Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Бизнес гик- и аниме-фестивалей – не бизнес

С большим любопытством прочитал статью на “Фонтанке” о том, как в Питере два фестиваля пошли в суд из-за оскорблений на ютубе. Заодно впервые услышал о том, что питерский (фальшивый) “Комик-кон” проиграл суд организаторам Comic Con Russia и переименовался в “Эпик кон”. Я так понимаю, что Moscow Comic Con – на очереди?

Но дело, в общем, не в названиях (хотя юридическая чистота – важное условие для ведения бизнеса). Меня поражают две вещи: почему при наличии спроса и денег на косплей у организаторов косплей-фестивалей нет денег и откуда у них эти деньги в итоге все же появляются?

Серьезно, в последние годы стало очевидно, что косплей – это главное развлечение любых выставок про игры, кино, комиксы и аниме. Без косплея посетителям просто нечего там делать и уж точно нечего фотографировать. В свое время лет десять назад мне крутили пальцем у виска, когда я позвал на стенд “Геймленда” на “Игромире” косплееров Final Fantasy X, а сейчас так делают все (я даже Nintendo рассказал, откуда берутся косплееры – тоже достижение).

Конечно, я передергиваю, когда говорю, что делать нечего – можно в важную игру поиграть или на важный матч посмотреть, но что весь день делать-то? Вот то-то и оно.

Входной билет на все эти фестивали косплея обычно стоит денег, и при цене в 1000-2000 рублей обычно уж зрительный зал – точно битком набивается. Я не видел ни одного пустого фестиваля, куда бы никто не пришел. Обычно количество гостей ограничивается тупо вместимостью зала, и это касается как нишевых мероприятиях в Домах культуры, и собственно Comic Con Russia. То есть, деньги есть, и зрители тоже есть.

Другое дело, что у таких мероприятий (кроме Comic Con Russia, но там тоже есть вопросы, насколько велик вклад бренда “Игромир” в доходы) обычно все плохо с доходом от продаж стендов. Я не знаком с внутренней бухгалтерий большинства мероприятий, но довольно очевидно, что стенды медиа и культурных организаций стоят бесплатно, а магазинчики с анимешными фигурками физически не могут заплатить много. Большие же компании до сих пор сложно убедить в том, что их бренд полезно ассоциировать с косплей-гиками. Даже идея ассоциировать их с культурой Японии тоже вызывает вопросы.

Так что денег от стендов мало, а которые есть – на те не стоит слишком рассчитывать.

Однако когда я слышал о бедах того же “Старкона”, я сделал вывод о том, что бизнес-план был посчитан под выход в ноль, и мероприятие ушло в минус после того, как от сотрудничества отказались два или три партнера со стендами. Вот только нельзя всерьез считать, что ни один из рекламодателей не отвалится, лучше всегда исходить из худшего сценария – чтобы мероприятие могло отбиться только за счет продаж билетов. И одновременно работать над имиджем мероприятия и стараться, чтобы рекламные деньги в итоге были.

О каком сотрудничестве с рекламодателями можно говорить, если организаторы мероприятий месяцами не отвечают косплеерам, которые подались на аккредитацию? Если организаторы мероприятий запрещают прессе с месячной аудиторией в 1М+ человек аккредитовать не только корреспондента, но и фотокорреспондента? Дескать, вас пойдет двое? Так нельзя, за второго надо заплатить! При этом блогеров с аудиторией в тысячу человек записывают без проблем. Или требуют от прессы (опять же, с аудиторией 1М+ человек) обязательно опубликовать анонс мероприятия в обмен на аккредитацию.

Таким людям, разумеется, никто рекламные бюджеты не понесет (хотя они и приходят, и просят).

Казалось бы, аудитория людей, способных заплатить по 1-2 тыс. рублей за билет, рекламодателям должна быть очень интересна.

Вот только организаторы, которые не способны работать с миллионами рублей и разговаривать с людьми не на языке ВК-срачей, им не очень интересны.

Я уже не говорю о том, что косплееры тратят на костюмы десятки тысяч рублей и чертову тучу времени, но при этом до сих пор жалуются на плохое отношение организаторов, на невыплату призов победителям. Хотя, по идее, если они главные на этом празднике жизни, то их должны облизывать и создавать идеальные условия. В конце концов, именно на них все деньги и зарабатываются же в конечном итоге.

Исключения из этого правила, я так понимаю, есть. Бывают фестивали, которые живут по средствам, и делают все нормально (хотя и без перспектив коммерческого роста). Бывают фестивали, которые целиком финансируются и организуются посольством зарубежной страны. Бывают фестивали, которые целиком финансируются и в значительной мере организуются крупной компанией-спонсором. Но даже эти кейсы – не про бизнес.

