Путь в Страну, ч. 8

В прошлой части я мельком упомянул, что мне на посту главреда нужно было наладить отношения с рекламным отделом и партнерами в игровой индустрии. Вот теперь очередь дошла и до них.

В рекламном отделе «Гейм Лэнда» тогда работало человек тридцать, из которых около десяти стабильно что-то продавали в «СИ», а трое-четверо продавали в «СИ» много. Плюс еще был директор группы в рекламном отделе и собственно руководитель РО. Типичный рекламный менеджер — девушка в платье Burberry, на Audi A8. Однажды я пригласил такую на чашку кофе, посмотрел в ее расширившиеся от ужаса глаза — никогда в жизни я не чувствовал себя настолько идиотом. Для рекламных менеджеров редакторы журналов были странными чуваками, которые почему-то собрали вокруг себя большую аудиторию, интересную клиентам с миллионными бюджетами. Поэтому мы были очень нужны друг другу, но с пониманием часто не складывалось. Редакторы вечно норовили сделать какую-то ересь, срывающую рекламные размещения, а менеджеры — продать какую-то ересь, которую стыдно было ставить в журнал.

В начале моей работы главредом случились две истории, которые помогли мне лучше понимать значение слова «ответственность».

Однажды журнал уходил в печать, но никак не мог уйти, потому что рекламный менеджер не получил окончательного Ок от клиента на JPG-превью страницы с рекламой. То есть, у нас на руках был макет рекламы, мы отправили его в типографию, типография в ответ прислала JPG — типа «вот так будет выглядеть на печати». И нужно было, чтобы рекламодатель (условно говоря, «Мегафон») сказал, что его все устраивает. С вероятностью 99.99% все было бы нормально, но ответ все не приходил.

В этот момент я как крутой главред пришел к менеджеру по рекламе и сказал: «Давай, я возьму на себя ответственность и отправлю журнал в печать, а то мы попадем на штраф типографии и компания потеряет деньги». На что менеджер (девочка в Burberry) ответила: «Иди ты на *** со своей ответственностью. Если что-то пойдет не так — ты из своего кармана будешь возмещать двести штук рублей?» Я почесал голову и понял, что да, она права.

В итоге с макетом все было Ок, журнал ушел в типографию на следующий день, и типография простила задержку.

Во второй раз случилась почти та же история — макет на руках, клиент не посмотрел JPG-превью, вроде бы все должно быть Ок. Речь о рекламной полосе Nokia, приуроченной к релизу «Трансформеров». Красивый робот, громкий рекламный слоган, всякие надписи о телефоне, ценах, слово «реклама» — все на месте. Наш рекламный менеджер названивает в рекламное агентство, распоряжающееся деньгами Nokia. И вот в девять вечера приходит подтверждение — все в порядке. Кто-то в агентстве взял на себя ответственность и сказал, что можно печатать.

Утром следующего дня где-то в недрах Nokia JPG-файл дошел до руководителя проекта, который с ужасом увидел, что в макете не хватает… изображения рекламируемого телефона. Оно слетело при обработке макета страницы в типографии — и никто не заметил. Журнал уже был отпечатан, но блок из 16 страниц, включающий эту рекламу, пришлось пустить под нож и печатать заново. Все расходы (существенно больше, чем стоимость рекламного контракта, но о выгоде думать уже было поздно) оплатило облажавшееся агенство. Что случилось с конкретным ответственным человеком — не знаю.

Так я понял, что ответственности нельзя избегать, но только в той зоне, за которую ты реально должен отвечать сам и можешь все контролировать. Например, когда в журнал случайно попали две одинаковые страницы со статьями, в этом был виноват только я — и заплатил за ошибку из своего кармана.

Важно понимать, что рекламному менеджеру наплевать, в какой журнал он продаст рекламу — лишь бы его личный план был выполнен. Мне же нужно было увеличивать доходы именно своего проекта. Поэтому моей задачей было сделать так, чтобы менеджеру, отвечающему за киношных клиентов, было комфортно продавать рекламу именно в «СИ», а не, например, в Total DVD. Банальные вещи, вроде ответов на письма вовремя (с вопросом, в духе «как объяснить клиенту, о чем ваш журнал»), могли добавить в журнал пару-тройку сотен тысяч рублей. Серьезно, не все главреды считали нужным объяснять — и теряли деньги. С началом кризиса 2008 года их журналы были закрыты в первую очередь.

