По хардкору

Мне задали вопрос — что такое хардкорные игры, почему они (вроде бы) умирают, кому нужны и что будет дальше. Ок, вот ответ.

Четкого, общепринятого определения хардкорных игр не существует. Хотя термин все используют налево и направо и более-менее понимают, о чем речь. Но я слишком много сдавал экзаменов по математике, логике и другим точным наукам, поэтому такой бардак мне не нравится. И свое определение хардкорных игр я уже давал, повторюсь еще раз.

Хардкорные игры — это игры, которые привлекают хардкорных геймеров. Вот так просто.

А хардкорные геймеры — люди, для которых увлечение играми действительно важно. Если казуальные геймеры убивают за играми свободное от работы и более приоритетных развлечений время, то хардкорные геймеры специально выкраивают время, чтобы потратить его на любимую игру.

Есть хороший анекдот — приходит сын к отцу, рассказывает отцу о подорожании водки и радуется: «папа, теперь ты будешь меньше пить». А отец такой ему отвечает: «Нет, сынок, ты будешь меньше есть». Вот отец из анекдота — это хардкорный алкоголик.

Хардкорные геймеры — это люди, которые играют и будут играть вне зависимости от внешних обстоятельств (хотя могут играть меньше или больше — это неважно!). Цена на игры, семейные обязательства, работа — все это не настолько важно, чтобы отказаться от увлечения совсем. И товаров-субститутов для хардкорных геймеров не существует (а казуалы легко могут заменить игры походом в кино).

Почему хардкорные игры надо определять через их аудиторию, а не через какие-то жанровые характеристики или особенности игровой механики, вроде высокого уровня сложности? Да потому что хардкорные игры — слишком разные, чтобы так можно было сделать. Сложность? Есть казуальные головоломки, вроде той же Angry Birds, которые не менее сложны, чем самый злой платформер. Да, и попробуйте пройти «Тетрис». Потенциал для задротства? Казуальные условно-бесплатные браузерки дадут фору самой хардкорной игре. Высокий порог вхождения? Есть полно хардкорных файтингов, в которых за минуту разберется любая пенсионерка (хотя, конечно, и бросит играть, когда внук от нее отстанет). Даже среди игр для датчиков движения есть хардкорная Dance Dance Revolution, хотя большая часть развлечений для Kinect и Wiimote казуальны. Наконец, совершенно нельзя предсказать, какие типы игр появятся в будущем, какие из них будут хардкорны и как это вообще определить заранее (если не через аудиторию).

Ну и, конечно, определение хардкорности игр через жанры и механику — наилучший триггер для межгалактических срачей о том, кто здесь настоящий геймер, а кто — так, рядом проходил.

Что происходит с хардкорными играми в последние годы? В них перестают играть казуалы. Да, верно, если игра хардкорна, это отнюдь не значит, что часть тиража не куплена казуалами (по большей части случайно, со скуки, потому что рекламу увидели и т.п.). Но в последние годы у казуалов появилось очень много альтернативных вариантов игр — условно-бесплатных, мобильных и так далее, которые банально стоят дешевле и доступнее во всех смыслах.

К слову, хардкорному геймеру неинтересны условно-бесплатные игры как концепция, потому что «бесплатная сокращенная версия» ему неинтересна. У него нет задачи убить медленно тянущееся время максимально дешево. Хардкорный геймер хочет тратить свое ограниченное, драгоценное время, выкроенное на любимое увлечение, максимально ярко и играть только в полную, полноценную версию чего бы то ни было, без вариантов. А в случае с условно-бесплатными играми это обычно слишком дорого — куда дороже, чем ритейловая игра или подписка на онлайн-сервис. Хотя, конечно, если игра действительно очень интересна, геймер разорится — он же хардкорщик. Но обычно хардкорные онлайн-игры используют традиционную модель оплаты — как EVE Online, например.

