Путь в «Страну», ч. 9


Возвращаюсь к своему циклу материалов о «СИ». Закончил я на 2008 году, когда все было хорошо и журнал буквально печатал деньги, и перейду к 2009 году.

Собственно кризис, если помните, начался в августе 2008, но до января 2009 вообще не ощущался — более того, весь рынок словно взбесился, все компании тратили деньги на рекламные бюджеты, и только ко второму кварталу 2009 года все изменилось. И даже не только в плане рекламы.

Когда мы начали работать над первым январским номером за 2009 год, мы столкнулись с тем, что нам нечего ставить на обложку. Обычно туда попадал эксклюзивный материал по пресс-туру, эксклюзивное интервью или же рецензия на знаковую игру. Игр в декабре (когда делался номер) толком не выходило, а никаких поездок игровые издатели нам не предложили.

В 2008 году, для сравнения, корреспонденты «СИ» ездили в среднем в четыре-пять туров в месяц (доходило до восьми!) — и эксклюзивных, и неэксклюзивных.

Эту проблему мы решили так: поставили на обложку самый интересный спецматериал (о Square Enix) и заказали иллюстрацию художнику Дмитрию Нечитайло.

squareenix

В принципе, я уже тогда считал, что спецматериалы — это главный смысл существования журнала, а превью и новости — это то, с чем гораздо лучше справляется Интернет. Поэтому мне даже понравилось то, что я могу начать экспериментировать с обложками в этом направлении. При этом продажи номера со смертью Айрис на обложке были ничуть не хуже, чем продажи номеров, посвященных эксклюзивам по новым играм.

Во втором январском номере проблема продолжилась — не было никаких пресс-туров, поэтому на обложку пошла группа спецматериалов о файтингах. Для него обложку нам нарисовал Дайске Исиватари, создатель Guilty Gear. По задумке это девочка-журнал, т.е. как бы СтранаИгр-тян, но в сеттинге Guilty Gear. Также в номер пошли интервью с Исиватари и другими людьми из студии Arc System Works, которые организовала Наташа Одинцова. Уточню еще раз: картинка рисовалась специально для нас, условием было то, что она попадет на обложку, а в журнале будет большой материал о студии (а нам самим именно это и надо было). Исиватари также оставил за собой право использовать иллюстрацию в собственных артбуках.

si-chan

Этот номер продавался похуже — многие читатели жаловались на то, что обложка неяркая и неприкольная. Но зато для имиджа издания решение было прекрасным.

В первом февральском номере нам повезло — вышла Killzone 2. Но для второго февральского опять пришлось делать обложку по спецматериалу и заказывать иллюстрацию художнику.

ps2

А вскоре обошлись даже без уникальной иллюстрации. Мы начали всерьез экономить деньги.

tekken

Дела с рекламой шли плохо, но я помнил об успешном выходе спецвыпуска «СИ» в конце 2008 года и предложил издателю сделать специальный номер на тему «Россия в играх». Смысл был в том, чтобы рассказать, как представлены Россия и русские в зарубежных играх, вспомнить о лучших отечественных проектах (был готов редакционный план на 192 страницы крутых спецматериалов!) и приурочить такой патриотический проект к девятому мая. Поначалу рекламный отдел загорелся идеей, издатель дал зеленый свет, я раздал авторам задания, но через несколько недель стало ясно, что проект не принесет деньги, и его отменили.

Существенная часть материалов, однако, была уже готова, поэтому мы сделали их обложечной темой второго апрельского номера. Картинка, к слову, тоже готовая, на иллюстрацию денег опять не нашлось.

russia

Лишь во втором майском номере за 2009 год мы получили действительно нормальный обложечный эксклюзив — первыми в мире посмотрели Call of Duty: Modern Warfare 2.

Почему так мало было пресс-туров? Дело в том, что продажи копий игр в России резко упали (особенно это касалось дешевых игр для ПК, особенно российского производства), издатели сокращали свои бюджеты на все, в том числе и отправку российских журналистов на показы игр. Меньше всего проблем было, пожалуй, у «Софтклаба», который не занимался собственной разработкой и только продавал зарубежные хиты. Поэтому реклама этой компании у нас была весь год, пресс-туры и эксклюзивные превью — тоже в основном от них же.

Сам журнал, возможно, стал немного менее интересным из-за меньшего числа репортажей, но мы все равно ездили на основные игровые выставки, включая TGS, и все равно привозили достаточно крутых статей. Недостаток пресс-туров мы компенсировали аналитикой. При этом нам дико нравилось то, что на рынке стало значительно меньше российских ПК-игр, которые приходилось обозревать. Мы также видели, что к оставшимся интерес был ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже ожидаемого — так, у нас провалились в продаже номера с Majesty 2 и «Дальнобойщиками» на обложке, хотя за пару лет до этого ожидаемые русские ПК-игры на обложке как раз увеличивали продажи.

