Про российский игробизнес до 08

Тут читатель выдвинул теорию о том, куда делась российская разработка.

«А вообще, у меня есть одна теория, почему мы пришли к тому, что имеем сейчас. Дело в том, что до 2008-ого года все эти российские издатели держали рынок, ибо занимались ретейлом. Имея возможность контролировать все и всех, они могли сами решать, что издавать, а что нет. В итоге закончилось все тем, что издавалось вообще все что угодно, так как им это почти ничего не стоило. Чтобы понять насколько все плохо, найдите древний обзор от того же Мэддисона на игру «Метрон» и осознайте, что ВОТ ЭТО официально издавалось. Так как можно клепать все что угодно и это издадут, зачем делать это хорошо, правильно? Конечно, хорошие проекты и более чем достойные тоже были, но много ли? Привело это в итоге к тому, что на рынок пришел стим (когда уже стал оптимизирован до вменяемого состояния), издатели в один момент стали ненужны, так как через них работать крупным компаниям стало совершенно необязательно, в том числе и делать локализации через эти самые издательства. Фактическое отсутствие конкуренции из-за того, что даже самое дно могло отбиться привело к тому, что никакой своей плотвы и уж тем более Last of Us у нас никогда в жизни не будет, западные проекты и steam разумеется разорвали всю эту шваль на куски и на плаву остались единицы. Из большого и красивого у нас на самом деле сейчас,пожалуй, только Skyforge, который и то ММО, но сделан на уровне ААА. Сейчас отечественный геймдев — это все-таки больше мобильная индустрия и социалки. Что из них выйдет — покажет лишь время.»

К этому могу добавить вот что.

В приватных беседах мне российские издатели говорили, что в принципе в те годы можно было взять пустую болванку, накатить на нее картинку с мужиком с автоматом и прикольным названием игры, и положить на полки в магазинах. Ну, может быть, еще полосу рекламы дать в журнал, и эту полосу показать ритейлерам. И эта «игра» (на самом деле, пустая болванка) разошлась бы тиражом от 10 тыс. копий, из которых только 100-200 копий геймеры бы вернули в магазин (остальные бы просто забили).

Потому что ну копейки же все стоило, поэтому и покупали игры пачками. Что-то не заработало — и наплевать.

А если игра хотя бы работала, то и тираж был повыше. И произвести русскую говноигру было (начиная с определенного момента) выгоднее, чем закупить права на нормальную западную. Насколько я знаю, неоднократно покупка прав на издание в России очень крутого западного ААА-хита приносило русскому издателю убытки. Дело в том, что за такие хиты русские издатели драли, торговались, предлагая западной компании много денег, и в итоге переплачивали. Впрочем, и многие русские мегапроекты в итоге сжигали бабло издателя и так и не поступали в продажу.

Зато когда грянул кризис 8 года, то геймеры перестали покупать что попало, и тиражи некоторых говенных русских игр упали до 5 (пяти) копий, например. Больше просто ритейлеры не брали на реализацию. На всю страну. Потому что не покупали люди.

Нормальный стим раскрутился сильно позже.

Так что, все-таки, не стим разорвал разработку говноигр, а повышение чувствительности геймеров к качеству товара (меньше доходы, выше цены).

Стим стал сильно влиять на бизнес позже, да и к нему приспособились — продают коробки с кодами и норм. Так даже удобнее, потому что не надо брать на себя повышенные риски, — чистая дистрибуция западных товаров, а не самостоятельное издание на территории России.

Ну и сейчас, конечно, в России есть смысл производить или ММО, или нишевые полуинди. Зато и то, и другое получается неплохо.

  • Илюхер

    А что могло бы оживить российскую индустрию и заставить выдать хотя бы парочку неплохих сингловых игор уровня АА в год?

    • Евгений Яцкин

      Борьба с замшелым «Игры для детей», может быть?

    • Oleg Kubaneishvili

      Поддержка западного издателя или какого-нибудь другого крупного инвестора. Потому что сейчас российские издатели отказываются идти на столь большой риск.
      Есть еще надежда, что разработка проектов средней величины станет проще и дешевле.

    • Torick

      Отсутствие команд. У российских издателей нет денег и желания работать на мировой рынок AAA. У западных издателей деньги есть, и кризис рубля — это вообще радость, потому что снижается стоимость разработки. Но разработчиков, подходящих под стандарт AAA, в России очень мало, и их уже давно разобрали (к примеру, вы знаете, что мультиплеер FIFA разрабатывают в Питере?).

      • MegaIniesta

        к примеру, вы знаете, что мультиплеер FIFA разрабатывают в Питере

        нихуясебе опять сабер аутсорсит чтоля?

      • Иван Осенков

        Вопрос-то ведь в позитивном ключе был задан: «что могло бы?», а не «что мешает?» )

      • Sergey Krylov

        пруфани

        • Torick

          Боюсь, что не смогу. В общем смысле (аутсорс по FIFA) — это публичная инфа, а детали типа мультиплеера — закрытая. Но вообще вот тут между строк можно много интересного попытаться понять: http://sperasoft.com/news/

      • derevvo

        Ну теперь-то понятно, почему сетевой код такой кривой. Игры ищутся по полчаса, каждая вторая игра вылетает.
        Мы сейчас играем в турнир на одном сайте, это невозможно просто, постоянно матчи приходится переигрывать.

