Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Как играть в файтинги?

Тут в твиттере разгорелась важная дискуссия по поводу Mortal Kombat X, но в целом и не только. У MKX есть такая проблема: в онлайне довольно много людей, которые выучили одно комбо на половину линейки, и тупо делают только его, при этом никакими другими приемами не пользуются и плохо блокируют чужие удары. С ними играть неинтересно, причем неважно, побеждаешь ты их или нет. Нет зрелищности, нет фана, а MK – это прежде всего фановый файтинг. Ну, мне так кажется. Чтобы пить пиво, орать, радоваться фаталити и иксреям.

То есть, мне нормально, что есть задротский Tekken, в котором меня поднимают джаглом в воздух и я ничего не могу сделать. Почему? Потому что я понимаю, что это файтинг на серьезных щах, без фаерболов и фаталити, киберспортивная дисциплина. При этом в Tekken я как раз не видел людей, которые бы тупо учили одно комбо и все. Люди играют все равно разнообразно, хотя и с меньшим фаном, чем в SC или Dead or Alive.

Идеальный же вариант – это Soul Calibur, где и с новичками играть интересно, и по фану играть интересно, и даже киберспортивные бои на серьезных щах тоже зрелищны и разнообразны.

Я совершенно не заметил проблем с MK во время релиза предыдущей MK, потому что я не вылезал в онлайн, и играл в основном с друзьями-коллегами. И мы более-менее знали мувлист и некоторые комбы, играли разнообразно и со скиллом, и было интересно. Но, как сообщают теперь, в онлайне было то же засилье игроков с одним комбо в арсенале.

Причем я вижу, что это проблема скорее игровой механики, которая мотивирует игроков так поступать.

На мой взгляд, в Mortal Kombat X надо играть примерно так же, как в Mortal Kombat 3, и никогда не забывать об эффектности того, что делаешь. А на комбы в духе Killer Instinct просто забивать (как и на инфиниты у некоторых персонажей в старых MK). Потому что фан из-за них теряется.

Превращать MK в серьезную киберспортивную дисциплину – это самое плохое, что только можно сделать с MK.

Что думаете?

Насколько в файтинге должны быть соблюдены интересы, скажем так, обычных игроков и киберспортсменов? Как вы играете с друзьями, насколько сильно задрачиваетесь?

  • В МК никогда профессионально не задрачивал, зато вот Guilty Gear действительно профессионально занимался (и сейчас стараюсь быть в форме, на MFA 2015 приду в плаще Кая Киске) и в Street Fighter во время триумфа третьей части играл на достойном уровне, с парированием и прочими фишками.

    MK, Tekken, тем более Soulcalibur — файтинги, в которые можно играть и “по фану”, и такой стиль игры я вполне рассматриваю. Вот в файтинги от SNK так играть уже проблематично, они потолще в плане тактики и геймплея, тех же боссов не победить практически, повторяя один и тот же удар, касается и многих других 2D-файтингов.

    Подытожу: 3D-файтинги больше подходят для казуалов и мэшеров (исключение — Virtua Fighting), они зрелищны и в них прикольно играть под пиво. 2D-файтинги геймплейно обычно сложнее и мэшить в них = не уметь играть.

    • “3D-файтинги больше подходят для казуалов и мэшеров”
      ты абсолютно не прав.

      • Александр Садовский

        Почему, все в принципе верно. В 3D обычно намного проще нарандомить что-то более-менее красивое. Часто можно “пройти” игру без каких-то особых усилий.

        • MaZ

          В Теккен и Виртуа Файтер намэшить не так уж и просто.

    • Alexandrov Alexandr

      Ты ни разу не прав! Посмотри реально крутанов – те же бои Белиала с Еджем на МФА. При этом не возникает ощущение чего-то очень сложного в плане инпута, но ощущается майндгейм.

  • Yuki Shpigel

    Проблема надуманная. МК может быть как фановым, так и задротским. Дома или еще где с друзьями – фан, онлайн – это не про пивас и друзей, а про задротство и задроченную комбу. Игра может быть как фановой, так и киберспортивной дисциплиной. Изи ту старт, хард ту мастер. Посмотри на ту же доту, или на крайняк на футбол. Это и цепляет людей, тупо фан надоедает, а там где есть элемент задротства всегда есть чему за что ухватиться.

