Про финал Life is Strange (спойлеры)

Пользователь Noel Vermilla отлично проанализировал именно финал, уже со спойлерами, поэтому читайте его текст только те, кто прошел:

Концовки другими и не могли быть. Как и в любом художественном произведении о путешествиях во времени, здесь конечно же заложена та самая банальная мораль: «незачем жить прошлым и думать, как можно переиграть то или иное событие в жизни бла-бла-бла». Этой занудной моралью и обусловлена первая концовка, в которой Макс возвращается в самое начало, не спасает Хлою, а сдается и сидит сложа руки, не получает силу, и все проблемы Аркадии Бэй решаются сами собой без участия Макс.

Но к счастью, это игра и нам дали вторую, очень сильную концовку. Макс в туалете спасает Хлою, тем самым обманывая судьбу и приобретая свою силу. В этот момент Макс и рождается как герой. В дальнейшем она пользуется своими способностями не раз, чтобы продолжать спасать Хлою и помогать другим людям. Но о том, что всех спасти нельзя, нам объясняют достаточно рано. Однако кульминацией этой идеи является момент с жертвованием отцом Хлои. Именно тогда Макс впервые пришлось реально кем-то пожертвовать, пожертвовать жизнью человека, чтобы еще раз увидеть Хлою. Эта идея, наказания за попытку обмануть судьбу, либо просто препятствий на тернистом пути к своей цели, проходит связующей нитью через всю игру. Хлоя, как магнит, притягивает к себе смерть, и Макс не раз приходится пользоваться своими способностями, чтобы продолжать спасать ее. С неба падают птицы, из моря выбрасываются киты, на город надвигается ураган. Такова цена за следование своей цели.

И Макс действительно не все равно, она еще как не хладнокровна, и такие жертвы даются ей очень тяжело. Это отлично демонстрирует нам эпизод с кошмаром Макс, причем очень показательно, в какой именно момент этот кошмар к ней пришел.

Т.е. Макс с самого начала знала, что на город движется шторм. Догадаться, что ее способности связаны с этим штормом достаточно просто. Думаю, даже самые твердолобые игроки ко второму-третьему эпизоду увидели эту связь.

Но шторм-штормом, а Макс всю неделю была слишком занята движению к своей цели. И когда она в конце концов, пройдя через все круги ада, разобралась с убийством Рейчел, Нейтаном и Джеферсоном, умудрилась вылезти из всех этих передряг и вытащить с собой Хлою живой, когда все что оставалось, это подняться к маяку и они с Хлоей свободны от этого безумия, она, осознавая жертву, которую необходимо принести, теряет сознание и видит кошмар.

Видит опустевший класс, общагу в которой у каждой двери стоят свечки, навязчивую отмотку времени к моменту, когда она идет в туалет, и кучу народу, которые просят не убивать их, стоит только зайти в тот самый туалет. Опять флешбек к последнему дню отца Хлои, ведь это первый человек, которого Макс принесла в жертву ради Хлои. И наконец все эпизоды их отношений с Хлоей за эту неделю.

Внутренний голос пытается представить Хлою распутной девкой, манипуляторшей, которая лишь использовала Макс все это время, и вообще всяческий опорочить. Да и в использовании самой Макс ее способностей голос пытается найти корыстные мотивы. И лишь отбившись от всех этих сомнений Макс может спасти Хлою, принять на себя груз этой жертвы и жить с ним дальше.

В случае же если Макс решит не спасать Хлою, то умрет не только Хлоя, а умрет и сама Макс в качестве героя. Ведь Макс в этой концовке не спасает город, а лишь решает не вмешиваться и не уничтожать его своими действиями. Сдаться, сидеть сложа руки и наблюдать, как все разрешается своим чередом.

Life is Strange это отличная история о взрослении человека, как личности, стремлении добиваться своих целей и умении нести ответственность за свои действия.

  • Nikita Radostev

    Ну вот насчет «решает перестать бы героем» как-то странно. Как раз отпустить Хлою поступок гораздо сильнее, чем последовать логике «а горите все пропадом, Хлоя для меня важнее». Не знаю, я вот посчитал, что Уоррен для Макс тоже важный человек, поэтому жертва была очевидна. Учитывая, что тут еще и город весь на кону.
    Как раз концовка с жертвой Хлои вообще ничему не учит, потому что Макс тут остается героем во многом благодаря силе.

    • Noel Vermillia

      Тут у нас не только выбор между Хлоей и городом, а выбор между действием и бездействием.

      То-есть, если бы допустим наоборот спасение города было бы результатом огромных усилий со стороны Макс на протяжении всей этой недели, а для того чтобы Хлоя жила, надо было бы просто вернуться в начальную точку и не делать НИЧЕГО, то ситуация кардинально развернулась бы.

