Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Что такое настоящая RPG

Posted on 33 0

В комментариях к посту про Wasteland 2 внезапно вылез философский вопрос о том, что же такое настоящая RPG. Автор вопроса почему-то считает, что RPG и “ролевая игра” – разные вещи, но на самом деле фишка-то в другом.

Фишка в том, что не во всех RPG есть отыгрыш роли (под которым, впрочем, разные люди понимают разное).

Изначально этот срач начался еще в конце девяностых и назывался “Fallout против Final Fantasy”, другая ветка срача – “Diablo – это не RPG!!!!”

В первом случае речь шла о том, что если сюжет линеен, то отыгрыша роли нет. Следовательно, JRPG – это не RPG. Во втором случае – о том, что если сюжета нет, то это не RPG (а отыгрыш роли в бою – роли мага или роли воина – он как бы не считается).

В наше время крайне мало RPG позволяют действительно создать любого персонажа и полноценно отыгрывать его роль. Даже если в игре есть Сложные Моральные Выборы, они обычно редки, зато границы свободы очень хорошо заметны. По сути, современные RPG (Ведьмак 3, Dragon Age Inquisition, Final Fantasy XV) – это смесь тех самых старых Fallout, Final Fantasy и Diablo. Эдакие гибриды-метисы.

Плюс есть такая штука как “элементы RPG” – когда из жанра взяты только отдельные механики вроде прокачки, инвентаря, диалогов. Это встречается везде и, в общем, понятно, что элементы не делают игру полноценной RPG.

Но юмор в том, что многие игры, не относящиеся к жанру RPG, на самом-то деле позволяют отыгрывать роль (по крайней мере, в одном из смыслов). Souls-игры, например. Дейтинг-симуляторы. Рогаликоподобные игры вроде FTL. Слушайте, да даже Deus Ex: Mankind Divided – вполне себе ролевая игра.

Собственно, поэтому и рассуждать о “настоящих RPG” в наше время довольно глупо. Важнее обсуждать детали – можно ли разговорами уклониться от драки, есть ли в игре партия, насколько свободно можно выбирать направление прокачки и так далее.

  • Я бы не сказал, что в JRPG отыгрыша нет. Хаотичная возможность создавать персонажа и вести себя хаотично — не отыгрыш.

    >Важнее обсуждать детали — можно ли разговорами уклониться от драки

    Shin Megami Tensei.

  • Александр Садовский

    По-моему все эти рассуждения о “настоящих” РПГ с отыгрышем лишены реальной исторической основы. Самые первые ролевые игры – настольные, насколько я помню, вдохновлялись варгеймами. То есть в центре была боевая механика, только примененная не к большим армиям, а к небольшим партиям героев. То есть ролевыми они были потому, что там можно было отыгрывать роли. а не потому что это было приоритетом и основной целью.

    Соответственно первые CRPG (те в которые играли студенты с профессорами на суперкомпьютерах), обычно сводившиеся к генерации персонажа и зачистке рандомного подземелье с целью набрать максимальное количество золота и экспы, в принципе неплохо передавали дух “настоящих” ролевых игр своего времени. По сути рогалики и dungeon crawler ближе к истокам жанра, чем игры со “сложными моральными выборами”.

    • Владимир Кравчук

      …..Действительно, все тридцать лет развития можно просто выкинуть в мусорное ведро.
      …..А аркадные гоночки с видом сверху ближе к истокам жанра симулятора, чем игры с “реалистичной физикой и повреждениями автомобилей”.

      http://www.youtube.com/watch?v=Qc5_UXYFJZo

      • nocch1

        DRPG только живее всех живых и 30 лет развития обычно выкидывают как раз адепты Криса Авеллона.
        Видеоигры – абстракции и им необязательно максимально приближаться к реальным явлениям, на которых они основаны, поэтому да, Outrun 2 и F-Zero GX без реалистичной физики и повреждений автомобилей ничем не хуже как гоночные видеоигры того же Gran Turismo.
        Главное отличие между ними – уровень абстракции, по которому их можно разделить, например, на симуляторы и аркадные игры, но никак не на настоящие и ненастоящие гонки.
        То же самое и с RPG – жанром, основой которого является ряд настольных игр. Фарсовость ситуации только заключается в том, что RPG с меньшим уровнем абстракции по отношению к явлению, на котором основан жанр стало обычно называть “говном”, “гриндилками” или “ненастоящими РПГ”, в то время, когда, условно говоря, выбор между абзацем текста с хорошим сексом и абзацем с плохим является душевным эталоном Настоящей Ролевой Игры с большой буквы.

