Все знают, что Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — игра особенная. Из-за нее Хидео Кодзима поругался с руководством Konami и ушел из компании. Платная двухчасовая демка, Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, разошлась большим тиражом и была высоко оценена прессой и геймерами. Тем не менее, к Phantom Pain еще до релиза возникло немало вопросов. Открытый мир, менеджмент базы, новый подход к изложению сюжета, презентация с лошадиными какашками — каждый элемент игры бурно обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться. Наигравшись вдоволь в полную версию Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, я написал для вас пост в стиле MGS о настоящем финале игры, но не всем он пришелся по душе. Поэтому сейчас я переключился на стиль Until Dawn и сделал рецензию. Наслаждайтесь.

Открытый мир идеально подходит для Metal Gear Solid, потому что на самом-то деле открытый мир был еще в самой первой части Metal Gear на NES. Довольно свободно можно было исследовать танкер и завод в Metal Gear Solid 2. Зато в Metal Gear Solid 4 стали хорошо заметны невидимые стены, ограничивающие исследование локаций. Ты хочешь идти прямо, но там непроходимый завал, поэтому на выбор есть пара-тройка возможных маршрутов и все. То, что в Metal Gear Solid V можно свободно скакать на лошади по Афганистану от деревни к деревне, освобождая по дороге блок-посты, отлавливая диких животных, собирая ресурсы и потихоньку планируя собственно проникновение на базу врага, — это как раз и есть то, о чем на самом деле всегда мечтали поклонники Metal Gear с конца восьмидесятых. Ну а собирать собственную частную армию, накапливать запасы бронетранспортеров и пулеметов, изобретать новые гаджеты, отправлять оперативников на задания — отличное дополнение к собственно управлению Снейком. Был просто шпионом — а теперь стал шпион-менеджером!

Говоря о сериале Metal Gear Solid, многие геймеры вспоминают в первую очередь сюжет, не понимая, что на самом-то деле это лишь антураж для главного блюда — геймплея. Все эти классические сцены вроде битвы с Боссом в финале Metal Gear Solid 4 или цитат из любимых фильмов Кодзимы — яркие настроенческие мазки, из которых нет никакого смысла выстраивать цельную картину с логическими связями. В этом смысле сюжет Metal Gear Solid V мало чем отличается от истории любой предыдущей части. Ну да, ролики здесь заметно короче, чем в Metal Gear Solid 4, и они встречаются реже, чем мы привыкли. Но штука-то в том, что и хронометраж игры увеличен минимум вчетверо, поэтому суммарное количество видео, вполне возможно, и побольше, чем в канонической Metal Gear Solid 3. Просто все подробности истории вынесены в аудиокассеты (как раньше были вынесены в необязательные разговоры по кодеку), в сайд-миссии, и при желании их можно узнать. Но если не хочется тратить время на болтовню, а интересно именно ползать по вражеской базе и снимать часовых, то игра позволит почти все время заниматься именно этим.

Набор оружия и гаджетов в Metal Gear Solid V поражает, особенно если заняться поиском чертежей новых устройств. Можно расширять ассортимент привычных мин, дробовиков, гранатометов, и автоматов с пистолетами, а можно, например, прокачивать оборудование вертолета, открывать новую экипировку для снайперши Молчуньи, менять конфигурацию мини-металгира D-Walker и изучать новые навыки команды поддержки (артиллерийский удар или дымовую завесу). Все это в свою очередь открывает новые тактики для прохождения миссий. Например, в одной из них вам нужно угнать джип с пленным, который охраняется броневиком. Если у вас прокачана система Фултона, то можно эвакуировать вражескую технику себе на базу. Если доступен артиллерийский удар — цель будет накрыта без какого-либо риска, да еще и можно уничтожить находящийся рядом радар. В миссии про уничтожение танков можно, как советует игра, использовать РПГ, но есть и другой вариант — заранее заминировать дорогу, по которой поедет техника. После знакомства с Молчуньей можно зачищать вражеские базы от солдат быстро и эффектно: поручать снайперу две-три цели из пяти, а остальных спокойно выводить из строя транквилизатором, почти не опасаясь обнаружения. Новые же опции дают выведение из строя радара (эвакуационный вертолет сможет приземляться прямо в сердце вражеской базы), систем связи (враг отрезается от подкреплений) и номерных блокпостов (подкрепления физически уничтожены). Никто не мешает играть и чистым стелсом в лучших традициях Metal Gear Solid — стрелять из транквилизатора в голову, прятать тела оглушенных врагов, подкрадываться к часовым сзади. Поэтому, несмотря на то, что задания в большинстве миссий очень похожи (взорвать объект, найти заложника), каждое прохождение окажется уникальным. Ведь даже если вы тщательно спланируете действия, что-то может пойти не так, придется импровизировать, и тут-то все богатство возможностей Metal Gear Solid V и раскроется во всей своей красе.

В самом начале игры у Снейка нет ничего — только пара старых друзей, Миллер и Оцелот. Но они хотят восстановить свою частную армию, сделать ее сильнее и круче, чтобы бросить вызов врагу — организации Шифр. Поэтому существенную часть времени Снейк занимается тем, что прокачивает базу и пополняет ее персонал. Именно для этого нужно эвакуировать солдат фултоном (желательно брать тех, кто обладает навыками получше, но для начала можно брать всех подряд), воровать у врагов пулеметы и минометы, автомобили и броневики, алмазы и контейнеры с ресурсами. Снейк даже собирает травы в лучших традициях Ведьмака (это открывает доступ к новым лекарствам).

