Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Берут ли консоли ради эксклюзивов

Тут Денис собрал интересную статистику, доказывающую, что большей части владельцев PlayStation и Xbox неинтересны эксклюзивы. На самом деле, это хороший пример анализа, который остановился на первом шаге и не сделал следующий.

Действительно, самый популярный эксклюзив PS4 приобрели всего 15 процентов аудитории. Но доказывает ли это, что максимум 15 процентов аудитории консоли взяли ее ради эксклюзивов? Нет.

Как это вообще работает? Человек, хорошо разбирающийся в играх, выбирает между PlayStation и Xbox, консоли более-менее одинаковы во всем, кроме эксклюзивов. Поэтому достаточно, условно говоря, одной эксклюзивной игры, чтобы выбор был сделан. Для кого-то это Uncharted, для кого-то – The Order, для кого-то – Bloodborne, для кого-то – Persona 5.

Поэтому один самый популярный эксклюзив не дает возможность оценить фанбазу. Продажи не поглощаются, продажи складываются.

Собственно, у Nintendo та же картина: всего половина владельцев Wii U купила Mario Kart. Это значит, что половина владельцев Wii U купила консоль не ради самого популярного эксклюзива, а ради чего-то другого. Так что и 15 процентов Uncharted можно тоже смело умножать примерно вдвое, чтобы получить верхнюю оценку “тех, кто купил ради эксклюзивов”. А еще можно добавить тех, кто купил ради еще не вышедших, а только обещанных эксклюзивов. Это ведь тоже работает.

Но почему купили остальные? Действительно, потому что у друзей та же приставка, потому что ее все вокруг советуют. А почему у друзей приставка, почему советуют? Потому что эксклюзивы.

Вот и получается такая цепочка: миллион человек купил ради эксклюзивов, рассказал друзьям, написал в соцсетях. Еще миллион купил, послушав эти советы, поиграл в мультиплатформу, позвал друзей играть вместе с ним. И еще миллион взял консоль с мультиплатформой, совершенно не интересуясь при этом эксклюзивами. И все, дальше эффект снежного кома уже не остановить, хотя люди в последнем вагоне хайптрейна и не знают, с чего все началось.

Но если из этой цепочки выдернуть первый шаг, убрать этих самых фанатов эксклюзивов, то ничего не получится.

В чем Денис прав, так это в том, что эксклюзивы не приносят так уж много денег. Они дороги в производстве и продаются недостаточно хорошо. Собственно, поэтому в последних двух поколениях их так мало. Выяснилось, что нет смысла делать их так же много, как на PlayStation 2 и Xbox или PlayStation и Saturn. Достаточно иметь их ровно столько, чтобы снежный ком покатился. Чтобы было чем продавать консоль. Они должны быть разные и каждый должен быть нацелен на конкретную аудиторию (возможно, узкую), но зато эту конкретную аудиторию покорять на сто процентов.

Я не раз слышал, что “эксклюзивы – это плохо”. Но на самом деле именно при разработке эксклюзивов может игнорироваться убыточность отдельной игры и выпускаться что-то заведомо нишевое, артхаусное и при этом высокобюджетное. Расчет здесь идет на то, что вложения окупятся не продажами одной конкретной игры, а вот этим самым снежным комом. Поэтому, например, до сих пор Кейдж или Ямаути получают деньги на свои игры. Поэтому и Кодзима получил деньги. Поэтому стала возможной Bayonetta 2.

Так что консоли не могут существовать без эксклюзивов. И эксклюзивы – это хорошо.

Плохо только то, что их мало.

  • Firepocket

    Собственно, держу PS4, Switch и PC ради эксклюзивов. Даже ради PC-эксклюзивов. Мультиплатформу беру как получится на одной или другой платформе – не принципиально.
    При этом я знаю людей, которые и в Battlefield, и War Thunder играют строго на PS4 и будут там же играть в Battlefront II. Определяется чаще именно компанией, “с кем играть”.

