Путь в «Страну», часть 4

В Интернете много раз всплывали разговоры о странной корпоративной политике «Геймленда», тренингах лояльности, гимне компании и прочих странностях. Наверное, пора рассказать, как это было на самом деле в «Стране Игр».

Ни с какими тренингами я не сталкивался, кажется, до 2006 года (когда стал главным редактором).

В момент трудоустройства в «СИ» я (как и все сотрудники) проходил собеседование с психологом. Ничего страшного — обычные вопросы, проверяющие, не псих ли я какой-нибудь. Что-то подобное у меня было на медкомиссии для водительских прав.

Самый забавный момент в этом собеседовании — вопрос «А вот вы из Питера… А вам нормально переехать в Москву — ведь вы же там в Питере не любите Москву?» Я на него ответил так: «Для меня Москва — это удаленный пригород Питера, в который надо ехать пять часов на электричке. А так здесь в целом нормально, прилично так, чистенько». После этого психологиня как-то быстро свернула беседу и написала, что у меня все Ок (наверное).

До 2006 года я о тренингах, впрочем, слышал, потому что они были обязательны для главредов (Глаголева, Разумкина, плюс еще Полосатого, у которого был журнал «Киберспорт»). Но по правилам тренингов о них нельзя было толком рассказывать ничего. Я знал только, что они идут два дня, в каком-то загородном пансионате, с утра до вечера, и так, чтобы люди не отвлекались на рабочие вопросы. И — странное дело — но вот у Глаголева и Полосатого после этих тренингов как-то странно блестели глаза, и ни них, кажется, тренинг всерьез влиял. На Разумкина — совсем никак. Но об этом надо спрашивать не у меня.

После того, как я стал главредом, посещение тренингов для меня стало обязательным, но это уже была совсем другая история — короткие заседания на несколько часов прямо в рабочее время. Это были так называемые «командные тренинги», задача которых — диагностировать отношения в команде. Соответственно, в них принимали участие либо все главреды и топ-менеджеры (отношения в команде топов), либо все люди из игровой группы журналов (отношения в команде редакторов, главредов и издателя игровой группы).

Одна из задач на тренинге — известная задача про наследство падишаха.

«Наследство Падишаха»

1. Великий падишах собирался на войну, а его жена ждала ребенка. Поскольку падишах не был уверен в положительном исходе сражения, он оставил завещание. Завещание гласило: если падишах погибнет на войне, а у его вдовы родится сын – то ему полагается отдать две трети наследства, а вдове – оставить одну треть. Если родится дочь – ей полагается отдать одну треть наследства, а вдове – две трети. Падишах погиб на войне, а жена родила двойню – мальчика и девочку. Как разделит наследство между матерью, сыном и дочерью, чтобы максимально точно выполнить волю падишаха.
2. Участники решают задачу на листочке, который подписывают.
3. Тренер оглашает варианты решения, предлагает участникам примерить на себя роли советников падишаха на 10 минут и прийти к согласованному решению – как поделить наследство.
4. Групповая дискуссия, в которую тренер не вмешивается (возможен видеоанализ).
5. Тренер предлагает участникам оценить по 10-бальной шкале вашу удовлетворенность процессом обсуждения и принятым решением. «На сколько сотрудник, ушедший с совещания с согласием на 5 баллов, будет выполнять принятое решение» — на те же 5 баллов.
6. Участники обсуждают – что было эффективно, что позволяло продвинуться к согласованному решению, а что было неэффективно, что мешало выработать общее решении.

Удивительно, но хотя все это звучит как полная херня, но через минуту после оглашения задачи люди втягиваются и всерьез обсуждают тему про падишаха. По сути, это похоже на игру в Мафию или любую другую настольно-психологическую игру с отыгрышем роли.

Однако у этой игры есть глубокий психологический смысл.

