Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Classroom of the Elite

Посмотрел тут идущее онгоунгом очередное аниме как бы о школьниках, а на самом деле о социальном лифте в Японии. Оно хорошо хотя бы тем, что продолжает тренд про умного и не высовывающегося школьника в главной роли (другой пример – Alderamin on the Sky). Ну и с “Королевской битвой”, конечно, перекликается.

Суть в том, что на небольшом искусственном острове японское правительство организовало школьную меритократию: стипендия выдается пропорционально успехам (при нулевых успехах приходится жрать бесплатный доширак и трястись, что выгонят вообще; при максимальных успехах ты купаешься в миллионах, а после выпускного экзамена тебя сразу возьмут на работу в большую корпорацию). Успехи – это и оценки, и поведение, и готовность приносить определенные жертвы ради поставленной цели. Разумеется, по итогам первого месяца школьники заработали ровно те результаты, которые соответствовали их социальному статусу: “обычный народ” – по нулям, “приблатненные” – чуть побольше, “креативный класс” – вообще нормально, а “элита” – дофига. Один из смыслов эксперимента, насколько я понимаю, как раз и заключался в том, что обычный народ никогда не прыгнет выше головы даже в самых справедливых условиях (меритократия же). Но из-за главного героя кое-что пошло не так.

Что важно, школьники оцениваются не сами по себе, а целым классом. То есть, если несколько двоечников проваливаются, то они топят всех. Поэтому даже самый яростный индивидуалист, исходя из собственной выгоды, вынужден помогать другим. Лезть по головам в одиночку – проигрышная стратегия.

Аниме интересно вот этой воспитательной целью (ну и рефлексия по поводу социальных лифтов – это любимая тема в аниме; об этом и Code Geass, и Eden of the East) и неожиданным контрастом между ути-пути-школьным-аниме и “я тебя сейчас обвиню в изнасиловании, и фиг оправдаешься”. Но, к сожалению, истории в духе “давайте подсмотрим за девочками в душе” и “у меня украли трусики” занимают слишком много хронометража.

С другой стороны, все эти кадры с грудастыми школьницами умело путают зрителя; к тому же, главный герой – “ненадежный рассказчик” в терминологии сценаристов; то есть, в собственных монологах он не раз говорит откровенную ложь, а истинные намерения полностью скрывает. Такая мистификация здорово мотивирует продолжать смотреть.

И, конечно, дико забавно смотреть на проблемы японских детей при выживании на острове (другом уже). Им там дали даже переносной биотуалет! Просто так, без доп. условий. Но они страдают, что туалет один и неудобный!! О том, что можно сходить в кусты и вытереть попу листочками, они даже не заикаются.