  • Misha Shevkun

    > Поэтому, например, до сих пор Ямаути получает деньги на свои игры
    Gran Turismo, наверное, главная денежная софт-корова Sony на протяжении существования всего бренда PlayStation. Игры продаются огромными тиражами, да еще и участие в смежных для жанра эвентах постоянное приносит огромные дивиденды.

    • Ты представляешь себе, сколько денег сожрала Polyphony Digital за время разработки последней GT? Я не удивлюсь, если это самая дорогая игра в истории. Здесь примерно та же история, что и с MGSV, только в этом случае все прокатит.

      • Misha Shevkun

        3-4 года разработки, что в этом случае тянет на “самую дорогую игру в истории”? Вон у того же GT5 значительно больше проблем при производстве было, но производственный бюджет — 60-80 млн (без учета инфляции).

        • Штука в том, что у Polyphony Digital непрерывный цикл производства, они постоянно держат полный штат и производят свои модельки (иногда впустую, потому что через год надо все переделывать на новом уровне, а иногда заставляют выпустить хоть в каком-то виде, чтобы не протухло и хоть как-то заработать). У других игр на стадии препродакшна команда маленькая, и только когда нужно – большая. Поэтому большинство студий делают параллельно две-три игры, чтобы всех штатных сотрудников эффективно занять.

  • Степан Салин

    Вот как раз уместен вопрос: насколько людей волнуют нишевые эксклюзивы? Несколько раз я пробовал поговорить о Persona или Yakuza с типичными российскими ПК-игроками – дальше “ну это же какая-то херня китайская, {очередной noname с кикстартера} – вот это будет всем играм игра” разговор редко куда идет.

    В мире оно так же?

    • Евгений Худяков

      Для меня – это главные эксклюзивы, Uncharted – так, в дополнение. И приятно то, что в серии Якудза много игр, и они периодично так сейчас на западе выходят раз в полгода. На xbox подобной серии нет (да и с джрпг печальней все). Хотя я его рано или поздно куплю для пары эксклюзивов.

    • anime_legenda

      Лично для меня эти серии – одно из двух оправданий тому, почему у меня дома стоит пс4. Первое и главное – Bloodborne.

      Потому что, если бы не Persona, Yakuza, NioH и пара JRPG по мелочи, мне не был бы интересен кусок пластика, долбаная новинка на который стоит 4-5к рублей.

      А «мейнстрим» эксклюзивы, Uncharted, Horizon, Day’s Gone и проч. – для меня вообще не существуют. И я вообще не понимаю мышление людей, которые покупают консоль ради них. По этой же причине не понимаю людей, покупающих XBOX – для меня нет японщины = нет игр. При этом воспринимать то, что люди покупают платформу не ради эксклюзивов, а ради мультиплатформы или онлайна, мой мозг тоже отказывается. Мне кажется, что это мазохизм (в России, по крайней мере).

      PS4 для меня выполняет 2 функции:
      1. Игра в то, что недоступно больше нигде (BB)
      2. Инструмент для выражения благодарности разработчику. Не чаще, чем 1-2 раза в год я могу позволить себе купить новинку на старте. Это происходит лишь с теми тайтлами, авторов которых я безмерно уважаю и готов потратить последнее, чтобы почтить их вклад в индустрию. Тогда я покупаю мультиплатформенную новинку на старте, в версии для PS4. В прошлом году это был Dark Souls 3 за 5249р, в этом NieR: Automata за 4099. Для меня такие траты – безумие, но лишь идя на безумные поступки я чувствую, что отблагодарил разработчиков как следует.

      Да, и по причине цен, даже интересующие меня эксклюзивы – Persona 5 и Yakuza 0 так до сих пор не куплены и не играны. Но их наличие на платформе уже само по себе греет душу, и даёт ощущение, что консоль пылится не зря.