Суть здесь вот в чем. Образ падишаха — это образ высшего руководства компании, которое поставило задачу. Если участники решают так: «Забрать все наследство падишаха себе и посрать на его волю и наследников» (так тоже можно), то они и в жизни саботируют решения руководства. Если решают тупо «давайте поделим между сотрудниками пополам» — это исполнительные, но недалекие сотрудники. Также очень важно, кто из участников ведет дискуссию в момент обсуждения решения — это как бы лидер. И важно, чье именно решение в итоге выбирается в качестве решения коллектива — обычно в реальной рабочей ситуации происходит ровно так же. И лидер, и вот этот серый кардинал — это далеко не всегда формальный руководитель коллектива.

Да, и я в этой ситуации нашел чисто математическое решение задачи, оно же самое верное, и команда его приняла. Психолог убедилась, что у нас все Ок, и на пару лет мы от тренингов были избавлены.

Другой пример тренинга — упражнение «Катастрофа», можете по ссылке почитать о нем подробнее.

Все эти чудесные тренинги внутри игровой группы (а туда входили команды журналов «СИ», «PC Игр», сайта Gameland.ru и дисков) выявили, что на роль лидеров годились я, Наташа Одинцова (зам. главреда «СИ») и Миша Разумкин (на тот момент — руководитель сайта Gameland.ru и дисков). Причем позже жизнь подтвердила эти выводы: когда Миша Разумкин был уволен, никто из команды диска не захотел сам продвинуться в руководители коллектива, хотя им предлагали повышение. Т.е. издатель был уверен, что кто-то из ребят встанет и скажет: «Давайте я буду главредом диска и сделаю все круто». Вместо этого они попросили назначить главредом Наташу Одинцову и помогли ей сформулировать смелую обновленную концепцию диска (условно говоря, сборник из десяти разных видеопрограмм уровня «Крутятся картриджи», но о современных играх). Однако издатель в итоге решил сделать диск максимально непохожим на журнал, выбрал концепцию трэшовоугарного LevelUp, назначил руководителем Евгения Попова (которого команда хорошо знала по статьям о железе и не воспринимала, как лидера), и вся команда диска встала и разошлась.

Ну и, как видите, ничего страшного в этих тренингах нет, а некоторая польза — есть. Есть еще упражнение «Дилемма узника», можете сами его нагуглить. Это все не шарлатанство — известные психологические методы. И да, однажды такой тренинг выявил скрытую ненависть сотрудников финансового отдела к друг другу — оказывается, люди терпеть друг друга не могли, но держали все в себе. А на тренинге так разосрались, что в итоги люди с чистой совестью уволились, а на их место пришли новые, которые сработались уже хорошо.

В принципе, сотрудники «СИ» ни с чем, кроме этих тренингов, и не сталкивались. Ну, нужно было на собеседовании с Агаруновым рассказать о том, кем человек себя видит через год, три и пять лет. Совершенно нормальный вопрос — я сам его задаю людям, когда хочу понять, то у них в голове. Что касается ценностей компании (духовность, забота, влияние, взаимоотношения), то ничего страшного в них нет — это скорее детектор идиотов, с которыми лучше не иметь дела. То есть, если человек аггрится на слово «духовность» и орет, что ничего общего с ним не хочет иметь, то лучше его на работу не брать. А так — ценности «Геймленда», как это ни смешно, почти полностью совпадают с ценностями Namco Bandai. И никого из «СИ» никогда не просили как-то подстраиваться под эти ценности, что-то менять в жизни, учить ценности наизусть и сдавать по ним экзамен. Достаточно было просто работать хорошо и нормально общаться с коллегами по коллективу. Ну, т.е. когда мы вечерами рубились в Soul Calibur — это взаимоотношения. А когда выпускающий редактор ночью идет к ларьку за жареной курицей — это забота.

Лично я сам также ходил на тренинг влияния для лидеров (туда приглашались только лидеры, лол), частично платный. Он тоже был вполне научным — разбирались примеры конфликтов в коллективах и варианты их решения, целеполагание и пути достижения целей, такие вот вещи. Штука в том, что я к тому моменту уже набил себе кучу шишек (один конфликт с Купером чего стоит), с целеполаганием у меня все было в порядке еще с 2002 года, поэтому я просто убедился в том, что исходя из собственного жизненного опыта уже правильно все понимаю, порадовался этому факту и спокойно закрыл тему тренингов для себя.