    • SlowJoe

      Жило было днд… Продолжать?

      • catgundam

        И в один день вышла четвертая редакция. Вот теперь можно не продолжать.

    • 100% выстрелов в молоко, поздравляю. В центре был именно отыгрыш роли и бесконечное богатство вариантов поведения — чего компьютерные RPG не позволяли (и не позволяют), но к чему стремились по мере возможностей.
      Первые CRPG сводились к зачистке подземелий только в силу неспособности машины к импровизации: хорошего GM компьютер не заменит.

      Зы: Ни к чему разводить академикофоменковщину и теоретизировать там, где можно пойти и почитать.

      • Александр Садовский

        Что именно почитать? Если просто про “настолки”, что я не только читал про них в свое время (правила, дополнения, комплиты, советы игрокам и.т.п.), но и играл. А если именно про ролевиков из середины 70х (время появления первых CRPG), то дайте ссылку.

        К чему стремились создатели первых CRPG сказать однозначно сложно. Я бы предположил, что их вдохновляла сама возможность имитации сходной с DnD механики на компьютере. Вероятно. также возможность играть с другими людьми, общаться с ними внутри игры и соревноваться в списках рекордов.

        P.S. То, что Dnd возникло из варгеймов – не фоменковщина, а стандартная история.

        • Никто не спорит, что из чего возникло. Спор о том, ДЛЯ ЧЕГО RPG придумывали: индивидуальное приключение, возможность создать персонажа, наделить его характерными чертами и способностями. Не для «мини-варгейма»: для этого уже были, ну, варгеймы. Презрительное прозвище «манчкин» — оно как раз про тех, кто сражения ставит в центр игры.

          Про появление CRPG всё сильно проще: есть, скажем, книга, а есть её экранизация. Тут принцип тот же: есть потребность в визуализации приключения, будут попытки эту потребность удовлетворить. Чтоб не листочек с характеристиками, а герой, не устное описание, а дракон.

          Про создание CRPG «для возможности играть с другими людьми, общаться с ними внутри игры» мысль не понял. В настолки, вроде, с людьми и играют, не со стульями же? Зачем для этого что-то ещё придумывать? Тут, скорее, как раз в случае отсутствия подходящей компании CRPG пригодится.

          • Александр Садовский

            Я не думаю, что это было осознанное движение к заранее определенной цели.

            Исторически было много переходных этапов. Сначала в средневековый сеттинг добавили для интереса фэнтезийные отряды в стили Толкина. Поскольку источником вдохновения было героическое фэнтези – появились индивидуализированные юниты – типичные для жанра герои и волшебники. Правила, описывающие поведение этих юнитом усложнялись. В итоге появились правила DnD, которые сохраняли ссылки на правила варгейма Chainmail и в некотором роде все еще могли считаться надстройкой над этими правилами.

            Культуры “настолящих ролевиков” с их руководствами о том, как правильно играть и презрительными прозвищами для тех, кто получает удовольствие иначе чем они – еще просто не было. Она сформировалась позже и не могла быть первоначальной целевой аудиторией DnD (ею были любители настольных варгеймов).

            Насчет визуализации. Вот для примера скриншот одной из первых CRPG, игра запущена на недоступном простым смертным мейнфрейме:
            https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Western_role-playing_video_games#/media/File:Dnd8won.png
            Думаю, рисунок в книге правил или набор фигурок давал на тот момент намного лучшую визуализацию.

            Насчет возможности общаться. У сохранившихся игр того времени обычно есть сетевой функционал. Некоторые из них могут считаться предками современных MMORPG (в этом смысле MMO возникли раньше чем RPG “на прохожение” и вообще чисто сингловые RPG). Соответственно там можно было разговаривать с другими игроками. Современников тоже удивляло, что некоторые люди проводили время, разговаривая друг с другом в игре, хотя могли спокойно сделать это в реале.

    • Noel Vermillia

      В центре РПГ была система трех У: Убей, Укради, Уговори, как инструмент вариативности и, в следствии, отыгрыша.
      РПГ это НЕ гринд одинаковых мобов ради получения нового уровня.
      РПГ это НЕ рандомно генерируемый лут с рандомно генерируемыми статами.

      • Александр Садовский

        О “трех У” стали говорить по-моему только во времена Fallout. Это уже очень поздно и к основам жанра отношения не имеет.

