Суррогатная замена игр

Покупка Twitch за миллиард долларов стала триггером для дискуссий о том, зачем люди смотрят, как кто-то другой проходит игры. Все более-менее сошлись на том, что это заменяет собственно прохождение этих же самых игр тем людям, которые не могут или не хотят это делать сами.

Так вот.

Юмор в том, что разного рода начальники или интервьюеры из бизнес-изданий в последние лет десять меня постоянно спрашивали, зачем люди читают статьи об играх.

И никто, МАТЬ ВАШУ, не верил в то, что для трети читателей чтение рецензий ЗАМЕНЯЛО собственно покупку и прохождение игр. То есть, люди не выбирали по рецензиям игры, нет. Наоборот — прочитали рецензию и вроде как уже познакомились с игрой (настолько, что ее можно осмысленно обсуждать, потому что впечатление составлено), можно не покупать.

С прохождениями еще веселее. Они, наверное, для 90% читателей (тех, кто именно читал прохождения, а не пролистывал) были в первую очередь суррогатом личного прохождения игры, и только незначительная часть людей действительно искала в них секреты и советы.

Особенно это было актуально в «Стране Игр», потому что мы писали полноценные тексты об играх для GameCube, которые завозились в Россию в количестве 20 копий (я хорошо помню эту цифру, потому что мне ее прямо назвал дистрибьютор по одному важному и крупному релизу). Поэтому об играх цикла The Legend of Zelda люди узнавали из журнала. И им этого было достаточно. Серьезно.

Но объяснить это, условно говоря, бизнесовому чуваку, который сам не играет, было невозможно. В его представлении рецензии нужны только чтобы выбрать игру для покупки, а прохождения — чтобы решить проблемы с боссом или головоломкой.

По формату и подаче, впрочем, трансляции больше похожи не на тексты «СИ», а на более ранние прохождения в «Великом Dраконе» и прохождения в разного рода бумажных сборниках про прохождения. Вот прямо вплоть до лексики.

Так что нельзя сказать, что запросы геймеров с тех пор радикально изменились.

Изменились технологии.

  • wasiaFuse

    Можно ещё вспомнить, как в середине 90х появлялись компьютерные клубы и на каждого играющего в Wing Commander на 3DO было 5-6 человек которые просто смотрели. Домашние посиделки были тем же самым.

    Насчёт текстов-симуляктор всё так, помню, как у меня была первая Энциклепедия компьютерных игр, она была зачитана до дыр. Хотя желания поиграть у меня чтение не отбивало.

    • asqd

      Только посиделки в клубах/дома развивали коммуникативные навыки, позволяют познакомиться с новыми людьми, влиться в тусовку. А трансляции на Твиче за редким исключением — это маты в чате и пустая трата времени.

  • Vladimir Sereda

    Твич — не прохождения, ютуб — прохождения. Твич — или киберспорт или поглазеть как, простите за лексику, сосет или нагибает отдельный стример. Первое для само-удолетворения «Ха-ха-ха, вот он лопух», второе для обучения. Если оценивать попадание на главную страницу твича как критерий популярности стрима — там в основном социальные стримеры, общающиеся с чатом, но весьма посредственно играющие.

  • TheScarecrow

    Удивительно было узнать, что для трети читателей «СИ» чтение рецензий заменяло собственно прохождение! Для меня статьи из Страны Игр всегда были дополнением к пройденной игре, новой пищей для размышлений. Пройдя хорошую игру, я знал, что дальше меня ждет вкусное продолжение — рецензия «СИ».
    Впрочем, бывало и так, что я читал рецензии на не очень интересные мне игры (например, про игры Nintendo). В этих случаях рецензии ни в коем случае не заменяли мне прохождение, а читал я их просто потому, что тексты авторов «СИ» интересны сами по себе. Ну и для общего развития, разумеется.
    P.S. Дико скучаю по авторским колонкам в духе последнего рестайлинга «СИ». И по рецензиям Евгения Закирова.

    • leCoq

      +1 Покупал журнал Путеводитель только с теми играми, которые проходил на тот момент. Помню выпуски с Вором и Коммандос 3. Кое в чём помогли… Но в Коммандос всё-равно опыт нужен. Никакое чтение не заменит умения решать на скорость поставленные задачи (миссия за зелёного берета у железной дороги во второй главе). А про игры в которые не играл, прохождение особо не читал — оно мне было не особо интересно.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Для большинства (где-то 60%) — дополнением к пройденной игре, верно.

      Но тоже, что характерно, не чтобы принять решение о покупке.

  • rusty shackleford

    Заменяют, но далеко не всем. Не стоит забывать о том, что больше всего людей собирают стримы всевозможных испортсов.

    Еще иногда просто интересно посмотреть из за харизматичного и/или опытного стримера, даже если игру уже прошел.

    Ан асчет новизны: GameCenter CX уже больше десяти лет.

    • Александр Садовский

      GameCenter CX — это все-таки не столько видео с прохождением, сколько шоу.

      • rusty shackleford

        Как и все популярные неспортивные стримы. Там всегда либо комментатор петросянит, либо деваха с сиськами на две трети экрана, либо весёлые извращения в виде спидранов, которые обычным прохождением язык не повернется назвать.

        Стримы с голым геймплеем без элементов шоу никто обычно не смотрит.

  • ARKADICH

    всё так. я, в свои годы, играл в игры именно через СИ и с помощью СИ. другой возможности знакомится с индустрией не было

  • Stanislav Kotlyarov

    Смотрю стримы немногих летсплееров — важна личность ведущего, сама игра вторична.

