Зачем нужны DLC?

Люди из CD Project рассказывают, что DRM — это плохо, и DLC — тоже плохо. Понятное дело, что геймерам приятно это слышать. Но это не совсем правильно.

DLC в наше время нужны студиям по двум причинам.

Во-первых, это позволяет опосредованно увеличить средний чек среднего пользователя вашей игры. Грубо говоря, если игра стоит 60 долларов, игру купило 5 млн. человек, при этом 3 млн. из них понапокупали разных DLC, то получается, что в среднем от каждого пользователя было получено не 60 долларов, а, скажем, 80. На самом деле, этот самый средний чек можно увеличивать самыми разными способами. Японцы, например, существенные деньги зарабатывают на мерчандайзе по мотивам игры — фигурках, стикерах, подушках для обнимания. Японцы же на некоторые игры (вроде Tales of) ставят сразу заведомо более высокий ценник — не 60 долларов, а те же 80.

Почему издатели хотят получать за игры больше денег (ну, кроме очевидного «много денег не бывает»)? Потому что из-за инфляции игры сейчас стоят дешевле, чем они стоили восемь лет назад. Речь сейчас не о России (где все портит нестабильность рубля), а о США и Европе. Время идет, инфляция есть, а цены формально те же, а реально ниже. Один раз только повысили цену с 50 до 60 долларов, но это было как раз лет восемь назад.

Ну и бюджеты игр растут.

Во-вторых, DLC позволяют не распускать команды разработчиков после релиза игры. К концу цикла разработки там может быть несколько сотен человек, потом игра выходит, и что дальше? Следующий проект обычно еще на ранней стадии (если он вообще есть), и по-хорошему надо выгнать всех, кроме полусотни ключевых людей, до тех пор, пока опять не понадобится полная команда. А так дополнительных людей можно занять на старом проекте до тех пор, пока для них не появится новая работа. И услуги этих дополнительных людей автоматически окупаются.

В случае с The Witcher 3 история такая, что у CD Project есть вторая RPG, про киберпанк, работа над ней идет параллельно и давно, и после выхода The Witcher 3 всех, наверное, можно безболезненно перекинуть туда.

Ну и, в конце концов, не хотят получать больше денег, — и ладно. ;P

Вот только, по-моему, DLC с большим RPG — это всегда нормально и очень даже интересно геймерам. К Skyrim, к Fallout: New Vegas выходили DLC, расширяющие мир игры, — и никто, вроде, был не против.

Так что я не уверен в том, что отказ от DLC в данном случае в интересах геймеров.

Что касается DRM, то это такая фирменная фишка CD Project — максимально часто рассказывать об отказе от DRM, чтобы улучшить свои имидж в глазах геймеров и так мотивировать их покупать игру. Они намеренно ВЫДЕЛЯЮТ себя на фоне всех остальных, чтобы собрать урожай аплодисментов (и, соответственно, денег). При этом если бы, например, все конкуренты сразу отказались от DRM, то этого PR-эффекта бы не было, и продажи Ведьмака бы упали. 😉

В реальности же, на мой взгляд, важно только то, чтобы не было отвратительного DRM с требованием постоянного онлайна, как это было в SimCity. А картинный отказ от обычного DRM с привязкой к Стиму — это ни о чем (тем более, что, как признает сам CD Project, все равно все ломают). Гораздо интереснее было бы говорить о том, что при отказе от DRM с привязкой к каким-либо серверам игру можно реально КУПИТЬ, а не взять в аренду (к слову, лицензионное соглашение на GOG.com, официальном магазине CD Project, действительно говорит о ПОКУПКЕ, а не о подписке на сервис).

Ну и говорить о том, что DRM не нужна, потому что ее все равно взломают, — это хорошо, когда речь идет о PC. Потому что действительно взломают. А вот с современными консолями история другая. Там DRM работает и никому не мешает. И это реально в разы поднимает продажи игр на таких рынках, как Россия. Потому что когда украсть ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ, то люди готовы платить — даже те люди, которые обычно воруют.

Выход The Witcher 3 и на консолях с DRM, впрочем, не мешает CD Project говорить об отказе от DRM.

Люди ну уж очень-очень хотят понравиться геймерам.

  • NotaKuroi

    DLC сами по себе не плохие, плохие издатели, злоупотребляющие этими длс, которые порой нагло пилят игру на глазах у аудитории и анонсируя длс еще до релиза самой игры. Это дурной тон. Плюс 90% длс своих денег не стоят — контента кот наплакал

  • Maxim Zareckiy (23+)

    Ведьмаку 2 точно не помешало бы DLC-другое типа того же Dragonborn или Lair of the Shadow Broker. А в случае с ведьмаком 3 — это готовое оправдание чтобы перекинуть людей на Киберпанк и убежать от Ведьмака (кроме патчей) сверкая пятками. Так вижу.