Так называемый «гимн Геймленда» — сочинение, кажется, команды «Хакера» на один из новогодних корпоративов чисто по фану. Я случайно нарыл файл с ним и припрятал, но, естественно, никто и никогда этот гимн не пел, кроме как на том корпоративе. Зато, как позже выяснилось, коллеги из журнала «Игромания» тоже достали этот файл и всерьез несколько дней пели в редакции (думая, что изображают нас).

А пару раз я использовал подшибякинский мем про кавайные тренинги, чтобы потроллить новых сотрудников. Кажется, Кириллу Перевозчикову после назначения главредом «PC ИГР» я отправил официальное приглашение на «тренинг по каваю». Но он быстро понял, что это шутка. 😉

Другое дело, что в «Геймленде» всегда популярны разного рода платные необязательные тренинги, куда люди ходили по собственной воле и платили немалые деньги. Типичный пример — «НДД» («Навстречу друг другу»). О них я ничего не знаю, потому что мне это было неинтересно. И никто из коллег по «СИ» там не бывал. Знаю, что на «НДД» особенно часто ходили незамужние женщины, отчаявшиеся найти себе спутника жизни. После прохождения тренинга они примерно на три месяца успокаивались, а потом снова ходили на тренинг и платили деньги. И так восемнадцать раз. 🙂 Также Олег Полянский был большим фанатом тренингов в «Синтоне» — на мой взгляд, это секта чистой воды. Олег однажды привел туда всю игровую группу, и потом мы ему устроили такую истерику, что он больше никогда даже не заикался о повторении опыта. Вот это уже не тренинги — это шарлатанство чистой воды. Т.е. людям плохо, они приходят на тренинг, им внушают, что все хорошо, и берут за это деньги.

Однако, насколько я знаю, вся эта тема с сомнительными тренингами популярна в Москве в целом, и «Геймленд» здесь никогда не был в числе лидеров. Подруга моей подруги (юрист в крутой финансовой компании), например, была вынуждена ходить на корпоративный тренинг по «расстановкам», в котором нужно было восемь часов подряд просто СТОЯТЬ (иногда передвигаться с место на место), не имея возможности ни сесть, ни поговорить по телефону. И так мучали несколько сотен сотрудников компании. И не один день. В итоге кто-то из сотрудников даже подал в суд на руководство (не все могут физически такое выдержать). И это, повторю, ОБЯЗАТЕЛЬНО. В «Геймленде» (при мне, во всяком случае) такого не было.

Ну и напоследок: в «Геймленда» всегда очень любили соционику и типировали всех сотрудников по ней. Этим занималась лично руководитель HR-отдела. Особенно это было важно при приеме на работу менеджеров рекламного отдела (там некоторые типы попросту не годятся), в набор редакторов она не вмешивалась совсем. Но где-то в личных делах соционический тип был у каждого записан.

И да, в «Геймленде», помимо тренингов, были еще разные другие инициативы по обучению сотрудников, самое крутое из них — курсы издателей, которые проводил Денис Калинин, генеральный издатель. Вот эти курсы издателей (по верхам из менеджмента, маркетинга, рекламы, бухгалтерскому учету и т.д.) ОЧЕНЬ МНОГОМУ научили меня. Но это уже другая история — о том, как я из игрожура превратился в руководителя самостоятельной бизнес-единицы внутри компании.

  • Тренинги улучшили продажи журналов? Т.е. повлияли на эффективность бизнеса?

    • Они не про продажи журнала (ну, во всяком случае, напрямую). Тренинги нужны, чтобы команда не сралась внутри себя и не саботировала решения руководства.

      Т.е. чтобы исключить негативное влияние плохих отношений внутри команды на бизнес.

      И единственный раз, когда тренинги не были учтены при принятии решения (левелап), это привело как раз к значительным убыткам.

