Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Европа против фритуплея

Posted on 22 0

Сегодня обсуждалась новость (ко мне даже стукнулись с РБК и наверняка на днях позвонят с Коммерсант-ФМ) о том, что Еврокомиссия решила разобраться с “бесплатностью” free-to-play.

На самом деле, речь даже не только и столько об играх по модели free-to-play. Еврокомиссии не нравится слово free на любом приложении, в котором есть встроенные покупки. А это, например, и приложение “Страны Игр” для iPad/iPhone. Самое приложение бесплатно, но внутри ничего нельзя сделать бесплатно – только купить номер или подписку.

В этом смысле Еврокомиссия не одинока и не настолько уж тупа. Если у “СИ” читатели были достаточно адекватны, то в комментариях к приложению Total DVD была куча комментариев в духе “ВЫ ОБМАНЩИКИ! Я УСТАНОВИЛ ВАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО НА НЕМ НАПИСАНО, ЧТО ОНО БЕСПЛАТНО! А ТАМ ВНУТРИ ВСЕ ЖУРНАЛЫ ЗА ДЕНЬГИ!! ОБМАНЩИКИ!”. То есть, многие люди реально ведутся на слово “бесплатно” и сильно обижаются, когда им что-то предлагают купить.

Конечно, можно сказать, что в условно-бесплатные игры действительно можно играть бесплатно (а, например, многие журналы предлагают скачать бесплатно один номер). Это ведь правда. Но какая-то часть аудитории все же вводится в заблуждение словом “free” и думает, что бесплатно все.

Поэтому использование слова “бесплатно” Еврокомиссией и рассматривается, как недобросовестная реклама.

Разумеется, никто саму модель free-to-play не запретит – разве что вынудит использовать какой-нибудь менее привлекательный термин (да хотя бы тот же freemium). И исчезнут рекламные слоганы, вроде “Играй бесплатно на фигейл.ру”.

Также Еврокомиссия обратила отдельное внимание на бесплатные игры для детей – дескать, к ним буду предьявляться особые требования, чтобы дети случайно не понапокупали разного. Это тоже предельно понятно и логично. И я даже сам о чем-то подобном на том самом заседании в Госдуме говорил нашим депутатам.

Я бы, впрочем, на месте законодателей пошел бы дальше и потребовал бы открыто публиковать информацию о среднем чеке пользователя игры. Чтобы вот прямо на главной странице сайта крупно было написано: “Средний пользователь нашей бесплатной игры тратит 50 долларов в месяц. Присоединяйтесь”.

Мне кажется, это будет предельно честно. Ну, примерно как “сигареты убивают” на пачках.

P.S.
Ну и, разумеется, в Киоске Appstore тоже следует убрать слово “БЕСПЛАТНО” у приложений журналов. Ведь есть же журналы, которые действительно бесплатны (и окупаются за счет рекламы). И они, получается, не могут громко рассказать людям о своем главном преимуществе. Несправедливо.

  • Бесплатно – это когда конкретному конечному потребителю не нужно платить денег. И это все логично.
    И на мой взгляд в решении этой самой комиссии нет ничего предосудительного. Модель продаж никуда не денется. Только не нужно писать free, если оно не free. Более того. Ты забыл упомянуть что поставщиков таких услуг хотят обязать сделать факт оплаты более явным. Т.е. не просто какой нибудь дурачок нажимает в игре яркую кнопочку, а с карточки списываются реальные доллары. А для того чтобы что-то оплатить ему нужно будет хотябы выйти из приложения и совершить осмысленную покупку.
    Да и вообще. Ну может пора уже этой модели на свалку истории,а? Сколько можно то. Казуалочки, социалочки пережили. Может стоит двигаться индустрии дальше. Ведь эта порочная гонка за in app покупками так ничего толкового и не родила. Ну вот какая существует игра в этой категории чтобы была прямо platform saller? Angry birds не совсем конкретный пример. Она больше раскрученная, чем толковая.

    • Angry Birds как раз платная 🙂

      • Ну смотря какая версия. Точно помню что скачивал бесплатную Srar Wars версию. Там было несколько бесплатных первых уровней. А дальше – плати.

        • так это, друг мой, – уже демоверсия.
          А они всегда были. Ну, или почти всегда.

          • Ну так пусть и будет trial-версия. а с чего она вдруг free оказалась?

  • > Я бы, впрочем, на месте законодателей пошел бы дальше и потребовал бы открыто публиковать информацию о среднем чеке пользователя игры. Чтобы вот прямо на главной странице сайта крупно было написано: «Средний пользователь нашей бесплатной игры тратит 50 долларов в месяц. Присоединяйтесь».

    Да легко, только они не средний чек будут публиковать, а ARPU )

  • Я качал в надежде на то, что там будут бесплатные старые выпуски. Хакер, например, выкладывает их у себя на сайте.

  • У меня с администраторов Roem.ru была большая дискуссия на тему глупости этого требования. Увы сам администратор всё время сливался в тему, что у меня сленг уличного каталы, что, увы, вынудило меня просто покинуть сцену.
    По сути можно сказать, что Европа выбрала путь защиты прав недалеких потребителей. Это очень странный ход, но, как говорится, законотворцев не выбирают.

    https://vk.com/feed?section=comments&w=wall-20537665_39896
    (забыл ссылку добавить)

    • Если Вы не в курсе, то это и есть смысл такой вещи как “защита прав потребителей”. Так как каждый потребитель в той или иной сфере является “недалеким”.