        Причём самое мракобесие вот в чём. Счёт 2-2. У одной из команд удалён игрок. Игра вылетает на 82-й минуте. По регламенту мы должны переиграть с таким же счётом с таким же количеством игроков, с той же минуты. Чтобы это сделать, потратили дня три. Игра вылетала при переигровке.

      • Toshio99

        ну вот кстати верная мысль. Давайте для начала хотя бы университет построим) и обучим кадры хорошо работать а потом уж будем говорить о том как поднимать с колен отечественных разработчиков.

    • griever_gf

      ААА — это длинные инвестиции,отбивающиеся за несколько лет. В нестабильных экономических условиях нашей страны инвестировать в такое без гарантий никто не рискнёт…

  • Oleg Kubaneishvili

    «Ну и сейчас, конечно, в России есть смысл производить или ММО, или нишевые полуинди. Зато и то, и другое получается неплохо»
    Но мы-то хотим «Космических Рейнджеров», «Корсаров», Silent Storm или хоть что-то такого же масштаба и уровня исполнения. ГДЕ ЭТО ВСЕ ?!

    • Скай Фокс

      Из статьи можно понять что игры будут производить лишь в расчёте на то что игра себя окупит.

      Как я понимаю, несмотря на то что желающие выхода тех же Рейнджеров исчисляю себя десятками тысяч, инвесторы считают иначе.

      • Oleg Kubaneishvili

        Может, HD-переиздание было проверкой на популярность бренда. Судя по всему, разработка окупилась, но не принесла подходящих результатов. На metacritic игру рассмотрели только четыре малоизвестных издания, что вообще смешно.
        А ведь помню, как по сети шли слухи, что третья часть будет полностью трехмерной, с возможностью побродить по каждой планете, а Коалиции на этот раз будут противостоять целых пять рас.
        Да и Katauri распались, а кроме них вряд ли кто-то способен сделать достойное продолжение.

      • Zzzz

        Никто ничего не будет делать ради одной лишь «окупаемости»)

        • Скай Фокс

          С этим трудно не согласиться.

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

      Создатели смерти шпионов выходили на кикстартер с третьей частью и собрали около 60 баксов.
      Геймдев в России можно охарактеризовать фразой покойного Яна Арлазорова «У нас полная гармония в семейной жизни — она не хочет, а мне и не надо».
      Жить могут только безумные художники вроде айспиков.

      • Oleg Kubaneishvili

        Что забавно, игру потом подобрал американский издатель, хотя ради этого пришлось сильно изменить сюжет.

        • MichaelYea@JokepuncH

          угу, игра теперь называется Alekhine’s Gun.
          Когда первый трейлер увидел, подумал еще, что на смерш похожа. А потом решил загуглить и — батюшки!

        • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

          Мне вот другое интересно.
          Наше самое правительственное в мире правительство спокойно раздает миллионы распильщикам на турниры доты и другим распильщикам на комедии с галустяном.
          Кто-нибудь пробовал попросить денег на разработку условно патриотической игры?
          Или там слишком много надо?

  • SireAlligator

    Много наших «недоразработчиков» занимаются социальными играми и мобильными проектами. Они им денег больше приносят. Никто не хочет тратить время и силы на разработку дельного проекта.
    Был опыт работы в Креара (соц. игры), ужасный опыт могу сказать, их отношение было примерно такое «У нас 500+ тикетов по технической части, а плевать. Люди-г****, главное чтобы платили.» Почти прямая цитата от директора.

    Если разработчик хоть немного шарит — он делает свой проект и выкладывает его в стим гринлайт. Либо пытается найти единомышленников, но обычно все разбивается об русский gamedev.ru, такое враждебное сообщество надо еще поискать (До сих пор не забуду фразу «Сценарий тебе напишет любой школьник за 10 рублей». Если же разработчик хоть немного знает английский, отправляется в плавание за рубеж к инди-девелоперам и т.д.

  • Doctor Net

    Про говно игры знаю, что Новый диск когда издавал хиты вроде COD, не продавал их ритейлу, пока они не закупят у них своего говна на энную сумму

  • Ivan Kolpakov

    Щас скажу с позиции человека, который в ритейле отработал энное количество лет, в том числе и на рук. должностях.

    Ребята, а вы расскажите сначала а что у нас развито из своего ВООБЩЕ? Или вы хотите 75 лет ходить строем в красный уголок, а потом резко взять и на коленке за 20 лет догнать тренд культуры потребления? Вот вам вывод номер раз — если все и плохо, то это не потому, что люди говно, а потому, что они заложники ситуации.

    Дальше — вы вообще в курсе, что находится например в топе стима из ф2п? Унтурнед прогринлайченый? А ужели его не на коленке в одиночку запилил 16летний шкальничек? Или ему может развитая канадская игроиндустрия помогла? Не может быть, ой все.

    Вывод номер два — необходимость наличия некой «развитой индустрии» для создания хороших игр — миф. Условие может и вполне благоприятное, но не обязательное.

    Или нет? Или «Ведьмака» делали не в эпоху, когда идиома «польская игра» была нарицательной?

    >Зато когда грянул кризис 8 года, то геймеры перестали покупать что попало

    Врен, а к тебе ритейл ходил отчитываться по продажам? Так же все продавалось, и никуда ничего не падало (в городе-миллионнике).

