Сатору Ивата — герой индустрии

Сегодня пришла печальная новость о том, что президент Nintendo скончался от рака в возрасте 55 лет. Сатору Ивата был, наверное, самым геймерским из всех руководителей игровых компаний. Он начал карьеру с программирования, сам продюсировал игры, а уже в ранге президента напрямую общался с аудиторией через Nintendo Direct.

Я раскопал свою старую статью из «СИ» о «Героях игровой индустрии», в числе которых был, конечно, и Сатору Ивата. Вот, почитайте.

Сатору Ивата появился на свет в 1959 году в городе Саппоро – столице зимней Олимпиады 1972 года. Он еще в детстве увлёкся программированием и даже создал несколько простеньких игр для калькуляторов. Закончив школу, Сатору поступил в престижный Токийский Технологический Институт, где занялся изучением компьютерных технологий уже всерьез. На последних курсах он подрабатывал в компании HAL Laboratory, а после окончания вуза был принят туда на полную ставку. Любопытно, что семья Иваты не поддерживала увлечение юного программиста. Будущий президент Nintendo как-то признался: «Мой отец не разговаривал со мной шесть месяцев после того, как я начал работать в HAL. Наверное, они думали, что я записался в страшную религиозную секту». Для справки, HAL – дочерняя компания Nintendo, более всего известная геймерам по сериалу Kirby.

В отличие от Юдзи Наки и Эда Буна, Ивата-программист так и не превратился в дизайнера игр. Хотя он и работал над Kirby, создатель этого сериала – все же Масахиро Сакурай, придумавший персонажа и концепцию геймплея. Впрочем, Ивата все равно оказывал определенное влияние на игры HAL (а это также ролевой сериал Earthbound/Mother) не только в рамках профессиональных обязанностей. Кроме того, он зарекомендовал себя как отличный менеджер и прекрасный знаток индустрии видеоигр. В 1993 году Сатору Ивата был назначен президентом HAL и продержался на этом посту вплоть до 2000 года. Хотя к тому времени бывший программист перестал сам писать код, время для личного участия в разработке игр он все равно находил и находит до сих пор. Считается, что Сатору Ивата приложил руку к играм сериала Pokemon, а также Super Mario Sunshine, Star Fox Adventures, Metroid Prime, Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, Animal Crossing и The Legend of Zelda: The Wind Waker. Да что там говорить – у музыкального симулятора Elite Beat Agents Сатору Ивата числится исполнительным продюсером! Впрочем, прямые обязанности руководитель компании исполнял умело – HAL выбралась из финансовой ямы и с каждым годом приносила все большую прибыль. На подающего надежды менеджера обратил внимание Хироси Ямаути, президент всея Nintendo, и пригласил работать в головную корпорацию.

В 2000 году Сатору Ивата занял пост руководителя подразделения, которое отвечало за долгосрочное экономическое планирование. Напомним, что как раз в это время Nintendo запускала GameCube в условиях жесточайшей конкуренции с PlayStation 2. И, хотя добиться победы не удалось, платформа выжила и принесла компании весомую прибыль (в отличие от, например, Xbox у Microsoft). Сатору Ивата быстро понял, что производство игр постоянно дорожает и, как следствие, падают доходы издательств. Кроме того, геймеров довольно сложно удивить одной лишь совершенной трехмерной графикой, как это было во времена 32-битных платформ, и нужно искать иные пути к их сердцу и кошельку. Ивата задумал следующее: сократить сроки разработки игры и затраты на неё, и сделать акцент на оригинальности проектов и уникальном геймплее. Но для этого необходима была иная платформа – не GameCube.

В мае 2002 года Сатору Ивата получил приглашение на встречу с президентом Nintendo Хироси Ямаути. В течение двух часов патриарх игровой индустрии рассказывал Ивате о всех трудностях, с которыми столкнулась Nintendo за последние пятьдесят лет. Ямаути подробно поведал, как преодолевал препятствия и мало-помалу превратил никому не известную компанию по производству игральных карт в лидера новой индустрии. Сатору Ивата слушал босса со смешанными чувствами – ему казалось, что он в чем-то провинился и после двух часов поучений будет уволен. Однако вместо этого его торжественно назначили преемником президента Nintendo. Почему именно он? Бывший президент Nintendo всегда славился интуицией и проницательностью и вел компанию сквозь невзгоды, руководствуясь одним лишь чутьем. Думаю, что последние годы президентства он провел в поисках человека, который сумел бы действовать так же и стать «вторым Ямаути».

