мне кажется связка Scribblenauts+Minecraft только поможет развиться ребенку

  • randomman

    Minecraft — типичное инди

    • realavt

      Глубокомысленно 🙂 Впрочем, если воспринимать это с позиции «давайте наплюем на весь путь эволюции в графике и будем по-хипстерски упарываться бессмысленным геймплеем с деградировавшей картинкой» — то да, вполне типично. К сожалению.

  • realavt

    Вообще засилие песочниц со строительством в последнее время как-то начинает напрягать. Такое ощущение, что нормальные игры делать уже разучились, поэтому массово переехали на рельсы «развлеки себя сам» — это банально проще, достаточно подготовить конструктор и запустить в манежик великовозрастных детишек, которые с радостным агуканием будут мастерить что-то из предоставленных им наборов разноцветных кубиков и хвастаться друг перед другом результатами своих стараний. Еще одна ветвь деградации современной игровой индустрии…

    • Песочницы делать сложнее заскриптованной колофдюти это 100%. Просто потому что действия игрока не предсказуемы, отсюда вылезают кучи багов и сложностей. Очень просто запрогать коридорчик с несколькими событиями по дороге от начала к концу, а вот открытый мир с свободой действий описать сложнее.

      • realavt

        И именно поэтому в Стиме настолько дохрена инди-песочниц, сделанных явно «на коленке» энтузиастами по вечерам? 🙂 Да их сложность только привлекает, походу…

        • Так в том тоти дело что песочница песочнице рознь. Этот-же майнкрафт вылизан до блеска, а какой-нибудь раст кривой и храмой и только сейчас начинает вставать наноги, годна мода на песочницы спадает.

          • realavt

            Ну тут уж пардон, «в сортах дерьма не разбираюсь», как говорится 🙂 Поэтому комментировать не могу, какие там среди песочниц тенденции…