    • Денис Моргун

      То-то у меня половина друзей спамила задроченные комбы под пивас, выжидая удобного момента.) Безудержное веселье.

      • MaZ

        ищи новых (:

        • Денис Моргун

          Отлично. Из-за какой-то игры менять друзей.)

          • MaZ

            не менять, а расширить круг.

  • catgundam

    http://www.mosigra.ru/blog/id2%D0%A1100000352/ не сочтите за рекламу, тема от и до.

  • niggat1ve

    наща пестня хороща, начинай с начала

    В МК, как в и в теккен и в калибур можно игратъ по фану с друзъями, под певко. ты ничего не знаещ толком,и они. Сидите пианините , кто-то лучще , кто-то хуже, но в основном это рандом, намещил там чего-то,- на экране все взрывается,-збс .

    Но когда ты лезещ в онлайн, тут уже начинается соревнователъная частъ, там люди борются за рейтинги и естественно скилл у них будет повыще чем у друзей с певком.

    И тут важно пониматъ, что в онлайне будут попадатся соверщенно разные игроки, от нубасов еле нажимающих кнопки, до про файтеров. Плюс будут попадатся скрабы, абъюзеры одной тактики. И они будут тебя ей долбитъ, пока ты не повысищ скилл настолъко, что будещ в состоянии их побеждатъ.
    И когда ты всему этому научищся, вот тогда уже пойдет фан и красивая игра с людъми которые на одном уровне с тобой или выще.

    Стоит ли оно того? каждый рещает сам для себя.
    Если нет- играй дома с друзящками под пивасик, и не лезъ в онлайн. Ничего кроме батхерта и рейджа онлайн тебе не даст,

    Хочещ доказатъ в онлайне какой ты крутой – чтож, стисни, зубы , лезъ в практику, и учи, учи , учи. После лезъ в онлайн получай пиздюлей , плачъ в подущку и анализируй, -что ты делал не так ? почему тебя так легко вздрючили? А затем снова в бой, пока не начнет получатся.

    Сегоднящние файтинги хорощи именно вот этой глубиной , многоуровневостъю , доступностъю для соверщенно разных игроков.

    • niggat1ve

      иии да вот оченъ полезная статейка http://www.fighting.ru/forum/viewtopic.php?f=70&t=8622

    • MaZ

      > И когда ты всему этому научищся, вот тогда уже пойдет фан и красивая игра с людъми которые на одном уровне с тобой или выще.

      скорее пойдет обмен задротствами. чтобы получать именно фан – есть смысл найти себе подобных и играть, повышая скилл, с ними. благо на файтинг.ру хватает и задротов, и тех, кому важна красивая игра, и просто скрабов, об которых учатся (:

      • niggat1ve

        чем твое сообщение отличается от того, что написал я?

        • MaZ

          тем, что ты имеешь в виду рандомов онлайновых.

          • niggat1ve

            иные онлайновые рандомы, за пояс заткнут поцанов с файтинг ру и с их фреймдатами

          • MaZ

            А с этим никто и не спорит. Ключевое слово “рандом”, т.е. тут не будет какого-то гарантированного результата или прогресса.

          • niggat1ve

            когда играещ толъйко со скиловыми противниками, ты отвыкаещ от долбоебизма который творят скрабы и потом можещ проигратъ толъко потому, что привык к прощаренной игре а не к улътрам на вейках и спаму щорюкенами

          • MaZ

            ну да, скиловых-то проще найти в коммьюнити, чем в рандом-матчах.

  • Noel Vermillia

    Ну я вот в теккен так играю, задрочил 3 джаггла с трех разных стартеров и пытаюсь пихнуть их куда не попади. Сасаю с такой тактикой естественно 😀 потому что против каждого стартера есть контр-меры и нормальные игроки их так просто не пропускают. Думаю, и в МК это работает.

