The Banner Saga

Впервые я об игре услышал в контексте «авторитетные чуваки собирают на Kickstarter деньги на новый Shining Force». Денег я им так и не дал (забыл сходить по ссылке), зато сейчас купил The Banner Saga в Steam и наслаждаюсь результатом.

В The Banner Saga намешаны идеи из самых разных жанров — и сплошь те, что уже (или еще) не мейнстрим. Но если назвать игру одним (ок, двумя) словами, то это визуальная новелла. С классной фэнтезийной историей в духе Джо Аберкромби и немного Джорджа Мартина, плюс еще иллюзией выбора а-ля The Walking Dead. Читаешь полотна текстов, слушаешь лирические отступления рассказчиков, часто принимаешь решения, почти всегда — сложные. Кого спасешь, кого умирать оставишь, когда на земли людей и гигантов надвигается Тьма с Севера?

В игре используется боевая механика в духе тактических RPG, но не похожая на что-то конкретное, — самобытная. У персонажей почти нет характеристик, экипировать можно по одному предмету на человека, нет в игре ни элементальных слабостей, ни баланса а-ля «камень-ножницы-бумага», ни учета высот и низин, а вместо классов — одно только название. По сути, механика подстроена под суть истории игры: в бою две группы воинов сходятся, чтобы рубиться до изнеможения — до исчерпания прочности брони и запаса силы (она же здоровья). Ближе всего эта боевка к Pokemon Conquest, за вычетом того, что в «Покемонах» нужно держать в голове гигантскую таблицу взаимосвязи между типами покемонов, а здесь все просто.

В The Banner Saga есть место для хитрой тактики, только она ломает мозг. Например, выгодно оставлять в живых врагов с единичкой здоровья практически до самого конца битвы. Они будут зря занимать место в очереди ходов (которое в противном случае было бы передано более сильному гаду), а наносить урон смогут разве что по броне. Дело в том, что вне зависимости от количества героев в партии стороны ходят строго по очереди: сначала — кто-то из хороших, потом — кто-то из плохих. И если у вас осталось 6 человек, но ослабленных, а у врагов — 2 человека, но сильных, то каждый ход вам будет прилетать сильный удар. Только когда у врага останется один персонаж, механика переключится в режим Pillage, и у вас будет шесть ходов против одного.

Также в The Banner Saga постоянно не хватает денег для апгрейда уровня бойцов, бойцы могут умирать навсегда по сюжету, великаны очевидно сильнее людей, но занимают в партии столько же места, — в общем, много непривычного.

The Banner Saga — одномерная игра, причем в ней есть одно измерение — время. 😉 Всю игру ваш караван движется куда-то с видом сбоку, при этом вы не контролируете ни направление, ни скорость передвижения, и вольны либо остановиться, либо двинуться дальше. Это очень символично: в книге вы тоже лишь перелистываете страницы. Благодаря этой одномерности (то есть, полной предсказуемости всех кадров, с которыми только может столкнуться геймер) игру удалось сделать невероятно красивой. Зарубежная пресса сравнивает ее с диснеевскими мультфильмами, но на самом деле это просто хорошо нарисованная фэнтези в западном (читай: неяпонском) стиле. Красивая. Не больная, как большинство инди-игр или, например, британских коммерческих игр.

Самое смешное в моем личном послевкусии от The Banner Saga: если бы я с друзьями взялся делать какую-то игру в свое удовольствие (и получил на нее деньги из наследства аргентинского прадедушки), то это было бы что-то в этом духе. То есть, я хорошо знаю жанр TRPG и могу придумать боевую механику под него (обязательно с выпендрежем). Я знаю людей, которые могут написать отличный научно-фантастический роман (или киберпанк, или фэнтезийный сюр, или детектив; причем кое-что могу и сам) и нарисовать живые двухмерные иллюстрации к нему (а намоделировать трехмерные — увы, нет, это надо искать). С программированием тоже все предельно понятно.

Еще более смешно то, что лет десять назад я с друзьями писал дизайн-документ RPG с пошаговыми боями о викингах, и она даже дошла до стадии первых скриншотов и превью в «Стране Игр». Потом проект был признан слишком дорогим и закрыт — и к лучшему, потому что получилось бы говно.

А The Banner Saga — это очень круто и мило. Отличная интерактивная книга.

Даже платформа выбрана идеально: я играю на ультрабуке без толковой видеокарты, и ничего не тормозит, при этом хайрезная картинка выглядит просто божественно. Именно вот в формате «13-дюймовый экран, ноутбук на коленях, играешь тачпадом» игра оптимальна. Я часто рекомендую выпускать игры малой и средней формы на Nintendo 3DS, но это не тот случай.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000066441031 Sergey Krylov

    Врен всё-таки решил окунуться в инди (с головой)?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Во-первых, своего врага нужно знать в лицо.

      Во-вторых, игра не слишком похожа на инди. Она прекрасно могла бы найти себе издателя. Хотя бы Sega (см. Valkyria Chronicles, Infinite Space).

      • http://vk.com/id15223243 Александр Sobi

        Почему инди — враг?

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          Потому что довольствоваться инди = довольствоваться малым. Инди тянут индустрию назад, в девяностые, не меняют никак индустрию к лучшему (два исключения — Minecraft и прототип Portal), и чаще всего выезжают на подражании ретро-играм.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001191849746 Ivan Rakov

    Купил такой, радуюсь, а там нет субтитров. Ну в смысле, хотя бы английских. Это не серьезно, как бы хорошо я не знал язык, все равно 100% не расслышу. Повтыкал минут 10, так и не поняв в чем сюжет, выключил. Гив май мани бек

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Там не просто английский, а с имитацией акцента.

      Но там озвучки примерно 5 минут на всю игру (и значимы только 4 минуты в начале), все остальное — просто тупо текстом. Так что не страшно.

  • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

    Жаль, что это не рецензия для СИ. Лучший материал по теме, какой я видел. Действительно захотелось взять и купить — прежде такое желание тоже было, но исчезло после однообразных и крайне сухих и скучных «обоже 10 из 10» везде и всюду.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Эти «обоже», по-моему, следствие того, что люди радуются самому факту выхода игры за счет кикстартера, а не издателя. В самой игре они даже не пытаются разобраться. (

      • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

        Напротив. Такое ощущение, будто бы они в ней разобрались ещё до релиза, их уже ничто не удивляет, и они не в состоянии объяснить, чем она прекрасна и увлечь читателя. Та же рецензия на Ру.ИГН хорошая вполне, но вышеизложенный текст (как та рецензия на Pokemon Conquest, кстати) просто берёт за шиворот и тащит в магазин за игрой. Потому что видно увлечённость автора. И увлечённый текст всегда лучше сухого, даже если в последнем больше фактов и выше оценка

        • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

          «Вот поэтому я и главный редактор», — обычно я отвечаю на такие комментарии, лол.

          • http://twitter.com/Alex2Rock Сиропчик

            А что толку от такого «главного редактора», если в большей части текстов сайта (с журналом всё было получше) этого подхода и близко нет.

  • http://vk.com/id2357050 Влад Макеев

    Я не пойму, а почему никто не сравнивает игру с fire emblem? жанр ведь тот же. тактика + новелла.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000577762256 Konstantin Govorun

      Можно и с Fire Emblem, но здесь павшие в бою персонажи не умирают, а это уже принципиальное отличие.