      • Когда команда хорошо работает, улучшается эффективность работы, качество работы и проч. Они и не должны влиять напрямую.

        • Ну, у нас хорошо работающая команда с 2006 по 2008 год увеличила аудиторию журнала в полтора раза, а прибыльность — в три, а после кризисного 2009 года вновь вывела журнал на прибыль (и удерживала в прибыли до 2012 года включительно).

          • Неплохо) Жаль, сайт не развили

          • Сайт не подчинялся мне и не входил в структуру журнала (и команду журнала). К сожалению.

          • Я вот не могу понять, почему Нави и Геймленд зафейилили порталы? Ведь уже в 2009 году стало понятно, что надо делать ставку на интернет. Ведь и аудитория ( ПК игры и СИ читали более 150 т чел. если судить по тиражу) была и ресурсы.

          • Да геймленд вложил деньги в модернизацию сайта и даже большие. Проблема в том, что в ТЗ было сохранение совместимости с сайтом образца 2001 года, что отразилось на ВСЕМ. ( А нужно было создать высокотехнологичный сайт с нуля и не тащить на себе груз древнего кода и связанных с ним ограничений.

          • А тебя вообще не спрашивали про то, как лучше это сделать, и нужно ли то старьё?

          • Спрашивали, но в числе многих, и не я принимал финальное решение. Я советовал сделать отдельно официальный сайт журнала, и отдельно — большой самостоятельный портал об играх с нуля. Это бы решило все проблемы, но обошлось бы дороже.

          • Например, из-за ограничений было так, что если на сайт запостить новость, то пользователи ее увидят только через два часа. Бред? Но так была устроена работа кэша на сервере.

          • А поменять движок или сделать другой сайт? Просто я заметил, что многие журналы геймленда не обзавелись норм сайтами.

          • Так сделать другой сайт — это большое бабло нужно. А большое бабло уже было потрачено на обновление старого сайта, и второй раз его уже не дали бы.

          • Жаль.

          • А что для издательства Геймленд большое бабло?

          • Несколько миллионов рублей.

          • Только против современных тенденций все равно не попрешь (см. текущую ситуацию), так что опять же получается, что все описанное в статье — в определенной степени относительно.

  • Ох, сколько же ностальгии по этим жж-шным срачам Врен VS Купер, даже лампово вспоминать, тусовочка слегка раскололась, но ненадолго. Даже удивительно, и всего лишь из-за ухода одного из авторов было такое, прям целое событие, период в жизни журнала.

    Курица-гриль — признак любви и заботы. Мне однажды моя хорошая подруга Шинта ее притащила в голодный момент, да с соусом, на всю жизнь запомнил.

    Also, хороший совет: издай потом свои записи про редакцию в виде отдельного журнала (тут особо юморные гогочат «в виде последнего номера», но я их угомонил), действительно будет интересно почитать. Юбилейного ли, специального выпуска ли — без разницы, как удобнее.

    • Ну, издавать это в журнале — глупо. В бложике — другое дело.

      • MaZ

        Есть издательства типа Hyperink — они занимаются выпуском blog-to-book продукции по демократичным для населения ценам (3-5 баксов).
        Когда всё в одном месте, хорошо свёрстано и логически (или по таймлайну) выстроено — это удобнее читать.

  • Да уж судя по обстановке сейчас не шибко.
    Гейм. Екзе умер. потому что главный редактор ушёл.
    Ну это моё мнение.

    • Ну да. А ЛКИ умер, потому что главный редактор умер.

      Все очень сильно зависит от лидеров.

      • Зависит да.
        Но вроде никто из состава УЧУ сейчас не бедствует, все при деле. Это показатель правильности выращивания кадров. Как с составом ЛКИ я не в курсе.

        • Не надо путать судьбу сотрудников с судьбой проекта. Для проекта нужен лидер. А сотрудники могут разойтись по другим проектам с другими лидерами.