      Завидую людям, которые по приколу покупают PS4 Pro, чтобы побегать 2 часа в Horizon в 4к разрешении.

      • Denni Mäkinen

        >По этой же причине не понимаю людей, покупающих XBOX – для меня нет японщины = нет игр
        Справедливости ради, это касается только Xbox One. На Xbox 360 и даже оригинальном Боксике много обскурных шедевров (японских и не только). Как по мне, на Xbox 360 крутых игр даже больше, чем на PS3, причём “гайдзинскую парашу” (так я шутливо называю дженерик американские игры про космическую пехоту и коричневые коридоры), как и Вы, не приемлю.

    • Типичный российский ПК-игрок индюшатину презирает, а всем играм игры у него обычно ф2п.
      Ну потому что кикстартер – это для очень хардкорных геймеров, которые ориентируются в именах разработчиков и разбираются в играх двадцатилетней давности.

  • Zero Space

    Большинство людей в мире берет консоли просто потому что им на них комфортнее играть, а эксклюзивы – просто как приятный бонус/помогают выбрать между xbox/playstation.
    Разумеется есть небольшая прослойка, которая купит консоль от Майкрософт исключительно ради какого-нибудь Halo или PS4 ради очередного анча или не такой уже и нишевой P5.
    Консоли от Нинтендо разговор отдельный.

    • Да, тут речь не о решении купить консоль вообще, а о выборе между двумя похожими платформами.

  • Sins 17

    Никогда не стоял вопрос выбора консоли, консоли надо брать все, только в порядке очереди разве что.

  • Александр Садовский

    Я не помню на старте PS4 какого-то хайпа вокруг ее ранних эксклюзивов. А консоли продавались, и не думаю, что ради отдаленного будущего, когда выйдет обязательный Uncharted. По-моему, были три взаимосвязанных фактора:

    1) Имидж консоли “для геймеров” (а не для любителей тв, моушена и.т.п.).
    2) Самоустранение конкурентов, сделавших ставку на гиммики.
    3) Техническое превосходство над консолями (а, возможно, и равными по цене PC).

    Т.е. если я на старте выбираю между PS4 и XOne, то вижу две практически одинаковые консоли с почти идентичной библиотекой, но одна из них просто лучше: на ней лучше “графон” и нет навязанного Киннекта. И получается наоборот, чем должно быть по картине “снежного кома” – сначала PS4 стала консолью №1, а уже потом для нее начали анонсировать эксклюзивы.

    И, если брать обратный пример: Wii U делала ставку на эксклюзивы и полностью провалилась по продажам. Вместо “снежного кома” наблюдались “круги по воде”: каждый следующий экз продавал небольшое количество консолей и на следующую неделю U снова был никому не нужен. А вот продажи PS4 поднимались после любого крупного мульти-релиза.

    • Sergey Krylov

      Тут да, сложилось слишком много всего “за” Sony и “против” MS.
      Sony получила на старте поколения большой кредит доверия (как среди геймеров, так и среди разработчиков) и очень
      грамотно его использовала, превратив потенциал в коммерческий успех.

      MS же, наоборот, как будто специально наступала на одни и те же грабли. Казалось, что нужно сделать выводы и как будто были какие-то подвижки, но, увы, многое было сделано не к месту или с опозданием.

    • На старте консоли обычно покупают ради обещанных/ожидаемых эксклюзивов.

      • Александр Садовский

        Но Денис внизу (на мой взгляд) правильно написал, что и обещаний у PS4 толком на старте не было.

    • AleksandrKrykov

      Более того, PS4 брали вопреки мощной линейке экзов X1 (да, в те далёкие годы существовало такое понятие).

      • Nyx

        Да дерьмо там была линейка экзов на X1 – Форза, Райз и Дед Райзинг 3. На пс4 хотя бы был Киллзон с тру некстген графоном и Knack – отличный олдскульный платформер.

