Spelunky — унылая казуалка

Купил для PlayStation 4 эту чудесную игру, о которой мне много говорили, поиграл часик, забросил.

Вполне возможно, что там дальше будет какая-то высокая сложность, но вот в чем штука — мне неинтересно проходить уровни, которые случайно сгенерированы. Когда уровни заранее сделаны, то я знаю, что геймдизайнеры над ними поработали, что на каждом уровне есть фишки, которые надо понять, или загадки, которые надо разгадать. Соответственно, проходя игру с заранее готовыми уровнями я как бы постигаю творческий замысел творческих людей. Поэтому в Tembo мне играть интересно.

А когда все уровни сгенерированы компьютером, то творческий замысел — это только отдельные компоненты уровня. Бомбы, веревки, монстры. Ну, посмотрел я на них, и что дальше? Постигать творческий замысел генератора случайных чисел?

В принципе, проходить Spelunky, наверное, даже можно — это нормальная игра, не отвратительная. Но для меня это бессмысленная трата времени. Убийство времени. И вот именно поэтому это казуальная игра — задачи-то те же самые.
Сложность высокая? Ну ок, это казуальная игра для игровых задротов. Включил и убиваешь время часами.

К слову, процедурная генерация уровней далеко не всегда вызывает такой эффект. В «Цивилизации» с этим нет проблем. В Don’t Starve. В FTL и Out There. Но именно потому, что там уровни/карты — это не главное в игре, а главное — то, как ты уникально развиваешь свою цивилизацию, поселение, корабль.

  • Thainen

    Если казуальная игра может быть и сложной, и задротистой, то что остаётся от понятия «казуал»? 🙂

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      В таком сложном мире мы живем.

    • Sergey Krylov

      Казуал — тот, кто играет от случая от случаю и в свободное время.
      Увлечённый человек — играет постоянно (больше, например, 10 часов в неделю, условно) и на это выделяет своё личное время.
      А сложность — не самое главное как раз.

      • appelco

        Бред же. Можно увлеченно десять часов неделю играть на мобилках в матч 3 или кэнди краш сага, и все равно оставаться казуалом. Исконно казуалками называли игры с очень простым геймплеем и механиком. Судя по-всему автор добавил Spelunky в их ряд чтобы унизить.

        • SlowJoe

          Или потому что не знает что это слово значит…

        • Sergey Krylov

          Не согласен.
          А если увлечённо играть в кэнди крэш сагу, тратить на это много часов, то это уже выходит хардкорное отношение к игре.

          • appelco

            То есть проводя параллель к статье, это не игра казуальна, а просто автор казуально в нее играет. Вот это поворот =)

    • Денис Моргун

      Думаю, «казуал» ныне тождественно понятию популярности трендов. Вот Dark Souls или Bloodborne — чистой воды мейнстрим. Хардкорный, задротный, но уже мейнстрим. Это несложно определить: коль у идеи появляются клоны под разными соусами, будь то Lords of the Fallen, Deep Down или Bound by Flame, идея становится трендом. И это казуальщина.

      • AleksandrKrykov

        Почему тут нет кнопки «добавить в избранное» =(

      • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

        Дарк Соулс не хардкорная игра ни разу. Просто сложная. Как первые Кастлвании и Мегамены. До хардкорности Ghosts’n’Goblins и Battletoads ей как до Луны.

        • http://b.lulius.com/ Aleosha

          Dark Souls и не сложная ни разу. Просто кривая. Как CRPG начала 90x.

          • SlowJoe

            Сравнил…

          • Qmish

            Кривой Алёша strikes back

          • http://b.lulius.com/ Aleosha

            А ты должно быть весь вспотел проходя какого-нибудь Sif’а?

        • MaZ

          а чем отличается «просто сложная» от «хардкорной»?

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            В хардкорной игре много RNG и мало жизней.

          • MaZ

            А где в баттлтоадс RNG?

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Например, на уровне с самолетами, где в рандомных местах на лягушку летят фаерболлы, а потом сверху ракеты.

          • MaZ

            Маловато будет

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Ну что ж мне все перечислить? Поиграй сам и увидишь.

          • MaZ

            я потому и спрашиваю, что играл и особо рандома там не заметил.

          • SlowJoe

            А проходить проходил? Советую попробывать пройти первую.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Если проходить на честной американской версии без подсказок, без варпов, без чит-кодов и турбокнопок, то можно часов 50 убить легко.

          • SlowJoe

            Американская версия не честная, она поломаная. Если в слепую то да. Если один раз уже проходил то не более часа если конечно повезет.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Чем она поломаная? Вообще-то это самая оригинальная версия, все порты и релизы в других регионах пошли от нее. Ну так я про слепое прохождение и говорил да. Все равно, всегда был первый раз.