    >Так что, все-таки, не стим разорвал разработку говноигр

    Ну да, там же нет такой функции, как «прочитать мнение РЕАЛЬНО купивших игру людей». Рука фейспалмы отбивать уже устала

    • Mental the Hedgehog

      Насчет создателей Ведьмака у меня тоже вопросы.
      Почему поляки поставили себе цель и дошли до конца? Может, дело прежде всего в том, что у них было цель сделать хорошо своё дело? Доказать всем, чего стоишь и тем самым сделать имя себе? Трудолюбие, в конце концов. И ведь несмотря на все препятствия, сделали. Смогли. Добились. Так в чём же дело? Они же бросили вызов тем условиям, в которых термин «польская игра» — как оскорбление. И они молодцы. Талантливые люди, в общем.

      • Toshio99

        конечно не отобьется…не один вменяемый инвестор на это деньги не даст. Не то что сейчас потому что кризис,а ваще в принципе даже если бы и не кризис. Эту русскую игру ты потом не продашь никому. Даже если бы у меня были эти миллионы. И я очень сильно люблю игры. Всё равно бы не дал)))…Про остальное я уже подробно рассказал в посте про русскую игровую приставку))

        • Mental the Hedgehog

          Вывод — мы продолжим потреблять и (в лучшем случае) локализовывать. Ну, ясно. Всё во прежнему.
          Как своего не было, так и не будет. И опять же, дело не в сравнении с Западом. Дело в том, что своего в области кино, музыки и игр у нас либо мало, либо нет. Кино иногда снимают нормальное. Но редко. Музыка…. А она есть ныне? Достойная? А игры, да всё итак ясно. Опять же, поляки РАБОТАЛИ. А мы не хотим. Ведь проще перепродавать чужое, чем создавать своё.
          При том, складывается мнение у меня, что на западе общество в своей массе словно загоняют в некий «ментальный туннель», что делает их похожими на наивных детей. Или подростков. Это лишь моё предположение, но порой это видно даже по глазам. Взгляд другой. Не говоря уже о восприимчивости к пропаганде.
          У нас, конечно, своих идиотов хватает. Но как видится — русские (не все, конечно) в отличие от западных людей, вроде, не потеряли свободу мышления. Я так понимаю, это ещё из-за того, что наши СМИ не настолько обучены искуству промывки мозгов. Может, причина в чём-то ещё.
          И я не утверждаю, что мы лучшие и самые великие. Я просто считаю, Россия и её народ способен на большее, чем имеет сейчас. Но мы словно замерли в некой пустоте, а выход найти не можем.

          • MAXHAH

            >Но как мне видится — русские (не все, конечно) в отличие от западных людей, вроде, не потеряли свободу мышления. Я так понимаю, это ещё из-за того, что наши СМИ не настолько обучены искусству промывки мозгов.

            Ты же сейчас пошутил, да? Я не верю, что это написано на полном серьёзе.

          • Mental the Hedgehog

            А что не так? Возьмём штаты. «Молись на флаг, будь патриотом, будь богобоязненым». Вот прямо такое впечатление складывается, что им это насаждают.
            У нас поют гимн флагу в школах? У нас вешают флаг возле дома, чтобы проявить патриотизм? Это показушность. Дешёвый символ, не так патриотизм должен выражаться. А вера — должна быть спасением. Не цепью.
            Скажите, у нас так? Не вижу флагов. В школе не поют песни цветной тряпке. Дерма своего у нас полно, но там как-то совсем иначе. Не говорю, хуже. Думаю, это почти зомбирование. Неужели мы такие же?

          • Скай Фокс

            Самое интересное происходит в их фильмах и играх, где американцы наводят порядок в любой точке земного шара в соответствии с их мнением и т.н. «мире». Вот это патриотичные игры и фильмы 😉

          • Mental the Hedgehog

            Вот. Нет у них пропаганды, конечно.

          • Скай Фокс

            Я бы ещё добавил что пропаганда это лоскутное одеяло которое сшивается из множества источников, будь то книги, фильмы, статьи в интернете, высказывания известных людей и т.п., благодаря которым и происходит казалось бы незаметная промывка мозгов.

            Сама лучшая пропаганда это не когда тебе орут в глаза, а когда мягко намекают 😉

          • Ultra_DL10

            Комментарии в Интернете тоже)

          • Ultra_DL10

            Пропаганда есть везде,факт

          • MAXHAH

            Складывается впечатление? Это какая-то слишком субъективная оценка. Развешивание флагов — это как раз таки искренний патриотизм, никто их делать этого не заставляет. Зато у нас в каждой школе обязательно должен висеть портрет Путина и вообще отдельная доска со всеми атрибутами, как то флаг, гимн и прочее. Причём школа не может оформить его самостоятельно, тебе говорят, что заказать всё это нужно обязательно нужно в определённом месте. Разумеется в этом определённом месте он стоит в 10 раз дороже вменяемой цены. Ну это отдельная история, коррупция в верхах всепоглощающая. Или вот когда у нас в те же школы сверху спускается разнарядка, чтобы предоставили столько-то человек на какой-нибудь митинг в поддержку Крыма, например, помахать флагами, вот это вот показуха настоящая. Школы вообще сейчас превратились в чёрте что. Говорю не просто так, сам проработал в школе два года. А моя мать много лет была директором одной из школ. Там такой бардак, что человек со стороны даже вообразить себе не может.
            Да что я распинаюсь, включите телевизор, там на каждом канале расскажут как у нас всё здорово и как плохо всё в Америке/Европе/у хохлов. Мозги промываются так, что их не остаётся вовсе.

