Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Много букв о PlayStation в России

Интервью с Сергеем Клишо было записано в конце 2014 года, но так и не опубликовано, потому что тогдашний PR-менеджер PlayStation попросил потерпеть – дескать, курс доллара скачет, информация может быть нерелевантна. В итоге отличный материал бы так и похоронен до лучших времен. Но я его раскопал и публикую здесь и сейчас, благо про цены тут совсем немного.
При чтении учитывайте, пожалуйста, что все сказанное здесь – оно из конца 2014 года.

– Вы пришли на российский рынок, когда приставки легко ломались и, кажется, почти все геймеры пользовались пиратскими версиями. Как вы умудрялись продавать легальные игры для PS one и PS2 в таких условиях? Можете ли оценить процент геймеров, пользовавшихся легальными играми в те годы?
– Начать стоит с того, что я лично присоединился к Сони в 2007 году в момент запуска PS3 (20 апреля 2007 года, – прим. ред.). Однако первые два года количество продаваемых консолей PS2 превышало количество продаваемых консолей PS3. Такой вот интересный феномен. Я связываю его с тем, что PS2 были доступны по цене – тогда это было важно – плюс, конечно, определенный процент консолей был запирачен, и это, скажем так, сказывалось на продажах PS2. При этом стоит отметить, что тем не менее… (пауза)… Понятно, что на консоли PS3 c пиратством удалось справиться прежде всего благодаря программному обеспечению, которое позволило обезопасить консоль от массового чипования, но я хорошо помню отличные продажи таких лицензионных игр для PS2, как Tekken 5, эту игру от Namco в Европе распространяла Sony, Sly, Jak & Daxter, Ratchet & Clank. Они расходились большим тиражом. Можно сказать, что владельцы 15 процентов активных консолей – то есть, не всех проданных, а именно активных на тот момент времени, использовавшихся геймерами, – покупали лицензионные игры. При этом надо понимать, что в регионах пиратство было выше в силу низкого дохода прежде всего и плохой дистрибуции – просто не все игры были доступны. В Москве дистрибуция была хорошая и доход населения, конечно, выше, поэтому больше и процент продаваемых лицензионных игр. Если это 15 процентов в среднем по России, то в Москве, наверное, 25-30 процентов активных владельцев PS2 покупали лицензионные игры. При этом PS3 долгое время вообще было нельзя взломать и, наверное, по поводу PS3 можно сказать, что сильно больше 95% владельцев покупали лицензионные игры. Можно сказать, что лицензионные игры полностью победили пиратство на консоли PlayStation 3.

– Да, это точно. А можете ли вы назвать окончательные цифры продаж в России отдельно PS one, PS2, PS3, PSP, а также нескольких знаковых игр для этих консолей? По PlayStation 1, 2, 3 не очень понятные точные цифры продаж. Можно подвести какие-то итоги?
– Итоги подводить пока рано, потому что запущена фантастическая консоль PS4, которая сейчас самая продаваемая консоль в мире по сравнению со всеми когда-либо запущенными консолями. На Игромире мы говорили о том, что порядка 2 млн. портативных консолей (PSP+PSV) продано в России и порядка 3 млн. домашних консолей (PS1-PS3). При этом каждая новая дмашняя консоль продавалась большим тиражом, чем предыдущая.

– А точнее можно цифры с разбивкой по консолям?
– Мы не озвучиваем эти цифры отдельно по территориям, но можно приблизительно посчитать самостоятельно, при том очевидно, что PS2 и PS3 было продано сильно за миллион.

– А есть ли какие-то цифры по конкретным играм? Я помню, что Gran Turismo 5 набрала 100 тыс. копий.
– Я бы назвал самые знаковые игры для PlayStation 3, которые были проданы большим тиражом. Да, действительно, цифра по Gran Turismo 5 верна. Кстати, Gran Turismo 6 тоже близка к такому результату. Тем не менее, GT5 быстро достигла той цифры. Uncharted 3 продалась за 100 тысяч. Heavy Rain – абсолютно точно. Я бы сказал, что это одна из уникальных игр для нас, именно для российской команды, потому что attach rate (соотношение числа проданных копий игры и проданных консолей, – прим. ред.) очень высокий. Очевидно, что нашим геймерам игра понравилась. И, конечно, игра, которая не перестает продаваться и удивлять, это The Last of Us, которая была продана сильно за 100 тыс. на PlayStation 3 и, в принципе, я жду, что ее ждет такая же судьба и на PlayStation 4 . Близко, большими тиражами, но меньше 100 тыс. копий, были проданы последние части Killzone и God of War.

