Почему нет игрожурских расследований

В аск.фм коллеге ТД задали хороший вопрос. В принципе, он на него там же хорошо и ответил.

please understand, что:
-игрожуры не могут ничего «расследовать». это широкопрофильные журналисты могут куда-то приехать, кого-то опросить и так далее. мы пишем исключительно о продуктах, разрабатываемых за закрытыми дверьми.
-все компании прячут свои секреты глубоко-глубоко, и разглашение такого секрета одной компании фактически значит что другие аналогичные компании тебя больше на работу не возьмут. как следствие, утечек мало, и за них благодарить стоит тех, кто эту информацию вообще выпускает наружу, а не журналистов, которые ее публикуют с их слов (см. котаку)
-конкретно российский игрожур не способен вообще ни на что в этом плане. в нашей стране не разрабатывается ничего. мы для большинства больших издателей вроде конами — вообще не рынок толком. мы не можем ни у кого узнать ничего. это нереально. даже если условный врен приедет в японию и возьмет интервью в условном скварениксе, пиарщики, присутствующие на этом интервью, просто не дадут ему задать острый вопрос про того же номуру и то, как там всё проеблось, потому что 1) им это невыгодно и 2) они могут это себе позволить.

Я могу к этому добавить несколько вещей.

Принципиальная разница между играми и, скажем, политикой, заключается в том, что политики и чиновники обязаны быть публичными и отчитываться перед народом (а, следовательно, и прессой). И если, скажем, они на острый вопрос отвечают «без комментариев», то это бьет по их репутации. И если кто-то из политиков сольет какую-то информацию (не являющуюся, конечно, военной тайной), то ему это будет только в плюс.

Все, что касается игр, напротив, может быть легко прикрыто коммерческой тайной. Точно так же, например, разработчики айфона будут молчать о новом айфоне (или причинах неудач новой модели) или уходе того или иного инженера из Apple. Потому что это бизнес. Причем бизнес на сто процентов частный и не имеющий никакого отношения к социалке (не РЖД, не Газпром, у которых все же есть определенные обязательства перед народом).

И да, любой геймдизайнер связан уймой контрактов о неразглашении, причем даже после ухода из компании, на которую работал. Например, Юдзи Нака или Ю Судзуки готовы все, что угодно, рассказывать о своем творчестве, но они до сих пор не имеют права разглашать ни одну цифру о бизнесе Sega. А если разгласят — им прилетит иск на чудовищную сумму.
И да, они сами предупреждают об этом журналистов, но на случай если вдруг начнут чесать языком — рядом всегда сидят личные помощники, которые готовы в любой момент заткнуть боссу рот. И они так реально делают.

Почему это происходит? Да потому что открытость невыгодна издателям. Им выгодно скрывать неудачи (например, проваленные прототипы игр) и публично показывать только хорошие вещи (прототипы игр, которые признаны хорошими). Им невыгодно рассказывать о скандалах внутри команды или о том, что кто-то внутри студии сомневается в успехе продукта. Почитайте, например, спортивную прессу, в которой постоянно муссируются какие-то срачи, слухи, сплетни. Там, конечно, веселуха полная для читателей, но реальной пользы в этой открытости в итоге все равно немного. «Спартак» как играл хреново, так хреново и играет.

Но если футбольные клубы все же не так уж сильно страдают финансово от скандалов, то игровые компании, как правило, являются публичными, их акции торгуются на бирже, и от малейшей утечки могут пострадать котировки. Даже в российском масштабе, например, моя неосторожная реплика «Блицкриг 3 — все» (я имел в виду то, что будущее проекта сомнительно) в твиттере вызвала бурю эмоций в индустрии. А история о том, как русская Sony заявила прессе о закрытии проекта The Last Guardian, я думаю, как раз сильно повлияла на решение штаб-квартиры Sony срочно все же продолжить (активизировать) работу над игрой. Даже если эта работа ни к чему хорошему в итоге все равно не приведет.

Я знаю одного журналиста, который пытался проводить настоящие расследования и задавать неудобные вопросы. Сейчас он попал в стоп-лист практически всех крупных издательств, его не пускают ни на какие мероприятия, и он вынужден уйти из профессии и работать черт знает кем. При этом в реальности он все равно так ни одну сенсационную историю и не накопал, ему на неудобные вопросы все равно никто ничего не ответил, но люди запомнили, что этому человеку интервью давать не стоит.