      • Nikita Radostev

        Да, это так. Но…

        Сделала она и так очень много, чтобы придти к такому выбору. Много делала для того, чтобы помочь друзьям своим. И выбирая Хлою, она перечеркивает свои подвиги, так как все, условно, умирают. Она выбирает не бездействие, а жизнь тех, кто ей тоже важен. И это как раз поступок — отказаться от сил, отказаться от проделанной работы.
        Это кстати тоже в жизни отражается, иногда проделанную работу нужно откинуть, если она ни к чему хорошему не приводит. Да, вроде сроднился, столько сделал, но вот закапывает это.
        Поэтому тут судить только по «действию» и «бездействию» довольно однобоко, когда прекрасно видно даже по качеству концовки, какая предпочтительная (самая долгая, самая эмоциональная по фоткам, с шикарным Foals на фоне)

      • Thainen

        Даже хуже. Выбор между двумя способами повзрослеть и принять ответственность за содеенное: героизм или смирение. Да, сейчас это звучит странно, но второе совсем недавно тоже считалось добродетелью. Смириться, принять судьбу — это Выбор. Показать судьбе средний палец и принять всё, что за этим последует, включая тот факт, что шишки посыплются не только на тебя, но и на невинных людей, — тоже Выбор.
        А вот того Выбора, который я ожидал с первого кровотечения из носа, Макс не получила. Я думал, что в финале она принесёт в жертву себя (например, надорвётся, используя силы, или как-то сотрёт себя из времени), чтобы всех спасти. Это ещё сильный, но уже затёртый финал. То, что Макс не может спасти всех, а сама гарантированно выживет, чтобы жить с последствиями своего выбора, каким бы он ни был, — это куда круче, чем самопожертвоваться и вознестись прямиком в святомученики, оставив другим разгребать последствия.

      • The_Shrike

        Я дам небольшой хинт — иногда бездействие требует гораздо большего усилия над собой, чем действие. Советую помедитировать над этим на досуге.

    • https://twitter.com/lirik_ionov Кирилл

      Понять, простить и отпустить

    • Владимир Неберт

      Мне одно непонятно. Почему Макс даже не попыталась спасти Хлою в конце?
      Выскочила бы на Нейтана, он бы не стал при ней разбираться с Хлоей, или
      выскочила бы из туалета, чтобы не дать Хлое в него войти, да просто тупо
      кинулась на него, когда он оружие вынул.
      Да, она не могла использовать суперсилу, но свою БЛЯТЬ обычную человеческую смелость и силу воли она ведь могла использовать? Хоть что-то попытаться сделать! Ведь не из страха, что он её может убить, она сидела на полу, слушая, как её подругу убивают. А тем более после всего, что она пережила, что закалило её характер мужеством, она просто по логике развития не могла бы тупо сидеть и ничего не делать. Явный прокол сценаристов.

      • Yuki Shpigel

        Если бы она попыталась, то все равно благодаря тому, что юзала свою силу, а значит она изменила ход времени и опять пойдет хуйня с торнадо.

        • msMemorand

          Этот аргумент был бы разумным, если бы Кейт не было на похоронах у Хлои. Ведь если Макс не может тупо отвлечь Нейтана или предупредить Хлою (используя знания а не перемотку), значит она не сможет и Кейт спасти, об этом прямым текстом говорят в игре.

          • Prostotak

            Кейт теперь точно не станет прыгать с крыши, и на это сотня причин есть. (Как минимум: Джеферсон, который стал последней каплей — за решеткой)

      • Prostotak

        Смысл не в том, что нельзя играть со временем, просто то, что должно произойти — произойдет и нельзя жить прошлым и желать это исправить. Если ты не забыл, изначально Хлоя именно умерла, потому что Макс ничего не смогла сделать, пока не воспользовалась силой. И она УЖЕ вернулась в прошлое через фото, если бы она сделала что-то даже без перемотки, то это — все еще изменение прошлого.

  • Артём Князев

    ааа Спойлеры! Врен, ну как ты мог, так проспойлерить игру? что? предупреждение о спойлерах было в заголовке? э… ээ.. ну тогда… эаэаэ…

    Эх, почему меня так бесят антиспойлеристы? Да потому, что хорошую игру (фильм, книгу и т.д.) не испортить ни какими спойлерами. Но как не было желания играть в LiS, так нету. Пойду лучше погамаю в Warhammer 40000 DoW 2 Chaos Rising. Там недурной сюжет, целых пять концовок и геймплей шикарен. Или лучше в STALKER Chadow of Chernobyl. Там тоже все на высшем уровне сделано.

