Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему аниме?

В Интернете меня часто называют “фанатом аниме”. Это неправда. Я знаком с настоящими фанатами, и аниме смотрю в разумных количествах – примерно так же, как и американские сериалы. С видеоиграми – другая история: я хочу, чтобы российские геймеры пошли по тому же пути, что и европейцы с американцами, а не китайцы. Были вместе с золотым миллиардом. А будут ли в России смотреть аниме – мне, честно говоря, на это наплевать. Не моя тема.

Одновременно мне очень жаль юродивых, бегающих кругами с криками о том, что аниме смотрят только идиоты или, скажем, школьники. Казалось, бы взрослые (и не слишком старые) люди, а ведут себя как Мизулина. Или вот вспомните журналиста Минкина с его личной вендеттой против игр – абсолютно те же симптомы. Складывается ощущение, что анимефобов в детстве обидели взрослые парни в костюмах хентайных монстров, и жертвы подсознательно скучают по трогательно розовым силиконовым тентаклям. Поэтому истошными криками об ущербном аниме и привлекают внимание тех, кто (по их мнению) может доставить.

Anyway, вернемся к теме. Почему аниме стоит смотреть? Потому что это один из видов современного массового искусства. В этом смысле оно ничем не отличается от голливудского кино, американских сериалов, а если брать шире – литературы и видеоигр. Разумеется, 95% снимаемого аниме – говно. Ведь 95% всего массового искусства – говно. Поэтому по-настоящему интересные вещи проще всего находить, черпая из максимального числа источников. Кто-то ищет их среди гонконгских боевиков, кто-то – в продукции Болливуда, а кто-то – вот в аниме, да.

Ценность аниме незачем преувеличивать. Условно говоря, Death Note надо сравнивать с “Шерлоком”, а не “Преступлением и наказанием”, а Mobile Suit Gundam – со “Звездными войнами”, а не “Войной и миром”. Развлечение – с развлечением, лучшее – с лучшим, и по гамбургскому счету будет присуждена ничья. Другое дело, что аниме какие-то темы раскрывает хуже, а какие-то – лучше, чем игровое кино. Какие именно лучше? Вот несколько примеров, которые первым делом пришли в голову.

1. В аниме подробно и искренне изображена школьная жизнь – причем совершенно понятно даже для людей, ничего не знающих о японской системе образования. Школьная любовь, дружба, вражда, экзамены, учеба – такие вот простые вещи. В западном кино этот период игнорируется: дети – сначала совсем дети-дети, а потом – бац – они уже взрослые. Понятное дело, что в современном российском кино есть сериал “Школа”, на Западе – “Гарри Поттер”. Но снимается чертовски мало. Аниме-сериалов о школе – тысячи, хороших – десятки. Мой любимый, если вдруг интересно, – His & Her Circumstances (Kare Kano).
Kare Kano

2. В аниме очень сильна антивоенная риторика. Даже самый тупой, на первый взгляд, анимешный боевик о гигантских роботах не обходится без морали. И чаще всего речь заходит о том, что убивать – плохо, а война – не решение проблем. Поэтому в финале герой, как правило, не взрывает звезду смерти, не убивает главного злодея на заброшенном заводе, а поет, например, песню о том, что все живое во вселенной – едино. Так или иначе, но находит компромисс между враждующими сторонами. И это красиво и логично сводит главный конфликт на нет. Особенно забавно сравнивать с “Аватаром”, где в финале экологически правильные синие аборигены устроили побоище, замочили кучу людей и вот так победили. Голливудские сценаристы убеждены: любую проблему можно решить, если подобрать бомбу правильного размера. Японские сценаристы лучше всех на планете знают, что не так с бомбами. И да, в Macross тоже есть нелюди, с которыми нужно наладить общий язык.
macross

3. В аниме широко используются гротеск, гипербола и другие схожие художественные приемы. Так, как не может себе позволить игровое кино. Во многом благодаря тому, что на рисунке нормально выглядит то, что совершенно ненормально выглядит на кинопленке (именно поэтому экранизации аниме с живыми актерами – очень странные). Эмоции, движения, одежда – и да, цвет волос и размер глаз, – все может быть искажено, преувеличено, чтобы подчеркнуть какую-то мысль (самое банальное: чем больше глаза – тем проще и бесхитростнее герой). Но самое интересное – когда безумно выглядит центральная идея аниме. Ну, вроде “православной алхимии” в Qwaser. Есть простое правило: любая невероятная идея, которую вы только можете себе вообразить, уже реализована или будет реализована в аниме. Человек, у кого на голове вырос телевизор? Зубастая вагина? Выслать из страны всех задротов? Мозговые слизни? Ударить врага галактикой по голове? Да пожалуйста.
flcl