Самым же эффективным оказался номер с Uncharted 2 на обложке — возвраты оказались минимальными.

uncharted

Работать для такой аудитории было очень приятно.

Рекламные сборы в целом так и оставались на низком уровне, поэтому для сокращения расходов уменьшалась толщина журнала. Вместо привычных 176-192 страниц мы начали выпускать журнал толщиной 128-144 страницы. В конце 2008 года в журнале было 40 страниц платной рекламы, в конце 2009 года — 10. Легко посчитать, что мы убрали 30 страниц рекламы и 18 страниц со статьями. Были сокращены расходы на выставки, редакционные бюджеты и зарплаты. Журнал все равно закончил год в убытке, хотя и относительно небольшом. Помогало то, что существенную часть выручки приносили продажи копий, а с ними в 2009 году все было в целом неплохо — падение на несколько процентов, а не в разы.

У других изданий все было значительно хуже. Например, именно тогда были заморожены и закрыты PC Gamer и PSM, доставшиеся нам в наследство от издательства Mediasign. У них реклама была основным источником доходов, и она упала практически до нуля.

Но динамика была плохой и у «СИ» — продажи копий падали, рекламные сборы оставались низкими, но оставалась надежда на то, что экономика как-нибудь восстановится, и выручка журнала — вместе с ней. Компания в целом в это верила.

Этого, как вы догадываетесь, не произошло, и в 2010 году настало время все менять.

  • ZombieKawaii

    До сих пор храню эти выпуски, про PS2 запомнился крутыми материплами на диске. Может, напишете про дисковый отдел, когда истории про «СИ» кончатся?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Про дисковый я могу только рассказать видение со стороны, у них все же было свое подразделение, в которое редакция журнала мало совалась.

      • http://anzhukov.com/ dragonzan

        Наверное интересуются диском ДО богомерзкого LU

        • 3ergling

          Да уж наверное.

          • http://anzhukov.com/ dragonzan

            Мне кажется Константин это не понял, ибо там редакция принимала довольно живое участие

          • 3ergling

            Разве что как говорящие головы.

          • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

            Именно так. Говорящие головы, спикеры. Плюс Артем Шорохов в некоторых проектах участвовал плотно, но не как редактор «СИ», а скорее как энтузиаст.

          • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

            Ну я как бы лучше знаю, как там было все устроено ))

  • Даниил

    «Для него обложку нам нарисовал Дайске Исиватари», т.е. прямо эксклюзивно для вашего журнала??? А исходное изображение в цифровом виде прислал, или где-то есть физическая копия? Если есть, то у кого она?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Да, эксклюзивно для нашего журнала с условием того, что на обложку поставим. Плюс было условие, что Исиватари в дальнейшем может сам ее использовать в собственных артбуках.

      Присылал в цифровом виде, конечно.

  • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev

    ОТЛИЧНО!!!! На десять тролльских постов у тебя приходится один действительно крутой))))))

    Обязательно доведи этот цикл статей до конца. Потом разом всё перечитать будет круто!

  • http://about.me/tatsuya_s Артём «Tatsuya_S» Артёмов

    пав

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Согласен.

      Я считаю, что такие как раз и должны быть.

  • Alerif

    Помню, по мотивам обложки с Катамари сделал рисунок для творческого конкурса, его даже опубликовали. По-моему, по итогам этого конкурса я получил журнал с подписями авторов СИ и руль (а может это были два разных конкурса). Очень обидно, что этот номер с автографами был утерян 🙁

  • Victorique de Blois

    А если не секрет, какое соотношение в доходе от рекламы и продаж было?

    з.ы. Обложки с эксклюзивными иллюстрациями прекрасны, они всегда выделялись на фоне других журналов.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      если вычесть расходы на печать и дистрибуцию, то продажа копий приносила примерно столько же, сколько и реклама.

      • Victorique de Blois

        Получается, из-за падения рынка рекламы журнал стал приносить примерно вдвое меньше прибыли и все накрылось? Или продажи тоже падать начали?

        Вообще, очень интересная тема, надеюсь что ты коснешься ее в следующей части колонки.

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Тогда еще не накрылось, тогда начало накрываться.

          Ну и ты путаешь прибыль и выручку.

          Прибыль/убыток — это то, что остается, когда из всей выручки вычитают все расходы

          В 2009 году расходы превысили выручку => получился убыток.

          Причина — резкое, в два-три раза сокращение выручки от именно от рекламы.