    • Nikita Radostev

      LiS тоже не портится спойлерами, получаемые эмоции по прохождении важнее.
      А сюжет на высшем уровне в Сталкере — ну… окей

      • Артём Князев

        ну, блин. «сюжет на высшем уровне в Сталкере» — заметь это не я сказал. я сказал — все. даже если и сюжет не идеален, то он компенсируется другими особенностями игры

      • Артём Князев

        вот первое утверждение мне очень нравится.

  • Thainen

    Life is weird, and then Chloe dies.
    Концовка, где мы жертвуем жизнью Хлои, кажется довольно бессмысленной. Известно, что в прошлое Макс возвращается с полной памятью обо всех прошлых событиях, начиная с того, как спасти Хлою. Что именно вызывает торнадо? Перемотка времени? Но Макс незачем к ней прибегать, она уже знает всё, что нужно! Любые манипуляции со временем? Тогда возвращение к фотографии с бабочкой тоже должно считаться, и предотвратить торнадо должно быть невозможно. Однако мы видим, что если Хлоя умирает, катастрофы не случается. Почему? Какая связь между девочкой и атмосферным явлением, и откуда вообще взялись мёртвые птицы и затмение?
    Постоянный мотив сюжета — «Судьба». Это очень странный сосед для Теории хаоса: вообще-то, это взаимоисключающие концепции. И финал «пожертвовать Хлоей» выглядит именно как действие Судьбы. Теория хаоса утверждает, что в некоторых системах небольшие изменения начальных параметров приводят к большим и непредсказуемым изменениям результата. В ней не говорится ничего о том, что надо покорно делать как велено, или вселенная тебя накажет и кого-нибудь убьёт. «Как ни меняй условия, а событие А всегда приведёт к событию Б» — это нечто прямо противоположное теории хаоса. Связь жизни Хлои с торнадо не поддаётся научному объяснению, так что или мы выкидываем книжки по физике в окно и открываем сборник древнегреческих трагедий… Или находим другое объяснение этой связи.
    Моя теория: Макс ошибается. Торнадо вообще не связано с ней и её силами.
    Торнадо вызвала Хлоя.
    Если одна девочка получила сверхсилу, позволяющую манипулировать временем, почему другая не могла получить силу уничтожить город, который она ненавидит? Она не раз говорит, что хотела бы снести Аркадия-бэй с лица земли, радуется торнадо и называет его «нашей местью». Это действительно так, просто она не доживает до того, чтобы осознать и обуздать свои силы.
    Хлоя говорит, что ей суждено умереть. Это одно объяснение. Другое заключается в том, что её намеренно пытаются убить. Давайте вспомним. Джефферсон не в своём уме, он ведёт себя как мультяшный злодей (и убивает Хлою). Натан упорот и невменяем (и убивает Хлою). Дейв параноит, шпионит не там и не за теми (и в итоге понимает всё слишком поздно, чтобы спасти Хлою). Макс перед самым важным выбором видит никак не объяснённый кошмар, в котором весь город умоляет её спасти их (и дать погибнуть Хлое). Замечаете паттерн? У людей вокруг Хлои начинает ехать крыша, причём таким образом, чтобы она погибла. Судьба? А может быть, кто-то или что-то, манипулирующее человеческими мыслями, и намеренно пытающееся убить её? Если так, то они с Макс не первые обладатели сверхсил. Кейт наверняка тоже из них (и это объясняет странный, уникальный эффект остановившегося времени). Возможно, Рейчел и Виктория тоже оказались жертвами не случайно.
    Но если Джефферсон марионетка, кто же настоящий убийца? Моя теория: Сэмюэл. Загадочный уборщик, говорящий загадками и полунамёками. Человек, у котрого в подсобке стоит коробка с вещами Рэйчел, что не объяснено никак. Может быть, он телепат? Или призрак? Может быть, он одержим хранителем этой земли, Тобанго? А совы белки не то, чем кажутся, и шпионят для него за людьми? Вероятно, он искренне считает, что делает хорошее дело, защищая город от людй со сверхсилами: в случае Хлои он стопроцентно прав.
    Если эта теория верна, то есть одно простое действие, которым Макс может предотвратить всю трагедию. Пускай отца Хлои не спасти — но в её силах вернуться на пять лет назад, оторвать тощую ленивую жопу от стула и, чорт возьми, НАПИСАТЬ ПИСЬМО ЛУЧШЕЙ ПОДРУГЕ, чтобы та не чувствовала себя кинутой всеми.
    Письмо себе с советами на будущее — опционально.

    • Андрей Ремнёв

      Мне так понравилась эта мысль, что стащу ее к себе в блог.

      • Thainen

        Спасибо 🙂

        Если интересно, я развил её в небольшой фанфик. http://archiveofourown.org/works/5106974

        • remenemenev

          Заценил и лайкнул.
          Понравилась отсылка к Розенкранц и Гильденстерн мертвы. Смутил каламбур с лесбиянками. Добили лесбийские радости в финале.
          В отличии от комментаторов понял фишку с радио-тестом.