– Сколько всего людей, по вашим оценкам, сейчас в России играет на тех или иных консолях? Речь о всем рынке, не только по вашим консолям, а в целом. Как этот показатель менялся за последние годы?
– По тем консолям, которые продавались или продаются в настоящее время, я бы оценил суммарно количество в полтора-два миллиона. Это те консоли, которые геймеры действительно используют сейчас. Я бы сказал, что скорее ближе к двум, потому что некстген или уже каррент-ген быстрыми шагами развивается, и там все консоли активные. Хотя какие-то консоли замещаются, и есть геймеры, которые играют на двух консолях сразу. При этом надо понимать, что любая консоль дома находится в так называемом домохозяйстве. Если мы говорим о том, что в России 45 миллионов домохозяйств, и из них полтора-два миллиона – с консолями, то получается, что есть четыре с половиной или пять миллионов человек, у каждого из которых есть возможность в любой момент времени поиграть. Это не значит, что их следует считать консольными геймерами, но если консоль есть дома, то в нее могут поиграть папа, мама, дети и так далее. Поэтому я бы оценил число и постоянных геймеров, и людей, которые время от времени играют, вот этой цифрой в 5 миллионов. Они знают, что такое консоль, они видели игры и, возможно, пробовали их. Это существенная цифра, но при этом она очень мала по сравнению с другими странами, где консоли есть в 50% домохозяйств. Так что нам еще есть куда расти.

– А какова динамика роста числа консольных геймеров? Оно со временам PS one – PS2 сильно изменилось?
– Я думаю, да. В эпоху PS one и PS2 и даже в начале эпохи PS3 мы говорили о том. что мы совсем-совсем писишная страна, и консоли только начинали продаваться. Тогда было даже больше не писишных геймеров, переходивших на консоли, а людей, которые впервые знакомились с играми именно на консолях. Число консольных геймеров растет, и это видно даже по продажам лицензионных игр. Да, понятно, что часть ПК-геймеров находится в серой зоне, но при при этом все цифры – например, от JFK – говорят о том. что консольные игры очень быстрыми темпами растут, это уже большие цифры.

– Как вы оцениваете соотношение между продажами коробочных версий игр и цифровых версий игр в России на PlayStation?
– Я бы не хотел называть цифру, потому что эта цифра находится в динамике. Тренд очевиден – в сторону цифровых версий. Понятное дело, что есть ограничения, вроде скорости Интернета. При том всем Интернет в России неплох по сравнению с другими странами, но он неравномерно развивается. Где-то он ограничен пока по пропускной способности. Плюс есть еще сила привычки. Многие хардкорные геймеры хотят в силу разных причин иметь диск, и эта привычка работает на физические продажи. И я хочу сказать, что в цифре пока есть преобладание дополнительного контента – прежде всего, так продаются DLC и инди. Поэтому если мы говорим о полноразмерных играх, то перевес пока еще сильно в сторону физики. При этом тренд очевиден и важно еще сказать, что Россия – одна из лидеров в Европе по приросту цифровых продаж. Мы в этом смысле быстро адаптируемся.

