Почему я не люблю ужастики

Мы опубликовали на IGN текст о том, как авторы злых ужастиков сетуют: если сделать слишком страшно, то никто играть не будет. На мой взгляд, у авторов таких игр и их аудитории не все в порядке с головой.

Сначала скажу вот что. Я с детства не люблю ужастики. Я не понимаю, зачем их вообще смотреть. Вот комедии, например, вызывают смех, а смех продлевает жизнь. Драма вправляет мозги. Боевики вбрасывают в кровь адреналин и, опять же, позитив.

А что хорошего в том, что в кино вас напугает бессмысленная склизкая херня со ртом вместо задницы и змеями вместо волос?

Почему когда ночью снятся кошмары — это плохо и некомфортно, а посмотреть фильм ужасов — это прикольно?

Есть, конечно, зомби-хорроры, которые на самом деле несут мощный социальный месседж. Есть трешовые хорроры, которые по факту и есть комедии. Но это совсем другая история. Есть хорроры, которые страх используют, чтобы рассказать драматическую историю с миллионом подтекстов. Я все это за ужастики и не считаю — нормальное кино. И оно обычно страшное в меру и страшное осмысленно.

А фильмы, которые действительно пугают (не оставляя зрителю/игроку ничего, кроме страха в голове) всякой херней, — зачем они? С играми — та же история (уточню: ни Silent Hill, ни Resident Evil, ни даже Alien: Isolation не переходят грань, за которой только хоррор и ничего кроме хоррора).

Вот о чем рассуждают авторы по-настоящему страшных игр:

««Какое-то время мы всерьез размышляли, не позволить ли NPC изнасиловать игрока, – в итоге сказали мне Морин и Шатенёф. – В фильме Deliverance антагонист насилует одного из персонажей. Представьте этот момент в игре и как бы вы относились к антагонисту после такого. Естественно, это пример крайности, и может сложиться ощущение, что нам хочется просто шокировать людей, но [изначально] нашей целью было сделать опыт [переживания ужаса] богаче».«

Или вот еще:

««У нас свинья *** (совокуплялась) с трупом, — говорит Пинчбек в этом интервью. – Беда была в том, что со стороны это выглядело так, будто свинья кого-то насилует. Сначала свинья *** (совокуплялась) с трупом женщины, и это выглядело как сцена изнасилования. Мы заменили тело на мужское, но это все равно выглядело по-прежнему. Мы хотели сделать акцент на том, насколько по-звериному свиньи себя ведут. «

Мне вот после такого хочется, чтобы свинья поступила с автором игры по-звериному.
Реалистично.
Разумеется, не совокупилась — свиньи так не делают.
Свиньи людей жрут (об этом еще Некрасов писал).

  • http://twitter.com/Angry_Lime Леонид Котовский

    «Мне вот после такого хочется, чтобы свинья поступила с автором игры по-звериному.»
    Может тебе провериться надо?

    • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

      Стоило бы это сделать еще после истории с жирафиком.

  • http://twitter.com/gromilin S. Gromilin

    Аттракцион, где свиньи ебут людей, вполне могли демонстрировать какие-нибудь бродячие театры времен Шекспира. Весь масс-культ построен на низменных страстях человеков, это нормально.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100005998508640 Zaharun Gulan

    Никогда не любил ужастики.

  • http://neon-knight.livejournal.com/ neon-knight

    Resident Evil «ужастиком» был более-менее один раз — в римейке для Геймкуба, где его сделали сайлентхилоподобным до безобразия. А так, ранние части — триллер и социальная драма, а начиная с «Вероники» — обычный видеокомикс. Выделялась резко в сторону только четвёрка — до сих пор во многом непревзойдённая чернушная комедия.

    • http://vk.com/id8445115 Александр Алексеев

      Самый первый резик тоже страшный же. Там ведь то же самое что в ремейке, только чуть менее страшно.
      А сюжет RE4 действительно лучший в серии. Он ВРОДЕ КАК серьезный, но на самом деле над собой стебется только так!

      • http://neon-knight.livejournal.com/ neon-knight

        В первой части очень сбалансированный дизайн. Там нет такого нарочитого нагнетания, вот всяких этих ржавых стен со свежими кровоподтёками и прочей лишней тошноты. А сюжет сугубо бытовой. Атмосфера построена на загадочности происходящего, на литературной, так сказать, основе. И она очень хорошая, да, без мистики и прочего говна. По восприятию как нолановские «Бетмены» и «Секретные материалы».

  • http://twitter.com/vasilybasily Vasily Baev

    Врен, а люди в парк аттракционов зачем ходят?

  • https://plus.google.com/108388581861277668444 Noel Vermillia

    Страх — одно из самых ярких и искренних человеческих чувств. Страх повязан на инстинкт самосохранения, эмоции, вызванные страхом, неподдельны и сильны, как никакие другие. А видеоигры, как и любая другая форма искусства, направлены на вызов у человека каких-либо эмоций.

    Да и у страха есть огромное количество форм. Испуг от неожиданного скримера — совсем не тоже самое, что тревога нагнетаемая вступительной прогулкой по парку в Silent Hill 2 или боязнь ошибиться и свалиться в пропасть на двадцатой попытке прохождения одного и того же уровня в Catherine.

    Хорроры позволяют человеку ненадолго покинуть свою зону комфорта, «оголить нервы». На это всегда был и будет спрос. Да и во многих играх по жанру отличных от хорроров атмосфера нагнетается именно за счет все тех же человеческих нервов.