          Вот почему они обязательно должны лесбияниться? У меня тоже есть лучший друг и мы тоже путешествовали, но почему-то не стали от этого лобызать друг друга.
          Или у девочек если без поцелуев, то за настоящую дружбу не считается…

          Так или иначе, жаль что настоящие юные девы-любительницы селфи, далеки от заданого уровня кругозора. Люблю лоли в реале 😉

          • Thainen

            Спасибо 🙂
            Рад, что понравилось.

            Что касается лесби, то оно, уж простите, 100% канон. Включая поцелуи. Причём если перепройти игру, держа в голове финал, то можно заметить, что Хлоя очень робко, но послдовательно прощупывает почву прямо со второй главы — это ещё можно было списать на дружбу и разыгравшееся воображение по ходу первого прохождения, но никак не после поцелуя в финале.

        • msMemorand

          А на русском есть? Май инглиш из нот соу гуд)

          • Thainen

            Пардон, никак не соберусь перевести 🙁
            Рано или поздно…

          • msMemorand

            Жду, надеюсь и верю)

    • Prostotak

      Хех. Забавно, когда люди цепляются за несколько косяков авторов и придумывают какой-то свой ненормальный сюжет. То есть как это вообще возможно? Вы же знаете, что это не какая-то реальная история про которую мы «не все знаем». У этой игры вообще-то сценарий есть, как разработчики могли создать то, что не задумывали? ps: если занавески в комнате красные — это значит, что они красные.

      • Thainen

        Вы троллите, или действительно не понимаете, как это вообще возможно — писать фанфики? 🙂

  • The_Shrike

    Честно говоря, не представляю, кем надо быть, чтобы выбрать концовку с разрушением города.

    • sorcerer_

      Два чая этому господину. Считаю, что игру слили, смалодушничав и не сделав в самом конце выбор, где была бы только одна опция: пожертвовать Хлоей.

      • Артем Санин

        «выбор, где была бы только одна опция»

        What?!

        • sorcerer_

          Вот, вот, количество батхерта было бы настолько адовым, что можно было бы купаться в лучах горения!
          P.S. судя по длительности и режиссуре концовок, авторы реально так и хотели сделать, но потом обделались и прогнулись.

          • Артем Санин

            1. Если «только одна опция», это не выбор. Это не вопрос отношения, это семантика.
            2. Реагировать на иные взгляды словами «обделались» и «батхерт» — это такой детский сад…
            Ладно, дискуссия тут бессмысленна.

          • sorcerer_

            1. «Хлопок одной ладонью»
            2. Там ясно видно, что одну концовку делали на порядок больше времени, чем другую.

    • Noel Vermillia

      На тему шипперства, обрати внимание, что целуются Макс с Хлоей именно в концовке со спасением города.

      Хлоя действительно изменяется и растет как герой за эти пять дней, но не она одна. Сама Макс растет, и Life is Strange — это игра именно про ее взросление и становление, как личности. Сумел ли ты его пройти, если под конец так и не смог принять ответственность за свои поступки на протяжении этих пяти эпизодов? Макс в конце пятого эпизода — это Макс, которая отдает фото на конкурс Everyday Hero. Макс, которая вернулась в самое начало и решила не вмешиваться — это совершенно другая Макс, которая не отдаст свое фото, потому что думает, что от ее попыток стать Everyday Hero всем только хуже, не та Макс за которую мы играли всю игру, а Макс, которая сдалась.

      Отлично финальный выбор отражает диалог двух Макс в кафешке в ее кошмаре. В этой сцене явно видно, которая Макс символизирует вариант Sacrifice Arcadia Bay, а которая Sacrifice Chloe. Лично мне было достаточно легко понять, с которой из этих Макс себя ассоциировать. Ну и то, кем из них в этот момент управляет игрок тоже как бы намекает.

      • The_Shrike

        >>целуются Макс с Хлоей именно в концовке со спасением города
        Это отличный троллинг со стороны донтнодов. Хотите girl on girl? А либо это, либо «типа хэппи-энд» 🙂

        >>если под конец так и не смог принять ответственность за свои поступки на протяжении этих пяти эпизодов?
        Гм. А о какой ответственности идет речь, если город разнесло, погибла куча явно небезразличного (по идее) народу, и все ради того, чтобы Хлоя осталась жива?
        Я сейчас приведу не очень хороший пример. Я считаю FF XIII-2 крайне дерьмовой игрой, но там есть отличный эпизод — когда главная героиня может на пол-пути попасть в иллюзорный мир, где вроде как встречает Лайтнинг, и у них типа как хэппи-энд. Мне концовка с живой Хлоей больше всего напоминает именно вариант «остаться в иллюзорном мире с призраком», ага.