– А вот мы подошли к больному вопросу о росте цены. Что с ней будет происходить?
– Производство игр, разработка, производство консолей – все это находится не в России. Мы не говорим о производстве дисков – да, у нас есть завод в Боровске, который печатает диски, но это очень небольшая доля затрат при производстве игр. Все это находится за границей и, конечно, есть большая зависимость от курса рубля по отношению к другим валютам. При этом все, что мы могли сэкономить здесь в России, включая печать на нашем заводе, – все уже использовано нами, чтобы сократить розничную стоимость игры. Именно поэтому мы не повышаем сейчас стоимость игр на российском рынке, и это уже продолжается последние год-полтора, когда курс меняется, а рублевая цена остается прежней. Речь именно о цене на игры.
Цены на консоли также практически не менялись и практически стабильны. При этом скачок курса, который произошел в конце года, скажется на цене. Но наша задача – добиться того, чтобы цена была максимально приемлемой и комфортной для потребителей, для российских геймеров. Иначе нам сложно будет продавать продукт. Сохранять прибыль все равно важно, потому что прибыль инвестируется в развитие бизнеса, при этом завышать цены мы не собираемся, и надеюсь, что прайс всегда будет справедливым как для консолей, так и для игр. Поэтому если вы хотите, чтобы я посоветовал что-то геймерам, то я бы рекомендовал им покупать консоль и игры сейчас, пока ценообразование находится на прежнем уровне. Посмотрим, что дальше будет с курсом. Цены удается держать на приемлемом уровне, при этом корректировка будет.

– А когда именно можно ждать корректировку?
– Какую-то корректировку по консолям мы сделаем в январе. Да, в январе. По играм мы пока остаемся на прежнем уровне, посмотрим. Посмотрим, что будет с курсом после Нового года.

– Такой вопрос от читателя – если сейчас сделать предзаказ на игру, не получится ли, что потом спишут по новому курсу сильно больше?
– Не получится. В сторе все цены – рублевые. Хочу заметить, что рублевые цены в российском сторе при пересчете в любую другую валюту сейчас являются самыми привлекательными, наверное, в мире. У нас очень преимуществ, очень много акций. При этом вы видите цену в рублях, и именно этот прайс и должен списываться. Что касается предзаказа, то там все зависит от его условий, но там не курс применяется, а та цена, по которой вы купили. Нет пересчета никакого из долларов или евро в рубль. У нас полностью локальный стор.

– Сейчас опять стал актуальным вопрос о сниженных региональных ценах для России. Насколько я понимаю, это возможно только при условии, что этими ценами не смогут воспользоваться жители других стран. В Steam это реализовано через региональные ограничения. На ПК также применялся такой метод защиты от реэкспорта: игра выходила только на русском языке. Обсуждается ли в Sony вопрос о региональных ценах, при каких условиях они могут быть введены?
– Я бы сказал так, что у нас цены уже региональные. Ведь если цены выставляются в рублях, а не в долларах или евро, то они уже по определению региональные. Плюс эти цены всегда учитывают специфику российского налогооболожения. Это касается как консолей, так и игр. Я не знаю, известно ли геймерам то, что налог составляет 12.5 процентов на все консоли, ввозимые в Россию, это одна из самых высоких ставок в мире, и это только одна из составляющих налогообложения. Поэтому цены и так уже локальные. Можно ли принципиально их сделать ниже?

– Ага. Речь именно об этом.
– Наверное, надо сделать их правильными прежде всего и для геймеров, и для компаний. Компании ведь тоже инвестируют деньги и в игры, и в развитие локальных продаж, в локальный офис, распространение продукта, локализацию, коммуникацию с геймерами. Очень много расходов сопутствуют бизнесу. Можно ли цены сделать низкими? Ну, я в общем и так считаю их справедливыми. Сказать, что они высокие или невысокие, я не могу, потому что относительно других стран они ниже. Если мы говорим относительно того, что есть в Стиме, то со Стимом нас сравнивать, наверное, некорректно, потому что мы разные компании и разные платформы с разной затратной частью. Как-то так вот.

– Дело в том, что сейчас многие мультиплатформенные игры, которые есть и на ПК, и на консолях, зачастую в Стиме стоят в шесть-семь раз дешевле. Что делать вот с этим? То есть, понятно, что эксклюзивы-то у вас купят, просто выбора нет.
– Это тоже вопрос защиты в какой-то степени. Вот каким образом не допустить перетока вот этих игр из России, если, предположим цены низкие? При этом я понимаю, что Стим какие-то образом пытается организовать локальное ценообразование. Но я хочу подчеркнуть, что у разных компаний разные способы ведения бизнеса, и мне очень сложно прокомментировать ценообразование Стима. Я не знаю до конца, чем оно обусловлено. Понятно, что чем дешевле разработка игры – тем игра более доступна в финальной стоимости для геймера. Пример тому – инди, которые сильно дешевле, чем большие игры больших издателей. Наверное, важно здесь отметить, что после запуска PS4 компания Sony плотно работает над тем, чтобы дать как можно большему числу разработчиков возможность делать игры, в том числе и недорогие. Наверное, это один из путей уменьшения стоимости игры на нашей платформе. Дать вариативность, сделать так, чтобы игры были разные – и дорогие, и недорогие.