Когда Снейк под вашим управлением ворует у врагов канистры с бензином, собирает травки на лугу или же расставляет ловушки на ценных диких зверей, довольно сложно связать эти действиям с образом “Легенды для тех, кто живет битвой”. Еще чуть-чуть — и супершпион начнет собирать пустые бутылки на продажу как заурядный бомж (что характерно, картонная коробка у него уже есть). И ладно, если бы база управлялась исключительно через меню, но Снейк постоянно должен возвращаться на нее, мыться в душе (иначе вокруг шпиона начинают летать демаскирующие мухи), здороваться с бойцами (поднимая их боевой дух и эффективность) и совершать разные другие действия лично. При этом на вызов вертолета и высадку с него, плюс сопутствующие загрузки тратится куча времени, что особенно заметно на фоне бесшовного мира основной игровой локации.
Важно понимать и то, что прохождения одних только ключевых миссий недостаточно для адекватной прокачки базы. В итоге вы в какой-то момент понимаете, что без системы фултона повышенной грузоподъемности или же РПГ вы либо не можете пройти следующее задание, либо это будет слишком сложно. Поэтому нужно идти в побочные миссии не удовольствия ради, а только чтобы увеличить уровень развития нужного отряда на базе. Это безумно раздражает.


Metal Gear Solid V может показаться простой игрой, если проходить ее неправильно. То есть, абы как продраться через миссию, подняв кучу тревог и заработав минимальный рейтинг, несложно. У вас погибнет необязательный заложник, вы плюнете на это, хотя на самом деле вы не получите ценного сотрудника, открывающего новые опции на базе. В итоге через какое-то время вам будет все сложнее и сложнее от недопрокачки, и вы даже не будете понимать, что происходит. Кроме того, самый кайф в Metal Gear Solid V — импровизировать, ставить задачи сам себе (не ограничиваясь перечисленными в ТЗ), и получать удовольствие от их выполнения. Например, вам говорят, что нужно уничтожить советских офицеров, а вы их берете и эвакуируете к себе на базу. Или, скажем, вы видите, как конвой с заложником едет в лагерь врагов, и хотите перехватить его непременно по дороге, а не ползать потом час по тоннелям. И нужно решать, как быстро справиться с охраной, да так, чтобы вашего союзника не задело взрывом. Именно здесь и прячется настоящая сложность Metal Gear Solid V, именно в этот момент и чувствуется правильный хардкор.

Люди, плохо знакомые с Metal Gear, время от времени ноют, что хороший стелс-геймплей непоправимо испорчен хохмами про коробку, лошадиное говно, а также анимешными штампами вроде энергетического хлыста в руках боевого робота. Надо, однако, понимать, что Metal Gear (а особенно Metal Gear Solid) как произведение использует приемы не только постмодерна, но и абсурда. Еще в Metal Gear Solid 2 можно было случайно попасть под струю врага, вышедшего отлить, или же дать крысам съесть ваш рацион (предмет, восстанавливающий жизнь), или подскользнуться на птичьем помете. Каждая такая сценка встряхивает геймера и напоминает, что дело происходит в игре, и незачем относиться к ней слишком серьезно и искать в каждом кадре реализм, а в каждом поступке — логику. В конце концов, условности неизбежны, и нельзя сказать, что картонная коробка — это плохая условность, а стог сена из Assassin’s Creed — это хорошая условность. Если в игре есть шагающие боевые роботы, то незачем сокрушаться о том, что им в руки вкладывают боевые хлысты. Надо расслабиться, вспомнить о том, что это игра, и получать удовольствие. В конце концов, любая “реалистичная игра” — да хоть тот же Battlefield — точно такая же сказка, только с каменным лицом.
И да, в Metal Gear Solid V четко объяснено, почему Молчунья так одета, а нацепить на нее приличные шмотки физически невозможно.


Подводя итоги, хочется сказать, что Metal Gear Solid V: The Phantom Pain чертовски похожа на другую важную игру этого года — “Ведьмака 3”. На новую работу Кодзимы тоже можно потратить пару сотен часов, планомерно изучая каждую карту, каждую миссию есть смысл проходить неоднократно, выполняя дополнительные цели, а найденные аудиокассеты по содержанию так же интересны, как и ведьмаковские квесты. Игровая механика пятой части вполне соответствует классическим MGS, и хардкорный геймер найдет себе вызов по душе, играясь с опциями в меню, берясь за сложные задания или выдумывая себе ограничения сам. Забавно также, что как и в “Ведьмаке”, в MGS неудобно устроен fast travel — здесь речь о том, что нельзя быстро переместиться с одной вертолетной площадки на другую, нужно обязательно выполнять кучу действий с долгими загрузками и долгой анимацией.

Отношение к Metal Gear Solid V прямо зависит от того, насколько важен для вас сюжет вернее, как бы это пошло ни звучало, количество роликов, а также связь новой истории с предыдущими частями. И здесь Кодзима учел претензии к Metal Gear Solid 4, которую нужно было не столько проходить, сколько смотреть, и сократил число неинтерактивных сцен до минимума, а основные сюжетные вещи вынес на аудиокассеты. Также кому-то может не понравиться сама идея менеджмента базы, на который надо тратить время. На мой взгляд, она искусственно растягивает хронометраж и отвлекает от главного — собственно игры. Наконец, игра взрывает мозг ровно так же, как первый Metal Gear Solid и другие странные японские игры, и это прекрасно.

С учетом нынешнего курса рубля лучше купить игру не сразу, а позже, после естественного снижения цены. Главное — не читайте в это время тексты со спойлерами.

Оценка — 9 из 10