        Насчет героизма. О каком вообще героизме идет речь, когда целый город оказывается раздолбан, лишь бы Хлоя осталась жива?) Пожертвовать тысячами жизней (уж не помню, есть ли референс на количество жителей Аркадии Бэй) ради одной? Это не героизм, это эгоизм.

        Наконец, с тем же успехом Макс, которая прошла через все это ради того, чтобы вернуться и все отмотать, может считаться достаточно взрослой, состоявшейся и крепкой натурой, которая (внимание) научилась принимать себя и жизнь вокруг такими, какие они есть, не пытаясь стать кем-то. кем она быть и не должна. Проще говоря, Макс, достаточно взрослой, чтобы наконец-то себя полюбить.

        Ну и я по-прежнему стою на том, что принесение в жертву конкретной Хлои, потому что она просто должна погибнуть — это решение очень зрелого и возмужавшего человека.

        Говоря о метафорах, я вообще вижу ураган как метафору того воздействия, которое встреча и общение с Хлоей оказывает на Макс 🙂

        • Андрей Ремнёв

          Тогда нужно в эпизоде где Хлои паралитик, но остальные пребывают в идиллии, не убить Хлои, финансово помочь её семье, разбогатев на скажем лотерее, вернувшись во времени, и все будут рады и счастливы, возможно даже умирающая Хлоя.
          А игру просто выключить и дальше не играть.

        • Дмитрий Максимельяненко

          Я добрался до конца игры, но саму концовку так и не выбрал.
          Потому что всю игру упор делался именно на то что нету правды. Ровно как и в концовке. Нету цены, ни продажному городу в котором всё время, бродил больной психопат качавший тёлок наркотиками, и никто ничего не знал и не делал кроме поехавшего на слежке солдата. Никто ровно также ничего не предпринял узнав что богатый Ричи ходит в школу со стволом, никто особо и не искал Рэйчэл Эмбер, всем в городе было всё по барабану. Наркодилеру который продавал всем в тауне, веселящие препараты а в итоге косвенно убил свою возлюбленную, Ректор элитного учебного заведения, которого волнует лишь имидж его учебного заведения и ничего более, эгоистичные тупые подростки которые так и ищут способа подколоть кого-то слабее их. И когда ты внимательно вглядываешься во всё это, тогда приходит мысль:»А на кой, я вообще должен спасать этот погрязший в дерьме город?».
          Есть там и хорошие люди конечно, но что они поменяют в своём городе? Да ничего, жизнь так и пойдёт своим ходом если выбрать первую концовку. Ну сделала Максин какие-то выводы для себя, а дальше что? Силы-то не исчезли и не факт что она не воспользуется ими в момент когда в городе появиться очередной фотограф-любитель, а он появится потому что в принципе ничего и не поменялось, тот же Ректор так и останется куском дерьма, очередной богатенький Ричи приедет в это самое учебное заведение и будет творить что хочет и всё так и будет тянутся по кругу. В этом нет смысла.
          Но в этом есть потеря очень близкого друга, который как видно в оконце тоже сделал для себя выводы. Ведь Хлоя сама подтолкнула Максин к тому чтобы вернутся назад в прошлое.
          Вторая тоже особо смысла не имеет. Ибо фотограф-любитель может быть где угодно и вообще бестолковых людей в мире полно и это также как и первая концовка несёт за собой, то что Максин может оказаться опять же в той же ситуации что и в Аркадии Бэй и вновь воспользоваться силами, настолько тупо, насколько она эта умеет.
          Но вторая концовка несёт за собой что-то новое, неизведанное и уехав из города мы не можем знать что ждёт Максин и Хлою впереди.
          Так что потеря города и Хлои одинаковы если правильно их взвесить и наименьшего зла здесь нет.
          А если так смотреть..Второй конец кажется слаще, потому что ту же потерю города и всех его обитателей чувствуешь куда меньше чем потерю Хлои.
          Почему? Да потому что всю игру мы то и дело бегаем только лишь с одной Хлоей. А что остальные жители города? Да ничего, срать они хотели на тебя, да и взаимодействуешь ты толком с ними, их почти и не раскрыли то не считая 3-4 персонажей.

      • https://twitter.com/lirik_ionov Кирилл

        >>целуются Макс с Хлоей именно в концовке со спасением город
        Аааааааааааааадl!! Не знал, что там есть эта сцена. Только больше убедился, что целевая аудитория игры — пубертатные девочки, у которых в мыслях, что они не такие, как все.