– Хорошо, а расскажите, планируются ли русские неигровые сервисы для PlayStation 4 – например, с кино, сериалами, спортивными трансляциями?
– Да, большое количество переговоров идет, и некоторые из них на финальной стадии. Совсем недавно к российскому PSN были подключены несколько мировых сервисов, вроде Plex и Dailymotion . Сейчас доступен широкий спектр стриминговых сервисов по подписке.

– Западных?
– Да, западных. Сейчас есть пять-шесть сервисов. Еще вот Qello – это лайв-концерты. И буквально в самое ближайшее время мы сделаем анонсы локальных сервисов. Есть мысли и по фильмам, и по спорту, просто нужно еще немного поработать. Мы постараемся в ближайшее время геймеров порадовать этими новостями. При этом западные сервисы пользуются популярностью, и я думаю, что по списку мы не будем уступать другим территориям. Не все сервисы локализованы, но для тех же концертов знание английского не очень важно.

– Сейчас некая русская студия Dinosaurum Games собирает с пользователей деньги на эксклюзивную игру для PlayStation 4 и утверждает, что она разрабатывается при поддержке Sony или, как минимум, получила лицензию SCEE (http://dinosaurum.com/news/poluchenie-licenzii-scee/). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть их слова?
– Мы знаем, что эта студия получила базовую документацию для разработки игр и запросила девкит. Это стандартные условия для работы – те, которые Sony гарантирует любому разработчику, который может заинтересовать компанию некоей потенциально интересной игрой для нашей платформы. Хотелось бы отметить, что это одна из наших ближайших задач – постараться поработать с как можно большим числом российских студий, которые могли бы разрабатывать игры для платформ PlayStation.

– Как отличаются предпочтения российских геймеров от предпочтений европейцев? Насколько я понимаю, в России непропорционально популярна была PSP и что-то подобное происходит с PS Vita, это так? Также была упомянута Heavy Rain. А еcть ли еще интересные примеры?
– Я бы не сказал, что вкусы российских геймеров сильно отличаются от вкусов европейских или от американских. Потому что геймер – это глобальный человек, который получает всю информацию об играх из Интернета и других источников и, как правило, выбирает те же жанры, что и геймеры в других странах. Тем не менее, отличия есть. Мы какое-то время были портативной страной. Я думаю, потому что было большое количество молодых геймеров, которые хотели играть на консолях, при этом PSP была наиболее доступной платформой с собственным экраном, который не надо было делить с родителями. Причины популярности PSP – это дети, это свой экран, это доступность самой приставки, это возможность на этой приставке воспользоваться каким-то другим контентом, это огромный каталог игр, который до сих пор продается. Я могу в дополнение к предыдущим вопросам сказать, что очень большой сдвиг в продажах в сторону лицензии был в тот момент времени, когда мы смогли расширить дистрибуцию и делать большое количество регулярных промо-акций, показать геймерам, что игр много, цены все в рублях, это все сдвинуло принципиально отношение не только к лицензионным играм, но и к платформам, к консолям в какой-то момент. Это и являлось причиной того, что мы стали портативной страной: большое количество юных геймеров.
При этом гейминг сам по себе в мире все же в основном взрослый, и как только мы стали двигаться как индустрия, как страна, как геймеры и как компания, которая делает сервис для геймеров, и как появилась возможность, домашние консоли стали продаваться тоже круто. При этом портативные консоли все равно очень популярны, очень хорошо стала продаваться PS Vita. PS Vita вообще с моей точки зрения – одна из самых правильных портативных консолей из тех, которые до сих пор остаются на рынке. А с учетом того, что это часть экосистемы PS4, у PS Vita есть еще определенная жизнь с точки зрения каталога игр,которые будут доступны частично на PS4 и на PS Vita. Вообще, диджитал-каталог по PS Vita очень большой.
Произошло смещение в сторону домашних консолей, и я думаю, что гейминг, в том числе и портативный, был замещен большим количеством смартфонов и возможностью играть на большом количестве девайсов в схожие игры. То есть, не в те самые игры, в которые можно играть на PS Vita, а в в подобные игры, в более простые, в казуальные игры, проводить 10-20 минут, час за игрой, а не два часа..
PSP была настолько популярна, что зачастую все PlayStation в России называют PSP. Когда люди видят PlayStation 4, она говорят, что это PSP. Настолько укоренилась мысль о том, что PSP – это маленькая могучая консоль, которая покорила Россию.
У игровых девайсов останется своя ниша, пока они останутся частью экосистемы домашних девайсов, пока они будут давать другой опыт. Все-таки, поиграть в Uncharted, пусть даже это “Uncharted: Золотая бездна”, намного круче на PS Vita, чем на любом другом девайсе, если это в принципе возможно.

