Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Куда идти “Игромиру”

Отзывы на “Игромир” и Comic Con Russia уже который год чудовищно противоречивы. С одной стороны, там “нечего делать”, с другой стороны – там почему-то невероятные толпы людей и все важные персонажи тоже приходят. С одной стороны, участие в “Игромире” для компаний – дорого и невыгодно, с другой стороны, если совсем не участвуешь, то все подумают, что ты умер. К тому же, стримы и видосики ютуберов сильно расширяют число рекламных контактов, поэтому стенд нужен, чтобы было что и где снимать и транслировать.

Что точно не работает, так это традиционная миссия любой игровой выставки: “показать журналистам и потребителям игру, чтобы они попробовали и приняли решение о рекомендации/покупке”. Консервативный здравый смысл говорит, что это единственное, зачем выставка вообще может быть нужна. Ну, то есть, еще чтобы раздать жадным детям халяву, но такая миссия никого не радует (кроме жадных детей).

В реальности “Игромир” / Comic Con (а это одно и то же, поэтому дальше буду писать просто “Игромир”) давно уже не выставка, а фестиваль, а программу и миссию он скопировал с аниме-фестивалей. Это место, куда люди приходят, чтобы порефлексировать на тему собственной идентичности как геймера/анимешника/гика/кидалта и далее по списку. То есть, логика такая: “я геймер, поэтому я должен там быть”. При этом играть в игры на выставке необязательно (игры есть дома, демки можно скачать, можно посмотреть стримы) – разве что в одну-две. Принимать решения о покупке на основании этого опыта? Ха-ха, но нет.

Посмотреть вживую на звезд – да. Купить эксклюзивный мерч – да. Послушать выступления/презентации в толпе единомышленников – да. Сфотографироваться с косплеерами или самому прийти в странном костюме – да. А еще купить аутентичную японскую еду, поучаствовать в мастер-классе по настолочкам, посидеть на железном троне, пожать руку ютуберам, сделать фоточки, снять видео для собственного канала с десятью подписчиками и нацепить на голову шапку Марио или кошачьи ушки. То есть, хорошо провести время в соответствии с собственной идентичностью и рядом с единомышленниками. Условно говоря, в идеале “Игромир” – это как гей-парад, только для геймеров. И он эту функцию, пусть и не открыто, но выполняет.

Другие примеры ровно таких же фестивалей, но более узконаправленных, для фанатов японской массовой культуры, – это Hinode (около 20 тыс. посетителей) и J-Fest (около 30 тыс. посетителей).

Однако выставка отличается от фестиваля тем, что на выставке основные расходы несут застройщики стендов (они демонстрируют товар с целью повысить его продажи), а на фестивале основные расходы несут участники (они покупают билет на шоу и получают это шоу). Самый радикальный пример выставки-выставки – это старт продаж Nintendo Switch в России, эдакий мини-Игромир про одну платформу. Там вход был, разумеется, бесплатным, потому что мероприятие выполняло прежде всего задачи Nintendo. Самый радикальный пример фестиваля-фестиваля – это небольшие аниме-фестивали, которые снимают какой-нибудь дом культуры с большим залом для выступлений и фойе для всего остального. Там за все платят посетители (от 1000 рублей, кстати), мероприятие выполняет их задачи, а стенды спонсоров если и есть, то бесплатно или почти бесплатно. Игровые компании с популярными продуктами тоже способны организовать фестивали для собственной аудитории. Когда турнир по League of Legends собрал полный хоккейный стадион – это было вот как раз оно самое.

“Игромир” пока сидит на двух стульях: зарабатывает и на входных билетах, и на стендах (кроме, конечно, всей комиконовской мелочевки вроде выставки-продажи комиксов, где сидят авторы и сами собственное творчество продают). И вот эти два стула и делают мероприятие столь противоречивым: один зал – это веселое торжество искренности, а другой зал – это рекламный булшит с нанятыми моделями. Рано или поздно, но это противоречие лучше снять, и на мой взгляд, лучше фокусироваться на интересах и деньгах посетителей. Жирные рекламодатели могут в любой момент исчезнуть, а геймеры за ментальную поддержку собственной идентичности без труда заплатят и вдвое, и втрое больше.

P.S.
В первой версии текста я упомянул воронежский аниме-фестиваль как пример небольшого. На самом деле, там тоже около 15 тыс. человек в сумме на всех мероприятиях.