Русские национальные игры

Недавно в подкасте я говорил о том, что в России больше не делают игры. Меня поправили — дескать, делают. Вот такие, например.

И вот вопрос: а нужно ли вообще людям тратить силы и время на такие игры? Они ведь даже, вроде, и нормальные, но зачем они, когда есть другие стратегии от той же Paradox, да и не только? «Цивилизация» есть, опять же.

Недавно меня «обвиняли» в том, что я предлагаю вместо поддержки отечественной индустрии заказывать патриотические блокбастеры на Западе. Ну, условно говоря, чтобы шутер про вежливых людей сделала шведская студия DICE. Почему бы и нет?

На мой взгляд, это так же нормально, как и заказывать французам большие десантные вертолетоносцы, потому что они их умеют строить хорошо прямо сейчас, а в России их никогда толком и не делали, и пока научатся, лет десять потеряем. Ну или вот «Сименс» произвел для России «Сапсаны» — и отлично. Ездим и радуемся.

И да, я не верю, что кто-либо в России способен сделать игру уровня Call of Duty или Battlefield. С любым бюджетом.

Со стратегиями про войну и злыми военными же симуляторами история другая. Делали и могут делать. В конце концов, феномен World of Tanks и вырос из блицкригов, ил-2 и игр про танки на Балканах. Но их вот делать как раз почти и перестали.

А в рецензии на Warlock я вижу все то, за что терпеть не мог российский геймдев до 2008 года. Сырой продукт с неработающим ИИ продают за деньги. Шаблонная фэнтези, шаблонная игровая механика. Главное ее достижение: эту игру сделали в России, и от нее и вправду можно получать удовольствие. Ну, примерно как «на «Жигулях» тоже можно ездить». Можно, да. Авторы — молодцы. Но чем они займутся дальше? Все тем же по третьему разу?

Может, лучше найти для российской игровой индустрии какую-то незанятую нишу и делать уникальные вещи? Или, если вдруг так очень хочется, вложить дофига бабла в стажировки в той же DICE и научиться делать блокбастеры уровня Battlefield?

Я вижу много возни, много разговоров о создании игр в России, много разработчиков. А что они хотят получить на выходе? К чему стремятся? Где стратегическая цель? Клепать клоны мобилочек по сто штук в месяц? Что критерий успеха?

  • http://twitter.com/GameWayua Kiburga

    Зато в Украине твоей нелюбимой игры делают и нормальные, мирового уровня гы-гы, и почти все крупные европейские издательства имеют тут свои центры разработки и аутсорса — Crytek, Ubi и т.д. Ну зато Крым ваш! Ну и если серьезно, а кто у вас то будет делать игры мирового уровня (а это возможно только с открытием центров разработки или филиалов инностранных компаний, как в Украине), если ваша власть закрывает Интернет, выгоняет основателей ВК да и грозится все-время неугодные Кремлю игры запрещать? Инвесторы в такую страну не придут, тем более сейчас, когда вы под международными санкциями. И никто даже за деньги на заказ вашему правительству игры делать не станет, еще и на патриотическую тематику из уважаемых западных компаний уровня DICE, оно им надо имидж себе портить и получить волну критики в свой адрес?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Crytek, Ubi и КТО? 🙂 На самом деле, на Украине все это открывалось из-за низкого уровня зарплат и дешевой рабочей силы. Условно говоря, те же самые русские программисты, но в два раза дешевле.

      • https://plus.google.com/103294330365257883748 Old Melnik

        Вот и нам так хочется. Помнишь как лет 8-10 назад хохлы показывали Сталкера и весь мир ждал игры как маны небесной? Конечно, ни хрена в итоге не получилось, а то, что получилось обязано своим появлением THQ, но тем не менее. Сейчас вот Метро с отечественным колоритом весьма так популярно.

        Пусть у парня и бомбит, но в чём-то он прав. Нам часто говорят, что Россия мировая держава. Но вот как-то кроме военной силы это ни в чём больше и не проявляется. Метро 2033 и WoT сделаны на Украине и в Белоруссии соответсвенно. А хочется, чтобы у нас.

        Ну а для начала нужно хотя бы уровень культуры игровой поднять. А то у меня самого бомбит когда наши дикторы по федеральным СМИ рассказывают о геймерах, которые прошли в ММО все уровни(!) и у них ещё осталось по 3 жизни(!!!)

      • http://twitter.com/Kaza_ru Landik Denis

        Gameloft, Wargaming, G5, Frogwares, Plarium. Да часть причин в низких расходах. И на зарплату тоже. Есть и другие плюсы — более компактная инфраструктура, куда более либеральный инвестиционный климат, сравнительно хороший уровень образования. На самом деле мало что мешает открывать офисы аутсорса и в РФ тоже, скажем в Питере, но почему то не открывают, возможна частично из-за плохого международного статуса РФ, возможно есть ещё более очевидные причины.
        Ну и откровенно говоря крен РФ в сторону советского союза в последние месяцы, и старательное стремление руководства страны к международной изоляции делает что угодно, но не способствует развитию наукоемких отраслей, да и любых других отраслей тоже.

        • https://plus.google.com/103294330365257883748 Old Melnik

          Ну вот это ерунда, конечно. Типа если бы последние пару месяцев Россия не вмешивалась в Украинские дела, то у нас внезапно игропром возник. В благодарность что-ли? И потом, ну WoT же. Который из Беларуси, которая управляется «последним диктатором Европы», против которой уже давно санкции различные введены.