        • Михаил Дергалев

          какая предвзятость – в Киллзоне был только графен, но унылый геймплей и вообще такая себе игра на 6 баллов, да и Кнак назвать отличным платформером язык не повернется. чистый проходняк.

        • AleksandrKrykov

          Я ещё могу поверить, что для людей без Xbox Килзона в радость, но Knack – просто днище же

          • Nyx

            Кто тебе сказал, что днище? Я вот на хуане вижу одно только днище. Ну и гордое “для людей без Xbox” звучит очень смешно, как будто там дохуя первоклассных эксклюзивов))

          • Александр Садовский

            Думаю, это был такой толстый намек, что серия Killzone задумывалась для PlayStation “нашим ответом Halo”, но преуспела в этом не особо.

        • Denni Mäkinen

          Что Слилзона, что Райз, что Нэк с ДР3 – дерьмище одного порядка. А Форца – довольно-таки весёлая гоночка.

    • alexkarco

      А сейчас мы видим сколько свитчей купили ради зельды) На самом деле, тут комплекс факторов, и врен прав, что при прочих равных возьмут консоль с экзами. Просто в случае с боксом 1 и виию равных не было, а у свитча конкурентов нет. Скажем так, что если на консоли есть крутые и/или распиаренные экзы совместно с мультиплатформой – возьмут эту консоль. И у нас есть пример с пс3, которая была во всем хуже бокса, с худшим качеством мультиплатформы, с худшим качеством онлайн сервиса (но не критически худшим), но в итоге догнала и перегнала бокс с помощью как раз крутых экзов и не без помощи самих майков, которые забили на экзы и сосредоточились на кинекте.

      • Александр Садовский

        Согласен, что при прочих равных возьмут консоль с лучшими эксклюзивами. Но реальный вопрос в том, насколько они приоритетны относительно прочих различий. Если экзы становятся критичны, только при почти полном равенстве сторон (как это было в случае X360 против поздней PS3), то они достаточно второстепенны.

        Плюс к моменту перелома X360 на мой взгляд уже растерял большую часть первоначального превосходства. PS3 с годами развила свой онлайн-сервис до приемлемого уровня, и часть мульти шла лучше уже именно на ней.

    • Victorique de Blois

      Думаю, многие любители jrpg брали тройку, ожидая на ней того же, что в свое время было на пс2. Никто еще не знал, каким печальным то поколение окажется для жанра.

      • Александр Садовский

        У меня примерно такая же была ситуация.

  • Сейчас многие новички берут PS4 именно ради приличной базы эксклюзивов благодаря ремастерам с PS3. Вот PS3 не было, а на PS4 и её экзы и PS3-шные есть. У Хуана тоже обратная совместимость в плюсе при выборе. Есть часть игроков, что берут консоль, чтобы не обновлять PC по какой-то причине – для них экзы, как добавка хорошая. ХуанХэ вот весьма выигрышный вариант для тех у кого нет вообще консолей, а к PS-экзам прохладное отношение. Но вот в текущем поколении на самом деле нет мощных экзов даже и на PS4, ради которых смело можно было бы рекомендовать её. Анчартед 1-3 – устарели – это многие новички констатируют – “поиграл в магашедевры ремастеры – а где там революция?”. Советовать PS4 ради шикарного 4-го – так смысла особо нет – ибо финал саги. инФамос – ну тоже – только третья есть… странно что 1-2 не перенесли до сих пор. Хорайзен? ОдниИзНас? Игры КвантиКдрим? Ну тоже не для каждого. Во времена PS1-PS3 были иконы – FF, MGS, GOW, GT те же – которые буквально прославляли PLAYSTATION. Говорили Плэйстейшен – подразумевали ФФ, МГС, ГТ, ГОВ. Ну нет сегодня экзов такой мощи – в том и проблема имхо. Когда мне сегодня друг, знакомый, коллега говорит – “у меня вот ps3 есть – игры новые не выходят… хочу ps4 купить – стоит?” Довольно сложно ответить =) Ну типа… инФамос вот есть и Анчартед4 – если хочется – купи. Но не мотивирует т.к… “ааа мне бы гоночек или типа ГодОфВора чего.” А на пс4 сами знаете че с гоночками и слэшерами… Ну Бладборна поиграешь говорю – “да хардкор говорят – не моё”. А если человек вовсе консоли не имел никакой… и выбор пс4 или хуан… вообще сложно склонить в какую-то сторону. Обычно это – на Хуане ХАЛО, ФОРЗА. НА ПС4 – АНЧАРТЕД, ГТ. НУ сейчас – ХУАНХЭ – мощнее – тоже плюс. Перестают эксклюзивы в общем продавать консоли – это точно. НО! Владельцы ПС3 ещё по инерции купили ПС4… ПРО уже многих насторожила… ВР тоже как-то не ахти… в памяти заброшенный Мув, Кинекты. Думается, что так легко по инерции покупать ПС5 уже будут далеко не все – решение всё же будет за МОЩНЫМИ ЭКСКЛЮЗИВАМИ, которых НЕТ.

