Роль личности в индустрии

В восьмидесятых и девяностых имена авторов видеоигр часто не указывались в титрах. Говорят, это чтобы ценных сотрудников не увели конкуренты (но, по идее, в японской индустрии и так «переходы» были практически невозможны). Очень, очень много лет известных геймдизайнеров в мире было не так уж много.

Где-то начиная с 2005 года известных имен стало куда больше. Японские разработчики начали чаще давать интервью, пресса раскопала кучу подробностей о том, как создавались культовых игры прошлых лет. Вот мы в детстве все играли в Street Fighter II, но кто знал о существовании Йосики Окамото? Авторов стали раскручивать как бренды — дескать, Vanquish это новый IP, но зато от Синдзи Миками. Так вот прямо в рекламных макетах было написано.

И знаете к чему это привело?

К тому, что бренды разработчиков (живых людей, не студий) стали стоить денег. И собственное имя геймдизайнеры теперь могут успешно монетизировать. На кикстартере, да (но не только — вот Миками собрал друзей, назвал это студией и поднял деньги Bethesda).

Вот вы вдумайтесь в то, что произошло с Mega Man. Много лет у Mega Man была огромная фанбаза. В какой-то момент она вся узнала о существовании Кейдзи Инафунэ. И вложив достаточно усилий в раскрутку собственного бренда геймдизайнер забил на Capcom, где дослужился до поста главного человека по всей разработке игр в компании. Взял и ушел.

А потом Инафунэ вышел на кикстартер и собрал на новый Mega Man (во всем, кроме названия) 3.8 млн. долларов.

И теперь, конечно, бренд Mega Man принадлежит Capcom, но уже мало что стоит. Зачем теперь фанатам Mega Man нужен Capcom?

Теперь вспомните Kojima Productions имени Кодзимы, вспомните Platinum Games и студию Tango того же Миками.

Крутые геймдизайнеры, активно выступающие публично, сейчас держат издателей за яйца.

  • http://twitter.com/Kerry_Shark Kerrigan

    круто же =)

  • http://twitter.com/Sp_Jerusalem Спайдер Иерусалим

    >В восьмидесятых и девяностых имена авторов видеоигр часто не указывались в титрах. Говорят, это чтобы ценных сотрудников не увели конкуренты (но, по идее, в японской индустрии и так «переходы» были практически невозможны)

    Врен, а можешь рассказать побольше? Почему переходы были невозможны, что изменилось в последние годы? Почему имена начали раскрывать и раскручивать девелоперов как бренды?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Переходы были невозможны, потому что в Японии все заключают пожизненные контракты и менять место работы не принято. Но в последние годы некоторые японцы выпендриваются и все же уходят.

      Имена стали раскрывать, потому что на этом настаивала пресса. С людьми очень удобно работать, чтобы создавать вокруг игр истории. Ну и издателям удобнее раскручивать новые IP с помощью авторов известных старых IP.

      • http://jutah.livejournal.com/ jutah

        Играя в некоторую JRPGшку на PS3, вижу в титрах вместо пары имён — ники. Шифруются?

  • http://twitter.com/a1latir Incognito sum

    Не разрабочтики, а рок-звезды какие-то, хех. А вообще это же не только в сфере разработке игр, вот например: зачем на СИ когда есть Врен?

  • https://plus.google.com/108434429752805253892 Meier Link

    Ну и хорошо. Сколько раз в том или ином интервью именитые разработчики признавались, что издатель им не дал денег на новые идеи. А теперь издатели десять раз подумают, стоит ли давать от ворот поворот. Разработчик ведь может обидеться и уйти на кикстартер.)))

    • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

      Есть такие именитые разработчики как American McGee, которому уж лучше бы вообще игры не давали делать.

  • http://vk.com/id18700164 Артём Артёмов

    Ямаоку, Митсуду, Уемацу, Кадзуму Канеко туда же.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100002602177171 Petr Matafonov

      Одного «Канеку», кстати, знаю, он фильмы про Гамеру снимал, вроде.

    • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

      Кто все эти люди? Хотя нет, Ямаоку знаю. Он сделал саундтрек к Silent Hill 2, а потом слился.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002602177171 Petr Matafonov

    Никого из этих людей не знаю. ИМХО, ситуация как раз противоположная: раньше были квесты Гилберта, стратегии Мейера и Шутеры Кармака. Теперь же: квесты от немцев, стратегия от Близард и Шутеры от EA и Activision. А все гилберты-мейеры убежали на кикстартер. Да, кстати, тот же Лорд Бритиш или голова Ромеро в качестве финального босса, сейчас хрен так сделаешь.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Просто на PC в девяностые как раз было немного похожего культа личности. Совсем чуть-чуть. Он родил вот человек десять, которых все знают.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100002602177171 Petr Matafonov

        > «которых все знают»

        Опять же, ИМХО, – ключевые слова.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Да, но таких, кого «все знают», теперь человек сто. Ну, вот людей масштаба Лорда Бритиша.