    • Артём Якеев

      согласен насчёт концовки с уничтожением города, ведь если мы его уничтожим, это покажет что макс на самом деле эгоистка, и готова пожертвовать целым городом ради своих интересов, а её интересом является жизнь хлои, не понимаю зачем было давать выбор, ведь игра нам пытается показать, что макс человек добрый и вовсе не эгоистка, а выбрав концовку с уничтожением города, весь сюжет катиться в мусорку.

    • Xelo

      Что, прости? А ради чего тогда вообще жить и что-то решать, если ты должен жертвовать самым дорогим ради других? Просто потому что так «правильно» и «уважительно». Или не «эгоистично».

      Это в голове не укладывается, серьёзно. Если расти над собой — это становиться сраным инертным куском говна, который философствует о правильности вместо приложения всех сил ради близких, то я пожалуй останусь на своём нынешнем уровне развития. Удачи тебе и всех благ.

      • The_Shrike

        Спасибо, и вам того же)

      • Hanumeya

        Меня удивила категоричность поста The_Shrike. Как все оказывается в жизни человека просто: 1<10, значит выбираем 10 и не важно, что это касается человеческой жизни да?… К черту такую философию.

    • Hanumeya

      Я выбрала концовку со спасением Хлои в расчёте на то, что для всех это обернётся happy end. Ведь игра начиналась с того, что нам была дарована сила управления временем ради спасения Хлои. А потом появилась более глобальная цель — это остановка торнадо с помощью дарованной силы и логично было думать, что твой выбор в течении игры повлияет на финал этой истории, поэтому я внимательно относилась к выбору, ведь была цель — это финал. А в итоге разработчики показали средний палец, обессмыслив все 4 эпизода, они ведь ни на что в итоге не повлияют! С таким же успехом я бы комикс прочитала, меньше времени бы потратила.

  • alpeyek

    Насчет концовки, где Макс жертвует Аркадией Бэй. Вот что подумал. Совсем необязательно, что в ней «все умерли». Как вы помните, «темная комната» — по совместительству хороший и достаточно просторный бункер и Дэвид вполне мог успеть съездить за Джойс, Уорреном и остальными и укрыть их там. Более того, он мог бы связаться с директором школы и сообщить ему об этом бункере с целью укрыть там учеников. Так что не все так плохо там может быть.

  • Андрей Ремнёв

    Не плохая игра, но писали её для юных дев.

    Злодей получился мультяшней некуда.
    Ну что тут такого ужасного:
    1) Накачивать девочку веществами — хм жутковато;
    2) В бессознательном состоянии затащить её в бункер — ой ужас какой;
    3) Наконец делать с ней то, ради чего все было задумано — ой ой ой ужас — что же он сотворит? Человеческую многоножку?
    4) Сфотографировать и отпустить, а фотографии никому не показывать — вы серьезно?
    Даже не изнасиловать? Даже не снять порно-фото а потом шантажировать? Просто сфотать, отпустить и хранить в тайне?

    Бармалей торговал рабами, занимался браконьерством и черт-возьми ел детей.
    Он обгладывал детские косточки, возможно даже живьем кусал их или отрубал по конечности и пожирал на глазах у жертв.
    Не говоря уже о метафорических подтекстах.
    Мальчи́ш-Кибальчи́ш,- воевал против около-фашиствующей, крайне правой, олигархии, а потом его пытали профессиональные палачи, пока он не умер от болевого шока.

    Чиполлино ушел в революционное подполье и местный деспот репрессировал всю его семью и многих друзей.

    У нас в историях для детей, злодеи серьезнее, чем в этой истории для подростков.
    Надо понимать у девочек-подростков какое-то обратное развитие и вид крови вызывает у них падучую.
    Что делал главный злодей? Репресии? Пытки? Каннибализм и работорговля?
    Нет, он просто фотографировал девочек в отключке.
    Надо понимать этого девочки подростки боятся больше пыток, изнасилований и кражи органов.

    Рейчел погибла в результате несчастного случая и была до последнего счастлива со своим «злодеем».
    Который раз уж на то пошло был относительно безобидным психопатом, что не редкость для его профессии.

    Городок, даже в своих недостатках оказался идиллическим, пока не вмешалась Макс с её бездарным злоупотреблением «способностями».
    Она настолько ленива, что даже не носит в сумке инвентарь.
    Возможности граничат с бесконечными, в настоящем времени, без особых изменений можно было подстроить и расследовать массу вещей, как делают все нормальные персонажи квестов, но она слишком тупая для этого.

