Рецензия на BioShock Infinite

Самая суть Bioshock Infinite сконцентрирована в сценах из “Зала героев”: на фоне выразительной арт-инсталляции на тему американской истории бегают люди с дробовиками и играют в старомодный шутер из девяностых. Где-то на фоне сам собой течет сюжет в духе Курта Воннегута, о котором поразмыслить лучше потом, вне игры, лениво отмокая в теплой ванне (и надеясь, что в дверь не постучат гости с Тральфамадора).

Кривая интереса к игре напоминает параболу: восторг от вступления, уныние (в нижней точке игру легко бросить, особенно если за нее не заплатил), снова восторг от финала. Можно сказать, что в Bioshock Infinite хороши сюжет и мир, а вот стрелять неинтересно, но it’s not that simple. Сбивает с толку тотальная несбалансированность, неустроенность игры: вот здесь у нас – миллиард аптечек, а здесь – ни одной, вот тут – продаются апгрейды ко всему оружию, но кроме почему-то шотгана. Разломы с оружием и турелями и особенно укрытиями разбросаны так, словно кошка дизайнера уровней ночью пробежала по клавиатуре. Bioshock Infinite не предлагает вам подумать, как пройти уровень или победить хэндимена, она вообще не мотивирует размышлять над чем-то, кроме истории. На Hard вы словно возвращаетесь домой суровой московской зимой, тщетно пытаясь не промочить ноги и не застудить голову. На Easy – весело расшвыриваете всех вокруг сверхспособностями и наслаждаетесь разными (пусть не очень изобретательными) видами оружия. Никогда не думал, что скажу это, но в Bioshock Infinite куда интереснее играть на Easy. Это было бы не так, предлагай игра альтернативные пути прохождения – например, прячась по углам, используя механизмы, да хотя бы просто по возможности избегая убийства людей.

Юмор, однако, в том, что в историю Bioshock Infinite встроен автоматический ответ на любые претензии и к сюжетным дырам, и к недочетам собственно игры. Да, в духе Final Fantasy XIII-2. Я не хочу никому ничего портить спойлерами, поэтому расскажу одну штуку о науке. Есть мнение, что вероятности возникновения Вселенной, жизни во Вселенной (и, тем более, разумной) крайне малы. Дескать, если бы основные физические константы оказались бы совсем чуточку иными – этот текст некому было бы писать и читать. Но штука в том, что мы наблюдаем только одну Вселенную – нашу. Поэтому все случайности и несообразности и “сюжетные дыры” и “рояли в кустах” в истории, которая привели к нашему появлению, объясняются тем, что на другие версии мира просто некому смотреть. Так же, например, и в Bioshock Infinite умный Букер, который подумал головой и не нырнул в разлом на месте трупа оружейника, попросту умер. Букер, который проходил уровни стелсом и решал головоломки, тоже.

Напоследок – совет: главное в Bioshock – не интрига об отцах и дочерях и пространстве-времени, а те самые арт-инсталляции с, например, эвакуацией американских буржуев с Коламбии-Крыма. Наблюдайте, разглядывайте, думайте, читайте книжки по истории (или, скажем, “Сирены Титана”), сопоставляйте. Это полезно.