    А самый лучший файтинг — это ДОА. На днях играл с другом, просто фейсроллил по кнопкам, пялился на сиськи и смеялся. Вот это я понимаю фановый файтинг (для меня, ибо перехваты со своей реакцией я все равно не в состоянии освоить).

    В предыдущем МК злые комбы тоже были, так что играй в МКХ на диване с друзьями, будет норм.

  • tolliken

    Сам довольно таки поздно познакомился с файтингами в онлайне, обходясь до этого тем самым “мешем под певко”. И все эти теккены и много чего ещё ну просто не заходило. Доходил до стадии ” Я вроде все относительно понимаю, но что бы более-менее прилично играть нужно учить комбо, как эти задроты…ааа я не попадают в фреймы, арггггх”, после чего соревновательная часть игры благополучно уходила для меня в забвение. Спасением для меня стал Стрит Файтер. Он не заставлял меня насильно учить комбо и высчитывать фреймы, играть в онлайне вполне можно было и без этого, не испытывая анальных болей! То есть, наиграв определённое количество часов и уже разбираясь в механике, и понимая, что и когда можно/нельзя делать, но ещё не в состоянии исполнять продвинутые техники – ты уже был бойцом, а не грушей для битья. И это здорово! Ты уже чувствовал себя именно “игроком в стрит файтер”, а не парнем с улицы, который зашёл кнопки потыкать. Да и небольшую разницу в технике всегда можно было нивелировать засчет майндгейма. Ну а потом всё как-то само пришло.

  • MaZ

    Абьюзеры одной тактики есть не только в файтингах, но и, например, в фифе (забросы на ход верхом), в нба (zigzag dribbling, baseline drive to reverse dunk) и т.д. Да, это плохо, что в играх есть место “одной тактике”, где какую-то атакующую последовательность делать легче, чем защищаться против неё. Но, с другой стороны, эти однобокие товарищи способствуют росту твоего скилла, если ты в этом заинтересован, т.к. ты всегда знаешь, что ждать от такого оппонента. А вот когда ты научишься прикрывать им кислород, вот тогда начинается самое веселье.

  • Delofeu84

    Забавно, что раньше MK обвиняли совсем в другом:бойцы отбегали в разные стороны и спамили файрболы, превращая файтинг в шутер.

    • Ты явно с SF путаешь.

  • Don Johnson

    В файтинг, как и в любую другую игру, нужно играть так, чтобы было в кайф.

  • Lion

    Совершенно верно, ты абсолютно прав.МКХ это игра чито for fun. Все МК после МК4 это чистый дисбаланс. А тот кто тут кричит что 3д файтинги это мешинг, пусть попробует хотя бы 10 секунд выстоять со мной в SC.

    • Sergey Krylov

      Что-то не сходится. МК3 – тоже дисбаланс. И как с этим быть?

      • Lion

        МК3У(не аркадный) сбалансированей всех МК вместе взятых.

        • Дмитрий Калачев

          На каждый МК есть видео с комбо на 100% хп

          • Doctor Net

            А вот и нет, в 4-м был максимум дэмэдж, что не позволял жонглировать опонентом даже до 55%

          • Дмитрий Калачев

            Спс. Учту. Но расхваленную классику это не спасает.

        • “(не аркадный)”
          Вы говорите чепуху. Какой тогда?

    • niggat1ve

      >>Все МК после МК4 это чистый дисбаланс.

      смеемся над тобой всем интернетом

  • Александр Садовский

    Как уже писали, проблема не в “киберспортивности”, а в специфике онлайна. У вас свои представления о том, как играть в MK, у совершенно незнакомых людей, к которым вы подконнектились – другие. Опыта, как в оффлайне, тут не будет.

    С другой стороны элемент спорта на мой взгляд только в плюс игре, т,к, обеспечивает ей более продолжительную “жизнь”.

    P.S. Ну и к слову, связь между разнообразием и скиллом далеко не очевидна. Знать, что из всего многообразия приемов реально работают скажем 2-3, это тоже скилл.

    • Если из всего многообразия приемов реально работают 2-3, это значит, что геймдизайнеры плохо поработали.

