Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

“Игромир”. “Игромир” не меняется

Тут меня спрашивают в очередной раз, как мне “Игромир”, но на самом деле ничего не меняется с момента переезда в “Крокус”. А раз так – вот вам текст об “Игромире” из 2011 года, который до сих пор предельно актуален. Хотя, конечно, не все прогнозы оправдались. ;P

Жаждущие халявы толпы «геймеров», простаивающие пустыми юниты с новейшими играми, оглушительная музыка – таким «Игромир» был последние годы. Что изменилось в 2011 году, с переездом в суперсовременный выставочный центр «Крокус»?

Для начала – почему «Крокус», а не ВВЦ? «Еще два года назад я понял, что выставка нам не подходит, – признается руководитель одного из крупнейших российских издательств. – Да, в павильон на ВВЦ приходило множество людей, но все – сплошь малообеспеченные поклонники компьютерных игр. Они слонялись вдоль стендов, смотрели на наши продукты с недоумением. И я понимал, что эти люди не собираются ничего покупать, разве что скачают из торрентов». Я подхватываю: «А мне-то как было обидно за любимые игры! Я смотрел на демоюниты со свежими версиями и вспоминал, как к ним же на зарубежных выставках выстраивались гигантские очереди, а у нас – никого». Директор по маркетингу другого издательства содрогается, рассказывая о проблемах ВВЦ: «Идешь от метро, а по дороге – какие-то советские развалины, на лотках продают шаурму, – просто стыдно».

«Крокус» – современный выставочный комплекс, вполне сравнимый с токийским Makuhari Messe. Относительно недавно к нему было проведено метро, что сняло проблему с транспортом. К павильонам пристроена гостиница «Аквариум», где была организована спокойная бизнес-зона для встреч и интервью. Это резко улучшило условия для журналистов, потому что в ВВЦ вообще не было ни одного уголка, где музыка со стендов не заглушала бы человеческий голос. Серьезно – разговаривали только криком, а к концу дня чертовски болело горло. Собственно же павильон для «Игромира» больше, чем помещение на ВВЦ, что позволило отстроить крупные, красивые стенды и оставить достаточно место для прохода посетителей. В первый день я прошелся по выставке и удивленно отметил, что визуально «Игромир» мало чем отличается от немецкой Gamescom и больше всего напоминает британскую ECTS (давно уже не проводится, но когда-то была одной из важнейших в мире), на которой я побывал в 2003 году. «Европейское качество», – соглашаются многочисленные гости из лондонских офисов зарубежных издательств, быстро освоившиеся в «Крокусе». Предприимчивый PR-менеджер одной из японских компаний добыл халявный пропуск на «Игромир» у организаторов, вышел на улицу и в очереди в кассу выменял бумажку на билет на… выставку для собачников, проходящую в соседнем павильоне. Very good business!

Само по себе место проведения, конечно, не могло отсечь от выставки нежелательную аудиторию. Поэтому главным инструментом стал имущественный ценз – то бишь, цена. В «семейный день», субботу, билеты стоили 800 рублей, в «хардкорное» воскресенье – 400. Слишком дорого для случайных гостей, для тех, кто не особенно-то ценит игры и пришел поглазеть на сиськи моделей в бодиарте, полапать их задницу и собрать пакеты с халявой, но все же достаточно доступно по московским меркам. «Понимаете ли вы, что аудитория драматически не изменится? – осторожно спрашиваю я у собеседника. – Ведь в России столько лет взращивалась культура писишных игр, джевелов, пираточки в локалках. И когда пару лет назад «Игромир» вдруг стал преимущественно консольным, люди-то на него продолжали ходить те же, и они ничуть не изменились». Ответ был таков: «Я понимаю, что быстро людей не поменять. Для нас инвестиции в Россию, в наш рынок – долгосрочные, рассчитанные на много лет последовательного роста». Тем временем, объявленное Sony решение о строительстве завода по производству игр для PlayStation 3 уже вызвало спекуляции в Интернете – дескать, «теперь-то цены на игры будут справедливые, 500-600 рублей!». «Дешево = справедливо» – страсть к халяве, к сожалению, выбить из головы будет ой как непросто. В чем «Игромир» не сильно изменился к лучшему, – так это в организации очередей. Повторю для тех, кто не читал мой текст в прошлом году. На любой нормальной выставке к юнитам с игрой стоят организованные очереди, а собственно игровая сессия всегда ограничена во времени. То есть, если вы видите очередь в пять человек, то можете смело вставать в нее, зная, что через минут тридцать сами возьмете в руки джойстик. На «Игромире» же каждый играл столько, сколько позволяла совесть, а за ним толпилось еще пять-шесть желающих, которые сменяли друг друга в порядке убывания наглости. И никакой гарантии, что они не будут играть бесконечно, не давая другим подойти к консоли. Очереди были организованы только к закрытым «кинотеатрам» для презентаций (их стало куда больше, чем прежде!), а также к самым большим кластерам компьютеров с играми. Вдоволь персонала, следящего за сменой игроков, было и на стенде Nintendo, но там и желающих попробовать Wii и 3DS находилось не так уж много.

