13 причин почему ты виноват

Если кто-то не в курсе, то «13 причин почему» (13 Reasons Why) — выдуманная история об американской школьнице, которая покончила с собой, но перед этим записала хипстерский дневник на аудиокассетах, в котором изложила 13 причин печального поступка. В каждой серии режиссер рвано переключается между флешбеками и событиями после смерти девушки, виновные одноклассники рефлексируют на тему совершенных поступков (или нет), а один из них пытается сделать чуть больше и немного наказать тех, до кого дотянется. Да, и, как вы догадываетесь, все это местами напоминает Life is Strange, только совершенно без мистики, а школьник с фотоаппаратом — плохиш. И да, в сериале поднимается тема того, что считать изнасилованием, например. Если девушка была пьяная — это что? Если она не хотела, но вслух не сказала «нет» и не сопротивлялась, то это что? Все очень злободневно, ну и привет, Диана Шурыгина (к счастью, нет).

Сериал при просмотре очень бесит. Потому что он рассказывает историю вдвое медленнее, чем стоило, и иногда невыносимо затягивает сцены. Потому что герои ведут как совершенные дурачки, обижаются на глупости и делают глупости уровня молодежных ужастиков. Но при этом ты делаешь скидку на то, что школьники действительно идиоты — настолько идиоты! Кроме того, девушка-самоубийца закована в эдакую сюжетную броню антикритики — ты с первой же серии понимаешь, что ее нельзя ни в чем винить просто потому что нельзя. В итоге сериал хочется досмотреть до конца прямо даже запоем, хотя это больше заслуга структуры сюжета, чем его содержания. Серьезно, довольно глупо бросать историю, пока не увидишь, как же это все произошло и в чем же был косяк главного героя (а это, очевидно, не девочка-самоубийца, а ее незадачливый поклонник), а там уже и темп нарастает настолько, что легко добегаешь до финала.

Другое дело, что хотя в сериал мораль едет через мораль и моралью погоняет, я очень сильно сомневаюсь, что эту мораль зрители прочитают так, как задумывалось. Да, в сериале есть один очевидный злодей, есть главный герой, которому хочется сопереживать, а вот все остальное — очень мутно.

Те самые 13 причин выстроены в эдакую цепочку с butterfly effect: одна открывает возможности для другой, и так далее. Условно говоря, сначала героине создали репутацию шлюхи, а потом она из-за этой репутации была ограничена в выборе действий и друзей, в каждом новом конфликте еще больше загоняла себя в угол. Но не настолько ограничена, чтобы зритель не видел каждый раз миллионы безопасных выходов из ситуации.

То есть, какой вывод можно сделать? Что можно посоветовать детям, чтобы избежать трагедий? Не красивое «думай о чувствах других и не делай больно, разговаривай с ними и помогай». Нет. Это ничего не гарантирует, потому что ты все равно можешь не понять, что один публичный комплимент подруге твоей девушки может через 12 серий стать для нее причиной для самоубийства. Практичнее посоветовать другое: «думай головой, не обижайся на дураков, меньше пей на вечеринках и думай, куда и зачем идешь по ночам». Получается, что важно не только пресекать буллинг, но и учить школьников отращивать толстую шкуру и не кормить троллей. Другое дело, что заявлять такое в контексте сериала — виктим-блейминг чистой воды. Уровня «сама виновата, что надела короткую юбку».

Кроме того, из тринадцати причин одна настолько серьезна, что перевешивает все остальное. Да и она бы произошла (пусть и в несколько ином виде) даже без всего этого эффекта бабочки. Можно, конечно, спорить, что при наличии верных друзей и моральных сил героиня бы не пошла резать себе вены (а пошла бы в полицию), но остается ощущение, что на этом фоне все проступки одноклассников — мелочь, на которую вообще не стоит обращать внимание. То есть, настоящий преступник должен сидеть в тюрьме, а буллинг на фоне его действий — так, мелочь какая-то. Но тогда зачем были нужны 12 из 13 серий?

Ну и последнее. Наверное, так было задумано, что самоубившаяся школьница — умница, красавица, веселая, с полной семьей. Дескать, трагедия может произойти в каждой семье. Но при просмотре создается ощущение какой-то невероятной фальши. Может быть, я чего-то не понимаю в американских школах, но проблемы обычно ведь возникают у тех, кто чем-то не похож на других, — слабый, некрасивый, толстый, бедный, странный. А тут смотришь на героиню и просто не веришь, что она не может за пять секунд найти себе новых друзей и послать в жопу тех, кто ее обижает. Конечно, есть истории, в которых умные, красивые и успешные девушки сталкивались с домашним насилием, но это все-таки совсем другая история — не про коллектив и буллинг.

И только когда я написал предыдущий абзац, то я внезапно понял, почему «13 причин почему» снят так, как он снят. Буквально в каждом кадре он провоцирует зрителя сказать, что «дура сама виновата», а потом ударить себя по губам и заклеймить за виктим-блейминг. Это масштабная, мощная провокация, которой нужна была именно такая героиня с именно такой историей, с несказанным «нет», с цепочкой ошибок и случайностей. Этому сериалу нужны зрители, которые будут безусловно на стороне девушки что бы ни случилось (а все остальные зрители — это мусор, совершающий мыслепреступление).

Ведь когда история однозначна, то все и так понятно, незачем сериал снимать. А вот когда как в «13 причинах почему», то снимать есть зачем.

Другой вопрос, поможет ли такой сериал кому-то в реальной жизни или только навредит?

P.S.
Все-таки, никак не могу понять, почему титул «самая красивая попа в классе» в мальчиковом опроснике — это ПРОБЛЕМА для девушки.
В моей российской школе, как я смутно помню, тоже какие-то АНКЕТЫ делали, чтобы хитро определить, кто кому нравится, но это был повод для смеха и флирта, а не для трагедий, скандалов и сплетен.