          • Я не путаю, просто написал. Что востребованы люди. Значит всё правильно было.
            А Екзе. по инерции ещё месяц протянул, я так понимаю просто материалы добили и привет.
            Кстати у вашего журнала есть фанатский сайт как Екзешного? Сколько лет прошло, а всё работают, и в жж и в контакте )

          • Так у нас и журнал не закрыт.

          • Так сообщество ещё до закрытия появилось. Просто до сих пор функционирует. Я там и сам руку приложил, интервью брал у ББ, хм.

            У вас уже периодичность пропала, это разве нормально?

          • gameresistance.ru

          • А кто пишет?

          • Это не сообщество, это информация о том, что происходит с периодичностью и т.п.

  • А здесь со страной, ну…

  • Есть мнение,что СИ не долго осталось существовать…Все последние номера,это безобразие какое то!

    • В последних номерах все же написано.
      Включая и то, что августовский и сентябрь-октябрь — это говно.

      Зато ноябрьский номер — он очень крутой.

  • Всегда раздражали эти тренинги, хорошо, что они дальше крупных городов не идут, даже сейчас. Это, видимо, один из феноменов «хотим как в Европе». Дайте уже человеку задание, поставьте сроки, оцените результат. Понятно, что и задание есть, и результаты оценивают, но надо же что-нибудь еще придумать (не зря же ВУЗы горы психологов выпускают). А тем временем в Урюпинсках люди себя обеспечивают, вообще не слышав такой термин, как «корпоративная политика». Они просто работают…

    А статья все-равно интересная, хоть немного и не про журнал)

    • MaZ

      Они просто работают… и не знают, что сплоченные коллективы работают лучше, чем эти же люди по-отдельности (better than the sum of its parts).

      На эту тему (jelled teams) хорошо написано в книге «Peopleware», которое хоть и про программистов, но подходит под любые коллективы, где работа идет, в первую очередь, головой.

      • Сколько лет понятию «коллективная работа» и сколько лет психологии? Причем той психологии, которая ушла от субъективных теорий к более-менее объективным. Я к тому, что раньше удавалось поднимать города и страны без всякой мишуры. Может тогда люди были другие? Подозреваю, что сейчас просто цена ошибки выросла, поэтому некоторые руководители прибегают к использованию таких вот «обходных путей», чтобы себя обезопасить, однако, по мне — не всегда оно востребовано. Впрочем, я и не крупный руководитель (кстати, с описанным в статье пока что не сталкивался практически никогда и тем не менее работаю в коллективе довольно дружном и продуктивном), так что пусть правда остается за теми, кто им успел побывать.

        • MaZ

          Как раз без мишуры раньше и не обходилось. Парт- и комсомольские собрания, с разборами внутриколлективных полетов, были в порядке вещей. Государственная пропаганда дружбы народов велась для предотвращения нетерпимости и сплочению людей в коллективах.

          Ну и то, что раньше чем-то не пользовались, но успешно жили — это странный аргумент. Давайте по такой же логике откажемся от сотовых телефонов, туалетной бумаги или бензопилы. Без них вполне можно жить и работать! И не будем обращать внимание на то, что это все инструменты, с помощью которых можно или удобнее, или комфортнее, или эффективнее работать.

          • Пользоваться может и нужно, но когда это действительно востребовано, то есть команда неэффективна, или другие проблемы существуют. А вот по поводу и без, к чему некоторые компании склонны — на мой взгляд не всегда разумно. Всему свое время. Про гос. пропаганду согласен, и она была как раз к месту и эффективной.

    • Можно себя обеспечивать, а можно еще зарабатывать на бутерброд с черной икрой.

      В случае с «СИ» именно помощь психологов была не то чтобы нужна. Но я прекрасно себе представляю коллективы, которым помощь нужна.

      • Ну, в глагол «обеспечивают» я включил и значение «покупают вторую машину и третью квартиру», бывает и такое.

        Про психологов и говорил. И только про них. Вот курсы по обмену опытом, про которые речь в конце идет — это штука крайне полезная и плоды дает точно, если публика настроена воспринимать. Согласен, что есть и коллективы, в которых психолог нужен, поэтому тут, как я ниже упоминал, все должно быть в меру и полезно.