          • SlowJoe

            Американку невозможно пройти вдвоем из-за кретичиского бага

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Я думал ты про серьезный баг какой-нибудь скажешь, а это-то как влияет на прохождение одному лол?

          • SlowJoe

            >серьезный баг
            >невозможно пройти вдвоем из-за кретичиского бага

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            >ВДВОЕМ
            Как влияет на прохождение одному-то?

          • SlowJoe

            А причем тут прохождение одному? Базар про баги же.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Это не критичный баг, т.к. он не мешает при прохождении одному.

          • MaZ

            Конешно проходил, еще на Dendy. Там вообще хватало сложных аркад и платформеров, мне непонятно, почему выделяют именно баттлтоадс.

            Лично у меня Streets of Rage больше времени на прохождение занимали потом на сеге, чем баттлтоадс.

          • SlowJoe

            Потому что батлтоадс сложная.

          • MaZ

            По мне так Ninja Gaiden 2, Castlevania (первая) куда более сложные.

          • SlowJoe

            Они одного ранга примерно. Дальше дело предпочтений.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Лол, ничего что на Денди 50 FPS и ты проходил замедленную версию? 😀

          • SlowJoe

            Вот это предъява)

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Я абсолютно серьезно, играть же легче.

          • SlowJoe

            На 0.1 процента?

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Попробуй любые уровни-гонки сначала в PAL, потом в NTSC и увидишь разницу.

          • SlowJoe

            Может еще с раскаленной качергой в жопе предложишь пройти?

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Well, все понятно.

          • MaZ

            ну давай теперь чип и дейла ускорим в три раза и назовем хардкорным.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Лол, ну так нормальная скорость в NTSC как раз, а не в PAL.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Ну давай еще примеры вот.
            Акулы в уровне с трубами. Облака рандомные в последней башне, хотя там половина врагов рандомная.
            Если ты до такого не доходил: то второй уровень весь напичкан рандомными врагами, в пятом уровне мины на воде рамно появляются.
            Это так навскидку.

          • MaZ

            Ну т.е. это всё относительно небольшая часть геймплея, т.к. секции с боевкой и платформингом — статичные по наполнению.

            Эдак под RNG можно подвести и то, что «враги каждый раз по разному бегают и дерутся»

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Вообще-то и подводят. Хоть и небольшая часть в геймплея, но после 5 уровня, это все очень сильно мешает жить и там будешь умирать одна жизнь за другой.

          • MaZ

            > Вообще-то и подводят.

            Эдак любой beat ’em up тогда можно в «хардкорные» записать: и TNMT, и Final Fight, и Double Dragon, т.к. там везде враги решения принимают «на месте».

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Я думаю, эти бит-эм-апы пройти легче чем Battletoads 😀

          • MaZ

            Тем не менее, они подходят под критерий «есть RNG и мало жизней» (:

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Ну я не знаю как пояснить про сложность еще. TMNT, Final fight и Double Dragon, если играть в первый раз можно пройти, наверное, часов за 5. Battletoads, человек видящий их впервые, даже за 15 часов не пройдет.

          • MaZ

            Не знаю, что за мифический такой человек имеется в виду, но вот и я, и народ во дворе убил в своё время на эти битэмапы времени куда больше 5 часов, т.к. можно было херачить все выходные и не дойти до финального босса.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Я примерно сказал. Можно посмотреть на gamefaqs, там у Final Fight, например, стоит 9 часов, против Battletoads у которых 23 часа. Ну и сложность тоже. Средняя против максимальной.

        • Fly Quentin

          Хардкорных игр не существует. Пока нет хоть какого-то консенсуса на этот счет слово «хардкорный» используется кем угодно и как угодно.

          • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

            Я использую слово «хардкорный» когда количество прошедших игру людей довольно небольшое. А вообще да, для каждого свое определение.

        • Денис Моргун

          Ааа, понабежали знатоки доморощенные. Сейчас не 80-е или 90-е, хватит с важным видом делать вид, что игры сейчас такие же, как тогда.

      • http://b.lulius.com/ Aleosha

        Bound by Flame — скорее подражание Gothic же.

        • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

          Bound by Flame — абсолютно логичное развитие Mars: war logs от тех же разработчиков, только в фентезийной вселенной. А подражают они ведьмаку, готику вообще только в России помнят.

          • Qmish

            а еще есть примеры когда зарубежные игры у нас такой культ получали, какого «у них» не было?

          • http://b.lulius.com/ Aleosha

            Сходу: Fallout, Star Control 2, Jagged Alliance 2.

          • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

            Ещё disciples и, из старого, king’s bounty.
            Любят у нас тактики-стратегии.

          • http://b.lulius.com/ Aleosha

            В War Logs не играл. А Gothic’у не знают в Америке, в Европе у нее как раз таки все ок.