          • http://twitter.com/Kaza_ru Landik Denis

            Ну конечно же это всё не вчера возникло. Атмосферу тоталитаризма в РФ культивировали давно, а западные страны воспринимали её уже совсем в усугубленном виде.
            Насколько я знаю санкции против Белоруси всё-таки сняли, ибо Лукашенко после «ссоры» с Путиным стал активнее выражать проевропейскую и более взвешенную позицию. Но белорусский тоталитаризм характерен большим контролем государства за преступностью и коррупцией. Такие действия, несмотря на притеснения оппозиции оказались скорее благом. В РФ же, несмотря на все ресурсы и богатства жить так хорошо как могли бы не получается хоть убей.

          • https://plus.google.com/103294330365257883748 Old Melnik

            У Украины вообще были чуть ли не лучшие предпосылки, а в итоге страну разворовывали больше 20 лет, что не помешало однако появиться вышеназванным играм.

            Ну и потом. Интернет заинтересовал нашу думу лишь недавно (менее года). До этого была абсолютная вседозволенность. Ни разу не слышал, чтобы кто-то прессовал игровые компании. Поэтому опять-таки теория не в тему. Тут вообще теории не подходят. Польша — довольно бедная по меркам ЕС страна, а глядишь ты, Ведьмак 3 одна из наиболее ожидаемых игр мировым сообществом. А в куда более благополучной Финляндии ничего такого нет и близко.

    • http://twitter.com/VLQubie Qubie

      патриот, пока ты хвастаешься несомненно выдающимся вкладом в мировую игровую индустрию, у тебя страна на части разваливается

  • http://twitter.com/teh_nagato Yuki Shpigel

    Одно из стереотипных мнений в мире — русские суровые. Так почему бы не сделать свой аналог Dark Souls с зимой и медведями и не проводить пиар компанию в духе, что только русские смогут справиться с такой сложной игрой, как бы подначивая другие нации.

    • http://twitter.com/Sp_Jerusalem Спайдер Иерусалим

      А вместо bonfire ларьки с водкой.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    «Я вижу много возни, много разговоров о создании игр в России, много разработчиков. А что они хотят получить на выходе? К чему стремятся? Где стратегическая цель? Клепать клоны мобилочек по сто штук в месяц? Что критерий успеха?»
    Какие игры хотят на выходе получить японцы?
    Где стратегическая цель разработчиков из Германии?
    Что критерий успеха для польских игроделов?

    Врен опять придумал проблему, опять её решил по-вреновски и при этом недоумевает, почему всё в реальности совсем не так, как у Врена в голове.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Японцы, немцы и поляки уже делают то, за что им не стыдно. Им есть что предъявить даже не как цель, а как результат.

      • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

        Неубедительно.
        «Я вижу много возни, много разговоров о российской игровой журналистике, много игровых сайтов. А что они хотят получить на выходе? К чему стремятся? Где стратегическая цель? Писать никому не нужные обзоры? Что критерий успеха?» А если вот так поставить вопрос?

        Ты, наверное, удивишься, но именно российские игры — это главный экспорт-продукт российского интеллектуального труда. Отчасти это, конечно, из-за того, что фильмы, книги и музыка из России совсем слабого качества и их в странах мира знают плохо.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Ты бредишь. В мире продаются Пелевин и Лукьяненко, прокатываются «Сталинград» и даже «Стиляги», слушают «Тату».

          • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

            Я говорю не о том, что издаётся и продаётся в мире, а именно об узнаваемости.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Но вообще с кино — правильная аналогия. В русском кино вот четко делают КРУТОЙ продукт для внутреннего потребления («Елки»), продукт для внутреннего потребления и на экспорт («Сталинград»), авторское кино тоже делают. Понятны задачи, приоритеты, что и зачем. Есть и результаты.

  • http://lkarus.livejournal.com/ lkarus

    > На мой взгляд, это так же нормально, как и заказывать французам большие десантные вертолетоносцы, потому что они их умеют строить хорошо прямо сейчас, а в России их никогда толком и не делали, и пока научатся, лет десять потеряем.

    Это неправда. Делали и делаем. И куда сложнее. Да и качество французского судостроения, судя по кораблю-катастрофе «Шарлю Де Голлю» — вещь сомнительная. Тот контракт — дело тёмное, сейчас от него и рады бы отказаться, да не можем.

    А что касается игр на заказ, то в том случае, если они не про Россию, то можно. Так как сколько-нибудь правдиво изобразить Россию у них не выходит.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Так сценарий могут и наши сделать.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100005998508640 Zaharun Gulan

    EX MACHINA вполне шедевральная.
    SLEDGEHAMMER бодренький.
    INSANE 2 очень хорош.
    Говорун,неужели ты в них не играл?

  • http://aieosha.livejournal.com/ aieosha

    Были же замечательные «Звездные волки», были просто хорошие «Санитары подземелий».

  • https://plus.google.com/116437438921558797768 Azusa Nakano

    Месть Боксера, Московский Бомбила — GOTY на века

  • http://twitter.com/griever_gf griever_gf

    Цели и идеи нет и разработчиков потому, что их нет и у нашего народа/государства 🙁 Да и нужна ли она? Другой вопрос, что надо продвигать нашу культуру.
    И да! Только не надо 100500-ю игру про Вторую Мировую, пожалуйста.

  • Desktop

    «лада рейсинг клаб» даже получила от «СИ» хорошие оценки,игра на века