    • Alexander Alexeev

      В основном так. Но иногда хочется посмотреть именно определенную игру — тогда уже не так важно кто именно стримит.

  • Sergey Krylov

    Даже не знаю. Я смотрю стримы игр совсем не ради игр.

  • Александр Садовский

    Что-то такое было. У меня в детстве не имелось ни компьютера, ни современной консоли. Я покупал на бумаге книги, читал все эти прохождения. Особенно квесты, там по описанию можно было понять канву сюжета. Но я бы не сказал, что это заменяло игры и мне «было достаточно» — просто выбора не было. Когда появилось на чем играть — я бросил «суррогатить» и с тех пор прохождения использую только по назначению, не важно текстовые или видео.

  • Pavel Germanov

    Прохождения интересно смотреть только если стример опытный, шутит, что-то рассказывает. Или вот играет человек в War Thunder на симуляторном и рассказывает как врага в небе увидеть, как на атаку зайти. И попутно всякие военные истории, факты.

    Но такое редко бывает. В основном твич про кибеспорт: турниры, fp-стримы про-игроков.

  • Alexander Alexeev

    Да, всё так!
    Лет 15 назад я читал прохождение финалок в Драконе. И это был чистый Твич!

  • Sama

    Летсплеи это только отчасти замена геймплея. Немалая части летсплея — замена общения с интересными людьми на тему игр. Такой сплитскрин-пати гейминг он деманд. То есть личность летсплеера очень важна

  • leCoq

    «…прочитали рецензию и вроде как уже познакомились с игрой (настолько, что ее можно осмысленно обсуждать, потому что впечатление составлено), можно не покупать»

    К сожалению, сейчас полно таких знатоков, которые смотрят или читают и берутся говорить, насколько игра сложна, увлекательна и т.д. Не прохавав до самых основ и разглагольствуют, в итоге не понимая, что за игра.
    Константин Павлович, вы гордитесь, что таким образом «помогли» людям?
    Красивое словцо суррогат. Не уверен, что это слово подходит по отношению к печатной статье. Ведь если игры — искусство, то их надо видеть, слушать… Но не читать о играх, т.к. литература, которая стоит между читателем и игрой в виде способности передавать автором прохождение, это уже совсем другое искусство. Да и статьи загнаны в рамки допустимого объёма, который много чем обусловлен.

  • Хетаг

    >Но объяснить это, условно говоря, бизнесовому чуваку, который сам не играет, было невозможно. В его представлении рецензии нужны только чтобы выбрать игру для покупки, а прохождения — чтобы решить проблемы с боссом или головоломкой.

    Так ведь на самом деле же так. Очень толковый бизнесовый чувак…

  • Toshio99

    Константин это правда! Где то во второй половине 90х я покупал журналы game.exe и пару номеров страны игр…Просто потому что у меня не было ни Пк ни приставки…я играл в игры читая…иногда что то додумывая. Очень хотелось прикоснуться к видеоиграм но не было такой возможности. Но корни этого лежат всего лишь в слабой экономической развитости страны на тот период.

    ps Летсплей бывает интересно смотреть если хороший обзорщик но только после того как сам прошел игру. 1) С одной стороны просто интересно как игру прошел другой человек в том же самом трудном месте например. 2) Есть вероятность увидеть секретик или пасхалку или возможность которую ты сам не увидел когда проходил игру. 3) В какой то степени это возможность поделится впечатлениями вступить в диалог с играющим или пережить их повторно. Смотреть летсплей до того как прошел сам игру бессмысленно…кроме случаев ознакомления в сомнениях перед покупкой тогда выборочно можно глянуть. Либо точно знаешь что играть в игру не сможешь. Например это эксклюзив которого у тебя не будет.

    pss! А еще ведь читали вместо приключенческих книг)))…руководства по прохождению игр дял zx spectrum. Даже были книжки выпущенные тиражами официально.

  • AleksandrKrykov

    Вот теперь я начал понимать смысл существования Твича. Не для себя, конечно. Но раньше он мне был настолько не понятен, что пребывал чуть ли ни за гранью моей реальности.

  • Kirill Paramonov

    Смотрю летсплеи только по хоррорам. Сам в них играть чисто физически не могу, а сами игры интересны. Такой себе компромисс. Летсплеи P.T., к примеру, даже не смотрел, а слушал — невыносимо было смотреть на то, что происходит на экране.

  • Дмитрий Прима

    Вот в МиКе как раз писали для тех, у кого не было мощных компов, чтобы поиграть в новинку)

  • Дмитрий Прима

    Ну а вообще Twitch — обычный аналог спортивных каналов. У многих нет времени/желания долго и хорошо играть в ММО-игры, вот и смотрят трансляции.

  • michail st

    смотрю обычно на твиче ради рэйджов разных игроков ну и если на стриме вебка на их реакции(в каком нибудь сх или фатал фрэйме)

  • MAXHAH

    >завозились в Россию в количестве 20 копий (я хорошо помню эту цифру
    Константин, а вы располагаете данными о количестве продаж игр для Вии Ю или 3ДС? Конкретные цифры вы вряд ли назовёте (хотя было бы очень интересно), но хотя бы не так ли они уже смехотворны по сравнению с ПС3 или боксом, например?

  • https://www.youtube.com/watch?v=2yg1rXMSjFk Angel of Death

    Рецензии читают чтобы подтвердить свое мнение о игре, в случае пиратской копии, или же чтобы убедить себя, что она не говно, в случае ее покупки.
    То, что вы указываете в статье, актуально только для 20 ти копий или игр с непопулярных платформ. А это 3 процента всех рецензий.