Anyway, хардкорные игры, потеряв часть доходов (от казуалов), не стали дешевле в производстве и внезапно оказались на грани окупаемости. И тут появился вопрос — что с этим всем делать. Сокращать расходы — так хардкорные геймеры хотят графон. Становиться ближе к казуалам — так эти гады все равно уйдут на фритуплей. Делать то, что и всегда, — так и разориться можно.

Так и не придумали пока. Пробуют разное понемногу.

Но хардкорные игры, конечно, как выходили, так и продолжают выходить. Хардкорных геймеров — около 100 млн. человек (цифра из презентации Electronic Arts) по всему миру (в начале девяностых было от силы 30 млн.). И игры для них делают. Пока. Rome: Total War 2, Pokemon X/Y, The Last of Us, DmC, даже Call of Duty: Ghosts и Battlefield 4 — хардкорные игры (хотя среди покупателей двух последних велика доля казуалов).

Если же кому-то кажется, что сейчас играть не во что, — поздравляю, вы устали от (бывшего) любимого увлечения, надо немного от него отдохнуть. Заняться, например, спортом. Или косплеем. Главное — отвлечься от написания бессмысленных букв в Интернете.

  • https://plus.google.com/103763378985130057901 Александр Садовский

    Нужен новый анекдот про хардкорного геймера.

    — Папа-папа, мама говорит — цены на игры поднялись, и ты теперь будешь меньше играть в Марево!
    — Нет сынок, это ты теперь будешь меньше играть в GTA.

    • http://facebook.com/profile.php?id=1755895752 Alexander Zaynulin

      Хороший анекдот, только Марево и GTA местами поменять)

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

        Если следовать логике Врена, то обе игры хардкорны. То есть, дело даже не самой игре, а в геймерах, которые в них играют.
        Обе имеют при этом низкий порог вхождения. Но при этом Марио, конечно, сложнее.

        • http://vk.com/id22766535 Ярослав Кизима

          Дарк Соулз не сложная игра. Она честна с игроком, вот и всё.

      • http://twitter.com/_Glaceon Anklebiter Adriana

        Таки нет, Марио гораздо хардкорнее любой гташечки

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Аххаха, отлично, да.

  • http://twitter.com/GreyAku Aku

    Почитал пару статей в твоём бложике. Это были были весьма бездарно потраченные минуты. Я слишком тупой, чтобы понять все эти слова и буквы. Пошел читать книжки и учиться в школе.

    А вы очень плохо пишете. Надо быть ближе к людям. Это же игры, развлечение для таких тупых, как я. Кто вас читать-то будет?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

      А кто в России пишет или говорит об играх лучше? Если можно, укажите конкретных людей, 2-3 человека.

    • http://facebook.com/profile.php?id=1755895752 Alexander Zaynulin

      Осторожно! Кажется у вас пукан подгорает!

  • https://plus.google.com/109401359419141685645 Дмитрий Ткаченко

    это скорее описание мидкора, хардкорных игр единицы, да и любителей подобного куда меньше сотни миллионов.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Мидкор — это термин разработчиков мобильных игр. Что подразумевает ту же казуальность, но на капельку хардкорнее.

      • https://plus.google.com/109401359419141685645 Дмитрий Ткаченко

        термины не важны — важна суть.
        весь современный ааа-менстрим представлен играми достаточно простыми или среднего уровня сложности. что лишь подчеркивает выход игр вроде дарк соулс. ставить дс рядом «одни из нас» по уровню сложности — так не смежно же 🙂
        так же к хардкору можно отнести кибердисциплины. низкий порог входа в современные фатйинги или в сингл старкрафта 2 не отменяет того факта, что на про уровне играют богоизбранные.
        я вот очень люблю стритфайтер, понимаю его и даже умею. немного 🙂 но в сети я пустое место — как бы не старался.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Кибердисциплины — это вообще отдельная сущность. Компьютерный спорт. Не игры.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Но если абстрагироваться от кибердисциплинности, то, конечно, файтинги и старкрафт — это хардкор.