      • Я-то в курсе.
        Для меня важна защита прав потребителей в нескольких ситуациях:
        * когда вопрос того самого потребления требует экспертных знаний в той или иной сфере. Защита от условного консультанта, который скажет, что мой блендер умеет майнить биткойны или от некорректной этикетки;
        * когда оказанная услуга не соответствовала обещанному. Защита от условного магазина, где мне продали просрочку.

        Ситуация защиты потребителя, когда он видит, что услуга стоит денег, когда его несколько раз предупреждают о снимаемой сумме, когда его просят вводить пароль, а в конце он удивлен и оскорблен тем, что сняли деньги — это не нормально.

        • Покупатель удивлен и оскорблен не тем, что “сняли деньги”, а тем, что продавцы платные услуги называют бесплатными.
          Так же можно называть продуктовые магазины бесплатными. “Бесплатный магазин”, заебись да? Зайти же бесплатно можно, хули.

          • С бесплатным магазином совсем глупое сравнение. Играть в free-to-play игры можно совершенно бесплатно, и это факт. Точно также, как для вас нормально брать билет на “бесплатный концерт”, на котором продается за деньги пиво и атрибутика. Это дополнительные и опциональные услуги, которые, очевидно, могут стоить денег.

          • F2P – это бесплатный концерт, где каждую песню нужно ждать сутки или заплатить, чтобы спели прямо сейчас.

          • Можно сколько угодно придумывать аналогии, передергивая то в одну сторону, то в другую. Суть одна: если можно играть и совсем-совсем не платить, то игра бесплатна, и это факт. Остальное — лирика.

        • Это и есть ситуация некорректной этикетки. На этикетке написано “бесплатно”.

          • Ответил ниже в ветке. Игра бесплатна, и это факт. Все in-app purchases — это опциональные услуги. Как посещение бесплатного музея и при этом платного магазина с сувенирами.

            Кстати, почитайте статью на роеме. Там приводят в пример родителей, которые как раз и были возмущены тем, что у них сняли деньги. Так что всё не так однозначно.

          • Здесь мы вплотную подходим к разграничению free-to-play и free-to-win. Но поскольку Еврокомиссия совершенно не должна вдаваться в тонкости игрового баланса, то она принимает наиболее всеобъемлющее решение. И это вполне справедливо. Собственно, бизнес-модель никто не запрещает. Тогда в чем же вопрос? В предоставлении достаточной информации. И все производители, которые против этого будут протестовать, собственно говоря, открытым текстом признаются, что их бизнес строится на введении потребителей в заблуждение.

          • Кстати, разграничение неверное. Free-to-play остается, и даже free-to-win есть (безусловно, в играх, где есть логический конец, а не flappy bird или clash of clans). За деньги вы покупаете только free-to-easily-win. Никто не понимает, что без покупок играть можно. И можно выиграть. Просто сложнее.
            В такой ситуации можно сразу же запрещать многие десктопные, в которых игра бесплатна, а ништяки нужно покупать. Прощай, LoL, Planetside, Dota и иже с ними!

            И здесь мы вплотную подходим непосредственно к вопросу реализации.
            Могу сказать, что сейчас все игры, внутри которых есть in-app Purchases, на своей карточке имеют отметку “содержит встроенные покупки”. Более того, все якобы стройные замечания господ из регулирующего комитета содержат фактологические ошибки (вот конкретно ссылка на мой комментарий: https://vk.com/feed?section=comments&w=wall-20537665_39896).
            А теперь внимание вопрос: если все требования уже выполнены, какие могут быть претензии? Что они конкретно хотят от производителей?

          • Слушай, ну посмотри рекламные ролики российских фритуплей-игр. В них вообще нет ни слова о встроенных покупках. Просто “Играйте бесплатно”.

          • Ну, тут вопрос личного отношения. По моему мнению, это какое-то паразитирование на якобы двояких формулировках. “Игра бесплатна, но внутри можно потратить деньги, хотя это и необязательно”. Для меня это совершенно непротиворечащее предложение, потому как в реальной жизни вижу тому огромное количество аналогий.

            По поводу сторов. Не поленился даже сделать скриншот. Вот и говорите мне потом, что меня никто не предупреждал http://bit.ly/NT4ciY
            В этой связи этот риторический вопрос всё еще в силе: что конкретно хотят законотворцы? Прочитал инициативу и не понял. Выдвигают какие-то требования, которые по умолчанию удовлетворены, оперируют двоякими формулировками… бред какой-то.

  • У меня такая ассоциация.

    Реклама неотложной компьютерной помощи, которой забиты интернет-поисковики и подъезды жилых домов.

    “Выезд мастера и диагностика бесплатно”, “Установка любого ПО – 400 рублей”.
    В итоге неосторожный пользователь остаётся с пиратской ОС и счётом за услуги в 15к.

    Почему-то вот такая у меня ассоциация.