– Действительно, там нет ничего подобного.
– Если человек хочет играть не в казуальные игры, а в игры-игры, то это PS Vita на данный момент времени. Если человек хочет просто поиграть 5-10 минут в поезде, в самолете, то это иногда легко заменимо любым персональным устройство, которое есть в кармане.

– Андрей Калугин из Microsoft в интервью сказал, что ПК-гейминг – главный конкурент Xbox One. Большинство современных игр действительно выходит и на консолях, и на ПК, при этом на ПК цена может быть в несколько раз ниже. Считаете ли вы ПК конкурентом и как можно привлечь аудиторию ПК на PlayStation 4? Что делать с ПК-геймерами?
– Я думаю, что с ПК-геймерами ничего не нужно делать, они сами решат, что делать с самими собой. Это самое правильное. Я соглашусь с тем, что аудитория, которая играет на ПК, – один из основных источников притока новых геймеров на консоли. Потому что тот, кто играет, склонен вернуться в гейминг, и если он возвращается или переходит куда-то, то он переходит на консоли, это общемировой тренд. Если не хочет переходить – это его решение. Наша задача – объяснить, чем консольный гейминг отличается от писишного, чем он лучше, в чем преимущество, показать тот набор игр, который доступен только на консолях. Гейминг на консолях однозначно выглядит более инновационно, технологично и поддерживается большим количеством больших компаний, которые верят в то, что на консоли в игры играть удобнее и на консолях игры… не могу сказать, что игры лучше, потому что многие из них мультиплатформенные. Неправильно говорить, что игры на консолях лучше, просто опыт другой, экспериенс другой у геймера. Например, shareplay дает огромный новый опыт для геймера с точки зрения коммуникации с другими геймерами, когда ты можешь поделиться уровнем, пройти какую-то кооперативную сессию, при этом партнер может не иметь игру, она может быть только у тебя, – это уникальная фича, которая возможна только на консоли. Наша задача – только объяснить, а дальше геймер выбирает сам.

– В магазинах электроники и салонах мобильной связи я постоянно вижу разнообразные полупиратские портативные “консоли” со встроенными эмуляторами старых игр – например, вот такие. О них, кажется, вообще не принято говорить в игровой индустрии. Но в той же “Евросети” они продаются в одной категории с PSP . Некоторые даже копируют внешний вид PSP. Как вы оцениваете объем этого рынка, кто приобретает такие консоли и не мешают ли они продажам ваших приставок?

– Большинство этих консолей действительно похожи на PSP, и это говорит о популярности ее в России. Продать любой девайс, если он издалека похож на PSP, значительно проще. Часть устройcтв нарушает права Сони, и это работа для юристов. Но я занимаюсь не юридическими вопросами, а бизнесом, поэтому хочу отметить, что доля этих консолей очень сильно падает в последний год. Очевиден тренд, что геймеры уходят в более качественный опыт, в более качественные девайсы. Речь не только о домашних консолях, просто смартфоны и планшеты очень сильно ударили по этому рынку не очень понятных девайсов, похожих на PSP. Компании, которые изучают рынок, говорят, что он упал порядка на 30 процентов.