          • Mental the Hedgehog

            Помню. Помню случай. Обедал. Мама включила тв. Было какое-то ток-шоу, там такое заявление ведущего — «Вы же знаете, что запад деградирует?». Со мной на кухне сидела мама, её ответ — «Можно подумать, мы развиваемся». Добавить нечего.
            Или на днях в репортаже на первом, рассказывали как фанаты покупают игрушки по Звездным войнам». Их окрестили «фанатики».
            Но коррупция вполне может и за океаном существовать. Пусть и в меньших масштабах. И вообще, сладкой жизни нет нигде.

          • MAXHAH

            Коррупция есть везде. Другой вопрос, что если в тех же шататах факт коррупции вскроется, то такого человека посадят. У нас же наше правительство ворует в открытую, никто даже не пошевелится. И поэтому в развитых странах она незначительна.
            Опять же кстати случай из моего школьного периода работы. Часто к нам приезжали всякие люди и власти и втирали про патриотизм и прочие вещи. Вот в частности приезжал некий товарищ Прокопенко, бывший сначала главой района, а потом и города. Так вот лично он на моих глазах просто усирался за свой патриотизм, после этого наворовал 500 миллионов и укатил в свой дом в Венгрии. До того-то, конечно, никто об этом не знал да? А вот как уехал, начали уже какую-то показуху устраивать с уголовными делами. Да толку-то?

          • Mental the Hedgehog

            Уроды. Поэтому, лично я не осуждаю, а уважаю людей способных устроить свою жизнь за рубежом. Некоторые отечественные клоуны орут, называя эмигрантов предателями родины. Подвывают мантру «где родился, там и пригодился» (до чего бредовая риторика), а я таких людей уважаю.
            У моего отца друг. IT-шник. Пытался наладить дело у нас, в Томске. Родной стране его мозги оказались не нужны. А в «буржуйской» Америке у него всё сложилось. Там он оказался востребован. Там и живёт. И это позор нашей стране.

          • Ultra_DL10

            IT Здесь в зачаточном состоянии,на всё надо время

          • Ultra_DL10

            Пропаганда есть везде

          • Toshio99

            Но думаю,они более восприимчивы к пропаганде. — Да там ваще нет пропаганды)) Поэтому у них и взгляд в глазах другой)) Все эти кухонные обсуждения внешней политики и засранные политотой новостные потоки ежедневные это чисто русская фишка)) фирменное развлечение которое переходит от родителей к детям. В целом ваши эмоции понятны. Если вам так будет легче знайте что многие русские приложились ко многим известным aaa тайтлам и внесли свой вклад в общее дело.

          • Mental the Hedgehog

            Нет пропаганды? Не верю. Это не возможно. С чего им пускать шанс сформировать общественное мнение, выгодное им? А что плохого в обсуждении политики? Грязь, но порой надо быть в курсе. А как думаете, они там хотят быть в курсе?

          • Toshio99

            среднестатистический Джон даже не в курсе че за границами его страны происходит)) ему на это пофигу…У них все есть внутри своей страны. И пустыни и леса и речки с океанами)) и мухи не кусают…Держать руку на пульсе это чисто наша фишка. Потому что чуть зазеваешься и уже опять поимели.

          • Mental the Hedgehog

            Что я и говорю. Подростки. Нет интереса, мозг не напрягается лишний раз. И человек становится ограниченным. А это — деградация. И не индивида, народа. И нам идти этой дорогой нельзя.

          • Toshio99

            давай завязывать с политотой в игровом блоге. Ок?)
            Я говорил не про подростков а про взрослых людей. Просто тебе это сложно принять, ты наловил кучу домыслов и сказок которые тебе нарассказывали.

          • Mental the Hedgehog

            Заканчиваю. Но ты сам сказал, условному Джону — плевать. Подростки — сравнение, подразумевающее в данном контексте человека ограниченного. Выходит именно так. А раз так, раз Джону плевать, а Ивану нет, то свободу мысли мы ещё не потеряли. А значит, ещё прорвёмся. Надеюсь, к лучшему.
            И раз уж я «наловил сказок», то что есть в данном вопросе реальность?

          • Ultra_DL10

            Точно полностью самодостаточная модель(песочница)-идеальна

            Это то к чему и нужно стремиться

          • Mental the Hedgehog

            Это как?

          • Ultra_DL10

            Работа на улучшением условий для самореализации

          • http://www.youtube.com/user/OrionTheGamer Рамиль Сабыров

            Там полно пропаганды, хотя у неё другой дискурс. Есть популярный роман «Польско-русская война под бело-красным флагом» Дороты Масловской, как раз сатира на современную польскую молодежь, которая под влиянием пропаганды прониклась весьма ксенофобскими идеями, среди которых главная — война с Россией. В Польше эта книга очень популярна. Да и в России издавалась.

      • Ivan Kolpakov

        Тут надо понимать, что кроме ведьмака у поляков была во-первых целая линейка хороших рпг, как отмененных, так и в релизе. Во-вторых ведьмак это не игра на пустом месте, а игра по раскрученной книге.

        Ну это все то, о чем я говорю » не отобьется» — это симптом, болезнь — не умеем потреблять.