Безусловно, «Игромир» образца 2011 года – лучше, чем выставки прошлых лет. Все еще с обилием голого женского тела, мусором на полу, слишком громкой музыкой, но, в конце концов, лет семь-восемь назад американскую E3 упрекали в том же. Играть в Dark Souls и Luigi’s Mansion 2 русские геймеры не рвутся, но и это понятно – менталитет не позволяет увлекаться совсем уж консольными проектами. Не обошлось и без забавных, чисто российских накладок. Например, разработчик одной из гонок AAA-класса приехал из Европы, но… забыл с собой взять диск с игрой. Наша выставка не стала лучше радикально, но по каждому направлению продвинулась чуть-чуть вперед. Пожалуй, лучше всего «Игромир» характеризует смешной случай во время интервью. Представьте себе, что разработчик важной зарубежной игры отвечает на вопросы журналистов, стоя у окна. И на полуслове он запинается и кричит о том, что видит козлов! Оказалось, что упомянутые животные на улице в это время мирно щипали травку.

Рано или поздно, козлы уйдут, и все будет прекрасно.

P.S.

Позднейшее дополнение выглядит примерно так. На днях некий инсайдер (видимо, человек, организовывавший один из стендов на “Игромире-2015”) оставил в соцсетях пост, раскрывающий всю “правду” о выставке. Далее – его текст.

Могу пролить свет на другую сторону Игромира. Все обсуждают собственно движуху, но для большого количества людей Игромир — это адская совершенно работа. Наша компания участвует в выставке регулярно уже несколько лет. С точки зрения обычного посетителя оценить мероприятие не могу, но со своей стороны есть что сказать:

Придраться к организаторам выставки всегда было за что не только школьникам. Существует большое количество плохо работающих механизмов контроля и средств повышения безопасности, которые при большом желании обходятся, а потому для участников превращаются в обычные препятствия и проблемы. Пример: в день застройки на стенд можно пронести нож и баллончик с краской. В рабочий день нельзя. Но через разгрузочные ворота можно. Но вынести без документов ничего нельзя. Но через главный вход можно.
Свинское отношение к обязательствам: выгнать всех участников с площадки за 2 часа до означенного в информационных бюллетенях времени, не дав безопасно упаковать/спрятать ценности, — это нормально.
Строить стенд самостоятельно нельзя, выбирать подрядчика нельзя.
Застройщики. Пиздец. Всё делается “на отъебись” за космическую цену, потому что (см. выше) монополия. Утверждённая заранее схема с указанными размерами всех элементов стенда не гарантирует, что за два часа до окончания застройки он не окажется экспрессионистским набором “сделай сам”. Винил не стыкуется, какие–то принты могут просто не напечатать, и рядом с чёрным пресс–воллом будет белая стена. Могут сделать стенд на метр короче со всеми вытекающими. Некоторые вынуждены доделывать стенды уже после открытия, иногда своими силами (картина “дизайнер и пиарщик красят стенку маркером для школьных досок”). Любые претензии — только с криками и руганью. Подбор кадров на два с плюсом, рукожоп на рукожопе с редкими исключениями. Не то бухают, не то вмазываются, но состояние у некоторых работников явно нетрезвое. Безопасность никому не гарантируется. В этот раз чуть не уронили колонну на человека (в последний момент поймали, убило бы). Чудовищный, сука, хаос.

Посетители. Да, воруют. Некоторые ходят на Игромир только за этим. Всё, что плохо лежит, уйдёт в 10 случаях из 10. В этом году у ASUS увели дичайше навороченный ноут при специально нанятом на стенд охраннике. Школьник закрыл ноутбук, взял, ушёл. Всё. Я бы не стал винить охранника, людей очень много, уследить за всем невозможно. Нужно сажать технику на замки.
С нашего игрового компьютера для привлечения внимания увели только маленький коврик. Пытались сп#здить всю периферию в полуметре от нашего сотрудника, но я предусмотрительно примотал её к корпусу хомутами. Тянули руки к многим вещам, однако многолетний опыт, реализованный в пассивной безопасности, позволил избежать больших потерь. У Dark Souls 3 спёрли целую консоль. Закрытый показ. Ограниченная аудитория за один показ. Я не понимаю, как.
Другие участники тоже воруют. Общие комнаты хранения небезопасны. Снимать отдельную площадь под склад могут далеко не все в силу совершенно диких расценок: 11000 за кв. м., минимум 10 метров.

Удобства для участников. Никаких. Гардероб — общий, косплееры могут комфортно одеться только по знакомству на съёмных площадях. Многие надевают сложные костюмы и наносят грим в туалетах.

Стоимость мероприятия. Ну, тут всё понятно. Если не торговать на выставке, то нужно иметь очень много денег, иначе компания разорится нафиг. А торговать, чтобы выйти в плюс, надо хорошо.

Не знаю, интересно ли это было кому. Спрашивайте, если что.

В принципе, чувака, я думаю, можно вычислить. У него на бедже было написано “PR и маркетинг”, а о себе но сказал вот что: “Наша компания ездит на выставку со стендом с 2012 года. Ранее катался на ИМ самостоятельно в качестве корреспондента от прессы”.

Также хочу добавить, что кража консоли с DS была опровергнута “Софтклабом”.

Но очевидно, что козлы пока так и не ушли.