Зачем гасят звезд(ы)

На выставке Gamescom я наблюдал удивительную картину. Хидеки Камию буквально замучали поклонники-журналисты. Каждый считал своим долгом сделать селфи, каждый второй взял автограф. Геймдизайнер даже в туалет сходить не мог нормально — и там его ждали толпы (в бизнес-зоне!) желающих сфотографироваться.

Возможно, все дело в том, что больше на выставке фотографироваться было не с кем.

Ну, то есть, где-то в кулуарах бродили Кодзи Игараси и Кейдзи Инафуне, но…

Но вот их имена как раз отлично символизируют тренд, о котором я толкую.

В девяностые годы имена геймдизайнеров мало афишировались. Одни компании боялись, что у них переманят ценных сотрудников, другие просто не придавали личностям большого значения, а профильная пресса довольствовалась обычными ревью и превью.

В нулевые все стало иначе. Игровые компании осознали, что имя геймдизайнера — это такой же бренд, как и название мощной медиафраншизы, и что можно прямо в рекламе писать «Игра Синдзи Миками», экономя тем самым на промо нового IP. И если даже геймеры, конечно, в основной массе и не распознают имя (но поймут, что это «кто-то крутой»), то журналисты-то точно все поймут, и заранее будут заинтересованы в игре, сами будут обивать пороги с просьбами что-нибудь показать и организовать интервью. В итоге игра от известного геймдизайнера будет максимально широко освещена, что, в общем-то, и требуется.

Журналисты в свою очередь поняли, что превью и новости в Интернете обладают микроскопической ценностью (любой дурак может их скопировать и переписать), ревью тоже довольно много (мнение в них ценно, но недостатка в мнениях нет), а вот разговор с условным Кодзимой или репортаж из Platinum Games — это то, что может принести респект, а в некоторых случаях и клики (если в разговоре Кодзиме скажет что-то, что другие издания опубликуют как новость и сошлются на первоисточник). Да и работать над такими материалами значительно интереснее — это настоящая журналистская работа, а не потоковый рассказ о числе видов оружия в очередном шутере. Поэтому прессе тоже выгодно раскручивать геймдизайнеров-звезд, так как это инвестиции в будущую популярность собственных будущих текстов (и видео).

Все изменилось из-за двух вещей. Во-первых, это Кикстартер. Если раньше бренд конкретного разработчика обладал виртуальной ценностью (теоретическая экономия на маркетинге и пиаре), то теперь можно увидеть, сколько в действительности «стоит» имя Ю Судзуки, сколько — Брайана Фарго, а сколько — Кодзи Игараси. Миллионы долларов. Во-вторых, японские разработчики научились забивать на пожизненные контракты, основывать собственные студии и под собственное имя выбивать финансирование у издателей (в том числе и американских). И выяснилось, что Синдзи Миками может получить деньги на собственный проект и в Capcom, и в Sega, и в Bethesda, а Хидеки Камия — и в Sega, и в Nintendo, и в Microsoft. Десятки миллионов долларов (американский журналист бы написал «восьмизначная цифра», так точнее).

В такой ситуации издателям невыгодно продвигать собственных сотрудников как будущих звезд, потому что это уже вложение не в будущее компании, а в будущее лично вот этих людей. Когда Microsoft нанимает Platinum Games с Камией — тогда да, выгодно кричать везде о том, насколько он велик как творец. Но когда Microsoft внутри компании делает Halo 5, ей невыгодно ассоциировать игру с одним конкретным человеком. Даже Фрэнк О’Коннор — это хранитель бренда Halo, он имеет право отвечать на любые вопросы о нем, но создателем игры не является. Если вдруг уволится из компании, то на это место тут же придет кто-то другой, выучит бренд-бук и будет следить за его соблюдением.

Кто делал Mafia? Дэниэль Вавра. Кто делает Mafia 3? Хейден Блэкмен. В свое время он был креативным директором Star Wars: The Force Unleashed и продюсером Star Wars: Galaxies, а вообще по жизни он писатель. При этом у него нет даже собственной страницы в Википедии. Mafia 4 можно будет легко поручить кому угодно другому.

Почему так задерживается Uncharted 4? Потому что из-за ухода Эми Хенниг все пришлось переделать, при этом ее новая игра как раз будет похожа на тот Uncharted, который она задумывала.

Сериал Gears of War раньше четко ассоциировался с Клиффи Би. Род Фергюссон намного менее публичен.

Сигеру Миямото на самом-то деле уже давно не делает большие игры сам — ни Марио, ни Зельду, при этом кто знает имя Масатака Такемото или Кента Мотокура?

Из стана Capcom приходило немало странных новостей о том, что Йосинори Оно то двигают на другую должность, то ограничивают в общении с прессой. В любом случае смешных публикаций о нем стало заметно меньше.

