Советы маленьким игрожурам

Несколько советов от Врена тем, кто сейчас делает игровые медиа.

Что точно не работает — это концепция «давайте делать мало публикаций, но только по самым востребованным играм и на самые острые темы». Чисто формально это выглядит здраво — в этом случае редакционный бюджет, затрачиваемый на каждый просмотр статьи читателем, минимален. Условно говоря, выгоднее тратить 3000 рублей на статью про ААА-шутер, чем тратить 3000 рублей на статью про японскую тактическую RPG. Потому что у ААА-шутера аудитория в сто раз больше. Так что если бюджет ограничен, то да, формально выгоднее писать только о Top 10.

Проблема здесь в том, что про ААА-шутеры пишут все, и такая статья никак не выделяет издание в глазах читателя. Он придет, прочитает и уйдет. Поэтому краткосрочный эффект от такой стратегии вроде бы Ок, но долгосрочно это бесполезно. А вот если издание гарантированно пишет о какой-то нише, то немногочисленная аудитория этой ниши будет возвращаться на сайт. Возможно. И надо считать, сколько это людей конкретно.

Точно не работает мотивация сотрудников по просмотрам каждой отдельной статьи. Дескать, если твою статью прочитало 10К человек, то ты молодец, а если 1К человек, то ты говно.
В этом смысле лучше суммировать просмотры всех статей сотрудника за неделю, это более объективный параметр. А, если уж совсем все правильно делать, то надо считать не просмотры, а дочитываемость лонгридов до конца, возвращение на сайт и так далее. Но я не уверен, что хоть кто-то в игровых медиа так делает. Если же мотивировать по просмотрам, то издание быстро деградирует в сторону желтухи, и лояльную аудиторию будет только терять. Но начальство будет получать красивые отчеты о количествах просмотров статей «как геймер развел авторов онлайн-игры на бабки».

Другой важный момент — это заголовки с кликбейтом. Тут штука в том, что сами по себе скандалы, интриги, расследования трафик не приносят (за редким исключением, и часто неприятным). Но если есть реально крутой лонгрид на серьезных щах, то кликбейт нагонит в него аудиторию, и эта аудитория не уйдет разочарованной. Многие игрожуры ненавидят кликбейт, называют свои тексты максимально нейтрально, и их никто не читает в итоге. Даже крутые тексты. Я постоянно боролся с этим на IGN.

Ну и самое главное.

Бессмысленно пытаться делать игровое издание обо всем сразу, если у вас нет бюджета, условно говоря, «Игромании», старой «Страны Игр» (или такого количества бесплатных рабочих рук, как на Gamemag). Геймер ждет от издания обо всем того, что на нем реально будет информация более-менее обо всех играх, все превью, все ревью, все видео, все трансляции. Нет смысла ходить на три сайта, на каждом из которых есть только треть необходимой информации (или форматов журналистских материалов), если можно ходить на один и не париться. Как только посетитель видит, что на вашем сайте чего-то не хватает, — он все, уходит. Лидер забирает все.

А не хватает, как правило, просто потому, что бюджет в пять раз меньше, сотрудников в десять раз меньше, и так далее.

Выход для бедных изданий, конечно, есть — освещать игры под нестандартным углом (условно говоря, делать русский Полигон про феминизм), уходить в определенную нишу (освещать всю японщину или делать сайт для грязных отвратительных мужиков, только часть которого посвящена играм), заниматься не журналистикой, а шоуменством (как делают ютуберы) и так далее. Но надо всегда иметь четкий ответ на вопрос, зачем людям ходить на ваш сайт, если на нем не освещаются все игры целиком и во всех форматах. И этот ответ должен быть очевиден в первую очередь аудитории, а не самим журналистам.

  • Первый
    И да, это статья сосёт

    Ты обещал нам книгу мемуаров (или что-то, чего нам хватит «надолго почитать»), а твои посты нам больше не нужны.

    • realavt

      Врен уже не торт?

      • Михаил Лосевский

        Врен изначально не торт, он — человек ))

        • realavt

          Ну вот и думай теперь, то ли ты древний мем «уже не торт» пропустил, то ли поправляешь именно потому, что не пропустил 🙂

    • Андрей Блинов

      не обобщай

    • За это я активно возьмусь после 16 декабря.

  • AleksandrKrykov

    Прекрасный текст, но сейчас набегут люди с комментариями: «Если ты такой умный, то что ж ты два издания развалил и Nintendo ушёл хоронить».
    Очевидно, что этот план отнюдь не всегда работает. Или же для его реализации требуется быть по-настоящему заинтересованным в успехе.