– А сколько таких консолей продается?
– Много в штуках и мало в деньгах. Потому что они стоят по три копейки и качество соответствующее. Но для кого-то, возможно, это первый шаг, первая попытка поиграть.

  • Maxd17

    Надо бы еще статью про херовую поддержку сони. За бан карт на 3-7дней. За сломанные предзаказы. Отвратительная работа Пс стора на Вите и смартфонах

  • Из текста я понял, что цены еще до кризиса пытались занизить, а теперь их занижать уже некуда и они будут только расти, если ситуация не улучшится.

  • Delofeu84

    Ну а чо про 2016 думает соня? Полная жопа или не совсем?

    • Da Vinci

      в 2016 нас ждёт куча ярчайших,эксклюзивных,завораживающих анонсов игр!!!
      которые возможно выйдут на PS V(enom)…
      в 2020 году…

  • Sins 17

    А о Microsoft в России кто-нибудь рассказывает?

    • Было интервью на Ленте в конце прошлого года.

      • Miami

        Евгений Закиров, пиар-менеджер Иксбокса, интервью вообще давал хоть кому-нибудь? Я таких скрытных личностей нигде еще не видел))

        • Ему нельзя давать интервью. В MS интервью может давать только глава Xbox в России.

    • Hideo Kojima

      Некие отвратительные личности, некоторое время назад.

  • Mental the Hedgehog

    >Можно ли цены сделать низкими? Ну, я в общем и так считаю их справедливыми. Сказать, что они высокие или невысокие, я не могу, потому что относительно других стран они ниже.

    Справедливыми, конечно. И зарплаты, наверное у нас как “в других странах”. И покупательская способность, видимо, аналогична.

    • catgundam

      Зарплата в стране не особо коррелирует со справедливой ценой, пушо если игра делалась в другой стране, то и оценка ее стоимости будет по тем реалиям, а то шо в где-то в СНГ это слишком дорого их не волнует и в принципе не должно.

      Снижение цены на джевлы и в стимах из расчета ну хоть ченить продадим это в принципе такое себе занятие.

      • Mental the Hedgehog

        Что это за “пушо” и “шо”? Смысл ясен, но по русски так не пишут.
        Не волнует? Так удачных им продаж, им же деньги не нужны. Полное издание Баттлфронта за 7 кусков… Они совсем уже, а?

        • catgundam

          “Так удачных им продаж, им же деньги не нужны. ”
          В исключительном случае это 10% продаж, в среднем меньше на порядок, если не больше – нет, не нужны.

          “Полное издание Баттлфронта за 7 кусков… Они совсем уже, а?”
          По курсу столько же сколько у белых людей, какие проблемы?
          Правда тут даже белые люди ныли, но это пак с кучей длц, так шо ноют они зря.

          “но по русски так не пишут.”
          Говорит мне некто “Mental the Hedgehog”, окей.

          • Mental the Hedgehog

            Длц – зло. В эпоху ПС2 игрок СРАЗУ покупал готовый продукт. Законченный. Без патчей. Без доната. Вылизанный. А теперь – готовьте кошельки, если не жалко. Бизнес.

          • catgundam

            А шо, раньше игры были благотворительностью?

            Алсо, есть конечно всякие плохие дяди, которые вырезают куски из игры для длц, но есть и нормальные девелоперы, которые действительно расширяют игру если есть спрос на это.

            Алсо, игры делались дольше – текущие дей оне патчи не прихоть, а необходимость – сложность выросла, 5 лет игру ждать проблематично. Да и никто не мешает подождать, бзв.

            Ну и главное – платить все еще никто не заставляет.

          • Mike

            С тех пор стоимость разработки игр значительно выросла, что не сопоставимо с подорожанием игр на Западе (цена в 60 долларов/евро уже в общем-то давно). Поэтому и пилят всякие DLC и прочее.

        • Забор Фигассе

          Вопрос века можно? Нужен ли между “по” и “русски” дефис? И является ли пунктуация мерилом и эталоном аргументированности при обсуждениях?:-D

      • Don Johnson

        Как же достала манера школьников доводить любой мем до абсурда. Что это за “пушо”? Нахрена оно в каждом сообщении?