  • Прочитал про «Катастрофу» — и мне даже в голову не пришел вариант «никуда не идти и ждать спасения». Я походу безнадежен((((

  • Меня вот что печалит в отечественном игрожуре в целом и в СИ в частности. Пока кругом бабло плескалось и надо было только сачком загребать, всё было заебись. Как бабло плескаться перестало и пришлось учиться его тяжело зарабатывать непосредственно на потребителях контента, а не на дойке спонсоров, всё как-то стало грустно и игрожур закончился.

    • Бабло перестало плескаться в январе 2009 года. С тех пор прошло пять лет!

      • Ну вот, прошло пять лет, и чего. СИ и Игромания практически мертвы, Навигатор где-то в глубоком подполье, Геймзмейлру после третьего перезапуска всё равно кормится за счёт большого мейла, Каноба на подсосе у Рамблера. За пять лет не удалось ничего сделать?

        • Знаешь, удалось построить крутую «Страну Игр» образца 2012 года. Никогда еще настолько хорошего издания об играх в России не было (game.exe все же был скорее литературным журналом). Я вот в марте 2012 офигел от того, что человек десять из индустрии написали мне письма о том. какой у меня хороший журнал. Хотя я их об этом не спрашивал, а некоторых даже толком не знал. Просто они вот захотели об этом сказать.

          Проблема в том, к сожалению, что такому журналу для выживания нужна была инфраструктура большого «Геймленда» — с рекламным отделом в 30 человек, с корпоративными издержками. распределенными на 20 журналов. Я не рассчитывал на то, что все это исчезнет.

          • Так я об этом и говорю — если проект строится в расчёте на какую-то внешнюю инфраструктуру, то заканчивается всё грустно, независимо от промежуточных успехов. Дайте мне мильярд и избавьте от налогов, бандитов и прочих радостей жизни, и я сделаю новый «Великий Dракон» лучшим игровым журналом галактики. 🙂 Русский игрожур так и не научился жить вне тепличных условий, ты это собственными словами сейчас подтвердил.

          • Причем здесь тепличные условия??? В реальном мире журналы не существуют сами по себе, они существуют в издательских домах. Future — это издательский дом, Enterbrain — это издательский дом. Наличие инфраструктуры — это НОРМАЛЬНЫЕ условия, а не тепличные. Ну, условно говоря, как нормально то, что города соединены железной дорогой, и в них работают телеграф и почта (oh, wait..).

          • Под «тепличными условиями» я понимаю совершенно конкретную вещь — существование журнала не на доходы от своей непосредственной деятельности, не на доходы от продажи читателям информации/лулзов/фана (нужное подчеркнуть). У меня есть некоторые основания полагать, что нынешняя печальная ситуация сложилась потому, что читатель никогда прежде не был важной финансовой составляющей в жизни отечественной игропрессы. А теперь получилось так, что кроме читателя кормить игропрессу некому, но он к этому не приучен, и сами журналы/порталы не умеют толком извлекать из него прибыль.

          • Продажа рекламы — это как раз доходы от непосредственной деятельности. Потому что журнал формирует аудиторию (и важна не ее численность, а ее качество), и доступ к этой аудитории продается рекламодателю.

            А аудиторию развратили скорее торренты, чем что-либо еще. На Западе ведь какая логика? Куплю журнал за 7 долларов, чтобы не облажаться при покупке игры за 70 долларов. А в России человеку проще скачать игру бесплатно. Нет потребности советоваться с журналом, чтобы экономить деньги.

          • Вот тут-то как раз ловушка для всего русского игрожура, о которой я и говорю — продажа рекламы была основной деятельностью в тучные нулевые, и зарабатывать иными способами необходимости особой не было. Поэтому отечественный игрожур очень хорошо научился любить издателей и намного хуже ориентируется в потребностях читателей. А отсюда журналы, которые никто не покупает, и сайты, за содержание которых никто не готов платить. Ну вот скажи честно, ты готов к ситуации, что спонсоров и рекламодателей скоро не будет вообще? Я думаю, что нет. Значит, продавать непосредственно контент журнала ты не умеешь, как ни харахорься.