    • Ivan Kolpakov

      Говорун просрал руигн, или руигн просрал Говоруна — отдельный большой вопрос

  • Кость, а есть ли перспектива у игровых блогов (я не про ютуберов), на твой взгляд? Или аудитории (в массе своей) чихать на чье-то там мнение и она в принципе предпочтет большой медиа-проект «где есть всё»?

    • У уврена точно нет перспектив, так как Врен ещё маленький и его мнение никому не интересно.

      • revoln

        Пися, чёза нах?

        • «А в чём проблема?» (с) Врен

      • Михаил Лосевский

        Уврена звучит больше как женское имя. Наверное, правильнее будет писать «У Уврены точно нет перспектив»

    • Есть перспектива, но надо херачить много контента (примерно 10 постов в день, из которых 1-2 больших).

    • Дополню Врена: нужно не просто херачить, а херачить годами (чтобы аудитории стало не чихать на твоё мнение) и с сомнительными шансами на хоть какую-то финансовую отдачу. Если блог не коллективный, перспективы стремятся к нулю.

  • Jack Smith

    Спасибо Костя за труды , но статья довольно нишевая . Пиши ещё пожалуйста в несколько более попсовом ключе .

    • А, по-моему, норм, про игры он все равно ничего не напишет, а общую теорию прикладного игрожурства с своей экс-главредской колокольни осветить может. Галенкин тоже про новости и маркетинг раз в месяц пишет и, ничего, имеет по триста камментов к посту, и их даже интересно читать.

  • Big Bauer

    «Но надо всегда иметь четкий ответ на вопрос, зачем людям ходить на ваш сайт»

    отличный вопрос для uwrena.ru

    • catgundam

      Привычка?

      • Big Bauer

        обычно привыкают к хорошему, щас тут от этого ничего не осталось, так что нет, не привычка

        • catgundam

          Ну не обязательно к хорошему — просто по инерции жмешь на закладочку в надежде на интересный пост. Пройдет со временем.

          • Don Johnson

            Именно так и есть.

          • Александр Садовский

            Плюс многим «некуда идти» в пределах Рунета. У Врена теперь ноль контента, но хотя бы есть коммьюнити.

          • Артём Никифоров

            Вот да. Фактически хожу не к врену, а почитать комментарии.

        • Hideo Kojima

          данный пост я бы отнес к «хорошему», значит кое что осталось

        • Михаил Лосевский

          Есть же ещё вредные привычки )) Это вряд ли хорошим назвать можно

  • Поэтому я и читаю сейчас преимущественно японский сайт «Famitsu», вместо русскоязычных медиа-ресурсов, которые по большей части сейчас каждый о своей трети и рассказывают, да и пишут преимущественно об ААА и мультиплатформе.

    • Есть, кстати, вполне приличная (в плане новостей) Gaforga. Нормальная и постоянно обновляемая лента японских релизов, анонсов и локализаций.
      (реклама оплачена фондом фриланс-пиарщиков)

  • Проблема здесь в том, что про ААА-шутеры пишут все, и такая статья никак не выделяет издание в глазах читателя.
    This.
    Три вещи, которые, с точки зрения информационности, не нужны на игровом сайте: анонсы йобы, обзоры йобы и топы хуиты. Потому что первые два и так всегда и везде, а топы всегда халтурные и очевидные для core-аудитории.

    Правда, у цифровых изданий есть нюанс — коменты — и очень часто обзоры йобы используются просто как повод для постояльцев сайта обсудить игру, а текст обзора как бы и не особо интересен.

    Нет смысла ходить на три сайта, на каждом из которых есть только треть необходимой информации (или форматов журналистских материалов), если можно ходить на один и не париться.
    Теоретически, да, но где ж такой один взять, это должен быть какой-то супер-мега-портал, на котором работает десяток журналистов с покрытием всех возможных областей от инди до японщины.
    Проще тогда слепить мега-агрегатор, который будет собирать в одну кучу материалы со всех игровых ресурсов, проставляя теги.

    • realavt

      >Три вещи, которые, с точки зрения информационности, не нужны на игровом сайте: анонсы йобы, обзоры йобы и топы хуиты

      Но если в поисках вышеперечисленного читателю придется уходить на другие сайты — есть вероятность, что он потом не вернется.

      • Ну это какой-то очень странный читатель, если у него может быть только один игровой сайт.
        И если он не вернется — значит изначально сайт плохой, раз на него незачем возвращаться. Ну или это был плохой, нелояльный читатель, который не особо и нужен.

