Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Убить всех персонажей

Видел много и позитивных, и негативных отзывов на Attack on Titan, но пока не посмотрел сам – не понял, что в нем действительно необычного.

Нарочитая жестокость? Нет, ничего особенного. Яркие, необычные персонажи? Все предельно шаблонно. Обычный сёнен, а начиная с примерно седьмой серии – еще и растянутый донельзя. В этом смысле – как “Наруто”, да. Да, сами титаны как враги, плюс тактика боя людей с полетами меж зданий и деревьев, – интересные находки, но не более того. С сюжетом все еще веселее: сериал ставит кучу вопросов и не отвечает к финалу ни на один из них. В этом смысле – как “Алхимик”, только без финала.

Что в “Титанах” действительно привлекает – так это готовность авторов убивать персонажей. Как у Мартина, только еще похлеще. Плюс, в первых сериях, – еще и радикальные повороты сюжета в каждом эпизоде, очень быстрый калейдоскоп событий. Не успели привыкнуть к одним декорациям – надо уже привыкать к новым.

Допустимость убийства персонажей, как ни странно, – очень важная штука для повествования. В западных, скажем так, произведениях для молодых взрослых к нему прибегают редко (я помню, как широко обсуждались планы Роулинг убить “двадцать важных персонажей в последней части Гарри Поттера”, ну или смерть Дамблдора). В аниме и японских видеоиграх – достаточно часто и уже давно. В “Титанах” – очень часто.

Меж тем, бессмертность персонажей легко считывается опытным зрителем, после чего следить за их приключениями куда менее интересно. Любые передряги непременно закончатся чудесным спасением, а раз так – переживать незачем. Все вот эти шаблонные приемы, вроде “давайте придумаем главному герою комического сайдкика, смерть которого станет триггером для череды подвигов”, уже давно всем известны. В “Титанах”, меж тем, вам могут показать целый отряд разных по характеру, интересных персонажей, каждый – со своей предысторией и мотивацией, а потом – бац и перерезать половину в одном бою, а другую половину – чуть позже и постепенно. Более-менее застрахованы, кажется, только трое совсем главных героев, но и это еще не факт.

Как-то похоже устроен и сериал Valvrave. Только в нем неожиданно могут не просто убить человека, но и сделать с ним что-нибудь невообразимое. Его нескучно смотреть, потому что в буквально в каждой серии есть сюрприз, причем реально – СЮРПРИЗ, сносящий крышу. При этом сериал еще и балансирует на грани между трэш-пародией и повествованием на серьезных щах, что только осложняет предугадывание сюжетных ходов.

А вот, допустим, культовый Evangelion в этом смысле совершенно предсказуем. Появляется ангел. Очевидно, что по нему попробуют пострелять из обычных танков. Очевидно, что ничего не получится. Очевидно, что в итоге ангел будет повержен. И еще очевидно, что (почти) все персонажи доживут до последних серий. Несмотря на те разрушения, которые сопровождают битвы, совершенно бессмысленно ожидать смертей.