    Юная максималистка (говорящее имя кстати) не признает компромиссов.
    В конце типично подростковый выбор — Хлои или умрет или Конец света!
    Варианты с эвакуацией городка или раненной Хлои не рассматриваются.
    Фотографии для возврата во времени нужно обязательно рвать или сжигать. Нет чтобы покласть в конверт с надписью «не перемещаться — плохо кончится».
    Раз не любишь так психа-учителя, вернись во времени и прикончи его «случайно» упавшим шлакоблоком.
    Почему бы не вернуться в селфи полугодовой давности и дистанционно предупредить ту же Рейчел?
    Не хватает мозгов у самой? Посоветуйся, есть друг-ботаник (зафрендзоненный) и та же Хлои на что-то да сгодится.
    Нет, зачем ей, проще первое что под руку попадется ухватить или толкнуть и готово.
    И это при том, что дается масса времени на сидение и обдумывание под переливы гитарных аккордов.

    Наконец фаталистический финал — самое ленивое и подростковое решение.
    Хуже только «бог из машины» и музыкальный моралите.
    Видно как думают разработчики, то у них таинственный уборщик и впускание-выпускание птиц, то «твин-пикс» с Рейчел Эмбер, то злодейка Виктория с опасным Нэйтаном, а потом раз — и всё это уже не имеет никакого значения — слишком трудно игру делать, пускай будут только Хлоя и…
    Да что там, фанатам кроме неё никто и не нужен — пускай притиснутся друг к дружке пару раз и проканает.

    Одно радует — настоящие девочки-подростки не умеют перемещаться во времени.

  • newb

    Я прошел, так и не понял, зачем фотографу нужен бункер за миллион долларов с провизией? Он про этот шторм и не думал, и не знал.
    Я все надеялся, что в конце вся эта история окажется бредом лежащей в коме главной героини. Такое уже было в других играх с паранормальными способностями.

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Битлджус

      Так это не его был, а семейный бункер мажоров на случай любого ЧП.

  • msMemorand

    Кроме того, что Кейт должна быть мертва если мы жертвуем Хлоей. Смущает пара моментов.
    Похороны Хлои 1-3 дня после смерти, торнадо 5 дней…хз может оно таки появилось, был бы эпик фейл для «жертвователей» . +1 к этой теории то что торнадо мы увидели до того как заюзали первый раз «абилку-перемотку» Макс в туалет то пошла, чтобы в себя после этого видения придти. В торнадо дата появилась после пары перемоток, причем в не зависимости от количества перемоток дата оставалась та же. Что не подтверждает теорию о том, что чем больше Макс использует силу тем ближе звиздец. Так может у нее тупо два дара? Один мотать, второй видеть будущее, который тоже со временем «прокачивается».

    В общем, если бы Кейт не было на похоронах Хлои, этот вариант, для меня был бы менее подозрительным) а так.. нам всю дорогу игра намекала что Хлоя маст дай. Где-то был перевод ее имени и там что-то типо » цена богов». В дневнике или не помню где было написано про стартрек где Кирк возвращаясь в прошлое жертвует своей любимой,чтобы не допустить войну. Плюс концовка с гибелью Хлои намного эпичней, слезливей и полней. Да и фраза Хлои вконце очень напоминает просьбу из альтернативной реальности с морфием. Вроде «это мой выбор дай мне решать самой» причем если мы это дело игнорим и рвем фото, ее обещание » я всегда буду с тобой» для меня прозвучало несколько зловеще)

    В общем , имхо, нам надо было позволить попробовать спасти Хлою после возврата к бабочке пусть даже ценой своей жизни (возможно с учетом наших решений в прошлом и доли случайности. Т.е. игра образно говоря «бросает кости» и нам может повезти либо нет. Для еще одной попытки, проходите игру с нуля ;)) либо просто в зависимости от «правильности» выборов нас, ранят, калечат, убивают но Хлоя спасена.
    Много букв. Сорь)

  • Михаил Сидоров

    Лол, каким вообще образом спасение синеволосой наркоманки может стоить стольких жизней?
    А фишка с внутренним голосом как раз для того чтобы выбор для игрока был менее очевиден (а не делаю ли я этот выбор потому что поверил что она меня использовала?)
    По-сути помимо Хлои есть еще куча классных персонажей (Фрэнк, Дэвид, Уоррен, бомжиха около закусочной (хотя вряд-ли ей жить очень нравится), да даже Виктория).
    Лично я восхищен как мастерски разработчики смогли уверить игрока в значимости какой-то шмары. Хотя концовка со спасением Хлои на самом деле отдает Догвиллем, ну да ладно

    • Xelo

      Зачем ты играл в это с таким отношением? Хотя можешь не отвечать, ты просто дурак.

    • Hanumeya

      Ну да, ведь Хлоя как родилась так и стала наркоманкой отбитой и шмарой, гибель отца и отсутсвие друзей никак на душу девушки подростка не повлияли. Ее вообще надо в газовую камеру!

  • Yulia Otrishko

    ВПЕРЕДИ ДЛИННОПОСТ ОБ ОБЕИХ КОНЦОВКАХ. Я предупредила.