        Надо учиться потреблять всерьез — и лицуху через стим, и книги и фильмы не в торрент эдишн. Как научимся потреблять — будем и замечать качественное свое. Тот же смерш, например, который имо лучший стелс, или тундру, близко к которой никто ничего в ближайшие лет 5 не сделает точно.

        И хорош гнать на ф2п. Сходу могу назвать кучу ф2п планкой выше каловдутия

        • Mental the Hedgehog

          А не о качестве f2p-игр, я о формате. Мне он противен. И только.

          • Ivan Kolpakov

            Некоторые жанры существовать могут только так

          • Mental the Hedgehog

            Пожалуй. Что до культуры потребления… Надо чтобы ключевым словом была именно «культура», а не «потребление». Надо научиться покупать достойное, а не бездумно «хавать» всё, до чего руки дотянулись.
            Хотя, Сони с 2009 массово локализует свои основные хиты на русский, может, мы чуть сдвинулись.

          • Артем Санин

            Дело не в формате. Вот Hearthstone — f2p, и это прекрасная игра. В нее можно играть, не вкладывая ни копейки, и нисколько от этого не страдать. Что я и делаю.

            То есть понятно, что подавляющее большинство f2p-игр во-первых, низкого качества, а во-вторых — машинки по выкачиванию денег. Но это не является обязательным для формата.

          • Mental the Hedgehog

            Потому и не люблю. Чёрт, да я считаю, что порты старых и хороших игр на планшеты куда более ценны, чем большая часть f2p, ибо «машинки по выкачиванию денег», полностью согласен.

          • Артем Санин

            Большая часть. Не все. Есть разница.

            Большая часть почти чего угодно — фигня. И что? Что мешает выбирать из той части, что не фигня?

      • Noolan

        Начнем с того, что они в Европе. То есть, например, тридешник или
        аниматор в Польше может поехать учиться профессии в любой из европейских
        институтов и зачастую совершенно бесплатно. А чего может тридешник или
        аниматор в России? Только учиться сам по видосикам из интернете, потому
        что серьезных программ, обучающих 3D и анимации в играх в России нет,
        есть только пачка дорогих и довольно бестолковых курсов. Надо понимать, что без
        большого опыта работы уровень такого профессионала будет другой. Люди
        везде одинаковые, просто возможности в разных странах разные. У нас вырастить крутого кадра в геймдеве сложно и мучительно, а при достижении нормального уровня он первым делом попытается из нашего геймдева свалить. Вот и имеем что имеем. А то получается, что никаких образовательных программ для создания кадров в стране нет, а потом удивляются, где же эти самые кадры. А откуда им браться-то?

      • Дмитрий Тронин

        ну цель поставить мало, наши тоже с амбициями чуть ли не каждую игру делали под лозунгом ответ тому то или еще кому то
        главное как оно сделано

    • Mihail Druzhinin

      > Ребята, а вы расскажите сначала а что у нас развито из своего ВООБЩЕ?

      Вмысле в стране? Космическая отрасль, авиация, танго-культура автопром, производство оружия, добыча нефти и газа, логистические службы.

      > Или вы хотите 75 лет ходить строем в красный уголок, а потом резко взять и на коленке за 20 лет догнать тренд культуры потребления?

      Вот как раз за 75 лет много чё научились производить, а потом усиленно херили это (на самом деле раньше).

      • Ivan Kolpakov

        особенно у нас развит автопром, да

        • Mihail Druzhinin

          Да. Сравнительный анализ показывает, что да.

          По остальным пунктам возражений нет? Ок.

          • Ivan Kolpakov

            Я же говорю, охуенно развит. Ты кстати когда последний раз в космос летал?

          • Mihail Druzhinin

            > Я же говорю, охуенно развит.

            Ну вот и славно. А раз развит — причём тут догоняние культуры потребления?

            > Ты кстати когда последний раз в космос летал?

            Никогда. А от чего именно ты пытаешься скрыться за неумелым сарказмом?

          • Ivan Kolpakov

            От необходимости воспринимать идиотов всерьез

          • Mihail Druzhinin

            > От необходимости воспринимать идиотов всерьез

            Идиотом как раз ты выглядишь, когда не можешь ответить за свой трёп.

          • Ivan Kolpakov

            Мне на твои детские взгляды насрать, не трудись их озвучивать

  • Da Vinci

    чувствительность геймеров к качеству товара в 2008 г.- это миф,Костя!
    к 2008 торрент трекеры вошли на пик популярности вот и не покупали люди…

  • Andrey Chengaev

    Я бы выделил еще две причины, которые кажутся куда более важными.

    1.Если вспомнить все самые известные российские игры — Корсары, Рейнджеры, Мор и прочие — это всегда были пека-игры. Никто у нас на консоли не разрабатывал. И до определенного времени пека правил бал, особенно в том что касалось самых популярных у нас жанров — шутеров и рпг. Крайзис, Обливион, Халф-лайф, Doom 3, FEAR, Ведьмак, Биошок были или вообще эксклюзивами или хотя бы основной платформой для разработки. Но в 2007 выходит третья плойка, и рамках борьбы с икскоробкой начинает активно завлекать к себе мультиплатформу, прежде всего те жанры, что ранее на консолях были слабо представлены. За несколько лет это существенно меняет сам рынок, пека-разработка умирает во всем мире, а наши разработчики не готовы были переходить на консоли, так как консольный рынок в России очень мал и находят для себя куда более удобную нишу — фритуплея и ММО.