    • Sergey Krylov

      Система рейтингов в файтинге не мотивирует улучшать свой скилл. Во многих случаях гораздо выигрышнее побеждать более слабых противников, чтобы набивать количество побед.

      • Александр Садовский

        Поэтому рейтинг и не должен быть по “количеству побед”. Он должен быть по очкам, которые растут в зависимости от разницы между рейтингами противников. То есть если я, скажем играю с заведомо более слабыми игроками, то победа дает мне, к примеру, +3, а поражение сразу -100 (с равными будет +50/-50).

        При такой системе не выгодно “гриндить” слабых противников, потому что рейтинг за них растет медленно, и есть риск потерять все “нажитое непосильным трудом” один раз проиграв.

  • Corovaneer

    Поэтому я и в МК9 играл три дня. Комбы не нужны.

  • Golemming

    я с братом по фану играю в Marvel vs. Capcom 3. Мы ни одной комбы не знаем, но на экране ад 🙂

  • KolerTG Gepis

    Если хочется фана ,надо не лезть в онлайн,а играть с друзьями!

  • Константин Саркисов

    Ничего страшного нет в том, что рубишь дичайшие комбо в онлайне. Дело в том, что для того чтобы запустить комбу с кучей связок из супер-приёмов и джагглов, нужен недюжий скилл. И нет ничего приятнее, чем продемонстрировать своё умение в онлайне. Это эффективно и показушно) а для чего ещё нужен МК? Подсечками, апперкотами и супер-приёмами драться тоже вполне можно, никто не запрещает, и очень весело бывает замочить какого-нибудь выпендрёжника тупо подлавливая его на апперкот. Но завершить апперкотом какую-нибудь крутую связку из комбо с телепортом – лучше не бывает)
    Я вообще не вижу причины жаловаться. Да, в онлайне куча уродов (включая меня), которые спамят Скорпиона и не дают противнику передышку. Но, чёрт подери, what a thrill)

  • Тут уже оставили несколько толковых комментариев, как и ссылку на перевод книги Сирлина. Стоит основательно над этим подумать.

    Перечитал вчерашнюю историю сообщений беседы в твиттере, а заодно посмотрел запись боя Кристины и Александра на турнире Игромании, и вспомнил ваш турнир по MKvsDC в СИ. В общем, хотелось бы сказать кое-что.

    Врен, глядя по тексту можно заметить, что ты не относишься к МК как к серьезной игре. Как к файтингу, говоря твоим языком, на серьезных щах. Это большое упущение. Где вы были, когда Эд Бун рассказывал, как он хочет, чтобы МК стал настоящим киберспортивным файтингом? Конкретно, во времена MK9, где набирал про-файтеров для тестирования и консультаций. А разве наличие фреймдаты в игре начиная с INGAU не стало знаковым? Да что там! Еще с самой первой части по третью (ultimate) составляли хорошую конкуренцию Street Fighter в те годы. UMK3 же бессмертен. Турниры по нему проходят даже сейчас.

    Тут проблема не в играх, проблема в игроках! То есть, кажется у тебя осталось какое-то детское восприятие касательно МК (и файтингов вообще). Всеми этими фаталити и рентгенами никого уже (лет этак за 20+) не удивишь. Даром, что они все изощренней. После огромного количества боев анимацию икс-рея хочется банально пропускать, а фаталити же и вовсе никогда не просматриваются (обычно делается рестарт боя через паузу, благо игра такое позволяет). На этом фоне совершенно необычно и выигрышно смотрятся только обновленные бруталити.

    Что касается эффектности (объясни толком, что ты подразумеваешь под этим) и зрелищности, то тут непонятно о чем ты конкретно говоришь. Если о разнообразии ударов и движений применяемых для победы, то нужно понимать, что четверть движений в МК (в этом или 9) — мусор. Ты же не случайно нажимаешь на кнопки во время боя? Зачем обременять себя применением неэффективных движений? В этом не смысла. Это стиль цветочных кулаков.

    И нет, выигрываешь ли ты или проигрываешь — очень важно. Файтинги и есть такие игры, где победа — настоящая цель. Все остальные причины лживы.