            Насчёт аудитории — ну если вы работаете на публику 13-18 лет в среднем, сложно ожидать от неё повышенной платёжеспособности. Эта публика и лицензионные игры не покупает, разумеется. У неё тупо денег нет.

          • Слушай, ну уймись ты с публикой 13-18 лет. У «СИ» в последние годы средний возраст читателя дошел до 28 лет. Публика 13-18 лет неинтересна вообще — она и журналы не покупает, и игры, для нее работать бесполезно.

            Во всем мире журналы работают по рекламной модели, равно как и сайты. Я не могу оказаться круче и умнее всего мира, уж извини.

          • Ну вот не надо весь мир себе в союзники записывать. 🙂 База для серьёзных изданий — подписчики, остальное опционально. В онлайне это тоже начинает проявляться, но онлайн даже в зарубежье пока сырая тема, вас тут в чём-то упрекать глупо.

            Насчёт 28-летних читателей тоже себе льстить не стоит. Это те 28-летние, которые были 15-летними, когда начинали читать «СИ», лояльная аудитория с длинным стажем. Новых 28-летних вы не привлекаете и никогда не привлекали. Повышение среднего возраста, если оно правда имеет место, говорит только о том, что вас перестали читать новые 15-летние. 🙂

          • А вот с подписчиками мы ничего не можем сделать, потому что Почта России. Засада. Люди, готовые покупать, отказываются подписываться.

          • Да, почта это отдельная тема, согласен. Хотя, думаю, если бы целенаправленно велась работа в данном направлении, то удалось бы наладить собственную сеть или сотрудничество с частными распространителями. Просто в сытые годы это было никому не нужно и время было упущено, тогда было проще заниматься взаимными любезностями с издателями и рекламой. Ну вот и расплата наступила.

          • MaZ

            Подписка тупо невыгодна была — стоимость едва ли не вдвое выше. Покупать журналы было дешевле и проще в киосках и у распространителей.

          • В который раз… Когда пираточка стоила дороже журнала, вас вполне это устраивало. Более того, вы знали, что кроме как пиратку, потребителю купить нечего, и писали, и писали. Ударьтесь головой об стену.

          • Тепличные условия — это когда журнал работает с операционными убытками (т.е. его прямые расходы больше прямых доходов), а его все равно выпускают, потому что компании пофиг. Прямые расходы — это печать, зарплаты-гонорары, таможня и все такое прочее.

          • А разве есть примеры глянца живущего за счет продаж самого глянца а не рекламы в нем? Я вот что то таких не знаю…

      • Это время расцвета широкополосного безлимитного интернета в провинции:))

    • Да, и потребители контента как не были готовы оплачивать контент, так и до сих пор не готовы его оплачивать. Потребители контента считают, что должны получать лучший контент на свете даром.

      Я помню пост в ЖЖ о сайте с платным доступом — даже у лояльных читателей была истерика.

      Чтобы читатели захотели платить за контент — надо закрыть журнал. Вот после этого сразу же люди понимают и даже предлагают дать денег через кикстартер (за что я благодарен).

      • Рано или поздно игровые порталы станут платными.

        • MaZ

          Лучше бы «рано», чтобы как можно раньше успели набить шишки и побыстрее превратились в «годно, платно и удобно».

          • Врен бы с удовольствием сделал бы игн ру платным) Но пока аудитория не готова платить. Вообще,был бы рад объеденению игровых порталов в пул, чтобы можно было оформить подписку на несколько порталов сразу. Что-то типа НТВ плюс)
            От этого выиграют все)

          • MaZ

            Откуда данные, что аудитория не готова платить? Судя по некоторым сайтам — очень даже готова.