    2.Как раз 2008-9 — это годы активного проникновения широкополосного интернета в провинцию, а также время формирования русского ютуб-сообщества (очередной привет Мэддисону). То есть, если раньше школьник мог зайти в магазин, увидеть русскую игру Метрон и купить ее из любопытства, то теперь он может пойти посмотреть что она из себя представляет на ютубе. Все-таки, что не говори, а рецензии в печатных журналах довольно малоинформативны, когда речь заходит об обзоре на игру.

    Ну а кризис 2008го просто один из ударов, пришедшийся по индустрии. Не готов верить, что именно он стал критикал хитом.

    ЗЫ Ну и не забываем, в 2007м айфон же вышел. Впоследствии ставший любимым подарком для школьников вместо компьютера и главной игровой платформой для толп офисного планктона.

    • Ivan Kolpakov

      1. Кроме первого кризиса ты не назвал ни одного экза для ПК, да и тот потом на консольках переиздали.

      «пека-разработка умирает во всем мире» в твоих фантазиях

      «наши разработчики не готовы были переходить на консоли» Wings of prey, танки/тундра, не? Смерш анонсировали на консольках или нет?

      «так как консольный рынок в России очень мал» ох лол

      2. «рецензии в печатных журналах довольно малоинформативны» зато у мудисана и ваномаса с его обсиранием всего подряд прям блядь клондайк откровений

      • Andrey Chengaev

        Все игры, что я назвал выходили или изначально на PC и впоследствии, через полгода или несколько лет издавались на других платформах или на PC и 360, напомнить, почему в те годы икскоробку называли пека для бедных?

        2.»пека-разработка умирает во всем мире» в твоих фантазиях

        Не собираюсь развязывать старый спор, тем более с человеком, который сразу переходит на личности.

        3.Да, любое видео, в том числе мудисан и ваномас куда информативнее для покупателя, как выглядит и играется игра, чем скриншоты в журнале.

        • Ivan Kolpakov

          И это к чему?

          2, Прям пичалька

          3. ну журналы же не выходили с дисками с видеообзорами?

    • Variag01

      -пека-разработка умирает во всем мире,

      А ну да,Sega, Square, Namco, Koei, Capcom, Konami и др не знают просто, лезут в Стим со своими играми на умирающую платформу.

      • Ivan Kolpakov

        Они просто дураки и не в курсе последних трендов диванной аналитики

    • http://www.youtube.com/user/OrionTheGamer Рамиль Сабыров

      Какой кризис ПК и причем тут ПС3?
      Так есть же пример с Польшей, где была точно такая же система, как в России, но она сохранилась, несмотря на кризисы. Польская индустрия по-прежнему делает с пару десятков игр в год, из которых большинство сомнительные, но зато 3-4 вполне достойные, как и в российском геймдеве 2000-х. И они почти все ПК-эксклюзивы.

      • Andrey Chengaev

        Консоли перетянули к себе немалую часть российской платежеспособной аудитории. То есть, если раньше можно было выпустить треш за копейки и окупить его за счет случайных покупателей, а вложив больше денег в игру и рекламу, иметь возможность получить хорошую прибыль благодаря hardcore gamers и возможно хорошую игру, то консоли резко изменили рынок. С одной стороны, в нашей стране большая часть покупателей, в основном те самые hardcore gamers, возможно, самая платежеспособная ее часть стали меньше тратиться на ПС-игры. С другой стороны, общий охват этой аудитории оказался недостаточно большим, чтобы гарантировать успех выпуском игр на консолях.

        Вдобавок, опыта работы над успешными консольными проектами у них не было и, побоявшись вкладываться в неизвестное, остались гнать треш на привычной платформе, делать что-то большее казалось рискованным. Только теперь этот треш переместился в наиболее быстрорастущие сегменты рынка — ММО и фритуплей. Плюс к тому же в условиях нашей страны фритуплей оказался очень выгодным вариантом, так как сравнительно большое русскоязычное население, вдобавок несколько изолированное от иностранных интернетов вследствии языкового барьера хотело играть во что-то свое. Как-то так я это вижу.

        Почему получилось у поляков и не получилось в России — хз, надо лучше знать ситуацию в Польше чтобы о чем-то судить. Пока я могу привести только два замечания — 1.поляки не побоялись пойти на консоли. 2.А был ли мальчик? Много ли стран в Европе помимо Польши, где крупные студии производят крепкие игры для ПК? Да и много ли польских студий в последнее время выпускали игры на компьютеры помимо сиди проджекта? Я немного не в теме, здесь бы побольше инфы пригодилось по европейскому пека-рынку.

  • Latgal

    Я тут некоторое время назад (уже достаточно давно) прочесывал каталоги ушедших в верхнюю тундру российских издателей, по служебной надобности.

    О, чего там только нет. Какого только Гэ не на издавали за эти годы!!! Причем не только отечественного, российские издатели кормили разработку половины, а то и больше, Восточной Европы.

    Был впечатлен.

  • https://twitter.com/crvlad cr.vlad

    АйсПик живы, все остальное не важно.

    • realavt

      И что они делают НОВОГО?!

      • Скай Фокс

        Они замутили проект сбора денег на кикстартере. Собирают на новый «Мор. Утопия».

        • MAXHAH

          Не на новый, а на его ремейк. Так что по сути занимаются ерундой.

          • RedC

            Вопрос сразу всем хейтерам: много ли российских игр удостоились римейка, а ещё успешно прошли компанию на кикстартере?

