Valkyria Revolution и закрытые глаза

Лет десять назад Valkyria Chronicles доказала, что Sega все еще умеет делать великие игры, а на PlayStation 3 могут появляться достойные эксклюзивы (прежде она их только теряла, сильно уступив позиции Xbox 360). Потом у PlayStation 3 дела и вправду пошли хорошо, а у Sega — не очень. И Valkyria Revolution — вершина этого «не очень». Низшая точка дна.

В целом все про игру написала Наталья, но из комментариев стало понятно, что единственное светлое пятно в этом позорище — совсем даже не светлое для российской аудитории.

Дело в том, что японцы любят брать за основу европейскую историю или религию и излагать по-своему, альтернативно, с легко угадывающимися чертами оригинала и с новыми смыслами.

С собственной историей они поступают так же (см. Samurai Warriors или Sengoku Musou), поэтому речь не о том, что они хотят кого-то обидеть.

Но юмор в том, что среднестатистический посетитель сайтов в Рунете не можете себе и вообразить игру, в которой турок/молдаванин/мегрел Гамлет захватывает Крым у России более-менее в сеттинге Крымской войны, но с мечами, боевыми роботами и сверхлюдьми-певичками. Настолько, что не просто яростно критикует авторов, но и не верит, что такая игра вообще может существовать. Дескать, автор что-то перепутал и все придумал (как якобы высосана из пальца аналогия между СССР и Мордором).

Хотя здесь даже глубоко копать не надо — на карте все нарисовано (Ruz Empire, Moldau, Grecia, etc.), и даже буржуям понятно, что сценарий писался по мотивам Крымской войны.

Я могу вспомнить и другой подобный случай — когда один седовласый журналист топал ногами и кричал, когда узнал, что в Японии есть игра о Сталине в образе кавайной девочки.

Или вот, например, уважаемый мой блогер не принимает сюжет Bayonetta.

Цитирую:
«Зачем-то разработчикам понадобился сюжет. Не, ну хотите сюжет — ну сделайте его нормальным! Наймите хороших сценаристов — пусть напишут необычную историю, или обычную — но глубокую, пусть сделают персонажей «объёмными», пропишут качественные диалоги…
Но фигушки. Сюжет нам нужен, но сойдёт абы какой. До скукоты шаблонный с до боли отвратительными диалогами. И персонажи — такие, что их раскусить можно за одно-два слова. Причём, тоже всё по шаблону.»

Не то чтобы в Bayonetta был какой-то интересный сюжет — он там нужен исключительно чтобы подчеркнуть образ персонажа — но занятно, что он вызывает отторжение.

Есть и обратный пример. У меня когда-то работал журналист, который слово «бредовый» в описании сюжета использовал как самый сильный комплимент. «Сюжет совершенно бредовый, поэтому десять из десяти». Естественно, речь тоже шла о творчестве японских сценаристов. И я, честно говоря, не уверен, что это лучше, чем отторжение.

На самом деле, всегда интересно копаться в художественных произведениях и смотреть дальше наивного прочтения. Оригинальная Valkyria Chronicles мне нравилась не только потому что там были великолепная боевка и яркие персонажи, но и потому, что игра осмелилась рассказать о сожжении евреев в концлагерях. Хотя, казалось бы, кавай с летающим поросенком.

В Valkyria Revolution интересен даже не столько Крым (это примерно треть исходного материала), сколько пересказ Тихоокеанской войны и внутреннего мира тех самых людей в японском правительстве, которые пролоббировали Перл-Харбор. То есть, игра воспроизводит настроения в элитах, настроение в обществе в Японии с 1936 по 1945 годы, включая и осуждение главных героев как военных преступников (это не спойлер, вам сразу говорят, что вы играете за тех, кого позже признают военными преступниками). Это действительно круто.

Но чтобы научиться на это смотреть, нужно словно какой-то блок в голове отключить, наверное.

  • Александр Садовский

    А что за игра-то про Сталина? )

  • Firepocket

    Ну, это как объяснять людям, что за карамельной обёрткой в играх Nintendo спрятаны глубокие механики и хардкорный геймплей. Многие мои знакомые не признают фэнтези, потому «так не бывает».
    А «Форсаж 8», можно подумать, бывает. При этом люди отнюдь не глупые, но какое-то когнитивное искажение (нужна консультация бихевиористов) вызывает адский диссонанс, когда знакомый «якорь» цепляется за инородный элемент. То есть, неважно, насколько безумным буде сочетание ингредиентов, главное — чтобы сами по себе эти ингредиенты можно было экстраполировать на обыденность, увидеть за окном. А солдат с мечом верхом на боевом роботе — это нонсенс, живой тираннозавр на улицах Москвы, в школе такому не учили.

    • realavt

      >Ну, это как объяснять людям, что за карамельной обёрткой в играх Nintendo спрятаны глубокие механики и хардкорный геймплей.

      …и не понимать, что эти люди воспринимают игры, как целостный продукт — и оттого борщ, в который насыпана горсть карамели, для них попросту превращается в неаппетитные помои, вне зависимости от питательности этого самого борща 🙂

  • Владислав Вайс

    А мне очень нравится японский редизайн и вся эта фишка с переосмыслением реальной истории, вот недавний Нио оказался в любимом сеттинге Эпохи Смутных Войн. Sengoku Basara до сих пор является одной из любимых серий, хотя чтобы поиграть в нее и приходится пиратить (виноват), ибо за пределами Японии в такое играть не принято, и играть, конечно, приходится на японском.

    И как же это прекрасно, что Врен снова пишет про игры.
    ОФФТОПОМ: Костя, а можно не статейку, но хотя бы пару слов о Теккен7 (с мыслями про Соул Калибур — вообще идеально)? Для меня любовь бывшей редакции СИ к японским файтингам (да вообще к японским играм и Японии в целом) и материалы по ним навсегда заставили влюбиться в Страну Игр.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Я в седьмой только немного играл, да и не эксперт, если честно.
      Скорее уж постримлю, как я тренируюсь. ^_^

  • Denis Voznyuk

    Комментарии на мэил ру — ужас. Как с такой аудиторией вообще можно что-то обсуждать?