      • SlowJoe

        Мейнстримом оно станет когда у каждой компании будет по своему дарк соулсу.

        >Deep Down или Bound by Flame

        По каким признакам ты их в один ряд умудрился поставить? Потому что везде мечи и рыцари в броне?

        • Денис Моргун

          У меня субъективные причины ставить их в один ряд, не стоит и пытаться самоутвердиться за мой счёт, о Воин интернета.

          • SlowJoe

            У всех у нас тут «субъективные причины».

  • AleksandrKrykov

    Чёрт. Вот ты сейчас грамотно выразил, почему у меня после пяти часов игры ноль впечатлений от Spelunky.

  • Sergey Krylov

    Мне Tembo наскучила, есть подозрение, что Врен в неё не играл много.
    Там почти сразу начинаются моменты, когда надо собрать определённое количество предметов, чтобы пройти уровни. То есть, ты прошёл и возвращаешься назад. Вот уж точно творческая импотенция.
    Сабж тоже наскучил. Его давали в плюсе.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      У тембо — реальная жопа с тем, что нужно убить почти всех противников, чтобы открыли уровни дальше. Я об этом напишу на игне уже.

      НО

      Речь не о конкретной игре, а о принципе.

      Тембо — не идеальная игра, но в нее интересно играть.

      • http://twitch.tv/nuke73 Nuke73

        Я бы и не сказал что это жопа, у меня был только один затык, когда нужно было собрать 4000 противников, чтобы дальше пройти, а у меня было только 2700. Вот тогда пришлось пойти и побираться по уровням.

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Та же фигня

      • polstar

        Жопа это ачив собери 99 контов,а на каждый 300 надо.

        • Sergey Krylov

          Врен же не собирает ачивки.

          • polstar

            Ну я к тому что убить всех не так уж и сложно,а это нудятина )

  • Wribeast

    Мне кажется, что еще важен факт того, что она вышла лет 6 назад. Тогда нормальных инди было не так уж много, а тут было ощущение неожиданного приключения.
    Вообще тут уровни по сути сгенерированы из кучи мелких кусочков, и они как раз часть творческого замысла автора. Т.е. там есть всякие механики со специальными уровнями, на которые надо догадываться как туда попасть. Ну и всякие мелочи с жертвоприношениями и монстрами, которые тогда казались разнообразными.

  • polstar

    Вот поэтому shovel knight крутая игра,а rogue legacy хардкор и раздражает.

  • Torick

    На эту тему как раз свежий Extra Credits высказывается:

    https://www.youtube.com/watch?v=TgbuWfGeG2o

    И да, мне Spelunky тоже не зашел ровно по тем же причинам.

  • Arthur

    Что скажешь о The Binding of Isaac: Rebirth? Не играл?

    • polstar

      Такая же херня,почему то разработчикам мало сделать процедурную генерацию,надо ещё добавлять хардкор и начало с 0.А spelunky ещё и на время,на тебя летит этот призрак.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Не играл

  • appelco

    Не понял причем здесь упоминается казульность. Первый час было легко? Ну ок, тогда 99% игр — казуалки. В игре четыре мира + один секретный, причем каждый со своими правилами, врагами и ловушками. Плюс вещи которые кардинально меняют геймплей. Я понимаю если игра не понравилась, ок. Но казуальной называть Spelunky это полный бред.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Четко же написано, что это игра-таймкиллер. Их как раз часто и называют казуалками.

  • SlowJoe

    Пффф. Вы просто не осилили всю красоту рандомной генерации Spelunky. Красоту таго как из хаоса случайных чисел создается практически бесконечная игра.

    И вот еще
    >Но именно потому, что там уровни/карты — это не главное в игре, а главное — то, как ты уникально развиваешь свою цивилизацию, поселение, корабль.

    В Спелунки та же фигня. Только положенная на рельсы платформера. Roguelike с пермодезом жеж.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Слушай, я тут подумал — может быть, фанаты спеланки — это геймдизайнеры? Им, наверное, по кайфу на такое смотреть.

      • SlowJoe

        А кто тогда фанаты crusider Kings 2 ? Просто эта игра не твое, а ты сразу «желтуху» с кликбейт заголовком бросился постить.)

        Хороший роглайк платформер. Лучший в своем жанре наверное.

  • appelco

    Самое смешное — чтобы пройти Spelunky вполне хватает 1-2 часов. Но судя по всему автор за это время и до третьего мира не дошел. Видимо помешала каузальность геймплея.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Ты текст читал? Казуальность в данном контексте — то, что это таймкиллер. Только не для домохозяек, а для задротов с избытком времени.

      • appelco

        Эээээ ЧТО???? Какой это тайм киллер? И игры есть конец, весь смысл — пройти ее до конца. Судя по-всему все игры roguelike для вас таймкиллеры. А че, казуальный жанр же.