          • MAXHAH

            Где хейтерство лол? Ты правда считаешь, что сделать ремейк лучше, чем новую игру? Да и зачем ему ремейк нужен, чай не 20 лет назад вышел.

          • RedC

            Не знаю, что думаешь ты, но я вижу, что они выходят самостоятельно на мировой рынок с экспериментальным проектом. Это стоит чести.
            Римейк тебе не нужен — не играй, никто тебя не заставляет.
            У них есть хорошие инициативы, они неплохой ролик с live-action врезками сняли в Москве с участием добровольцев.
            Эти ребята делают вещи, за которые мало кто возьмётся. Думаю, решение сделать римейк лучше, чем сделать мобилочку или ммо.

          • MAXHAH

            Причём тут стоит чести или не стоит, хочешь не хочешь?
            Ты споришь с тем, что новый проект со всех сторон был бы предпочтительнее ремейка? А по твоей логике выходит, что после того как они закончат работу над ремейком, то ничего плохого не будет если они туже делать новый ремейк МОРа. Ну а что, лучше же чем мобилочки или ммо!

        • realavt

          Ну так и я о том, что римейками промышляют. Сначала Тургор римейкали, теперь Мор. Конвейер…

          • Скай Фокс

            Обычное дело, делают ставку на уже раскрученную франшизу. Делать что то новое полагаю слишком рискованно, а они замечу, с этого живут.

          • realavt

            Полагаю, всем обожателям их творчества не помешало бы осознание того, что они поклоняются обычным ремесленникам, которые руководствуются теми же принципами создания игр ради зарабатывания денег, что и все остальные. Вспахивают и без них обильно процветающую ниву «инди-артхауса», только и всего. А то уже прям культ почитания какой-то сформировался, как я погляжу…

          • realavt

            Вот кстати только что узнал, что эти граждане выпускают на рынок два новых Мора — римейк и HD ремастер. То есть, по-быстрому рубят бабла HD-переизданием старой игры под названием «Мор. Утопия» Classic HD , а потом тем же самым людям продадут и римейк. То бишь, в итоге три раза одну и ту же игру фанатам толканут. Творцы…

          • Скай Фокс

            Ну так люди же заносят «копеечку», поэтому такое и прокатывает 😉

      • https://twitter.com/crvlad cr.vlad

        Тук-тук сделали. Для них абсолютно новое.

        • realavt

          Ну так они его два года назад сделали. Вопрос был «что они сейчас делают нового».

          • https://twitter.com/crvlad cr.vlad

            Два года — это почти вчера по меркам игростроя. Еще не успели сделать. И еще лет пять будут делать что-нибудь

          • realavt

            Как это «еще не успели сделать», если РЕЛИЗ был два года назад?!

          • Dazzar

            А ничего, что это фактически единственные российские разработчики которые здесь и сейчас пилят большой, чисто синглплеерный проект без налета фритуплея?
            Из нового, они уже очень давно делают «Холод», но другой инфы нет.
            «Мор», между прочим, единственный в своем роде. НЕТ больше таких игр и раньше не было. Но возможно будут в будущем. Есть конечно выживастики всевозможные, но ни один из них не сочетает выживание с хорошим сюжетом, открытым миром и множеством диалогов. Это уникальная игра по-настоящему заслуживает реймейка и даже нуждается в нем, хотя бы, чтоб не ужасать людей технической убогостью своей.
            Я им даже денег закинул на ремейк, ибо считаю «Мор» проектом, очень важным для игр в целом. Нужны такие игры, нужно чтоб они развивались.

          • realavt

            >А ничего, что это фактически единственные российские разработчики которые здесь и сейчас пилят большой, чисто синглплеерный проект без налета фритуплея?

            Ничего. Хотят зашибить бабла на HD-римейках — пускай зашибают, кто ж им запретит. Только не надо за это из них делать героев. Опять же, вместо того чтобы делать свой «Холод», что было бы похвальной тратой времени и средств на создание новой игры, они предпочитают рубануть деньжат по-легкому. Ок, довольно наглядно, да и сам их «главный творец» в одном из интервью говорил, что «Холод» для него перегорел и давно похоронен, надеяться бессмысленно. Вообще производил впечатление давно уставшего от игр человека, который уже ни на что не способен.

          • Dazzar

            >>рубануть деньжат по-легкому

            Отнюдь не по-легкому, игра делается на новом движке (юнити конечно же), будут переделаны и сюжет и игровой процесс. Это будет несколько другая игра. Не уверен, что будет достаточно точно назвать это ремейком.

            >>…Вообще производил впечатление давно уставшего от игр человека, который уже ни на что не способен.

            Дыбовский не Кодзима. Свой аналог MGSV он еще не сделал, да и Ледорубов покидать не спешит. До релиза нового «Мора» рассуждать в подобном ключе преждевременно.

          • realavt

            >Отнюдь не по-легкому

            В любом случае во много крат легче, чем делать что-то с нуля. Да и аудитория уже готовая есть. Именно что по-легкому, в отличие от какого-нибудь «Холода» или что они там еще в молодые годы мечтали замутить.

            >Не уверен, что будет достаточно точно назвать это ремейком

            Ну тут вот гражданин как раз радовался, что это не ремастер. Вы уж разберитесь между собой в терминах, пожалуйста 🙂

            >До релиза нового «Мора» рассуждать в подобном ключе преждевременно.