Однако в 2006 году мне, в принципе, было не жарко и не холодно от этих лишних денег. Рекламы и так было столько, что только успевай запрашивать увеличение толщины журнала (условно говоря, на каждые дополнительные четыре страницы рекламы я мог увеличить объем журнала на шестнадцать).
Поэтому в какой-то момент наш издатель внедрил такую систему мотивации: если я придумываю и реализую нестандартный рекламный проект, то получаю 10% от прибыли. И тут внезапно поперло. Я начал ходить на встречи с рекламодателями, чтобы лучше понимать, что им нужно. Я начал чаще общаться с рекламными менеджерами, выучил выражения «коммитмент» и «я вас услышала». Кроме того, в «Гейм Лэнде» был еще отдел реализации спецпроектов, с которым мы тесно работали (ну и он был моим конкурентом за эти 10 процентов).

Типичный пример спецпроекта — мультик по World of Tanks, который можно было посмотреть на полях журнала, быстро листая страницы. Ну, как в учебниках в детстве. Другой пример — разворотные комиксы про геймеров и средство от прыщей Garnier. Иногда спецпроект был мероприятием (компьютеры Intel на стенде «СИ» на «Игромире»). Спецпроектом же был весь номер «Страна Игр»: The Best, за который мне даже не выплатили все 10% (списали с них разные формальные штрафы за опоздания и т.п., о которых не вспоминали годами, тысяч на 50 — и мне было нормально). И годичный цикл статей ASUS Trend Club (саму идею придумал отдел спецпроектов на все издательство сразу, но конкретную реализацию в «СИ» — я).

В какой-то момент в «Гейм Лэнде» проводились внутренние курсы для издателей (с лекциями, тестами, экзаменами), в рамках которых нам рассказывали и о том, как продавать рекламу. Вскоре они очень пригодились. Я поехал на встречу с Edifier с новой сотрудницей рекламного отдела, для которой это была первая встреча с рекламодателем в жизни. Она очень волновалась, поэтому я ей помог рассказать о других наших журналах (не только о «СИ»), сам подытожил встречу (она забыла) и проговорил наши дальнейшие шаги. В итоге Edifier заключил с «СИ» и «PC Играми» (а также «Железом) годовой контракт, а с другими игровыми журналами — нет. Девушка стала одним из лучших рекламных продавцов в компании (не благодаря мне, конечно, — у нее был очень хороший начальник) и очень старалась продавать именно рекламу в «СИ». Потому что со мной ей было комфортно, а с другими главредами — не всегда.

Другой хороший пример — встреча с одним из производителей игровых мышей. Директор по маркетингу пожаловалась, что ей сложно собрать фокус-группу живых геймеров для тестирования нового продукта. Дескать, она обращалась в специальное агентство по сбору фокус-групп, но там попросили время и много денег. Я сделал круглые глаза, прямо на встрече написал в ЖЖ — дескать, кто хочет сходить, честно рассказать, что с продуктом Ок или не Ок и получить подарок. Люди в нужном количестве пришли на следующий же день, все сделали, а «СИ» тут же получила несколько рекламных контрактов с этой компанией.

До сих пор я почти исключительно говорил о непрофильных рекламодателях. Дело в том, что до кризиса игровые почти всегда брали только обычные рекламные страницы, много — вот сколько игр выходит, столько и страниц. Я был толком не нужен. От меня требовалось только не посраться с компанией. ;P Чтобы дружить с игровой компанией, в те годы (да и сейчас) нужно хотя бы раз с ней хорошо выпить. Вскоре после назначения меня главредом я съездил на день рождения «Буки», выпил один раз — и с тех пор был в хороших отношениях с Александром Михайловым. Но не могу сказать, что мне этот формат понравился, поэтому в дальнейшем в алкотуры в Киев (типичное место для социализации прессы и индустрии) я отправлял заместителя, Сашу Трифонова.