    Хорошее видео в тему, если кто не видел http://youtu.be/E1VKvED76WQ

  • http://torick.livejournal.com/ torick

    Deliverance — это не ужастик, и сцена изнасилования там страшна бессилием жертвы и его друга, а не ротожопостью насильника.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Это понятно как раз.

  • http://vk.com/id152428181 Василий Нефёдов

    Сильнейший страх для гомо сапиенсов — это страх не обладания нужной в конкретный момент информацией.
    Поэтому самый лютый ночной кошмар в развитых обществах — это вариации на тему сдачи экзамена, к которому не готов.
    Вот это действительно ужас, не то что какая-то склизкая фигня.

    По поводу изнасилования и свиньи.

    После миссии в аэропорту из калавдутия удивлять никого ничего не должно.
    Там создатели тоже что-то говорили про акцент на чём-то.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      В миссии в аэропорту можно было, например, не стрелять. Там как раз меру знали.

      • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

        На свинью можно и не смотреть.

    • https://plus.google.com/102638444719124790414 Thero Layfer

      это извините уже комплексы.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002075357212 Ramil Yusupov

    За свою жизнь не так много ужастиков переиграл и не так много пересмотрел. С фильмами беда в том, что большинство моментов не что бы страшные, а просто отвратные. Да-да, те самые «склизкие херни со ртом вместо задницы и змеями вместо волос». Реально нафиг такое, ничем другим напугать не могут.
    Другое дело, когда страх имеет вполне человеческие очертания, это и Садако и Фредди Крюгер. «Кошмар на улице Вязов» тем и хорош был, что сама задумка, что антогонист оперирует снами и может позволить себе всё, что угодно.
    С Сайлент Хиллом та же ситуация, там хоть и склизских тварей много, но они сами плот больной фантазии героев. В Cry of Fear нагнетает сама обстановка, а когда появляются монстры, то просто паникуешь. И опять таки это завязано на больном подсознании героя.
    Из фильмов любимым, наверное, остаётся «Нечто» Карпентера. Нравится задумка и исполнение. Оригинальный рассказ «Кто там идёт?» Джона Кэмпбелла любимое книжное произведение из данного жанра.

  • http://twitter.com/Goichi32 Павел Хибченко

    Ещё можно поговорить, почему ужастики в кино популярнее, чем в индустрии игр? Точнее сказать, что современный человек охотнее сходит на страшный фильм с друзьямиподругой, чем купить, не знаю, The Evil Within

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002602177171 Petr Matafonov

    Вроде как от страха какие-то вещества в мозгу вырабатываются, но я хз. Тебе хорошо, людям на экране плохо, не это ли живое воплощение поговорки про соседа, у которого корова сдохла? С такой коровы это не просто приятно, это закачаешься.

    Не знаю, можно ли считать всякие компьютерные игры тру-ужастиками, но в них приятно ощущение преодоления страха – кругом жуть и кошмар, но мне не страшно, сейчас я зайду в эту комнату и откручу пирамидоголовому его болт, после чего ввинчу его в его же тупую башню. Как-то так.

    В крайнем случае и от волка уйду, и от лисы уйду и условную ачивку за то, какой я храбрый и сообразительный получу.

    А, вообще, страх понятие сильно относительное. Меня в детстве первый дум не по-детски пугал.

    По-моему, самый действенный способ «напугать», это вызвать физиологическое отвращение + ощущение беспомощности. Это неприятно. Хотя, нет, физиология не в какие ворота по сравнению с беспомощностью не годится. Да. Быть жертвой – самое страшное, ИМХО. (Человеческая многоножка, дом восковых фигур (и не говорите, что при мысли, что этот чудак, будет вам сухожилия перерезать (физиология + беспомощность в одном флаконе) и ванны из горячего воска делать не вызывают мурашек), что-нибудь про каннибалов, которые держат тебя с отрубленными ногами… )

  • http://twitter.com/griever_gf griever_gf

    не кавай — Вренка: «фифифи, пративно!»

  • http://jutah.livejournal.com/ jutah

    Сам я не фанат ужастиков, слишком впечатлительный наверное. Но вот понять их поклонников вполне могу. Пощекотать себе нервишки — вполне понятное желание. 1 из моих товарищей иногда с дизайна всяких монстров прётся.

  • http://twitter.com/nintendobot Артур Морозов

    Есть такой фильм — «Человеческая многоножка», его называют хоррор, хотя по описанию это близко к омерзительному порно. У меня несколько друзей его с большим интересом посмотрели, в том числе девушки, зачем — ума не приложу.

  • https://plus.google.com/102638444719124790414 Thero Layfer

    проблемки с глубиной восприятия?
    мир полон поехавших извращенцев, вот для них и снимают треш(вот все те штуки со свиньями и бессмысленным насилием это не хорор это трэш)

  • http://twitter.com/_Serjio Сергей Кривопустов

    Различные фильмыигры ужасов, о чем пишет автор — пугают лишь эффектом неожиданности: вылезет какая-то странная фигня, скажет «бу» и мы вскакиваем, потому что этого не ожидали. Это — не страх.

    Страшно, когда показывают истории про людей, у которых напрочь снесло крышу, как в фильме «Старикам тут не место». Вот эти вещи — пугают, поскольку ты понимаешь, что такое РЕАЛЬНО может случиться в жизни, в отличие от чужого в твоем пузе или зомбаря за углом.

  • Андрей Блинов

    Это как прокатится на аттракционе. И настоящий хоррор пугает атмосферой и сюжетом, а не мерзостями вроде трахающей свиньи.