  • http://retto.livejournal.com/ retto

    Вопрос по последнему абзацу:

    А что если мне кажется, что сейчас играть ПРАКТИЧЕСКИ не во что? То есть вот дали мне погонять The Last of Us — а она мне показалась скучной, и я её забросил; поиграл в DmC — пробежал на третьей градации уровня сложности easy до конца, и возвращаться к ней более не хочется, а шутеры от первого лица не нравятся как жанр. Но при этом 80% времени от моего летнего отпуска было посвящено прохождению Tales of Xillia (отпуск специально был запланирован под релиз игры); до этого оттачивал скилл в Metal Gear Rising на идеальное парирование; была выжата платина из Nier, cейчас перепрохожу Kingdom Hearts на Proud Mode (в HD-формате — купил PS3’шный «ремикс») и с нетерпением ожидаю английскую версию Drakengard 3, из которой однозначно буду выжимать платину. Всё остальное (тут подразумеваются ААА-проекты, о которых все говорят и которые точно продаются / будут продаваться огромными тиражами) — тупо не вызывает интереса и желания не только «отыскивать хардкорность», но и — тем более — бегать на самом низком уровне сложности «от кат-сцены до кат-сцены». Проще говоря, я выбираю игры исходя из личных предпочтений, и если игра мне нравится — то она меня затягивает. А если таких игр на данный момент времени нет — то я легко могу заменить времяпровождение за игровой консолью походом в кино или в спортзал. Ибо не в моих силах сделать так, что бы тот же Drakengard 3 появился на прилавке московского магазина сегодня же вечером. А если всё ж хочу провести время за игрой, которая меня увлечёт — то возвращаюсь к чему-то уже пройденному — хоть на консоли, хоть на эмуляторе. Многое из чего как раз-таки тех самых 90-х годов.

    Какой диагноз? Я устал от любимого увлечения? Или я казуал, несмотря на то, что некоторые игры (от которых многие потребители общепризнанных «графон-блокбастеров» презрительно скривятся) ставлю в приоритет всему остальному, когда нечто подобное появляется в продаже?

    • http://twitter.com/litewren Konstantin Govorun

      Слушай, так все нормально. Ты из множества игр выбираешь те, которые лично тебе интересны. Тут, скорее, проблема в том, что тебе интересны японские игры, а их (хороших) сейчас все меньше и меньше.

  • http://twitter.com/Shinaar Shinaar

    Всё правильно написал. Только казуальные игры совсем недавно (лет 5-7 назад) целой нишей были, и выставка Casual Connect тоже не просто так проводилась. В казуальные игры, в большинстве случаев, нельзя играть хардкорно: они или не располагают к этому, или предоставляют для этого мало возможностей. Хорошие исключения (Zuma, PvZ) стали хитами, в них всем интересно играть. Остальные — продаются у BigFish и Alawar.

    Другой вопрос, что много инди, и много казуального геймдизайна в больших играх (казуалки из предыдущего абзаца имеют в ТХ маленький вес): посказки, водят за руку, низкий уровень сложности, слабый челлендж. Но это просто плохой геймдизайн. Хороших игр меньше не стало — добавилось много-много средних и не очень хороших. Индустрия растёт.

  • DrBroFist

    Мне кажется, что из-за неправильно поставленного вопроса, ответ ушел в другую сторону. То что ты описываешь — это ЦА, которая используется при разработке игр. Когда люди говорят про хардкорные игры они имеют ввиду жанр. Т.е. самое понятие «хардкорный» это и есть жанр. К примеру есть экшен рпг, а есть хардкорный платформер. У этой игры может быть как низкий так и высокий порог вхождения, что уже имеет различия с той ЦА под которую велась разработка изначально. Хардкорность не определяется целевой аудиторией и порогом вхождения, хардкорность это один из игровых поджанров.