Не могу сказать, что одобряю поведение игровых издательств. Они все же ведут себя трусливо. Вполне можно было бы сократить список запрещенных тем до реально коммерческих-коммерческих тайн, а по другим вопросам разрешить журналистам брать интервью. Но вот уж какая нам досталась индустрия — такая и досталась.

Что реально можно делать — так это разбираться в том, на какие интересные вопросы все же можно получить ответы, и задавать эти вопросы. Как правило, известные геймдизайнеры охотно делятся историями об уже вышедших играх и без цифр о бабле. В конце концов, не так важно, какие суммы были на счетах Sega в 2001 году. Интереснее выяснить, почему Shenmue получилась именно такой игрой, и вот этим мы и занимаемся. И не только я лично, и не только это старые материалы, есть и новые.

Расследования такого рода — это как раз хлеб для игровой прессы. В них речь об играх и о творчестве, а не о бабле. Причем об играх значимых. Вот таких материалов в прессе должно быть много, а шаблонных превью под надзором пиарщиков — поменьше.

P.S.
Впрочем, в «СИ» было один раз и настоящее расследование — когда Игорь Сонин брал комментарии у ритейлеров, держателя фэнского сайта и Microsoft по поводу горящих иксбоксов. Это был тот самый случай, когда коммерческой тайной прикрываться было уже нельзя — приходилось давать комментарии.

P.P.S.
На фото — человек, похожий на Игоря Сонина. ;P

  • Sergey Krylov

    Врен читает аск TD.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Это из твитттера.

    • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev

      Читать TD в интернете опасно. Можно умереть от переизбытка пессимизма в организме.

      • Sergey Tsilyurik

        )))

        • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev

          Да ну тебя!

  • cr.vlad

    Правильно ли вообще называть их всех журналистами?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      А почему нет? В журналистике есть полно жанров, и почти все они есть и в игровой журналистике.

      • cr.vlad

        Он может взять интервью. Иногда сделать редкую новость. В остальном это расфасовка пресс-релизов.

        Главное оружие — это рецензии. Но критик, как я понимаю, имеет мало общего с журналистом.

        • ZombieKawaii

          Журналист — по определению Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Аналитика, колонки и, да, рецензии. Журналистика мнения присутствует в больших количествах. Вспомни тот же Хулигон со своими феминистками. Они сучки, конечно, но это реальный пример игрожуров, которые влияют.

          Новости по пресс-релизам — это обычная черновая работа, которая должна быть, просто ей незачем гордиться.

  • Sergey Krylov

    В расследованиях спортивной прессы есть толк. Выявляются случаи нарушений, недобросовестного отношения и всякое другое. Так, из-за этого отстраняются спортсмены (не всегда из-за самих расследований, но очень часто всё-таки в них много пользы), тренеры, функционеры.

    Можно вспомнить громкий пример — кальян сборной России. Я считаю, что то, как это было подано в прессе — это правильно.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      А игровая пресса напрямую влияет на индустрию через рецензии. Меньше 80 баллов на метакритике — и головы летят. Или, как минимум, чуваки бонусов лишаются.

  • ZombieKawaii

    Мне всё же кажется, что расследование — это не есть сбор комментариев. Макрейкерства в игрожуре нет.

    Ну а нынешний Сонин уже совсем на Сноудена не похож, если судить по фоткам в соцсетях 🙂

  • Torick

    В кулуарах все равно можно узнать много интересного, просто это никогда не попадает в печать. У меня в разных хистори мессенджеров есть масса чисел про нашу индустрию, например.

    • ZombieKawaii

      Было бы здорово собрать каких-нибудь крутых инсайдерских историй про индустрию/игрожур и опубликовать с вымышленными именами/названиями.

      • cr.vlad

        Это все истории про бизнес, которыми у нас занимается Галенкин. Игрокам вряд ли будут интересны цифры.

      • Torick

        Все равно ж вычислят и больно сделают.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Ну да, один раз напечатаешь — с тобой говорить больше не будут.

      А так для общего понимания это все полезно и потом так или иначе используется в статьях.

  • Qubie

    вот например сайт, который занимается расследованиями про отмененные игры http://www.unseen64.net/

  • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev
  • Wribeast

    Вспоминаю ту историю, когда нашли тред на форуме 2010го года, а там парень рассказывал про 3-х героев в ГТА5 и концепцию сюжета, но ему никто не поверил.
    Вот в моем представлении расследования игрожуров, это когда он находит связи между такими утечками и делает на их основе выводы.