    • AleksandrKrykov

      Вы совсем головой поехали и уже упрекаете людей за то, что они планируют сразу выпустить в продажу готовый продукт, а не огрызки полуфабриката?

      • one

        ну вот второй ведьмак был местами огрызочным: нам обещали пролог, 3 главы и эпилог.
        На деле получилось иначе: длинный пролог, одна первая глава, полторы вторых главы, но при этом третья с эпилогом сжались в невнятное действо, искуственно растянутое только загадками с древними артефактами.

        Разрабы сами это поняли и в обновлении добавили пару побочных квестов и локаций в 3-ю главу, единственное что в формате бесплатного патча (на пару гигов, да), а не длс.
        Но если не оглядываться на маркетологические нюансы, то станет понятно что это как раз не технические заплатки а как раз новый контент, скачиваемый, бесплатный.

        Если в новом Ведьмаке 3 и без того всего будет вдоволь — то, конечно, такого рода добавки требоваться не будут.

    • https://www.youtube.com/watch?v=2yg1rXMSjFk Angel of Death

      в отличие от озвученных тобой длк — в ведьмаке все сделано вручную.
      биоваре можно было нанять ЕА-шных индусов и записать еще 30 минут диалогов с актерами, бефезде же ничего не нужно — у нее и так все есть.
      поляки не в тех условиях, чтобы на своем уровне качества массово клепать длк.
      могли бы клепать — но и качество было бы несопоставимо с оригинальной игрой.

  • Alexander Alexeev

    Если мне игра реально понравилась — всегда беру к ней ДЛЦ (все, либо некоторые).

  • roman

    когда о воровстве говорит человек, получающий зарплату в конверте — это прекрасно

  • http://mood-doom.livejournal.com/ Sergey

    дьявол, как мне кажется в мелочах. Вот раньше были аддоны — такие большие сочные куски нового контента, продолжение истории оригинала, все дела. Народ ждал их как маны небесной и никто слова не говорил против.
    Вместе с аббревиатурой DLC оскотинилась и сама система: теперь нам по пять баксов пытаются скармливать опилки, оставшиеся от распила игры, большие куски которой потом продадут за пятнадцать. Куча говна типа рун, седел и мечей +100500 к урону, а еще бонусы предзаказа, эксклюзивные бонусы магазинов вот это вот все, дает легкое ощущение игры как помойки в которую тупо свалили контент.
    Эта система, которой легко злоупотреблять, простой пример — Mass Effect 2-3, где пол игры, включая ключевого для сюжета ВСЕЙ СЕРИИ персонажа продают отдельно. DLC настолько важны для нее, что повлияли даже на структуру повествования: ME 2-3 тяжело воспринимать ка цельные игры из-за того, что устроены они блоками, (солидная) часть которых продается отдельно.
    Проблема в том, что и первый случай (к которым, например, относятся дополнения к Skyrim) и второй — требуха из доспехов, оружия и геймплейно незначительных но сюжетно важных кусков, с корнем выдраных из игры, это все называется аббревиатурой DLC.
    И если первые имеют право на существование, то второе — считаю злоупотреблением со стороны разработчиков.
    Но тенденция к большим дополнениям, мне кажется, сейчас очень заметна: опять же Skyrim, AC4, WD получили по полновестному аддону.

  • AleksandrKrykov

    DLC — худшее, что может случиться с игрой. Пусть уж лучше сразу ценник ставят в 80$, но не распиливают контент на огрызки. Прошёл, наигрался, удалил. Нет же — через месяц выпускают DLC, когда ты уже не погружён в игру, когда других забот полно. Как итог — до выхода GOTY Edition большинство современных игр покупать смысла нет.

    • https://www.youtube.com/watch?v=2yg1rXMSjFk Angel of Death

      проклинаю биоваре за эту кухню.

  • Guest

    ~~

  • Guest

    ..

  • heckuva

    Как всегда хуйню написал

    • Zzzz

      Самокритично.

  • Jecsus

    =)

    • Алексей Петров

      Эй, ну не надо гнать на роксмит! Если ты даже считаешь её игрой, то треки можно считать уровнями, и их там в районе сотни в коробке на старте и после старта выходит длц на 3-5 треков. Просто их потом добавляют по паре штук каждую неделю.

      А вообще роксмит — не совсем игра, докупка треков к самоучителю — личное дело каждого.

      • ntangl

        Вот это кстати интересный аргумент. Вообще докупка чего угодно к чему угодно — личное дело каждого. Но в игровой тусовке настолько принято поливать всех кого только можно говном и рассказывать всем, как им жить, что нужен аргумент «это не совсем игра», чтобы попытаться заставить этих людей пройти мимо.