        • catgundam

          Пушо вас это беспокоит, офк.

          • Don Johnson

            Давно лелею сюжет для книги. В далеком будущем всех школьников после окончания начальных классов отправляют на планету Школа. И они там сами по себе живут. Кормят автоматически, учат по удаленке. После окончания школы тех, кто выживет (а вы понимаете, что там, где одна школота, будет ад и Израиль; выживут не все), после экзамена на зрелость пускают обратно в цивилизацию.
            Должно зайти – кровищи будет немало.

          • Такая книга есть – рыцари 40 островов

          • catgundam

            Пфф, мягко говоря не новая идея.

          • Don Johnson

            Я уже объяснял. Новых идей нет уже давно. Сюжетов всего 26. Вся разница в исполнении.

          • catgundam

            Это исполнение даже по меркам местных комментов так себе.

  • catgundam

    Сонечка везжает на школьниках, впрочем, ничего нового. МС выезжает за счет мажоров, нинтендо за счет упоротых и нормальные люди играют на пк. Все как обычно.

    “Дать вариативность, сделать так, чтобы игры были разные — и дорогие, и недорогие.”

    Так вот чем ЕА руководствовалось, ставя ценник на Батлфронт – типа есть же люди, которые хотят потратить побольше.

    • Sins 17

      >нормальные люди играют на пк.

      На ПК неудобно, в играх давно консольное управление, геймплей, динамика, графика, интерфейс, оптимизация все в первую очередь под геймпад, телевизор и консоль, а на ПК тормоза с каждой новой игрой, необоснованные лаги, забагованность, порушенная сложность и динамика(очень важно), в графики нет заметных преимуществ(разницу вижу только если поставить рядом две картинки и долго вглядываться), на истину не претендую, это личные впечатления от ПК гейминга. На ПК играю в стратегии и ПК эксклюзивы, а их мало.

      • Doctor Net

        У меня монитор жиром потёк, сейчас стол зальёт.

      • catgundam

        ПК + Геймпад + Стим + Телевизер = экономия и удобство, консоли за счет игр всегда будут дороже, значительно. Тормозов не наблюдаю последние 5 лет в любой новой пк игре.

        Я же говорю, не крутые игроки, а нормальные люди, у которых игры не приоритет намба ван в ущерб всему остальному.

        • Sins 17

          >Тормозов не наблюдаю последние 5 лет в любой новой пк игре.

          Спорить не буду, у меня все наоборот, я поэтому в том числе и играть предпочитаю на консоли.

          • catgundam

            Та я тоже предпочитаю консольки, но объективно на пека можно все то же самое – но значительно дешевле, как железо так и сами игры + пк это все таки пк и без него не обойтись, в отличии от.

          • Sins 17

            Мне по ряду причин для игор больше подходит PS4 и XOne.

    • Забор Фигассе

      О! Получается что я нормально упоротый школьник-мажор. Это в вашу картину мирового обычного гейминга как-то вписывается?:-D

      • MAXHAH

        Откуда у школьника деньги на игры?

        • “школьник-мажор” же

        • Забор Фигассе

          А что PS4 удел только школьников?

      • catgundam

        Единичные случаи не в счет статистики.
        У меня самого вот все есть ( ͡° ͜ʖ ͡°)( ͡° ͜ʖ ͡°)( ͡° ͜ʖ ͡°)

        • Забор Фигассе

          Чо? И даже GameCube?

          • Serge

            влезу
            у меня есть всё и GameCube ))

          • Забор Фигассе

            С вами, молодой человек, разговаривать не о чем. Хотя… Если и 3DO имеете…

          • Serge

            имеем
            и сатурн
            и сегу сиди

          • Михаил Лосевский

            Блин, вот меня твоя аватарка умиляет. Как увижу, сразу настроение поднимается ))

          • Serge

            Самого картинка (и её тема) дико прёт. Никогда бы не поставил себе женского персонажа иначе ))

          • Михаил Лосевский

            А я читаю твои комменты аж голос слышу, да и стиль письма у тебя похож под перса немного ))

          • Serge

            yay

          • Забор Фигассе

            О! Приятно в интернетах встретить родственную душу! В твиторах обитаете? Я б зафолловил:-)

          • Serge

            Jutah82 но я сейчас ничего не пишу туда. Может буду.