            Ну и подписку можно сделать в виде премиума: например, подписчики видят статьи (не новостные и не рецензии) на день-два раньше остальных, имея возможность обсудить их до того как в комменты набигут ограбители корованов и прочая нечисть. Т.е. плата будет за относительный эксклюзив и относительный адекват в комментах. Если идея взлетит, то там уже можно будет даже отдельно развивать как направление эксклюзивного контента, так и клуба уважаемых господ, имеющих возможность вести беседы в огороженном месте (движок discourse такое позволяет, легко прикручиваясь параллельно disqus’у)

            Ну или я не знаю, давать возможность подписчикам не видеть эту окаймляющую сцайт рекламу и прочие удобства. Причем можно удобства продавать как бандлом, так и порознь! Мм… Скорее бы настало уже это будущее.

          • Один портал -проект Сальникова и т.д. Больше платных проектов я не знаю. Я тебе уже писал, что 30 тысяч — небольшая сумма, редакторы зарабатывают в месяц больше.
            Аудитория платить не готова, потому шо даже на крутых порталах статьи читают порядка 10-15 % посетителей.
            Т.е. грубо говоря порталам типа гмбокса и игн, шоб содержать большую и классную команду нужно дето 500-700 т рублей в месяц. Может врен меня подкорректирует, но по моим подсчетам выходит дето так.

          • MaZ

            Я вообще-то имею в виду не только российские проекты. Это раз.

            Вся моя предыдущая телега, если ты не заметил, не исключает иных источников дохода у сайта. А платная подписка — это может быть чисто небольшая фишка для тех самых 10-15%. Т.е. если ее можно пилить постепенно и относительно небольшими затратами (не в ущерб основной деятельности) , которые будут окупаться (а то и вовсе приносить доход), то почему бы и нет?

          • Среди иностранных — видеогеймер и разные деловые порталы. Плюс сравнивать отечественные порталы и зарубежные нет смысла.
            В теориии это все можно, на практике — крупные порталы этого еще не сделали.

      • Я согласен платить сайту, если он будет лучше всех бесплатных англоязычных сайтов вместе взятых.

        Сможете создать создать такой сайт? Иначе за что платить, если есть лучше и бесплатно? Вот когда создадите, тогда и поговорим.

  • Буду неоригинален: про срач и воссоединение с Купером расскажешь?

  • Кость, а какой у тебя Тим?)

    • А что это?

      • Соционический Тим. Какой результат был у тебя по соционике?

        • Хз. Я в них все равно не верю. )

          • В них не надо верить, там все довольно логично описано.) Жаль, а то хотелось узнать тим главного редактора.)

  • Врен умеет убеждать: уж сколько было слухов про внутренние порядки Gameland, а на деле все оказалось ненавязчиво и разумно. Фраза «ничего страшного» — ключевая для этого текста (характерно, что она повторяется трижды).
    Корпоративная религия никогда не перерождалась в корпоративный атеизм, не пытались люди внутри компании саботировать или высмеивать эти тренинги? И очень любопытно, что понималось под «духовностью»?

    • Люди ныли, что их отвлекают от работы, но в целом не были против.

      Духовность понимается интуитивно, и у каждого она своя. Проще всего это сформулировать так: в компании большинство сотрудников работали за идею, чтобы сделать что-то полезное и доброе, а не тупо за деньги. Идея — это, например, научить российских геймеров правильно потреблять игры, привить им хороший вкус и все такое. Выполнил это — и, вроде как, полезно для личной кармы, потому что мир улучшил.

    • Я бы не называл это «корпоративной религией» только, это не так.

      И саботировали ценности, как ни странно, разве что приглашенные со стороны топ-менеджеры, когда ГЛ превратился в корпорацию. Им как раз были интересны только деньги и бизнес-показатели.

  • anon_forever

    Гимн Gameland — музыкальный трек, сочиненный и записанный несколькими сотрудниками журнала «Свой бизнес» и «Хулиган» just for fun. Впервые (и единственный раз) исполнен на новогоднем корпоративе 2002/2003 года. Впоследствии запись некоторое время использовалась в качестве «Music on hold» в корпоративной АТС.
    О других случаях коллективного исполнения гимна мне неизвестно. Ну разве что дома, под одеялом :):):)