  • DarkCyMPAK

    «Сюжетные» длц к фоллам последним лютое левое говно, бесполезное, ненужное, ничего не дающее к сюжету никаким местом. К Суриму тоже самое, разве только в общий сюжет левые истории попытались засунуть, но вышло убого.
    Длц к колодетям, баттле и подобным сейчас вообще выжималка денег, ради парочки карт… Эк, когда-то кучи карт и бонусов бесплатно с патчами выдавали.
    Длц это говно.

    • one

      эм, нет.
      В Фоле 3 в ДЛЦ продали концовку и открытый финал)))

      А вот в Вегасе сюжеты ДЛС вполне вписаны в основную сюжетную канву: про старейшину БС и подружку нашей лесбияночки, про сгоревшего человека и про курьера мы слышим довольно часто.

      Плюс, в последнем ДЛС Авеллон включил «тормента» развивая смысловую концепцию «media is the message» Маршала Маклюена в контексте курьера.

  • kazaru

    У Vanillaware был достаточно смелый эксперимент в Genroku Legends. Это по-сути четыре никак не связанные сайд-стори в формате платного DLC. Причем вышли они почему то аж спустя год после релиза полной игры. Под выход игры в PS+ наверное.

  • one

    DLC — DownLoadable Content. Скачиваемый контент.
    Нынче, когда сплошь цифровые продажи и спокойно народ качает игры по 10-25 гигов таковым контентом может быть что угодно. Фишка в том что сам термин ничего не говорит о качестве, объеме и свойствах этого контента.
    Платный или бесплатный? Вот длс у Valve бесплатные, к примеру.
    Меняют ли механику? Дополнения к Civ’ке и XCOM’у — меняют и дополняют.
    Насколько грамотно встраиваются в сюжет? В первом Дарк Соулс — грамотно.
    А хер у костра в первом Драгон Эйдже портит все впечатление.

    Кол-во контента? Масс эффекты как пример: и россыпи говёного оружия и плашка внушительной сюжетной арки в Шэдоу Брокере.

    Что в итоге? А все то же что и раньше, грамотные дополнения, расширяющие изначальную механику — гуд.
    А попытка содрать двойной ценник как в последних релизах EA — ужас и говно.
    (кстати еще отдельная тема — это разделение аудитории в сетевых играх, когда «вы не можете играть на этой карте, у вас сезонного пропуска нет»).

  • Pavel Ovchinnikov

    Вот уж не думал, что у крупных разработчиков есть проблемы с тем, куда девать команду после выпуска крупного проекта)

    Не знаю, как в играх, но в софтверных компаниях R&D идет всегда нонстопом, еще до релиза новой версии какой-нибудь системы бухучета часть команды перенаправляют на разработку следующей итерации. А часть остается добивать фишки и функциональность, которые не вошли в релиз, чтобы потом докинуть апдейтами.

    В любом случае, при НОРМАЛЬНОМ управлении и понимании рынка/продукта — разработчики ВСЕГДА при работе.

  • brujah

    >А вот с современными консолями история другая. Там DRM работает и никому не мешает.

    То-то такой вой поднялся, когда микрософт захотела ежесуточного подтверждения. На пекарях просто экспериментировать можно.

  • https://www.youtube.com/watch?v=2yg1rXMSjFk Angel of Death

    куплю ведьмачка в момент выхода.
    спиратил первый, второй достался бесплатно.
    куплю — потому, что нет пека, а консоли не взломали, а не потому, что уважаю поляков и восхищен их отношением к игрокам.

    что касается длк к рпоге — игры бефезды — не показатель.
    их длк не вмешиваются в сюжет оригинально игры.
    как пример — вой и гогно по поводу выхода «концовки» для фолл3.
    это длк воспринималось ну нифига не с энтузиазмом.
    зато все остальные — жрали с удовольствием, потому что к оригинальной игре они не имели никакого отношения.

  • lostsolo

    Ну, когда-то на PS2 выходили полностью законченные игры. Потом появилась возможность докачивать контент — и понеслась. Модно выпустить недоделку и на вырученные деньги уже сразу купить виллу, а потом потихоньку доделать патч. Модно просто сделать игру на 2/3, а потом выпустить дополнение и срубить еще денег. И всё так к этому привыкли, что считают нормальным и не помнят, как возмущались.
    DLC — это неплохо. Неплохо, когда это возможность расширить мир игры и вновь в нее с удовольствием вернуться. Но так поступают единицы разработчиков.
    У остальных эти материалы уже содержатся в игре, и они продают коды для разблокирования. Вот это — мошенничество. Либо, как сказано выше, игру выпускают недоделаной, что тоже плохо пахнет.

  • StarcyInfo .

    > лицензионное соглашение на GOG.com, официальном магазине CD Project, действительно говорит о ПОКУПКЕ, а не о подписке на сервис

    Так, я не понял, купленную на GOG игру можно перепродать?