Простой пример – аниме-сериал Akikan! Школьник покупает в автомате с водичкой банку с газировкой. Делает глоток – и внезапно банка превращается в красивую девушку (которую он, соответственно, целует). Девушка считает его хозяином, поселяется у него дома, но есть проблемы. Во-первых, она такая не одна в городе. “Стальные” банки насмерть дерутся с “алюминиевыми”. Во-вторых, если хозяин выпьет всю воду из банки, девушка умрет. Мало того: школьнику (девственнику, конечно) нужно пополнять новой подруге запасы углекислого газа методом “рот-в-рот”. И вишенка на торте: все это безумие затеяли корпорации, желающие выяснить, из какого материала впредь нужно производить банки с напитками.

Вряд ли вам понравится этот конкретный сериал, но если нужен действительно необычный сюжет, то среди множества аниме-сериалов (95% из них говно, помните об этом) может найтись и что-то для вас. А уж необычная форма обычных историй – это в наличии всегда. Классика – шестисерийный FLCL.

4. Фантастика и фэнтези. Все очень просто. Экранизировать на должном уровне истории о битвах в космосе или охоте на дракона все еще слишком дорого. Исключения, вроде “Звездных войн” и “Властелина колец”, лишь подчеркивают правило. А нарисовать ровно то же самое – можно. Поэтому до ленты Джексона лучше, чем Record of Lodoss War, никто тему классической фэнтези не раскрывал. И ни в кино, ни в телесериалах аналога “Легенды о галактических героях” нет даже близко. Надежда – только на экранизацию Хонор Харрингтон, но она вряд ли будет скоро.
legend

5. Детские мультфильмы Хаяо Миядзаки. С ними все еще проще: их даже часто отделяют от всего остального аниме. Дескать, это мэтр, лауреат множества международных премий, и только по случайности японец. И даже анимефобы относятся к нему лояльно. Во многом потому, что на Западе хорошие мультфильмы снимаются для взрослых, а детям достается какое-то феерическое говно (и по картинке, и по смыслу). Вот и остается показывать им или “Тоторо”, или ничего.
totoro

Я сейчас перечитал все написанное и вижу, что без всего вот этого можно прекрасно обойтись. Если нет детей, не хочется странного, устраивает мораль “убить всех врагов” в кино, неинтересны фантастика с фэнтези, нет ностальгии по школе, то аниме и смотреть незачем. Это нормально. Аниме все-таки снимается для японцев. Кроме того, человек не в теме не поймет, например, почему в Sakura Taisen роботов пилотируют девушки, а Синдзи Икари отказывается садиться в Еву. То есть, по-хорошему, нужно еще изучать контекст. Аниме – это слишком сложно для многих.
geass
Так что я не рекомендую смотреть аниме.

Вот книжки читать – это да, всем полезно.

  • Суть не в том, что аниме говно, а в том, что в России я почти не встречал нормальных анимуебов. Если смотрит аниме, то скорее всего дегенерат. Почему то у нас вокруг аниму собирается крайне печальная аудитория. Ну и отсюда ясно, что людям предпочтительно смотреть на очередное говно про сиськи, чем Shinsekai yori. Ну а олдовый вин типа Кобры и Гандама сейчас вообще никого не заставишь смотреть.

    • Слушай, ну люди массово ходят в кино смотреть “Сумерки” и “Обители зла”. Это же не значит, что киноманы – дегенераты.

      У меня есть претензии к российским фанатам аниме, но я лучше о них потом как-нибудь отдельно напишу. В основном речь о том, что у нас увлечение аниме часто вырождается в какую-то грязь и ад – ну, например, неотличимо от увлечения “Сумерками”. Или человек становится барыгой, толкающим фигурки с пятикратной наценкой.

      • на “Сумерки”, “Обитель зла” и “Красную шапочку”

    • На зрителей тоже распространяется правило “95% – говно”. Это правило вообще на всё распространяется.