    • http://vk.com/id212775525 Илюха Толмачев

      Спешите видеть: горько плачет пекаблядь, ведь у нее нет доступа к играм от именитых японских геймдизайнеров.

    • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

      Ты что, на ПеКа же были только игры без души. Сид Мейер, Ричард Гэрриот — куда им до какого-нибудь Suda 51!

  • http://vk.com/id119490067 Игорь Волков

    Кстати, в русском игрожуре давно уже есть «культ личности»(в отличие от игростроя). Например Антон Логвинов, цитаты которого размещают на бандлах PS3. Или вы, Константин, и полне себе сформировавшийся за многие годы бренд «Врен»(говорим СИ — подразумеваем Врена, и наоборот).

  • http://twitter.com/codyisdead Лиза Шишкина

    «геймдизайнер» — https://twitter.com/PG_kamiya/status/249735186936369153

    «Взял и ушел» — Да выкинули его из-за провала с западными студиями.

    Кейдзи Инафунэ не создатель Mega Man.

    «вспомните Platinum Games» — у них все игры бомбы. Вся пятёрка для SEGA провалилась. У Clover Studio тоже одни бомбы: vj, o, gh. За это их и закрыли.
    MGR продался более-менее из-за названия.

    «Kojima Productions имени Кодзимы» — Next.

    «студию Tango того же Миками» — почти бомба. Хайпа по игре у всех минус ноль.

    Я люблю все эти игры, но народ не покупает их. =(

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Кейдзи Инафуне — создатель Mega Man. Ok, он там в поздних интервью открещивается от слов об «отце Mega Man», но для всех фанатов он все равно отец Mega Man.

      Из Capcom он ушел сам (хотя, конечно, из-за разногласий, но никуда бы он не ушел, если бы дело было в 90-е годы).

      У Platinum Games как минимум Bayonetta и Infinite Space прибыльные и соответствуют ожиданиям по продажам. Относительно неудачные Madworld и особенно Vanquish, но тоже на них Sega деньги не потеряла. Сравнивать надо с играми тех же жанров, а не с Call of Duty же.

      С Tango хз как выйдет, но большие деньги себе на игру мечты Миками без труда нарыл.

      Тут штука ведь вот в чем. Конечно, далеко не все геймеры знают имена геймдизайнеров. Вряд ли можно будет заработать сотни миллионов долларов только на имени даже Кодзимы.

      Но миллионы — легко.

      А зачастую этого достаточно.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001901733340 Лев Гринберг

    Как фанат МегаМэна смею заверить: нужен он. Одним номером 9 сыт не будешь, а игры эти можно без проблем клепать на должном уровне и не привлекая Инафуне (как неоднократно и делали).

    Я как раз надеюсь, что пример №9 убедит Капком вернуть серию к жизни.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      А вот вопрос — будут ли такого мегамэна покупать, или же будут ныть, что он «неправильный» (даже если он на самом деле будет Ок).

      • http://facebook.com/profile.php?id=100001901733340 Лев Гринберг

        Ну, как минимум раньше покупали, хоть потом и ныли, что он неправильный (вопреки желаниям Инафуне, скажем, сделали Мегаман Х6-8, хотя он специально убил Зеро в 5-м, чтобы проложить сюжетную тропу к серии ММ Зеро). Думаю и теперь купят. Ты не поверишь, но некоторым людям интересен в серии сюжет, а Капком бросили несколько подсерий франчайза на клифхэнгерах. Как уж тут не купить, если пообщеают-таки закрыть дыры?

  • http://twitter.com/Goichi32 Павел Хибченко

    Многие перечисленные люди, что в посте, что в комментариях, — из Японии, где немногие знают про кикстартер. как думаете, стоит ожидать в будущем волны проектов от ветеранов разных серий? не повлечет ли это шарлатанов, которые попытаются нажиться на именах игр, к которым имели косвенное отношение?

  • Mikhail

    Инафунэ — один из последних, кому бы я дал денег. он молодец, фактически руля Капкомом, провалил все новые IP, отдавал на аутсорс разработку левым западным студиям, сам резал разработку «бесперспективных» проектов. И сейчас пытается срубить бабла, паразитируя на успехах 30летней давности.