            А что изменит в этом отношении римейк старой игры? Кроме того, я всего лишь высказал свои впечатления от его вялого нытья по поводу какого-то игрового конкурса, на который его пригласили посидеть громкого имени ради. Куда там бодрому Кодзиме до этого «морального старичка»…

          • https://twitter.com/crvlad cr.vlad

            Ну, в чем-то ты прав.
            Но не вижу ничего плохого в ремейке. Это ж не ремастер.
            Но в принципе они впервые делают то, что хотели от них фанаты лет 10. Разве это плохо, что стали прислушиваться?

          • realavt

            >Но в принципе они впервые делают то, что хотели от них фанаты лет 10. Разве это плохо, что стали прислушиваться?

            «Тургор: Голос цвета», надо полагать, их никто не просил выпускать. Просто бабла захотелось.

          • https://twitter.com/crvlad cr.vlad

            Ну да, им за него заплатил немецкий издатель, который хотел издать игру во всем мире.

          • realavt

            Кто платит — тот и музыку заказывает. На кикстартере платят фанаты, только и всего. Так что все эти разговоры насчет «впервые делают то, что хотели от них фанаты» и «стали прислушиваться» в текущей ситуации попросту не имеют смысла, они всего лишь прогибаются под очередных людей с деньгами.

  • Ultra_DL10

    Если будут появляться личности в игровой индустрии. Которые будут хотеть реализовывать классные идеи «от себя».А не делать проекты думая «вот в РФ нету игр-надо делать»(в итоге,из-за такого подхода,мало что получится),то такое можно только приветствовать

  • Mike Realight

    Ну, в довершение того, что от меня выше опубликовано в тексте, повторяю свой вопрос из прошлой темы — Сейчас стали фактически бесплатными многие мощные движки типа Unity, UE4, Source и.т.д., мейчас куча ресурсов с бесплатными звуками, моделями, анимациями и проч. Почему это никем не используется и где все эти команды, которые сейчас могли бы сделать что-то не очень большое, но красивое даже за весьма скромный бюджет?

    Речь, в целом то, не том, что мы не можем в плотву. Речь о том, что мы вообще не можем, т.е. на ПК если что-то и выходит и внезапно что-то относительно неплохое — это уже эпохальным событием считается.

    • MAXHAH

      Ну так если не ошибаюсь бесплатные-то они только для частного использования? если будешь выпускать коммерческий продукт, то тогда уже придётся платить. Или я не прав.

      • Mike Realight

        Не совсем прав, когда ты продаешь на определенную сумму ты платишь потом с каждой проданной копии какой-то небольшой процент и все. Не думаю, что это большая помеха.

    • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

      Ну почему, вон недавно же было что-то про бабу-робота в юрте.

  • Variag01

    Кстати Украина тоже сдулась, там одна GSC чего стоила, а счас такой же разброд и шатание. Даже 4A Games с казалось бы успешной серией Метро 2033 куда то провалилась.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Не провалилась, а эмигрировала на Мальту в полном составе.

  • Airou

    Почему в России нет смысла делать нормальные игры, а, например, в Украине делают Metro: Last Light?
    Я не понимаю.

    • Noolan

      А будет ли еще Метро всякое? Насколько я понимаю, оно продалось не особо. Там теперь тоже Ф2П-онлайн-Сталкеров делают.

    • Mihail Druzhinin

      > нормальные

      > Metro: Last Light

      яснопонятно

  • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

    >Нормальный стим раскрутился сильно позже.
    Это, кстати, да.
    Можно взять старые игры хотя бы пятилетней давности, которые сейчас в стиме не продают и посмотреть их в стимспае. У аркхам асайлума, который не готи, было сто тысяч, хотя игра расхайпована донельзя.
    Кнайт всего за месяц триста тысяч собрал со всеми багами, критикой и снятием с продаж.
    Просто года три-четыре назад что-то случилось и откуда-то внезапно появились миллионы пользователей.

  • Rou

    Можно гораздо проще сократить. На ММО и мобилки переключились потому что так хотя бы можно выжить и даже прибыль получить. И, кстати, с ММО у нас давние теплые отношения, со времён Сферы. То, что кто-то презирает f2p и онлайн никого вообще не волнует в принципе, спросите что-нибудь на эту тему у компании, сделавшей Massive Assault когда-то. Будь у меня ресурс, время, люди, я бы не делал Single сейчас, я бы делал Skyforge. Который, кстати, даже на Западе очень хвалят (потому что allods team все таки и obsidian). А про нишевые полуинди ты зря пишешь, Врен, ты же не любишь и не знаешь ничего. Ну что тебе скажет Intrusion 2 тот же, хотя это русский Metal Slug/Contra с физикой с 80 на мете, ну и так далее. Ты хоть TLOU русский сделай, он же продаваться банально не будет. Хотя Катаури можно было из Рейнджеров сделать браузер-ммо вполне, но все бы начали кидаться помидорами и орать, чтобы сделали как раньше в нашем счастливом и бородатом прошлом, но это так не работает просто. А еще верно подметили про консоли и ПК, из такого можно вспомнить только X-Blades какой-нибудь, но это известная история про то, что сейчас если на консоли не портируешь свою игру, то в мире ты никто. Витчера бы и CDPR никто так бы и не узнал, и играли бы дальше в ТЕС и Биовер, какие Ведьмаки, это же Пэка.