    • Просто большинство нормальных людей никогда не скажут что они смотрят аниме, чтобы их не отнесли как раз таки к толпе дегенератов. Нормальные люди просто спокойно смотрят аниме, читают книги, смотрят кино и тд, а не кричат “Ня” и тому подобную фигню, смысл которой в основном даж не до конца понимают.

  • Некоторые пункты можно отнести к манге. Пункт 3, например. Вот уж где, а в манге авторы себя ничем не стесняют, в отличие от того же аниме. Насилие, жестокость, эротика, сейнен.

    • Да тут почти все можно отнести и к манге тоже, верно.

    • Вообще манга лучше, чем аниму. Там и сюжеты, обычно, глубже (по сравнению с экранизациями) и правда больше позволяют себе всего. Это как книги с кино в принципе сравнивать.

  • Врена считают анимуёбом за посещение косплей-фестов, я гаранитрую это.

    • Ага. С учетом того, что я за последние пять лет посетил их дважды, кажется (из сотни возможных). И ни разу в жизни не косплеил аниме сам.

  • “анимефобов в детстве обидели взрослые парни в костюмах хентайных монстров”
    Это пять!!! Я бы любые деньги отдал чтобы посмотреть такое в реале)))

  • А я вот смотрел аниме “Кибер-виток”. Так вот пока Google придумывает свои очки, там их уже давно показали и раскрыли весь потенциал подобной штуки. Зато знатоки гаджетов все никак сценариев использования придумать не могут – может, им стоит аниме посмотреть… Google явно посмотрели 😉

  • Хотел зашарить пост в соцсетях, не нашёл кнопку. Переместите её что-ли вниз, чтоб на глазах была.

    P.S.:Написано очень хорошо

  • Константин очень правильно указал про “95% массового искусства – говно”. Очень часто люди в дискуссиях об этом забывают.

    P.S. И что-то захотелось аниме посмотреть на праздниках, понял, что соскучился 🙂

  • “на Западе хорошие мультфильмы снимаются для взрослых, детям достается какое-то феерическое говно”
    Objection! С каких пор те же работы Pixar и классические мультфильмы Disney стали говном? Из недавнего – “Как приручить дракона”, “Холодное сердце”, “Рапунцель”, “Мегамозг” и обе части “Гадкий я” уж явно не “феерическое говно”.

    • Классические мультфильмы Диснея – да, но трехмерные больше рассчитаны на аудиторию шрека

  • Ну фанат аниме-то ты знатный. Как и хакер.

    А аниме – совершенно обычное медиа с характерными для культуры региона особенностями. Как комиксы в США или французская мультипликация. Кому-то нравится подача, кому-то нет.

    У меня знакомство со старого FMA началось, лет 8 назад (Корабль-призрак и Унесённые призраками не в счёт). Большим откровением стало, как там драматические моменты подаются. История Шу Такера например. Elfen Lied потом, но там черновато. Death Note – прям шок приятный. Смотрел первых серий 5 подряд, курил после каждой, очень впечатлился. Ну и начало того же Наруто или OnePiece (тут не только начало, целиком, до сих пор читаю мангу) тоже след неизгладимый оставили.

    Ну и, ясное дело, некоторое время в основном аниме смотрел. Аниме то, аниме сё, аниме умеет то, что другим не под силу. Потому как-то утряслось. А года 3 назад начал с женой смотреть Нану. И очень хорошо стало видно, как человек новый воспринимает аниме. Просто как фильм. Это же повествование, с персонажами, с режиссурой, просто визуальный стиль свой. Теперь вот, если хочется смотреть аниме, то как раз потому, что там есть те особенности, о которых ты писал (и ещё какие-то), а не потому что оно аниме.

    Кстати, с появлением хороших сериалов (тот же Шерлок), мы аниме стали смотреть меньше.

    • Шерлок хороший сериал. Лол.

      • Sarcastic comment. Lol.