Смена власти не заставила себя долго ждать. Ямаути оставил за собой должность советника и члена совета директоров, а когда убедился в успешности работы преемника, то и вовсе ушел на пенсию. Между прочим, именно Сатору Ивата стал человеком, которому предстояло запускать Nintendo DS и Nintendo Wii. Нетрудно заметить, что обе приставки как раз и соответствуют его идеалу правильной игровой системы, и идеал этот на деле доказал жизнеспособность. Сатору Ивата быстро стал публичной персоной – одним из немногих деятелей индустрии, которых простые геймеры знают в лицо. Он выступает на ключевых мероприятиях вроде пресс-конференций на E3 или GDC, и его речи всегда пользуются большим успехом как среди простой публики, так и среди профессионалов. Пусть Сатору Ивата больше и не делает игры сам, именно от него зависит, какими они получатся. И не только у Nintendo.

Как однажды заметил Ямаути, конкуренты вроде Sony приходят и уходят, а Nintendo все равно остается лидером рынка. Человека, которого за это следует благодарить сейчас, зовут Сатору Ивата.

P.S.
Cейчас к статье можно добавить вот что.

В последние годы Сатору Ивата активно отбивался от предложений инвесторов и аналитиков изменить политику Nintendo — например, сократить штат сотрудников, начать выпускать игры для мобильных телефонов или и вовсе отказаться от производства собственного железа. Будем надеяться на то, что его преемник сможет сохранить в неприкосновенности те принципы, благодаря которым игры Nintendo любят десятки миллионов геймеров по всему миру.

  • KolerTG Gepis

    Земля пухом…

  • Пусть земля будет пухом…

  • Денис Моргун

    Вечная память Вам, Ивата-сан.

  • Miami_Disco

    Герой индустрии? Я бы даже сказал, что под руководством Сатору Ивата, по мнению многих фанатов Nintendo, корпорация скатилась в унылое говно. Из самой известной и уважаемой консоли Нинтендо превратилось вначале в консоль для детей, потом в мошн консоль для всей семьи с одноклеточными играми, а после и вовсе в нишевый продукт, на который выходят только лишь игры собственной разработки.

    Он был довольно-таки спорной личностью, и многие фаны Нинтендо его недолюбливают.

    • AleksandrKrykov

      Я даже не знаю, к какому конкретному вашему провалу по фактике придраться.
      Для начала, изучите даты начала проектировки и появления консолей, даты правления Иваты, а также поиграйте в игры Nintendo.

      • Ну, дело не в этом. Ивату действительно могут не любить фанаты Геймкуба и нескольких взрослых игр для него.

  • Александр Садовский

    Очень жаль. Ивата действительно хранил принципы компании.

  • Pavel Ovchinnikov

    Вот тебе и молодая индустрия. Звезды геймдева и рок-н-ролла начинают тихонечко умирать.

    • Qmish

      Он не первый, эх. Kenji Eno тоже нет уже с нами. Потом, недавно кто-то из авторов значимых игр 70х

  • Nintendo изменится.

    • Hakuteiken

      Нинтендо скорее всего изменится, но

      War. War never changes

  • Ogion

    Не хочется произносить про Ивату обычные в таких случаях слова скорби. Лучше послушайте историю про разработку Earthbound (Mother 2).
    Сатору Ивата в то время был главой HAL Laboratories и по совместительству программистом. Он продюсировал Earthbound, разработкой которой занималась студия Ape под руководством Сигэсато Итои. Разработка затянулась на четыре года, несколько раз проекту грозила отмена. Спасти игру мог лишь супергерой. И он явился в лице Сатору Иваты.
    Ивата изучил, что было проделано за это время, повернулся к Итои и сказал: «Если вы будете продолжать в том же духе, не думаю, что вы сумеете закончить игру. Я могу вам помочь, если хотите. Есть два варианта, как можно поступить. Можно использовать то, что у вас есть — тогда это займёт два года. Или можно начать с нуля — тогда это займёт полгода».
    Вышло именно так, как сказал Ивата: спустя полгода игра заработала. Ещё полгода ушло на то, чтобы всё отполировать и наложить финальные штрихи.
    Вот таким был Ивата.

  • Ивата был хорошим человеком. Презентации «Nintendo» мне всегда казались забавными, но по-доброму забавными. Именно он и создал ту «Nintendo», которую мы сейчас видим. Уж как бы мы к ней не относились.

    Скажу даже так: именно «Nintendo» сумела преобразовать вот этот вот искомый геймерский опыт 90-х и перевести его в наше время, не гонясь за графикой и hi-end технологиями, делая упор именно на классический геймплей и вечную атмосферу детства.

    А еще, честно говоря, простите за лёгкие эмоции, мне немножко страшно. Когда умирают столпы, которые сами толкали-двигали свои идеи, обычно меняется и окружение и сама индустрия. Мне не хочется, чтобы «Nintendo» резко менялась. Пусть будет вот такая вот вечно добрая фирма, прикасаясь к играм которой чувствуешь ветер ностальгии и вспоминаешь, как просиживал за телевизором часы, играя в наш отечественный клон «Nintendo Entertainment System» с серым слонёнком.