Себе я оставил только разрешение конфликтов (которые, безусловно, возникали). Ну, то есть, звонит телефон, я снимаю трубку — а там пиарщик игровой компании наезжает по поводу рецензии (и оценки, и текста). В таких случаях моя задача была простая: прикрыть автора текста от этого ада, защитить мнение автора об игре от любых изменений, но быть готовым к компромиссу по второстепенным вещам. Ну, например, автор пишет в тексте: «В игре мало видов оружия». Пиарщик возмущается: «В игре целых семь видов оружия!» В печать идет: «В игре мало видов оружия — всего семь». Довольно часто пиарщик находил реальные (пусть и малозначимые) фактические ошибки — в этом случае текст корректировался (автор написал, что в стратегии нет боевых слонов и это ужасно, а они там есть — нужно скорректировать). Кажется, один раз пришлось снять текст целиком и отдать другому автору, потому что первый вообще не разобрался в игре (и был вскоре уволен). Часто пиарщики грозились звонить нашим рекламным менеджерам, Диме Агарунову, но либо не делали этого, либо это заканчивалось ничем. Снимать рекламу из-за оценки так никто ни разу и не решился (хотя угрозы были).

Мое положение облегчалось давней политикой «СИ», доставшейся в наследство от прежних главредов: «СИ» не публиковала рецензии на игры с оценкой меньше 5-6 баллов. Это было и в интересах читателей (статью об игре с оценкой в 6 баллов читает не больше 10% читателей номера, статью с оценкой 9 балллов — около 80 процентов), и проблем с рекламодателями говноигр было меньше.

Тем не менее, иногда ситуации были сложными. Мне особенно запомнился момент, когда мы в «Итогах года» назвали «Корсары 3» разочарованием года. При этом надо понимать, что «Акелла» всегда была сложной компанией, а «Корсары» — это самое дорогое, что у нее есть. Поэтому я честно написал PR-менеджеру, что вот так и так — готовьтесь морально к такой публикации. PR-менеджер в ответ прислал смайлик. Номер вышел, его прочитало руководство «Акеллы» и принялось названивать сразу Агарунову с претензией, что, дескать, как так, их, давнего партнера и ДАЖЕ НЕ ПРЕДУПРЕДИЛИ О ТАКОМ МАТЕРИАЛЕ. На что я предьявил всем переписку с пиарщиком и претензии ко мне были сняты (пиарщика уволили на три месяца).

Во второй сложной ситуации я как раз облажался. Мы публиковали интервью, в котором один из спикеров назвал продукт нашего рекламодателя, скажем так, «дерьмом». Дважды. Это, конечно, неприятно, но текст подписан именем внешнего человека, и мне было несложно объяснить, что это не мнение нашего журнала. К сожалению, редактор материала догадался поставить в статью изображение этого продукта и добавил к нему подпись, в котором назвал его дерьмом в третий раз. А подпись — это уже наш журналистский материал, от лица издания. Более того — текст был вообще не об этом продукте, мы его не тестировали и, в общем, не могли даже сказать, что искренне так к нему относимся (не говоря уже о выборе слова). В результате журнал потерял из-за дерьма примерно миллион рублей. История закончилась тем, что я лично принес извинения. О продукте мы потом в итоге тоже написали (когда он появился в редакции) и ничего хорошего о нем не сказали, но это уже было нормально (потому что без слова «дерьмо»). Реклама все равно была у нас (и, с какого-то момента, только у нас в издании).

После 2008 года практика алкотуров сошла на нет, и оставшимся на рынке игровым рекламодателям стало важнее то, как мы работаем — как пишем тексты, как ведем себя на пресс-турах. Одна из компаний, например, относилась к «СИ» настороженно ровно до того момента, как наш корреспондент съездил с ней в пресс-тур. Дело в том, что наш человек взял все интервью (и даже пару лишних) и все круто написал. Человек из другого издания нажрался и заблевал номер. Человек из третьего издания отделался репортажем на пару минут. Человек из четвертого издания не пришел на свои интервью (их мы и забрали себе). Фейлы были и у нас — например, мы не подозревали, что один из наших редакторов НАСТОЛЬКО плохо говорит по-английски и отправили в пресс-тур. На другого корреспондента нам пожаловались, что он (это цитата!) плохо пахнет. Но это всего две истории, и обе — из первых лет моей работы (а плохо пахнущий человек теперь одевается безупречно и, в общем, уже не в игровой индустрии). В некоторых других изданиях люди заблевывают номера или укуриваются до сих пор.