  • Ну как тут уже упомянули (да и я писал), на старте продаж у PS4 достойных эксклюзивов не было, даже обещаний толком не было. Тот же бладборн анонсировали только на E3 2014 (а консоль, напомню, продавалась с октября 2013). Разве что, было известно, что новый анчартед в разработке — но там дата постоянно переносилась и было ясно, что нескоро.

    Кмк, изначально такой высокий интерес к плойке именно в России был вызван, в том числе, потому, что тот же Xbox One пришёл к нам лишь спустя почти год (в августе-сентябре 2014). То есть, вариантов как бы и не было — ну только Wii U, которая уже год как продавалась и была чем-то непонятным даже для фанатов Nintendo — что уж про остальных говорить.

    Плюс, плойка была заявлена как самая мощная консоль — и это было правдой.

    А там уже — да, сработала цепочка: «Вася, у тебя плойка или иксбокс? плойка? ну я тоже себе плойку куплю — вместе играть будем».

    • Alexsandr Kireev

      я взял ПС4 в начале 2014 потому что зналочень надеялся что со временем там будет куча эксклюзивов + точно будет много японшины. Иксбокс Ван купил по той же причине, хотя в последние годы (2010-13) на е3 в тот момент был в основном один Кинект-шлак. В этом поколении МС убила кредит доверия почти до нуля.

  • Golemming

    Никаких проблем. Я беру консоль предыдущего поколения когда выходит новое. То есть ПС2 я купил когда вышла ПС3, ПС3 – когда ПС4. Никаких технических проблем, игры дешевые, библиотека огромна. Профит везде.

    А для новинок есть ПК и Стим

    • Никаких проблем, если бы все были такие как ты, то PS4 никогда бы не вышла. Можно было всю жизнь играть на PS3. Профит везде.

      • Меня, кстати, бесит, что на PS3 забили. Она половину из нового дерьма может тянуть без проблем. Тот же ремейк Маны. Есть версия для Виты, но не для ПС3.

        Или вот еще: выходит очередной закос под 90-е с графикой “вырви глаза художнику, потом язык, потом отрежь нос, взбей все это в блендере и заставь выпить”, и это говно невозможно запустить на стареньком ПеКа.

    • Сам почти такой же. Одна проблема: собаки закрыли сервера Resistance 3 через год с небольшим, что ли. Давняя боль. Gran Turismo 5-ю тоже накрыли быстро относительно.

  • Sergey Frolov

    В своё время выбрал Хуан вместо PS4 из-за того, что коллекционка третьего Ведьмака была в наличии только для Хуана. Оформил предзаказ на игру, а потом и консоль купил. Нисколько не пожалел при том, что ни в Halo, ни в Форцу, ни в Гирзы ни разу так и не поиграл, не мои это игры. Реально плевать на эксклюзивы и бесконечные дискуссии о них, 90% игр (и лучшие из них) все равно выходят на обеих консолях.