А хотелось бы, чтобы было про бизнес и без срачей и с уважением к косплеерам.

  • > но при этом до сих пор жалуются на плохое отношение организаторов, на невыплату призов победителям.

    Почему-то вспомнилось о временах когда Страна игр задержала зарплату так здорово, что в итоге все просочилось наружу… И даже Врен радовался когда издательство стало гасить долги по ЗП…

    О чем это я… Ах да! Бизнес по-русски!

    • Evgeniy Ovchinnikov

      >>> Бизнес по-русски!
      ——
      И этим всё сказано.
      При этом “бизнесмены” могут сколько угодно убеждать окружающих в том, что “в отличие от большинства, у них-то как раз всё не по-русски” 🙂

  • Rekombo

    Косплей нужен только косплеерам и секс-извращенцам. Если представитель другой группы вдруг фотается с “ряжеными”, то он скорее всего это делает что бы отметиться в сети.

    • Ты болен? Если человеку не нравятся косплееры, то с ним что-то не так, скорее всего.

      Это же красивые люди в классных костюмах. На фестивалях с ними фотографируются прежде всего обычные посетители. Они даже деньги готовы за это приплачивать и удивляются, когда узнают, что не надо. )

      • Rekombo

        Не больной, просто поспешил с комментарием. О том что есть люди, которые платят деньги, что бы пофотографироваться с животными в зоопарках я тогда не вспомнил. Ну и “желающих познакомится” пропустил.

        • Мне кажется, вам стоит 1) полечиться и 2) завести себе девушку. Именно в таком порядке.

  • Не понял чего не понял Врен. Сам вроде себе-же в тексте и ответил. Я сам участвую с фанатскими стендами на питерских фестивалях и слежу за всей этой темой. Откуда деньги – от спонсоров. Почему нет денег – спонсоры дают мало, потому-что вклад в фестиваль поп-культуры не даёт моментальной прибыли, а является вкладом в бренд, который окупается медленно. Вот они и экономят – лучше вбухать побольше в рекламу по телику.
    Старкон попал на 8 лямов не единовременно, у него уже была определённая задолженность, но когда их в последний момент некоторые спонсоры отказались, они уже не могли повернуть назад. Почему не планировать бюджет феста под самоокупаемость за счёт билетов – потому-что даже билет в 2000 рублей с каждого посетителя не покроет аренду площадки, постройку сцены и прочего-прочего. Либо устраивать фесты в ДК и не развиваться, либо пытаться двигать индустрию фестов и рисковать.
    Ну а по поводу того, что отношение к косплеерам плохое это проблема чисто организаторов, которые просто не в теме. Они возможно круто организовывали другие крупные мероприятия, но не конвенты и не понимают на что обращать внимания. От этого и халатное отношение к косплеерам.

  • Sergey Krylov

    Ты опять передергиваешь. Нахрен на этот косплей смотреть, если там реально годного косплея (с хорошими костюмами и идеей) – процентов 10 или 20 от общего количества?! Остальное – какие-нибудь второсортные человеки-пауки или Харли Квинн.

    И да, ты серьёзно думаешь, что кто-то ходит на выставки ради косплея, рассматривает его весь день? Это похоже на бред. Если уж и смотреть, то это это стенды, а не стендистов.

    • Во-первых, косплееры – это не стендисты.
      Во-вторых, а что люди делают на выставках?
      В-третьих, естественно, не все костюмы одинаково хороши. Но обычно людей настолько много, что даже тех 10-20 процентов, которые нравятся, достаточно.
      Ну и есть еще конкурсы с предварительным отбором, где вообще все хорошо.

      • Sergey Krylov

        Расскажу о своём опыте и немного опыте своих знакомых.
        1. На питерские фестивали мы ходили ради известных комикс-художников (условно это могут быть другие селебрити, например, актёры) или лекций.
        2. Я ни разу не видел живых людей, которые ходят на ивенты ради косплееров.
        3. За десяток фестивалей у меня две фотки с косрлеерами. Никогда не понимал зачем.

        • Конечно, селебрити тоже важны. Но обычно на любом мероприятии таких селебрити немного, и общение с ними занимает час-два от силы. А что остальное время делать? Люди туда же приезжают на весь день.

          • Ну, как минимум: разглядывание фанстендов, участие в их квестах, целый день работает сцена с конкурсом косплея, развлекательной программой, семинары, мастерклассы, просмотр кино, видеоигры в зонах всяких игровых клубов, игра в настолки в зоне настолок, закупка мерчем.

          • Sergey Krylov

            Я может быть не совсем корректно выразился, но как по мне, именно крутые стенды в несколько раз круче и интереснее косплееров.
            А ещё из интересного – анонсы новых комиксов (издания для российского рынка), презентации новых проектов (например, Bubble в последние годы что-то анонсирует).