Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Проблемы “Призрака в доспехах”

Удивительно, но голливудская экранизация “Призрака в доспехах” оказалась хорошей там, где я ожидал провал, и оказалась провальной там, где я рассчитывал на что-то хорошее. В конечном итоге результат похож на хорошие (но пустоватые) экранизации видеоигр вроде “Принца Персии” или “Обители зла”. Посмотреть один раз можно, но на этом и все.

Скарлетт Йоханссон на главной роли намекала на тотальную американизацию истории. Но юмор в том, что сценаристы смогли вменяемо обосновать замену японки Мотоко на неяпонку Миру. При этом весь сеттинг фильма откровенно японский. Не то чтобы он повторял конкретно аниме Ghost in the Shell. Сеттинг повторяет стиль аниме в принципе – в том смысле, что в аниме тоже часто полно блондинок и людей с околоевропейской внешностью, но при этом место действия – это очевидно Япония. Достаточно вспомнить, например, персонажей “Евангелиона”.

Поэтому Скарлетт Йоханссон с париком и макияжем под японку – это отличный выбор актрисы на главную роль.

Ну и, конечно, гейши-боты, Такеши Китано, мать главной героини, улицы городов в стиле осакской Дотонбори и даже срастившиеся с государством корпорации – это узнаваемый японский киберпанк (впрочем, весь киберпанк черпал вдохновение в японских реалиях, но это уже другая история). Аутентичные японские кладбища, улицы, дома – просто отлично.

Американизации не случилось вообще, и это прекрасно.

Другое дело, что весь фильм воспринимается как высокобюджетная косплей-сценка для воронежского аниме-фестиваля (спасибо Нэко за твит, подсказавший эту мысль). Многочисленные цитаты и бережное отношение к первоисточнику, конечно, заметны, но они только подчеркивают художественную беспомощность авторов. Повторить дух оригинала (без сисек) могут, добавить что-то свое – нет, развить идеи – нет.

Пару слов стоит сказать и о названии – вернее, о его неверном переводе, от которого избавиться будет уже невозможно. Ghost in the shell – это не “Призрак в доспехах”. Ghost в данном контексте – это душа, а Shell – тело. Собственно, аниме как раз и рассуждало о связи души и тела, особенно в случае замены тела на механическое. Фильм тоже делает это (причем прямым текстом и не раз), и очень смешно слушать, как переводчики выкручиваются со всеми этими призраками и доспехами.

Возвращаясь к беспомощности: естественно, главный ее признак – упрощение сюжета, в результате чего “Призрак в доспехах” оказывается едва ли не плагиатом “Робокопа”. Но если “Робокоп” все же был еще и антиутопией, то здесь по мироустройству пробегаются настолько вскользь, что ты вообще не понимаешь, в каком контексте существуют все эти люди. Ну, гигантские рекламные голограммы на улицах. Ну, какой-то район, где бухают и веселятся подростки-маргиналы. Ну, бар с якудзой. Все эти кусочки никак не складываются в общую картину и существуют как бы сами по себе – как уровни в старых видеоиграх. Выпилены политические и бюрократические интриги – настолько, что фильм скатывается в простой и прямолинейный экшн (довольно, к слову, скучный).

Вот и получается, что единственной, пожалуй, интересной и осмысленной интригой фильма оказывается тайна европейской внешности главной героини.

Смотреть его, возможно и стоит, – как образец того, что эстетику аниме можно грамотно передать в голливудской экранизации.

Но, конечно, если кто-то не смотрел аниме и хочет понять, почему оно стало культовым, то фильм в этом совершенно не поможет.