Как дорасти до «Трансформеров»

Не неделе мельком прочитал донкихотский текст об ущербности «Трансформеров» — дескать, их зрители совершенно не понимают, что это ненастоящее, плохое кино про боевых роботов.

Действительно.

Это плохое кино в узком, старомодном смысле этого слова, из эпохи до Ютуба.

Это плохое кино про боевых роботов (правда, чисто технически это едва ли не единственное кино про боевых роботов, а не мехов или служебных ботов; но неважно, детали).

Считать «Трансформеров» хорошим кино может только человек, у которого нет головы. Не любить «Трансформеров» может только человек, убивший в себе ребенка. Не чувствовать дух времени в «Трансформерах» может только человек, который живет в танке.

Why so serious, дорогие зрители? В наше время в любом голливудском блокбастере идиотский сюжет и неправдоподобные персонажи, они все страдают от отсутствия свободы слова и низкого возрастного рейтинга. Разница в том, что «Трансформеры» осознают масштабы этого бардака и ведут себя в соответствии с ними, не притворяясь чем-то большим. Этот тот самый пелевинский клоун у *********, который не хочет быть ********* у клоунов.

Как раз перед новыми «Трансформерами» я запоем посмотрел первые два сезона «Твин Пикса». Удивительным образом эти два опыта пересеклись. Как сериал Линча масштабно цитировал каноны всех жанров сериалов и посмеивался над ними, так и «Трансформеры» в один голос стебутся над всем современным развлекательным кино от «Звездных войн» и «Дня независимости» до «Кода до Винчи» и Stranger Things, не делая исключение и для первых частей «Трансформеров» и тех самых «хороших» фильмов про роботов. Это шоу, скетч, пародия, только невероятно дорогая. И в результате даже здешний короткий эпизод про короля Артура получается интереснее, чем весь фильм Гая Ричи.

Конечно, если в фильме искать развитие персонажей, кульминацию и вот это все, то «Трансформеры» смотреть абсолютно бесполезно. В фильме нет последовательности, нет логики, в фильме даже нет настоящей финальной битвы и настоящего финала (как, в общем, не было его и в «Твин Пиксе»). Попробуйте, например, разобраться в экшн-сценах и понять, почему в одной из них побеждают автоботы, а в другой — десептиконы? Пожалуй, только поход Валли/R2D2 к большой пушке из Halo — хоть сколько-нибудь осмысленное действие («проблема — план — реализация — победа») в бою. «Трансформеры» (особенно последние) — это набор отдельных сцен, гэгов, которые складываются в единую картинку, но не так, как мог бы ожидать средний зритель. Это Дружко-шоу (первый выпуск), а не фильм «Сфера».

Собственно, средний зритель, выходя с одного сеанса со мной, говорил другу: «ну и бред».

Штука в том, что слово «бред» в русском языке, как правило, означает «мне не хватило мозгов понять, что это было». Или «мне не хватило знаний считать все цитаты». В этом смысле аниме Neon Genesis Evangelion или игра Metal Gear Solid — это тоже бред.

К слову, старые мультфильмы о «Трансформерах» не были бредом. Они были простыми. Они были на серьезных щах. Они допускали наивный просмотр. Зритель видел завязку конфликта и его разрешение. Он видел развитие персонажей и видел мораль. Он мог различить добро и зло, свои и чужих. В наше время так снимают, например, полнометражки по «Стар Треку» — простые, понятные, зрелищные и обычные.

Ничто, собственно, не мешало снимать так же и «Трансформеров». Самый первый фильм тоже был довольно прост, но даже он цеплял не примитивным противостоянием плохих и хороших роботов, не спецэффектами и экшном, а реализацией фантазий зрителей.

Например, эротических фантазий.

Первые «Трансформеры» громко заявили: гики — замкнутые парни, которые умеют думать головой и разбираются в технике, — получают лучших девушек (что, в общем, правда — см. спрос на программистов на сайтах знакомств). Они показали, что в треугольнике «парень — машина — девушка» нет лишнего звена. Когда аудитория повзрослела, «Трансформеры» переключились на более острую фантазию «отец и дочка». Последний фильм опасно играет с настоящим подростковым эротизмом (Изабелле всего 14, но с ней может соперничать разве что героиня Хлоя Морец из «Пятой волны»), притворяясь, что на самом деле посвящен фетишу «учительница» (тоже, в общем, не последнему по популярности). Даже за рамки возрастного рейтинга 12+ выходить не пришлось — и так работает.

Или других фантазий.

Инопланетяне могут прилететь и приземлиться на лужайке за домом. Вы можете сидеть на печи 33 года, а потом сделать что-то великое и прославиться на весь мир. Власти скрывают правду, но вам-то ее раскроют. Можно сесть на музейный линкор «Миссури» и жахнуть главным калибром по пришельцам — ой, сорри, это из другого фильма.

Фантазии калейдоскопичны. Фантазии похожи на сны. В них нет логики. Они перескакивают с одно на другое. Вот вы, например, прикуриваете сигарету от динозавра, а вот штурмуете вместе с гигантским боевым роботом последний оплот Гитлера (возможно, на обратной стороне Луны).

И это прекрасно.