  • Golemming

    А ларчик просто открывался — делайте то, чего нет у других. Правда, решение то простое, а вот реализация…

    Сейчас в почете Личности, а не сайты (если уж разговор про core аудиторию, а не случайных посетителей, пришедших по ссылке в твиттере). Именно за счет этого процветают ютуберы. Их узнают, и именно поэтому к ним ходят.

    А «мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции» нужно было отправить на свалку еще в 2015ом. Но нет, Врен решил заточить ИГН, который пытался запрыгнуть на давно ушедший поезд. Даже банального видео не смогли снять, отмазываясь пустыми словами что это дорого. Что не так.

    Вот и сдох игн.

    • С видео такая история.

      Недорого — тупо поставить говенную камеру, говорить в нее, записывать, а потом выкладывать это без монтажа.

      Но проблема в том, что я мог бы это сделать в личном блоге, на личном ютуб-канале, но от IGN ожидали видео уровня IGN. И в этом была ключевая засада. Мы не могли себе позволить то, что делают школьники-блогеры, чисто из имиджевых соображений.

      Если же брать даже компромиссный вариант (видео с минимальным монтажом, за которое хотя бы не стыдно), то видео (в человекочасах, именно в трудозатратах) стоит в несколько раз дороже, чем текст.

      Соответственно, один видеоматериал — это минус пять текстовых материалов. Бюджет-то никто не увеличил бы.

      При этом, когда мы экспериментировали с видео, то оказывалось, что видео никто не хочет смотреть (что родное, что переводное), число просмотров раз в 5-10 меньше, чем у текста.

      Кстати, да, и фигачить мнение-мнение на IGN тоже было нельзя (вспомни историю с моей статьей про феминисток).

      • Golemming

        То есть хорошей зеркалки у вас не было? Мне что-то не верится.

        Чтобы видео приходили смотреть его нужно делать регулярно. Хотя бы раз в неделю банальный подкаст с видеорядом. Да и не так уж и много часов нужно на ролик. 2-3 максимум на выпуск длиной минут в 10. Конечно если человек умеет в видеоредакторах работать.

        минус пять текстовых материалов — по стоимости? Вы платили за часы, а не по факту выполненной работы?

        На ИГН мнение — да, нельзя. Потому что он «большой серьезный сайт».

        Есть хороший пример того, как надо вести себя в наше время — Джим Стерлинг. http://www.thejimquisition.com/

        Человек пишет и снимает видео каждый день, существуя только за счет поддержки с Patreon. https://www.patreon.com/jimquisition?ty=h И ничего, прекрасно себе живет. Вот сайты с таким подходом и будут выживать

        • У меня есть крутая зеркалка, техника — это меньшая из проблем. Я объяснил, что это вопрос трудозатрат — раз и вопрос качества — два.

          Нужны оператор, монтажер, нужна студия со светом — это все стоит денег. Для ролика нужен план монтажа, нужен человек, захватывающий и подбирающий нужное видео.

          Самое простое в этом — просто поговорить на камеру. Это как раз почти бесплатно (я ничего не не получал, например, за свои видеоподкасты).

          При этом, если не нужно париться насчет мнения и насчет качества видео, то да, можно просто поставить камеру на штатив, самому поговорить, самому кое-как смонтировать, выложить на ютуб и норм. Особенно если там что-то такое острое говорить, и если есть актерский талант. Но на IGN так делать было нельзя.

          Но при этом у знаменитых ютуберов, на самом-то деле, часто есть тоже целая команда из продюсера, сценариста, оператора, монтажера и еще черт знает кого. Так что не надо думать, что все так просто.

          У IGN US тоже есть просто подкасты — люди сидят, говорят. Только оборудование для съемки всего этого стоит под миллион долларов.

          Видеодкасты я, кстати, в свое время делал регулярно, но просмотров было 3 тыс. Нужно было либо жестить, либо делать крутое и сложное видео.

      • Toshio99

        «Недорого — тупо поставить говенную камеру, говорить в нее, записывать, а потом выкладывать это без монтажа.

        Но проблема в том, что я мог бы это сделать в личном блоге, на личном ютуб-канале, но от IGN ожидали видео уровня IGN. И в этом была ключевая засада.»

        всё верно делали.

      • Dmitry Smolensky

        Видео никто не хочет смотреть? Что-то я сомневаюсь. Вот Логвинов спокойно пилит ролики, у которых по 100к просмотров стабильно. Или этого мало? К тому же видео может добавить аудитории сайту? Типа: глянул ролик на ютубе, а что это за IGN, полез на сайт, залип, вот вам и постоянный читатель.