Ну и главный, конечно, пример — история с Кодзимой, который по сути за счет Konami прокачал личный бренд настолько, что стал угрозой для компании.

Поэтому, конечно, существующих звезд, которые уже стали независимыми, так или иначе будут раскручивать дальше. А вот тех, кто еще является сотрудником компании (если только не топ-менеджером), будут потихоньку ограничивать. На всякий случай.

  • Wribeast

    Просто все узнаю Камию по лысине.

  • http://about.me/tatsuya_s Артём «Tatsuya_S» Артёмов

    Популярность иногда вредит.

    • Qmish

      к слову.. Жаль Кози Окада ушел из индустрии(

      • http://about.me/tatsuya_s Артём «Tatsuya_S» Артёмов

        Надеюсь, вернется. У него был стиль.

  • SlowJoe

    Похоже на правду

  • Golemming

    В кинопроизводстве никто не скрывает имен создателей. И точно также пишут «фильм от создателей». И никто не жалуется.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      В кинопроизводстве и нет штатных режиссеров и студий разработки. Каждый раз под новый фильм с нуля создается команда.

      • SlowJoe

        Часто режиссер и продюссер занимается набором основной команды. И очень часто они работают с теми с кем уже имели дело.

      • niggat1ve

        они заключают долгосрочнэ контракты. например как Нолан с WB , так что ситуация во многом схожая.
        Спилбег, Лукас, Линчь, Финчер — уже сами по себе бренды

  • alexkarco

    Тут вопрос в том, что геймдизайнер таки должен сделать великую игру (или хотя бы просто очень крутую), чтобы его раскрутили. И это должен быть именно авторский проект. Вот кто знал Миядзаки до demons souls, и его, кстати, раскрутили в последние 5 лет. А кто знал Дженову Чена до flower или Кана Гао до to the moon. И это опять же истории последних 5 лет. Так что тут первично именно создание произведения, а не раскрутка. И это было всегда и везде в искусстве, а не только в играх.

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Однако великих или хотя бы просто крутых игр больше, чем известных людей.

      Я вот без википедии не вспомню, кто делал Shadow of Mordor.

      • Mike Realight

        Shadow of Mordor не великая игра. С фичами, свистелками, кое-какими новыми штуками, но нет. Великие игры — это MGS (не все), FF (далеко не все), Last of Us.

        • SlowJoe

          X-com

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Мордор — это игра, построенная вокруг одной новой и очень крутой идеи.

          Все остальное как раз неважно.

      • alexkarco

        Shadow of mordor — не великая игра. Ну и есть авторские проекты или хотя бы фишки в игре, а есть результат командной работы, где никто не выделяется, тогда уже имя студии играет роль (как в случае с Ведьмаком или Halo).

      • MegaIniesta

        Врен ты чо реально мордор великой считаешь? Омг! )

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Вообще-то, это самая революционная игра с открытым миром со времен GTA3.

          • MegaIniesta

            Не я согласен что немезида это прикольная инновация…

          • http://b.lulius.com/ Aleosha

            Хуже только вышки.

    • http://ichikumer.ru ichik

      >кто знал Миядзаки до demons souls
      Это его первая игра, лол.

      • alexkarco

        Это как-то противоречит тому, что его никто не знал до?

        • http://ichikumer.ru ichik

          «работал над Армор кор»

          Ну да, программистом. Кто-то знает поимённо программистов в каких-то компаниях что ли? Знают имена продюсера, режиссёра, сценариста, ведущего художника, арт-директора. А как у режиссёра-продюсера первая игра — Demon’s Souls.

  • http://vk.com/trnsltr Alexander Alexeev

    Что такое бренд-бук? Реальная книга для внутреннего пользования, где написан лор игры?

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Все, что нужно зафиксировать на бумаге, включая основы лора.

      Бренд-бук есть у всего — у кока-колы, у журнала «Страна Игр», у Halo.

  • Qubie

    Если не ошибаюсь, то DMC2 поставили делать не Камию чтобы не создавать как раз из Камии звезду, что иронично.

  • Артем Санин

    «Кто делал Mafia? Дэниэль Вавра. Кто делает Mafia 3? Хейден Блэкмен.»

    Ровно так, и именно поэтому трейлер Mafia 3 вызывает у поклонников серии вопросы. Фактически сейчас происходит перезапуск серии — именно из-за ухода Даниэля Вавры. Какая теперь будет Mafia и найдет ли она свою аудиторию — вопрос вполне открытый.

  • http://anzhukov.com/ dragonzan

    Константин, у меня вопрос. за последние две недели это уже «десятая» статья об «именах» в игроиндустрии, в том числе жалуясь на малое количество японцев ты почему-то игнорируешь легендарного Кадзунори Ямаути

    • Илюхер

      И где вопрос?

      • http://anzhukov.com/ dragonzan

        Не знаю