        • Сериал про кавайного бисёнена хикки с элементами яоя, где с персонажами может произойти абсолютно всё что угодно и буковки пишутся на экране. Ей-богу я не пойму чем он отличается от среднестатического аниме.
          Что касается сюжета, который подчиняется уже сценарному произволу, а не логике, я бы не назвал хорошим. Последний сезон уже напоминал прохождение с годмодом. Уже ясно что никто из них не умрёт, даже если его убьют, что Шерлок всех затроллит и всё раскроет, даже вопреки здравому смыслу. Что убивает всю сопереживательность и весь интерес. Хорошая завязка скатилась в говно.

          • А ему и не надо отличаться от аниме. Дело в том, что в кино такого мало или не было. Даже японцы в экранизации аниме так не умеют. Я про режиссуру и работу оператора.

            А категоризировать, задирая нос, можно всё что угодно хорошее. Я такое слышал и про 24, и про Battlestar Galactica, и про Firefly например. Только плохими они от этого не стали. Зато Dexter, Breaking Bad и House – унылая туфта как по мне. Но ясно же, что если мне не нравится – это не значит, что сериал плохой. В смысле твои минусы для многих не минусы вовсе.

  • Ещё хотел спросить, думал, куда написать, а ты пост выкатил.

    Ты мангу читаешь больше, чем аниме смотришь? Просто аниме в основном (если я правильно понимаю) по манге. И экранизация, за редким исключением, теряет в темпе повествования, ничем это не компенсируя. Вот и получается, что тот же OnePiece намного интереснее читать, ведь и выходит быстрее, и плотность событий выше, и филлеров нет. Bakuman – аналогично. Начал читать, узнал про аниме, попробовал смотреть, сравнил, продолжил читать. Good Ending – даже не стал про экранизацию интересоваться.

    Выходит, что в основном лучше (интереснее, эффективнее) читать, а не смотреть. Исключения – если хочется вместе, перед телевизором, или если аниме оригинальное или лучше манги. DetroitMetalCity например 🙂 Или FMA новый. Хорошо поставленные, незатянутые драки дорогого стоят.

    • Далеко не всегда аниме – по манге. Бывает и наоборот. Вот Valvrave, например. Ну и у аниме есть свои плюсы, потому там картинка движется и звук есть.

      Мангу я читаю не так часто, потому что с экрана – очень некомфортно, а бумажные сложно покупать, и они занимают очень много места.

      Вот Btooom! я прочитал, потому что аниме закончилось на середине, а хотелось узнать всю историю целиком. Обычно вот в таких случаях и читаю.

      • С экрана – в том числе и с планшетов? Как iPad появился – читаю только там, и почти перестал смотреть аниме.

  • Особенно забавно сравнивать с “Аватаром”, где в финале экологически правильные синие аборигены устроили побоище, замочили кучу людей и вот так победили. Голливудские сценаристы убеждены: любую проблему можно решить, если подобрать бомбу правильного размера.

    Угу. А ничего, что финальная боёвка в Аватаре практически повторяет Миядзаковскую Мононоке, где ключевую роль в битве играет природа в лице Эйвы/Сисигами?

    • В этом и смысл. Проблемы там похожие, но месседж совершенно иной же. Там нет такого, что природа побеждает военным путем и что это хорошо.

      Там природа (Сисигами) начинает воевать только обезумев, и это безумие герои останавливают.

      • А в Аватаре это где? Явно показывается что солдаты сволочи, раз стреляют по женщинам и детям, не защищённых ничем, кроме примитивног оружия. Эйва до последнего момента никак не реагирует и лишь когда баланс начинает сваливаться в пользу военных, только тогда помогает противоположной стороне. как в Мононоке уцелевшим злодеям даётся шанс вести себя по хорошему, не добивают.

    • Условно говоря, если бы Аватар снимали японцы, то когда к синим на помощь пришли дикие звери, то синие должны были бы спасать людей от этих зверей, и уговаривать эйву отозвать атаку.

      • Именно поэтому японец Миядзаки так не сделал. 🙂

  • В России начинают любить аниме по 2-м причнам: девочки, из-за красивых парней, мальчики, из-за сисястых каваек… и только когда тебе эти сиськи и смазливые рожи уже в печенках сидят, ты начинаешь искать смысл того, что ты смотришь. У большинства сисечно-писечный период так и не проходит

    • В 90х всё было диаметрально противоположно.

  • “неинтересны фантастика с фэнтези”
    Если подумать то именно из-за фантастики я и стал смотреть аниме.

  • Эм…….смотреть аниме это нормально.