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Кубер

      Ну идея трех героев уже витала в четверке, на одно удачное вангование приходится сотня неудачных.
      Сделай они игру про женщину-наркоманку в Барселоне — тоже нашелся бы тред.

      • Wribeast

        Там вангование было на уровне, что он правильно назвал 2 имени из 3х, что Майкл был грабителем и в программе защиты свидетелей, Тревор его старый друг, который его давно не видел, а Франклин познакомился с ними не так давно. И еще немного про всякие геймплейные элементы и место действия в Лос-Сантосе.

  • http://ludi.vokrug.name/ Люди Вокруг

    Зато теперь понятно почему игровая журналистика в СНГ состоит из пересказов прессрелизов, авторских колонок и твиттера Галенкина. Грустно это все. Кстати, у ТД есть момнт в ответе, который никто так и не развил. Вопрос «просто немае денег на такое». Неужели журналист настолько зависит от рекламы?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Это не так. Есть рецензии, есть аналитика, есть интервью (см. мои ссылки в конце).

      Что касается денег, то я сто раз говорил, что у каждого материала есть цена вопроса (оплата труда журналиста, деньги на поездку в студию и т.п.). А эти деньги берутся либо из рекламы, либо из стоимости копии журнала. Чудес не бывает — если все включают адблок и не хотят покупать журнал, то и статей не будет. Будут новости (потому что их можно очень дешево делать, а для рекламных показов достаточно и новостей).

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Конечно, есть выход — платный контент. Пять тысяч человек платят по 200 рублей в месяц, редакция на миллион рублей делает исключительно сложный контент (репортажи, рецензии, колонки, интервью, аналитику) — без новостей и без превью. Но вопрос в том, есть ли в России эти пять тысяч человек, и не получится ли так, что один прекраснодушный товарищ будет платить 200 рублей, а потом дальше выкладывать все это бесплатно.

      • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev

        Блин, я вот тут поймал себя на мысли… а нужен ли вообще «исключительно сложный контент»?

        Я вон смотрю три канала на твиче, донэйтю им иногда. Так там никакого сложного контента нет. Зато море фана и удовольствия.
        Два канала — обычные чуваки. Третий — Kinda Funny — бывшие чуваки с IGN. То есть они отказались от IGN в пользу простого и кайфового контента. И чувствуют себя отлично.

        Вообще, я на самом деле хочу чтобы ты (и все бывшие авторы СИ) стали twitch personality (или youtube personality) и не заморачивались со сложным контентом.

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Кому-то — надо, кому-то — не надо.

          Так-то да, просто на камеру болтать — это просто.

          • Sergey Krylov

            Про расследования. Вот вы сразу хотите про топовые игры сразу? Начните с России, ведь и этого никто не делал.
            Про пиратку 90-х, про Steepler, про вот это всё.

  • Sergey Krylov

    Про расследования. Вот вы сразу хотите про топовые игры сразу? Начните с России, ведь и этого никто не делал.
    Про пиратку 90-х, про Steepler, про вот это всё.

  • Artem Abramov

    Константин, напишите, пожалуйста, пост о том, что думаете про «сливы» в игровой индустрии. Что это? Коварный (и туповатый) ход маркетлогов, распиздяйство аутсорсеров, то и другое слитое вместе?

    Вот, например, Dark Souls 3 — это дырявое взаимодействие и низкая лояльность сотрудников From Software или создание хайпа маркетологами? Что думаете?

  • Трягис

    Может, для начала — стоит перестать использовать слово «игрожур»? Очень неприятное слово. Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
    «Игрожур задротит ачивки в адвенчуре»… 🙂

  • Скай Фокс

    >Почитайте, например, спортивную прессу, в которой постоянно муссируются какие-то срачи, слухи, сплетни.

    Я могу лишь порадоваться за то, что игровые журналы избавляют нас от «срыва покровов» типа
    Сапковский украл сюжет ведьмака у Джона Ромеро.
    Бобби Котик тайно кастрирован инопланетянами из ФСБ.
    Геймера 2 месяца насиловал джойстик от иксбокса.
    и т.п.

  • Mike Lisetskiy

    Острая журналистика возникает в ответ на острый общественный запрос. Хоть сколько нибудь массовый, а не нишевой-субкультурный. И запроса на такие расследования я не вижу вот чуть более, чем вообще.

    Но при этом ситуация у нас все равно здоровее, чем в социальном сегменте, и для «доблестной журналистики» непаханое поле.

    Я, конечно, об игровом просвещении и методичном отмывании от игр всей той грязи, что к ним в массовом сознании пристает (и специально налепливают).