Есть и еще одна фантазия (в общем-то, типичная скорее для феминистичных японцев, но и на Западе в последние годы популярная) — о сильном партнере, который возьмет на ручки и даст в борщ любому обидчику. Как Кинг Конг и блондинка, но для для коллективной человеческой блондинки М+Ж. Собственно, отряд по борьбе с трансформерами — это и есть те самые вертолеты, которые расстреливали обезьяну на вершине небоскреба. Типичное аниме об этом — Fate/stay Night, типичная игра — Xenosaga.

Кто из вас, держа за руку подругу/друга, откажется от еще и KOS-MOS рядом?

Трансформеры — это как третий пол, в который выносятся все те качества, которые никак не могут поделить первые два.

Специально ради тех, кто не догоняет, в «Последнем рыцаре» Изабелла открытым текстом называет робота своим парнем.

Трансформеры — это Дед Мороз, Карлсон и снежный человек для взрослых, которые не хотят убивать в себе ребенка. Которые не хотят становиться скучными и старыми.

В последних «Трансформерах» есть даже персонаж, олицетворяющий рано постаревших, донкихотствующих критиков, — ученый-логик, который терпеть не может всю эту фантастику, мистику и прочую мумбу-юмбу и полагается исключительно на науку (и ядерную бомбу). Вот только — спойлер — он не то что помочь, но даже навредить толком не может. Он бесполезен. Он может только кричать на облака.

Вы можете сказать, что реализация фантазий — это плохо. Да, «Трансформеры» — это guilty pleasure. Немного неловко признаваться в том, что нравится их смотреть.

Вы можете сказать, что «Трансформеры» смеются над современным кино, но не предлагают взамен ничего — ни единого, самого завалящего альтернативного смысла (они умудряются показывать ********* фигу от Фиделя с Кубы, но на фигах долго не протянешь).

Ну и что? Why so serious?

Здесь-то вас и ловят.

Здесь-то вас и заставляют смотреть унылое говно, формально похожее на настоящее кино, вроде последних «Звездных войн» или «Бэтмена против супермена».

Но в современном мире, в мире победившего ютуба, в мире Ивангая и Дружко уже нечего и некого стесняться. В том числе и веселого говна.

Если вы, конечно, не старый.

Так что будьте молодыми, будьте смелыми, расслабьтесь и получайте удовольствие.

P.S.
У вас просто другие фантазии? Можно обратить внимание на «Сумерки», «Притяжение», «Голодные игры» и «Черную молнию», но это уже совсем другая история.

  • Firepocket

    Хорошо. Уговорил, я попробую дать этому шанс в ближайшее воскресенье.

  • http://www.globaltrash.ru Pasya

    Врен посмотрел Твин Пикс, теперь заживём!

    Вообще хороший пост. Культурный бэкграунд и знание даже такой простой фигни, как массовая западная культуры в нашей стране на дне, никто не хочет втыкать даже в примитивные штуки, все упёртые, никто в большинстве своём ничем не интересуется и дальше своего носа не видит. Так и живём, даже обсудить какой-нибудь «бред» не с кем.

    ps: а самый молодой из нас — дедушка Линч, как он всех упорол новым Твин Пиксом — вот это настоящий драйв!

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Я пересмотрел. Потом об этом еще отдельно напишу. Потому что из просмотра в детстве я запомнил только какие-то микроэпизоды и в итоге от перепросмотра получил не совсем то, что ожидал.

      • Mike Realight

        А ты третий сезон сейчас смотришь?

        • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

          Пока две серии.

    • Михаил Дергалев

      игры ума это все очень занятно, но не продуктивно.

  • Andrey Chengaev

    Врен своим кликбейтным заголовком прямо выбил меня на высказывание никому не нужного, но очень важного мнения.

    «в любом голливудском блокбастере идиотский сюжет и неправдоподобные персонажи»
    Претензии к франшизе не в идиотских сюжетах и неправдоподобных персонажах, а в том, что а)неправдоподобные персонажи просто неприятны сами по себе, это какой-то хоровод человеческих пороков — я как-то пропустил момент, когда в фильмах все герои поголовно стали глупы, наивны, трусливы, грубы, сексуально озабочены, скабрезны, совершенно не способные даже нормально пошутить. Они просто не привлекательны сами по себе и на них неприятно смотреть; б)Много где сейчас идиотский сюжет — но одно дело, когда этот идиотский сюжет крутится вокруг сеттинга фильма (Кингсман — бредовый фильм про супершпионов и их гаджеты, Рубеж — бредовый фильм про меха, Пираты — бредовый фильм про море, карибские острова и поиски волшебных сокровищ) и совсем другое, когда под видом боевика про роботов тебе выдают наиужаснейшую молодежную комедию (вот только сравните, сколько Врен распинается про эротические фантазии и как мало места в статье осталось собственно для техники, и то это упоминание о том, как эту технику «сексуально хотят»).

    И да, бред — это когда тебе выдают тирамису под соусом барбекю, предупреждать о том, что это молодежная комедия про «эротические желания 14-летней», а не фантастический боевик, как это изображено на постере, надо на входе в кинотеатр, а не на выходе из кинотеатра стебаться, что «кому-то мозгов не хватило все отсылочки понять».

    • http://darkwren.ru/ Konstantin Govorun

      Все верно. Тут есть такой косяк, что все это выдается под брендом «Трансформеров», которые все же были мультфильмом о гигантских роботах на серьезных щах (особенно американская ветка, японская была, гм, тоже про любовь и девочек).