    Если ты не получаешь удовольствия/тебе не интересно, значит вполне вероятно, что дело в твоем подходе к игре, а не в каких-то её механиках. МК, к слову, довольно простой файтинг для 2D.

    А этот ваш с TD вайн про ОДНО КОМБО? Это же какое-то воинствующее невежество! Я поясню. Вы оба играете по каким-то своим выдуманным правилам и критериям оценки боя. И ладно бы вы в таком случае игрались со своими предрассудками в “своем дворе”, но придя на чужой район с такими заявлениями (привет, онлайн!) и получив пиздюлей, вы начинаете негодовать и кричать оскорбления: — Вы идиоты! Пидарасы! Задроты! С вами неинтересно играть! — и т.д.
    Вот за это вам, не только как геймерам, но и как одним из виднейших представителей нашего игрожура, должно быть стыдно.

    Отвечу на вопросы последнего абзаца.
    В файтинги, как тут уже заметили в комментариях, нужно играть так, чтобы получать удовольствие. Но как получать удовольствие не пытаясь достичь прогресса в навыках и не понимая фундаментальных вещей в жанре — не представляю.

    Интересы соблюдать хорошо бы и тех и других. Причем, чтобы у первых была возможность расти. Но сейчас, к сожалению, многие игры имеют большой порог вхождения, и поэтому требуют немалых усилий. Впрочем, есть довольно интересные примеры в ряде файтингов — упрощают механику комбинаций, где вся очередность ударов (с базовых до спешлов, следующих в суперы) происходит при поочередному нажатию одной кнопки. При этом сохраняя весь спектр движений и базовую схему управления. Это можно встретить в файтингах по Персоне, ДжоДжо и, кажется, MVC3.

    С друзьями играю много и подолгу, в большое количество файтингов. Часто сами проводим местные турниры. Каждый что-то знает и умеет. Никто никому не уступает и не поддается, не ставит дурацких ограничений.

    Что же до задрочки… Не так уж важно, как плохо ты начал. Важно хорошо кончить.

    Ps. Приведу пример настоящей эффектности и импровизации, через эффективность и мастерство. Финал этого боя в Street Fighter 3 вошел в легенды.
    http://www.youtube.com/watch?v=pS5peqApgUA

    • Понимаешь, в чем дело… Я играл в кучу файтингов и в онлайне, и в офлайне, но только в онлайне MK я столкнулся со странными людьми, которые учат одно комбо.

      Правда, их все меньше. Сегодня вот играл с десятком людей, и все были нормальными. Одни играли лучше меня, другие – хуже.

      Так, что, наверное, чуваки с одним крутым комбо – это детская болезнь первой недели игры.

      И да, понятное дело, что 25 процентов мувлиста – мусор, и что не надо пользоваться всем, но хотя бы 10 процентами нужно, наверное, пользоваться. Если больше 90 процентов мувлиста – мусор, то что-то не так с игрой.

      Про ставку на киберспорт я вот только сейчас услышал, каюсь.
      Для меня это очень странно.

      И я не уверен, что эта ставка полезна. В онлайне MKX и людей-то очень мало. Во всех комнатах на всю Европу в сумме человек 500. В рейтинговых боях невозможно дождаться соперника.

      Так что я не уверен в том, что вот это стремление сделать игру более киберспортивной реально идет на пользу MK, и что все эти нововведения в механике идут на пользу популярности MK.

      Бун пятнадцать лет пытался изобрести что-то новое.

      Но я уверен, что MK (2011) стал успешным только потому, что в него можно играть так же, как играли в UMK3.

    • Но в целом я позицию понимаю. Конечно, нет смысла критиковать других игроков за то, что они используют выигрышную стратегию. Надо учиться контрить чужие комбы и все такое, чтобы побеждать. Ныть, что все нечестно выбирают топ-тиров и задрачивают приемы за них – это глупо. Примерно так же глупо, как и ныть, что Саб-зиро морозит, и это нечестно.