В феврале 2012 года мне примерно одновременно пришли письма от всех российских ключевых игровых компаний одного и того же содержания. «Костя, СИ — единственный журнал, который я всерьез читаю для себя». «Надеюсь, у вас все получится». «Вы большие молодцы». Я никого не просил оценивать изменения в «СИ», некоторые люди мне вообще написали впервые за много лет. На одной из встреч с рекламодателями мне рассказали: «Приезжаю я к нашим корейским партнерам в Корею, показывают они нам новую игру, а мы такие — а я уже о ней в СИ почитал, вы вот интервью Фамицу дали, а наши перевели, перепечатали, а мы прочитали». Очень сильно помогла имиджу и публикация материалов Edge. Задолго до этого на встречах с рекламодателями я предлагал им полистать «СИ», полистать другой игровой журнал, сравнить хотя бы внешний вид и ответить себе на вопрос, где они хотят видеть свою рекламу. По сути, работа на улучшением дизайна и контента журнала (которая особенно активно пошла в 2010 году, с переходом на модель авторского журнала), над языком и компетентностью материалов помогала не только получить одобрение читателей, но и увеличить продажи рекламы (при той же аудитории количественно). При этом компании и конкретные менеджеры, которые прежде ныли об оценках, попросту ушли с рынка.

После кризиса 2008 года моя бонусная схема изменилась — вместо 10 процентов от придуманных мной рекламных спецпроектов я стал получать 10 процентов от превышения плановой прибыли всего издания. Это еще больше мотивировало меня заниматься бизнесовой частью издания (увеличивать продажи копий, оптимизировать расходы, вести переговоры о рекламных контрактах с обычной полосной рекламой), а первая угроза закрытия проекта (летом 2010 года) мотивировала меня уж совсем на 100 процентов. Но об этом — уже в другой раз.

  • https://plus.google.com/111006920810078939314 Артём Артёмов

    Купер поэтому никогда не хотел быть главредом, он неоднократно признавал, что не потянул бы ворох всей этой офисной волокиты.

    • http://neon-knight.livejournal.com/ neon-knight

      В Анимугайде ему это как-то не мешало совсем, хотя труба там пониже была, конечно.

      • http://qubie.livejournal.com/ qubie

        Там была реклама не от МС-Ент?

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

        Там все было гораздо проще (отношения только с МС), плюс там сроки сдачи, по-моему, срывались недели на две, и всем было Ок. Хотя я могу ошибаться — просто слышал об этом, сам не видел.

  • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

    Не всё понял. Но читать было очень интересно.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      А что именно не понял?

      • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

        Просто немного запутался в событиях и терминах. Ничего особенного — более вдумчивое чтение решило бы проблему.

  • http://vk.com/id8445115 Александр Алексеев

    «Все расходы (существенно больше, чем стоимость рекламного контракта, но о выгоде думать уже было поздно) оплатило облажавшееся агенство. Что случилось с конкретным ответственным человеком — не знаю.»
    То есть расходы были больше 200 тыщ?! Ну тот человек наверное застрелился, а что еще остается?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Я думаю, у них таких факапов довольно много, и деньги по их меркам не гигантские.

  • http://vk.com/id123461555 Александр Прокопов

    после каждой подобной статьи хочется опять подписаться на СИ) но все время что-то мешает…

    • http://nakiame.livejournal.com/ nakiame

      Мешает, наверно, то, что журнал закрылся год назад.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

        Да конечно.

        • http://vk.com/id123461555 Александр Прокопов

          жаль( в сентябре того года я, вроде как, гуглил на него подписку..

          • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

            Крайний номер выходил в ноябре. Что происходит с ним сейчас — см. gameresistance.ru

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    Врен, а есть какие-то советы как продать рекламу в журнал (ну именно со стороны рекламного отдела журнала)? Было бы очень интересно почитать.
    Может быть, есть нюансы какие-то или очень важные моменты, на которые стоит обращать внимание?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Нужно хорошо понимать аудиторию журнала и уметь рассказать о ней клиенту. И нужно понимать, что за продукт у клиента, в чем его сильные слабые стороны и какой месседж он хочет донести до аудитории.

      При это многие рекламные менеджеры несли такую ересь о журналах, в которые продавали рекламу, что уши в трубочку складывались. Полный бред.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

        Понятно, спасибо за ответ. В компании, где я работаю есть возможность продавать рекламу (как бы халтура к основным обязанностям, никак не связанным с маркетингов и рекламой) в журнал, на сайт. Вот и подумал, может быть, стоит попробовать.
        Понятно, что сейчас за рекламодателей нужно драться натурально и ситуация непростая на рынке.

  • http://neon-knight.livejournal.com/ neon-knight

    С одной стороны — грустно, что единственным смыслом существования отечественной игропрессы нулевых было нафлюродросить рекламодателям, сложив болт на читателей. С другой стороны — отрадно, что благодаря кризису всё это закономерно окончилось выпиливанием отечественной игропрессы.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Нет читателей = нет рекламодателей.

      Здесь совершенно взаимовыгодный симбиоз, который совсем хорошо работал в 2010-2012 годах и позволил сделать реально крутой журнал.

      О том, что делалось для читателей я уже мельком говорил, но там будет еще отдельная история.

      • http://neon-knight.livejournal.com/ neon-knight

        Реальных читателей 20 тыщ — тираж рисуем 80 тыщ = есть рекламодатели! В этом же была вся фишка тучных лет.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          На каждые 20 тыс. покупателей есть еще 40 тыс. читающих те же копии (друзья-родственники) и (главное) 400 тыс. качающих журнал в Интернете в PDF.

          При этом 20 тыс. покупателей с деньгами — это суперценная аудитория при тиражах консольных игр в 3-5 тыс. копий. Даже 100 человек, на которых повлияет реклама, — это плюс 7 тыс. долларов продаж.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Ну и если бы все было так просто — все бы делали миллион фейковых журнальчиков. Но на фейк ведутся мало, там совсем другие деньги. А фишкой «СИ» было в том, что «СИ» мог в Театр Советской Армии собрать аудиторию в тысячи человек и за деньги.

  • http://vk.com/id35535736 Хетаг Лагкуев

    Сложная все-таки работа: надо и банально словом владеть, уметь ладить с разными людьми, шарить в различных бизнес-процессах, быть в курсе происходящего в индустрии, контролировать работу подчиненных, проявлять жизненно необходимый креатив…

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    Непонятно вот что.
    А если пиарщик звонил и в тексте действительна была ошибка, то как же это корректировалось? Или пиарщик читал текст до отправки материала в печать?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      До отправки.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

        А разве это нормально, что до отправки в печать?

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Это нормально, потому что в итоге корректировались фактические ошибки и текст становился лучше.

          В какой-то момент мы догадались, что можно убирать из текста оценку и отправлять только текст, а оценку не говорить, чтобы не было лишней болтовни о ней.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

            Это ерунда и ненормально.
            А если автор допускает фактические ошибки, то гнать в шею такого автора, ибо это непрофессионализм.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

            Игровая компания знает о своей игре ВСЕ. Автор, даже пройдя игру, может что-то в ней не заметить.

            Но ты прав — где-то с 2010 года, когда мы перешли на модель авторского журнала, мы почти перестали и посылать статьи издателям до печати. Ну потому что в этом уже не было практической пользы.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001366585881 Дмитрий Прима

    Слушай, а вот какая себестоимость одного журнала? Т.е. сколько щас должен стоить СИ, чтобы выходить без рекламы.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Примерно 750-1000 рублей в зависимости от толщины и разных других факторов. Но это чистая теория, розница просто не возьмет такой дорогой журнал, а если бы и взяла — большая часть копий сгнила бы на складах.