  • Yrt

    На АГ есть эпичная тема “С чего начинается РПГ”. Правда она с уходом старой команды сайта не обновляется. Но срач в свое время был эпичный. Короче, РПГ – это игра, в которой есть ролевая система. Вот так вот ))))

  • Yamawaro

    Часто бывает так, что неверное/неграмотное истолкование какого-либо термина приобретает настолько сильное распространение, что применение этого термина в его изначальном значении теряет свой смысл.

  • сэр Макс Фрай

    Я чуть не помер со смеха, когда один человече договорился до того, что назвал Дарк Соулс Action-JRPG 🙂

    • faradeiG

      предпочитаю называть их Survival-RPG ^^

      • SlowJoe

        you died -RPG

      • сэр Макс Фрай

        Хм… Интересно.

    • Delofeu84

      А как правильно?

      • сэр Макс Фрай

        Просто Action RPG

  • Yakuza

    “Слушайте да даже Deus Ex : Mankind Divided – вполне себе ролевая игра” – Костя,я боюсь за тебя,что ты за вещества принимаешь,вообще-то деус и есть ролевая игра,в деусе как раз больше всего отыгрыш роли идет.

    • только авторы называют ее все же стелс-экшном.

      но да, отыгрыш там есть.

  • niggat1ve

    >>Слушайте, да даже Deus Ex: Mankind Divided — вполне себе ролевая игра.

    но она еше не вышла, лол

  • Мне_ко_второй

    Убежден, что любая, абсолютно любая игра подразумевает отыгрыш чьей-то роли (или роли чего-то), будь то Doom или “Сапер”. Морпех на Марсе выбирает, чем и в каком порядке ему уничтожать какодемонов и в каком коридоре отдать богу душу, а сапер – на какой мине ему подорваться.
    Есть еще, например, стелс-экшны, всякие там МГС, Thief, Splinter Cell и прочие, где решение пройти мимо охранника или пристрелить его, стрелять транквилизаторами или боевыми – это тоже элемент отыгрыша.
    Если же считать, что необходимым условием отыгрыша является определенная нелинейность с прописанными последствиями, то сюда тоже попадает куча “неролевых” игр: сериалы Telltale, игры Кейджа, Black Ops 2, Spec Ops: The Line, Red Dead Redemption и куча всего еще.
    А есть еще стратегии, где мы отыгрываем роль полководца, магната или целой династии правителей, и последствия наших решений, как правило, проявляются очень быстро.

  • catgundam

    Пфф, все что выше – фигня. Вот когда в DayZ тактический бекон отдаешь и потом осадок, как будто реально свою тушенку отдал – вот это ролеплей!

  • The_Shrike

    Far Cry 3-4 тоже позволяет отыгрывать роль, а еще там есть прокачка и нелинейность.

    РПГ!

    • В Far Cry 3 еще и персонажи получше, чем в большинстве RPG.

  • Артем Санин

    Вот то, что в дейтинг-симуляторах порой больше отыгрыша роли, чем в современных РПГ – это правда.

    Последний оплот ролевика)))

  • >Souls-игры, например.
    Тем не менее первое место в топе RPG-игр евар на рокпапершотгане.
    Джаст сейинг.

  • Денис Моргун

    Deus Ex “поролевистей” многих будет.

  • Ivan Kolpakov

    Вопрос надо ставить так – что такое игровой жанр и жанр вообще.

    Жанр – это просто способ коротко рассказать о сути продукта (в нашем случае это игра). Проект не обязан “соответствовать” какому-то одному жанру и обратно – соответствие неким “канонам” не делает его автоматически хорошим.

    Люди, с пеной у рта рассуждающие о тонкостях жанровых принадлежностей, тратят свое время зря.

  • Diplodocus

    Эх, сейчас бы весь РБ сюда с форума маньки перетащить, они бы досконально всё разъяснили

  • Dazzar

    Несмотря на довольно бредовый в целом пост, в нем есть одна очень хорошая мысль – важно обсуждать детали.
    Лично я считаю, что RPG является всякая игра, где геймер может взаимодействовать непосредственно с сюжетом. Т.е. может оказывать на ход истории некое влияние. Как минимум, управлять диалогами, выбирать задания и концовку. Остальное глубоко вторично. Даже ролевая система как таковая. S.T.A.L.K.E.R. – отличный пример РПГ без ролевой системы, так как дает намного больше инструментов взаимодействия с сюжетом, чем любой клон Diablo, включая сам Diablo.