        • Mike Johnson

          К слову, пройти Spelunky можно всего за пару минут. http://www.youtube.com/watch?v=ioi5O-NxM8M

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Вот наверху человек пишет, что наиграл 100 часов и чувствует ее как раз таймкиллером.

          • appelco

            Ну и? А я в Civilization 5 и Europe Universalis 4 тоже по 100 часов наиграл. Теперь тоже таймкиллеры? Казуалки?

          • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

            Все игры таймкиллеры.
            Следовательно, все игры казуалки.

        • иван иванов

          да нет. просто Spelunky очень дерьмовая херня.

  • http://steamcommunity.com/id/redgrave2007/ Карл

    Надо же, первый пост врена, в котором подпишусь под каждой буквой.
    Когда вижу «генерированные уровни» в описаниях игр, в которых важен левел-дизайн а.к.а платформерах, закрываю окно к чертовой матери. Благо что их мало.
    Ламулану попробуй наверни, она как раз наоборот.

  • kazaru

    Убил наверное часов 100 играя в метро на Vita. Я могу в принципе согласиться, что это таймкиллер, но то как ему удается будить азарт и щекотать нервы — шедеврально. Это реально мастерский дизайн, совершенно исключительный и едва-ли его можно декомпозировать.

  • MaZ

    > Но для меня это бессмысленная трата времени. Убийство времени. И вот именно поэтому это казуальная игра — задачи-то те же самые.

    Диабло, мультиплеер колды, спортсимы, файтинги — тоже получается «казуалки»? Т.к. внешне там тоже только трата времени без продвижения по сюжету/замыслу творца.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Э, нет. Файтинги — ты изучаешь приемы персонажа (заданы заранее), придумываешь тактики, повышаешь свой скилл с каждой дракой, и тем самым как раз и постигаешь баланс игры и суть каждого конкретного бойца.

      Мультиплеер колды или фифы (ну и файтинги, за минусом сюжета и эстетики) — это спорт. Соревнование. Ты тренируешься играть лучше. Это не искусство, но это и не убийство времени.

      • appelco

        Мда, ну а Spelunky что? Игру просто так не пройти, приходится постоянно совершенствовать свой скилл: изучать тактики против новых врагов, новых ловушек, изучать новое оружие. Тоже самое.

  • Алексей Петров

    Врен, любые рогалики не про супер-пупер историю на ровном месте и левелдизайн. Рогалики про познавание правил мира, про атмосферные детали, про environmental narrative, вот это вот всё. Если тебя не радует геймплей, то конкретный рогалик это не твоё.

    Случайная генерация уровней — это полигон для новых, невероятных сочетаний правил, это тест тебя, как игрока — насколько ты умеешь работать с правилами в новой ситуации. Рогалики, в первую очередь играют с твоим навыком, а не с высокими эмоциями о сложной судьбе персонажей.

    P.S. Чото подумалось, что по такой классификации игры фромов — тоже рогалик, только без пермасмерти.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      тогда не надо делать рогалик платформером и надо делать больше сюжета, больше ролевости.

      познавание правил мира, нарратив — это FTL. Вот там, да, environmental narrative в (по сути) рогалике. А прыгать по платформам — это не environmental narrative.

  • иван иванов

    Spelunky очень дерьмовая херня

  • http://trueindiegames.blogspot.ru/ qwqwqw

    Это же тупой вброс, правда ведь? Траффик не пахнет =)

    • http://indie.by/ massimo_indie

      Человеку просто не понравилась игра, с кем не бывает. Мне вот она тоже не симпатична, и в чем-то с Вреном я даже согласен (ВПЕРВЫЕ).

  • Dennis Bradman

    Творческий замысел в Spelunky не в бомбах, верёвках, монстрах, а в том, как это всё между собой сочетается. А уровни сделаны по такому принципу (платформера), чтоб, например, их можно было «художественно» разрушать, ну то есть там, где бы тебе захотелось, а не просто бегать и прыгать. Будь уровень запланированным разработчиком, невозможно было бы сделать каждое новое приключение индивидуальным. Сокровища, продавец, те же монстры были бы всегда в одном и том же месте. Roguelike в данном случае способствует твоему собственному творческому прохождению, а сложность и огромнейший exploring добавляет интерес. И да, там есть фишки, которые надо понять, и загадки, которые надо разгадать.

    Spelunky старая игра, но время показывает, что интерес к ней не угасает до сих пор, и ведь не среди казуалов же, среди обычных хардкорных и не хардкорных геймеров.

    Мне лично всегда норм поиграть в Spelunky не как в time-killer, а как в отличную игру, в которой я каждый раз нахожу что-то новое. Это ли не прекрасно?!