      Если отказаться от розницы, собрать деньги с людей на кикстартере и потом разослать им журнал по почте, то для выпуска номера нужно 1-2 тыс. энтузиастов, готовых заплатить по 500 рублей.

      • http://nakiame.livejournal.com/ nakiame

        И что, у СИ нету даже ОДНОЙ ТЫСЯЧИ читателей, готовых заплатить 500р за номер?

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Я думаю, что есть, конечно. Но чтобы это проверить, надо начать собирать деньги. И для продолжения выпуска журнала нужно собрать деньги сразу на год вперед — т.е. по 6000 рублей с человека.

          Тут штука такая — люди в России очень боятся почту, подписку, вот это все, и хотят, чтобы журнал просто продавался в ларьке рядом с их домом. Уж сколько мы агитировали подписываться — и все мимо. 🙁

  • http://vk.com/id15223243 Александр Sobi

    Константин, а что вы можете сказать по поводу рецензии на Kreed? В то время, когда статья вышла, стали ходить слухи, что статья была заказная.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Kreed был до начала моей работы в редакции, поэтому ничего не могу сказать. Мы даже это потом никак не обсуждали.

      Мы обсуждали только превью на Kreed, которое из-за недопонимания между главредом и редактором было нафигачено аж на 10 страниц (в 128-страничном журнале) — должно было быть на 4 страницы. Возможно, вы именно об этом странном превью.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002602177171 Petr Matafonov

    Т.е. если бы «трубку снял» кто-нибудь другой из Акеллы, кто-нибудь, кто сказал бы: «Вы что там все белены объелись?! Корсары 3 – это игра тысячелетия!!!». Вы бы материал сняли?

    + касательно Акеллы. Я, так понимаю, в конце-концов отношения с ними совсем расстроились?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Нет, не сняли бы, конечно же. Я написал письмо за полчаса до начала печати номера. 🙂 Тут ведь вся идея была в том, чтобы предупредить до появления в продаже, а не утвердить материал.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      А с «Акеллой» отношения были нормальные — иногда хуже, иногда лучше, но в целом нормальные.

      Правда, они нам сейчас должны то ли 5, то ли 15 миллионов рублей (на которые «СИ» могла бы выходить год). Такие вот отношения.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002883747478 Alexander Shalapuda

    Десять лет назад я этого не замечал, а недавно открыл старый номер СИ и понял какой трэшевостью иногда отдавала реклама в игровой прессе:D Чувак с пластиковым автоматом и перемазанным лицом, на фоне неба и хелгастов…

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      А тогда рекламу обычно дизайнили российские дизайнеры и получалось говно. Сейчас чаще просто локализуют макет из европейской кампании.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000191421605 Павел Беставашвили

    Костя, а вы не смотрели на модель распространения, по которой выходит еженедельник Upgrade? Они выпускаются только в электронном виде и в каждом номере пишут тираж (количество скачиваний) старого. Цифра читателей в данном варианте, как мне кажется, куда более честная, чем тираж.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Я в первый раз об этом слышу — посмотрю.

  • http://vk.com/id87207811 Дмитрий Кораблев

    Что же такое случилось, что в 2012-2013 рекламы в номерах было так мало? От силы 7-9 страниц на весь журнал.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      По сравнению с 2008 годом изменилось то, что исчезли русские говноигры, которые без рекламы вообще не продавались. Поэтому 40 страниц рекламы уже никогда и не будет.

      В 2012 году с рекламой все было нормально, но в 2013 году сошлись воедино несколько факторов. В издательстве Геймленд развалился рекламный отдел, и вместо пяти человек рекламу стал продавать один. В игровой индустрии все большую долю стали занимать онлайновые игры, которым не очень нужна реклама в печатке. Xbox One не поступил в продажу в России — соответственно, не нужна реклама ни консоли, ни игр. В целом на рынке доминировало ожидание нового кризиса — компании предпочитали экономить на рекламе.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001366585881 Дмитрий Прима

    Про PC игры будет рассказ? Желательно и про Путеводитель

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Я про них мало что знаю, сорри.

  • wivu

    Продолжение будет?)