  • catgundam

    Выбираешь игры в которые точно будешь играть -> покупаешь платформу под них -> смотришь что на ней еще есть

  • Victorique de Blois

    Я обе консоли брал ради эксклюзивов: у бокса был Алан Вейк и гирза, у плойки бог войны, анчартед и разная японщина.

    Вообще, больше всего мотивировали купить консоль игры вроде ванквиша и байонетты, которых просто не было на пк. Сейчас эту консольную эксклюзивность убирают, и лично мне это совсем не нравится.

  • Denis Voznyuk

    Зато у эксклюизвов есть очень характерная особенность – тонуть вместе с платформой, на которой они вышли. И это очень плохо.
    Ну и да, почти все мои друзья брали PS4 ради GTA5. А именно PS4, потому что xbox провалился в маркетинге и в России вообще не продавался.

    • > тонуть вместе с платформой, на которой они вышли
      “Перевыпуск-переиздание нашего HD ремейка ожидается в следующем месяце.”(с)Гуфовский

      • Denis Voznyuk

        Если бы. На PS3 осталось много игр, так и не перебравшихся на PS4.

  • > Человек, хорошо разбирающийся в играх
    Но миллионы – это не люди, хорошо разбирающиеся в играх.
    Хардкорных геймеров очень мало, так что картинка о том, что человек такой приходит и понимает сходу что такое анчартед, а что такое персона – очень наивна.
    Для нинтенды этот аргумент ещё более-менее валиден, потому что одни и те же игры уже третьему поколению людей продают, мама приходит за игрой для дочки и видит мариокарт.
    И я вообще не понял в чем вопрос, эксклюзивы нужны для имиджа, а не для продаж, продажи уже следствие. Поэтому у нинтенды всё так хорошо (и поэтому она душит ютюбовидосики и индиримейки, чтобы образы вылизанных семейных игр не портить матюгами детсплейщиков и корявыми поделками). Если бы соня и микрософт тоже начали бы концентрироваться (а соня, по-моему, уже начала на этой самой нишевой наркомании, про викторианских оборотней, роботов с луками и японщине) на том, чтобы прежде всего создать явный образ консоли, то все бы только выиграли. А пека будет вечно в пролете, потому что кому нафиг впилось делать ему образ (точнее этим могли бы заморочиться габен и нвидия, но они и так монополисты де-факто).

  • Kirill Gagarin

    Купил в этом году PS4 и почти все игры – эксклюзивы. Кроме Rise of the Tomb Raider, хотя ее мог взять и на ПК. Ну Persona еще есть на PS3, окей 🙂
    Я действительно не обладал поинтом покупать консоль ради эксклюзивов, но на деле вышло именно так. Сыграла роль хорошая поддержка DS4 пекой в играх последних лет. Ведь DS4 прекрасен)

  • Алексей Тетиевский

    Я обычно руководствуюсь правилом – не брать консоль на старте. ПС 4 я взял только после того как вышел ББ, Анч и Якудаз, а потом еще и Хорайзон с Персоной заехали. Купил почти все, но еще не прошел и половины. Доволен как слон в целом.
    Очень жаль что мощный Хбох явно расчитан на другую аудиторию 🙁

  • Алексей Шалин

    Тут ещё не стоит забывать про фактор “геймера в рутине”. Консоль всё-таки по-прежнему самый простой и казуальный способ поиграть урывками в более-менее современные игры. Всего лишь появление ребенка и всё сопуствующего стаффа и вуаля! Я играю в Yakuza 0 по 30 минут на несильно забивающей место коробочке (на сюжетку как раз) и “побочки” добиваю ночью на ремоут плее (да, играбельно. да, на вите).
    ХЗ как в Штатах, но в Европе у знакомых я вижу такую картину повсеместно, за исключением ремоут плея, да и играют они в какую-нибудь фифу