  • Toshio99

    Информация о том что обложка помогает хорошо продавать журнал,для меня прям открытие. Никогда об этом не задумывался…Я всегда думал что беря журнал в первую очередь ты открываешь раздел содержание и смотришь чего там по контенту. А оказывается многие смотрят на красивую обложку и сразу готовы отдать деньги. Интересно.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Журнал продается запакованным

      • Toshio99

        точно! это просто я в детстве многие журналы смотрел и брал в библиотеке а там они были уже не запакованные))

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Ну и тут важна не только картинка, но и что написано на обложке. И про какую игру картинка.

          • Toshio99

            Да это для меня тогда было важно. Дело в том что в детстве у меня не было ПК и приставки. Поэтому в игры я не играл,я о них читал)). Брал журнал,смотрел картинки ну и представлял какая она эта игра на самом деле)))…Некоторые картинки мне были не понятны. А некоторые очень нравились. Поэтому от картинки то же зависело какой журнал я возьму почитать)…

          • mafon2

            Да даже у тех, что были так фантазировали. Monkey Island 3 и Fallout я впервые «прошел» этим способом.

  • иван иванов

    Ах, «Страна ИГР «… Где Ты ?!!! Ах, Ах, Ах…

  • mafon2

    Номер с Guilty Gear зачитан до дыр.

  • Молочный Заговор

    Я правильно понял, что продажи журнала зависят от картинки на обложке? То есть большая часть продаж приходится не на людей, которые целенаправлено и систематично покупают какой-то определенный один журнал, а на тех кто берет его как бы от случая к случаю. Грустно это 🙁
    А авторские обложки, конечно же, лучше чем официальные арты.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Слушай, ну у любого продукта (что сайта, что йогурта) есть ядро аудитории, а есть случайные потребители. Ядро, да, покупало каждый номер, но случайные покупки тоже были значительным фактором.

      Более того — именно случайные покупки важны для того, чтобы аудитория журнала росла и о нем узнавали новые люди!

  • http://mood-doom.livejournal.com/ Sergey

    Какая же облога с убийством Айрис убогая. Именно картинка херово нарисована, особенно на контрасте с картинкой от Исиватари.

    А так материал хороший, после него даже жалко, что еще весной отнес на помойку всю свою Страну Игр начиная с 2001-го года.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Она не то чтобы херово нарисована, у нее стиль такой.
      Он и в команде не всем нравился.

      На самом деле, японских персонажей, конечно, Илья Кувшинов гораздо лучше рисовал нам. ))

      • http://mood-doom.livejournal.com/ Sergey

        Да ну, какой стиль: Айрис в позе «Здаемсу!» с дебильно приоткрытым беззубым ртом. Сефирот, что он делает правой рукой и что у него с рожей? Ну и простой белый бэк — это ппц. И это только по верхам претензии.

  • Alexandrov Alexandr

    Прикольно, я в то время целиком ушел в учебу и специально не играл ни во что, кроме GG и Калибура, поэтому для меня это все пропущенные номера. сейчас буду искать номер про файтинги.
    Хотя я тогда каждое лето играл в какой-нибудь один супер зит, помню сделал исключение для Биошока и Dead Space. Впечатлений была такая гора!… Сейчас, когда проходишь одну-две игры в месяц, такие восторги очень редки.

  • Galchonok Gol

    Обалденный журнал. Жаль, что был.
    Все обложки были оригинальными, не типичными. Даже если меня и смущали некоторые обложки (на вкус и цвет), всё равно покупала журнал с мыслью: «Это ж «Страна игр». Внутри всё путём))»

    По мне «СИ» перед другими изданиями всегда была в выигрыше. Качеством исполнения, подборкой материала, слог у статей приятный.

    Спасибо, что рассказали, как всё это было.

  • http://vkontakte.ru/id16140149 Anton Isakov

    Мне очень нравился журнал в период с конца 90-х, и до середины 00х. Тогда ещё не было Интернета, и я зачитывался каждым номером. Вся наша геймерская тусовка. Мы были ребятами небогатыми, и покупали журнал по очереди. Некоторые старые номера и диски я брал в библиотеке.
    А после Вашего, Константин, прихода на место главвреда что-то сломалось. Медленно наш интерес к СИ стал падать. Причинами стали повышение стоимости номера, развитие нормального интернета и доступность информации, наше взросление, смена стиля журнала и статей. Покупать СИ мы прекратили в 2007 примерно. Я ещё брал после в библиотеке номера. А затем уже регулярно почитывал ПДФ вариант в сети с белыми страницами вместо эксклюзивов Фамицу. В итоге всю пачку купленных журналов за несколько лет наш друг оставил в квартире, когда переезжал на новую.
    Признаю, изредка были просто потрясные авторские статьи, но в целом уже не то.
    Я рад, что СИ представлял Россию на мировом рынке игровых изданий. И мне, как видеогеймеру с большим стажем, и ностальгирующему человеку, нравится этот цикл статей. Здорово ещё то, что из СИ, как кузницы, выковалась куча клевых людей, связанных с видеоиграми.