    Думаю, ТРУДНОСТЬ ДВУХ КОНЦОВОК именно в том, что в двух вариантах Макс развивается, но по-разному, и мы виноваты, но по-разному. И многие не хотят видеть тот вариант развития, который им не по душе. Поэтому так мало людей, которые считают обе концовки хорошими и(или) верными.

    В случае ПОГИБЕЛИ ХЛОИ мы знаем, что Джефферсон наказан, Нэйтан тоже при ответственности, а свои отношения с другими студентами (той же Кейт на грани самоубийства), Макс уже знает, как строить, учитывая горький опыт.
    — : Решение пожертвовать Хлоей сложное не только потому, что Макс и игрок в её лице привязались к девушке, но и потому, что Хлоя мечтала выбраться из Аркадии Бэй почти всю жизнь, а мы приговариваем умереть её там, в туалете, без воспоминаний о Макс. Мы оставляем Джойс и однажды вдовой, и осиротелой матерью. Как заметил автор, всех не спасти. Ну а наибольшие циники могут посчитать эту концовку плохой просто потому, что она по сути отменяет весь геймплей и не даёт нам ничего кроме картинки того, как всё могло случиться. Наша основная реальность становится всего лишь одной из параллельных.
    + : Эта концовка действительно в духе геройства. Жертвовать дорогим ради общего блага. Здесь у нас и Хлоя практически мученица — отвергает свой эгоизм и впервые ей вместо жажды бунта или мести движет что-то моральное,и Макс понимает, что играть в Бога неправильно. У игрока полное ощущение того, что он взял пиррову, но победу, ведь именно так поступил бы на его месте герой.
    А голубая бабочка — утешение для сентиментальных. Она словно намекает на существование души Хлои где-то вне кучи реальностей, и даёт надежду на то, что девушка видела наши решения и как бы их одобрила, всё поняла и не считает нас её убийцами.

    В случае ПОГИБЕЛИ АРКАДИЯ БЭЙ, игрок свою вину чувствует сразу. По ходу игры некоторые персонажи нам понравились, другие нет, но приговаривать абсолютно всех из них мы не были готовы, инфа сотка. Это путь тех, кто махнул рукой, сказал «А пошло оно всё», и приготовился ощущать себя сволочью, так как они знают свою натуру и то, как в реальной жизе работает привязанность.
    — : Концовка опошлена шипперами, которыми и правда двигали, кхе-кхе, свои мотивы, это раз. Хлоя остаётся круглой сиротой, это два. Мы буквально убиваем весь город, но это и так понятно. И снова теряем весь геймплей, так как стоило ли думать, как никого не обидеть и устраивать отношения с кучей перспективных покойников? Это не минус для тех, кто считает, что стоит)
    + : Я считаю, что эта концовка более реалистична. Макс, чьи родители далеко от опасности, в лице Хлои получает самый близкий заменитель семьи. Она только обосновалась, почти ни с кем не общается, а с Хлоей вместе провела детство. Перечеркнули бы вы любимого человека ради кучи малознакомых? В идеальной вселенной, да. В нашей — сомневаюсь.
    Макс учится по-настоящему кого-то ценить и быть привязанной. Она морозит Уоррена в их первую встречу, протягивая флешку в ответ на объятия, а Кейт требует много заботы и слишком хрупкая, чтобы они с Макс были на 100% равными в этой дружбе. В результате Хлоя способствует тому, чтобы Макс стала храбрее и серьёзнее относилась к своей силе.
    Эта концовка для бунтарей и эгоистов. Её выбирают либо те, кто просто не могут отпустить Хлою, либо те, кто понимает, что судьба в их руках, и в последний раз всё отмотать — признак слабости, а вот жить с полными руками завареной каши чуть сложнее. Ведь, действительно, чему бы научилась Макс, отмотав всё назад, если бы смерть Хлои не прилагалась в комплекте? Она бы просто в очередной раз отмотала, и снова манипуляция, и последняя игра в Бога. Я считаю, концовка с приговором всему городу чуть сложнее, чем её малюют.
    В этой концовке бабочка не садится на гроб. Здесь нет этой финальной мистики, потому как всё предельно просто и реалистично. Все выборы сделаны, все решения приняты, и больше Макс не станет играть с ходом жизни.

    Я лично прошла дважды с двумя концовками.
    Тем не менее, хотелось бы в новом сезоне, чтоб ценные уроки игроки усваивали не такими хардовыми путями.

    P.S. И всё же, шторму нужно было время на развитие, а торнадо — чтоб долететь до берега. Это второстепенно, но, блин, мне кажется, бункеры и вовремя сделанные ноги вполне могли сделать «плохую концовку» не такой уж плохой.