        • Логвинов сейчас — это, по сути, отдельное издание, у которого ежемесячный бюджет значительно больше, чем у IGN. И к просмотрам в 100 тыс. он шел сколько лет?

          Да, мы могли бы делать некоторое количество видео а-ля Логвинов, но тогда на сайте не было бы текстовых новостей, рецензий, превью. Только, допустим, одно крутое видео в неделю. И все. А на IGN это, как понимаете, недопустимо. Да, и это видео в первые месяцы смотрело бы не больше 10 тыс. человек, в лучшем случае. Притом, что текстовые статьи бы просматривало до 100 тыс.

          Чтобы на IGN был крутой видеораздел, нам нужно было получить большие инвестиции на развитие, год развиваться и фигачить материалы (и текстовые, и видео), наращивать аудиторию, а через год выходить на самоокупаемость.

          Или — хороший пример — видео могут себе позволить большие существующие проекты вроде той же «Игромании». Когда у тебя уже есть тексты, то нужно фигачить и видео, и цифровую версию для iPad, все форматы, и они все друг друга продвигают и помогают окупаться.

          Или — нужно осознанно делать ТОЛЬКО видеопроект вроде GamesTV.

          В общем, все эти вещи (стоимость производства видео, стоимость производства текста, количество рекламных денег, которые приносят просмотр текста или видео, зависимость роста аудитории от количества и форматов текстов и видео, и т.д.) — это все легко просчитывается.

          Ломает систему только ситуация «школьник взял камеру, стал в нее говорить и ВНЕЗАПНО стал популярным». Но это не про медиа.

    • AleksandrKrykov

      /

  • Don Johnson

    Константин, а тебя самого не ломает? Тебе нравится писать об играх, а теперь тебе это делать нельзя. И работать в игровой компании с сомнительным будущим в России — это от безысходности или все же какой-то фан в этом есть?

    • Фан в том, что он – фан.

    • Hideo Kojima

      Если NX взлетит, то будущее в России у N есть

      • Don Johnson

        Как я написал уже на IGN, если игры останутся такими, как есть, то никуда она не взлетит. Собирать звездочки на протяжении 40 лет — это перебор. И пляски вокруг никому не нужной Байонеты как-то заставляют сомневаться в том что нынешнее руководство Нинтендо точно понимает, что делает. Это вам не пачинко. Возьмем ту же Fatal Frame. По словам Константина, все, что завезли в Россию — распродали! Вы понимаете? Пластмассовые кругляши, которых можно наштамповать миллион, даже не заметив расходов — распродали. Может, там еще и wait-list организуют? Это нормальная и адекватная политика, вы считаете?
        У любой компании есть только одна цель — извлечение выгоды. Деньги. У Нинтендо денег много, потому что они сидят на пачинко и подобном. Но в качестве издателя и производителя консолей — они мало кого радуют. Даже 3ds — у меня кровь из глаз течет от качества их экрана. Дизайнера хочется расстрелять. Невооруженным глазом видно, что экономили на всем вообще.

        • Qubie

          >У Нинтендо денег много, потому что они сидят на пачинко

          сразу видно эксперта

        • Александр Садовский

          Вы неправильно оцениваете востребованность игр.

          Fatal Frame продался тиражом около 60 тыс. копий. «Никому не нужная» Bayonetta 2 набрала 600 тыс. Игры про «звездочки» (Марио и компания) — часто продаются миллионами.

          Игры, настолько нишевые, как Fatal Frame, обычно вообще не получают физического релиза, в хучшем случае они вообще остаются в Японии, в лучшем — выходят крайне ограниченным тиражом (как это и произошло с FF в Европе). Вам это может казаться неразумным, но не является спецификой Нинтендо.

          У Нинтендо много денег из-за успеха Wii, DS и 3DS плюс той самой «экономии на всем». Пачинко тут, если и играют роль, то незначительную.

      • FrostBite

        Нельзя забывать про мобильные Покемоны…

  • Так, статью прочитал, суть понял. Пойду сделаю свой супер сайт про игры.

  • Toshio99

    Врен красаучег!))) Со всем согласен.

  • genby

    Но если Говорун такой умный, то почему же ИГН при нем был таким говном? И СИ развалилась?

  • Артем Санин

    Ну вот умеет все-таки человек написать интересно. Даже на не самую животрепещущую (для большинства) тему «Как нам реорганизовать Рабкрин игрожур». Приятно почитать.

    Хотя, конечно, возникает ехидный вопрос «Если ты такой умный, что ж ты не…». Мда.