      Меня смущают две вещи
      – верно ли, что очень большой процент мувлиста бесполезен
      (это, в общем, пока для меня вопрос)
      – зачем игру делают более киберспортивной и вносят в механику больше сущностей, если MK традиционно воспринимается как простая, фановая игра, в которой можно очень легко разобраться?
      – А если это игра на серьезных щах, то зачем тогда здесь фаталити и иксреи?

      • Прошу извинить за такой задержавшийся по времени ответ.

        Да, тут ты очень хорошо заметил: болезнь первой недели игры. Все, кто более-менее умеет нажимать на кнопки, учат что-то относительно простое и сильное. И вот спустя уже некоторое количество игр/времени, начинается более осмысленная игра.

        Возможно я поспешил назвать мусором такое количество движений в МК, говоря о бесполезности четверти движений. Нужно пояснить, что я имею в виду.
        Основы боевой системы в MKX очень близки к тому, что мы уже видели в MK9, и, отчасти, UMK3. Комбинации ударов. Список основных чейн-серий, что можно посмотреть в команд листе.
        Так вот. Каждый удар как сам по себе, так и в составе комбинации, очень различен не только по анимации, но и по уровню удара (лоу, мид, хай и оверхэд; Нигатив спиздел — оверхэды в MKX есть, и они больно бьют), по параметрам преимуществ или минусов по состоянию при блоке или попаданию в цель, и, наконец, по возможности отменять удар в специальный прием. И таким образом, удар, который не отменяется ни в один спешл, имеет плохую характеристику при блоке (ты же наверняка имеешь представление о фреймдате?), например в -24 (при панишах — “ответных ударах” — стартап которых минимум 5-7 кадров), и к тому же не оправдан по дамагу в хит/дамагу в чип, да еще и очевидный по анимации (как правило это удар бьющий в мид или лоу) будет в МК вредным и не нужным. Исключение разве что состоит для случаев, когда эти удары используются в комбинациях-джаглах.
        Вот такие приемы я и считаю мусором. В МК9 было много чейн-серий, которые не имели реального применения, кроме как просто своего наличия для нужного количества ударов. У меня такое впечатление сложилось. В новой же игре с этим гораздо лучше.

        Ставка на киберспорт разумна, и, мне думается, выгодна. В Америке соревновательный уровень игры совсем на другом уровне, нежели наш. Как и в Японии. Тут много об этом можно сказать — тема благодатная. Наши же люди просто играют, потому что это МК. Так что это нисколько не помешает здесь.

        И ты совершенно прав, когда говоришь, что Бун верно поступил сделав новые части МК близкими по геймплею к лучшей из старых частей.

        Так. На первый заданный тобой вопрос (о мувлисте) я ответил чуть выше, отвечу и на оставшиеся.

        MKX все-таки довольно прост (но уже не самый простой) для осваивания файтинг. Сложность в освоении может представить наличие у каждого персонажа трех стилей — необходимо изучать игру за/против с учетом возможностей во всех стилях. Ну и, что таить, сама механика требует привычки. Очень поменялась игра на вейкапе. Необходимо учитывать интерактивные элементы на аренах. Однако ничто из этого не сможет отбить фан именно простых смертных, что решили разбавить традиционный пивной вечер жестокостью.
        Easy to play, hard to master.

        И да, игра на серьезных щах (и это мне больше даже кажется не из-за ставки на киберспорт, а отношения создателей к сеттингу и персонажам), но мы же оба понимаем зачем тут фаталити и рентгены. Не думаю, что мне нужно что-то комментировать об этом 🙂

  • Вячеслав В

    Проблема онлайна в MKX в том, что в ней нет адекватной рейтинговой игры. В итоге полный рандом и очень часто просто служишь грушей для битья. Им нужно было сделать ранковые игры как харстоуне, тогда бы все были в выигрыше.

  • VasyOK

    Спсибо Wren, что замолил слово за Soul Calibur! Правда в него можно только на эмуляторах играть. А МК мне после Сеги не нравился. На Сеге была жестокость, но эта жестокость была карикатруной, это меня и подкупало. А о версии для аркадных автоматов, я тогда не знал.