Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Берут ли консоли ради эксклюзивов

Тут Денис собрал интересную статистику, доказывающую, что большей части владельцев PlayStation и Xbox неинтересны эксклюзивы. На самом деле, это хороший пример анализа, который остановился на первом шаге и не сделал следующий.

Действительно, самый популярный эксклюзив PS4 приобрели всего 15 процентов аудитории. Но доказывает ли это, что максимум 15 процентов аудитории консоли взяли ее ради эксклюзивов? Нет.

Как это вообще работает? Человек, хорошо разбирающийся в играх, выбирает между PlayStation и Xbox, консоли более-менее одинаковы во всем, кроме эксклюзивов. Поэтому достаточно, условно говоря, одной эксклюзивной игры, чтобы выбор был сделан. Для кого-то это Uncharted, для кого-то – The Order, для кого-то – Bloodborne, для кого-то – Persona 5.

Поэтому один самый популярный эксклюзив не дает возможность оценить фанбазу. Продажи не поглощаются, продажи складываются.

Собственно, у Nintendo та же картина: всего половина владельцев Wii U купила Mario Kart. Это значит, что половина владельцев Wii U купила консоль не ради самого популярного эксклюзива, а ради чего-то другого. Так что и 15 процентов Uncharted можно тоже смело умножать примерно вдвое, чтобы получить верхнюю оценку “тех, кто купил ради эксклюзивов”. А еще можно добавить тех, кто купил ради еще не вышедших, а только обещанных эксклюзивов. Это ведь тоже работает.

Но почему купили остальные? Действительно, потому что у друзей та же приставка, потому что ее все вокруг советуют. А почему у друзей приставка, почему советуют? Потому что эксклюзивы.

Вот и получается такая цепочка: миллион человек купил ради эксклюзивов, рассказал друзьям, написал в соцсетях. Еще миллион купил, послушав эти советы, поиграл в мультиплатформу, позвал друзей играть вместе с ним. И еще миллион взял консоль с мультиплатформой, совершенно не интересуясь при этом эксклюзивами. И все, дальше эффект снежного кома уже не остановить, хотя люди в последнем вагоне хайптрейна и не знают, с чего все началось.

Но если из этой цепочки выдернуть первый шаг, убрать этих самых фанатов эксклюзивов, то ничего не получится.

В чем Денис прав, так это в том, что эксклюзивы не приносят так уж много денег. Они дороги в производстве и продаются недостаточно хорошо. Собственно, поэтому в последних двух поколениях их так мало. Выяснилось, что нет смысла делать их так же много, как на PlayStation 2 и Xbox или PlayStation и Saturn. Достаточно иметь их ровно столько, чтобы снежный ком покатился. Чтобы было чем продавать консоль. Они должны быть разные и каждый должен быть нацелен на конкретную аудиторию (возможно, узкую), но зато эту конкретную аудиторию покорять на сто процентов.

Я не раз слышал, что “эксклюзивы – это плохо”. Но на самом деле именно при разработке эксклюзивов может игнорироваться убыточность отдельной игры и выпускаться что-то заведомо нишевое, артхаусное и при этом высокобюджетное. Расчет здесь идет на то, что вложения окупятся не продажами одной конкретной игры, а вот этим самым снежным комом. Поэтому, например, до сих пор Кейдж или Ямаути получают деньги на свои игры. Поэтому и Кодзима получил деньги. Поэтому стала возможной Bayonetta 2.

Так что консоли не могут существовать без эксклюзивов. И эксклюзивы – это хорошо.

Плохо только то, что их мало.