          • catgundam

            Простите, я не гей ( ͡° ͜ʖ ͡°)

  • Забор Фигассе

    “Фантастический” пылесборник.:-/ Игорь нет. Ремастеры и ремейки хорошо конечно, но в условиях курсовых перепитий дороговато. Халява для Plus – одна индюшатина. Если майки бомбанут таки обещанной обратной совместимостью, то Соне начнёт уверенно сливать свою самую продаваемую консоль.

    • catgundam

      Как это – жаловаться на ремастеры и говорить что обратная совместимость победит ремастеры.

      • Забор Фигассе

        Обратная совместимость это возможность юзать игры/диски нескольких поколений на одной консоли. При чем имеющиеся диски предидущего поколения за просто так. При чем купленное на прошлой консоли в цифре на новой тоже просто так. Пардон муа за ликбез. Или я не улавливаю потусторонней связи с ремастерами?

        • catgundam

          А РФ тут причем? База лицушников мизер, причем они скорее всего 80% где-то и так купили оне.
          Для остальных эти игры не бесплатные, а если нет в цифре то еще и фиг достанешь.

          Ремастер дает гарфоний и осовременивает игру, шоб в нее было приятно играть в 201x. При этом стоит обычно дешевле большой новой игры, исключение вроде только гта 5 но рокстарам бгг можно.
          Обратная совместимость же у оне проблемная, с Масс Ефектом вроде до сих пор разбираются пушо он на 360ом делался всякими грязными хаками анрыла на конкретную консоль.
          + база игр маленькая и странная, нет Лост Одиси например – одна из главных игр которую действительно можно было перепройти.

          Так-то почти в любом случае более-менее интересные ремастеры вроде унчика или мастер шефа коллекции намного интересней смотрятся чем обратная совместимость.

          • Забор Фигассе

            У нас разный подход. Мне ографонивание и освоевременивание до уровня полупресс х ту вин в охеренных декорациях не надоть.

          • catgundam

            Примеры таких ремастеров есть?
            Я на память не припомню где ремастер бы игру портил.

          • Забор Фигассе

            От блин, а я говорил что-то про портить? Да и не прохожу я ремастеры-то. Вот разве тока Анч:Натанова коллекшон. Чиста из-за локализации и только первую часть. Две другие до кучи совершенно мне не нужны.

          • catgundam

            Нет уж, пишете “Мне ографонивание и освоевременивание до уровня полупресс х ту вин в охеренных декорациях не надоть.” – давайте с примерами.
            Унч не пример – там геймплей меняли практически никак.

          • Забор Фигассе

            Хорошо, “полупресс х ту вин” можете заменить на “тех же щей”. Так пойдет?

          • catgundam

            А обратная совместимость это новые щи?

          • Забор Фигассе

            Обратная совместимость это бесплатный бонус. Ремастер – платная услуга. Первое для меня намного предпочтительней. Для большинства геймеров, думаю, тоже. Хотя бы тем, что у них будет выбор какую из версий покупать, если естественно раньше не брали. В противном случае, да ещё в условия кризиса, старая коллекция вполне себе жизнеспособна получается. Это, намой взгляд, удобно и правильно. И не требует дополнительных затрат или может способствовать их сокращению.

          • catgundam

            “бесплатный бонус”
            Где бесплатный? Игры купить надо, если уже не купил, нифига не бесплатный лол. Никоим разом это не бесплатно, да и с дешевизной проблемы – скажем прямо, старые игры шо в псн шо в лайве и даже некоторые в стиме без акций весьма дороговаты.

          • Забор Фигассе

            Простите, но это ваше фома-ярёмное меня утомило. Можете считать себя победителем в ремастер-споре. А я пойду глотать слёзы обиды побеждённого.

          • catgundam

            Шо значит можете – я всегда считал ( ͡° ͜ʖ ͡°)

          • Shmebulock

            В новом Анче Коллекшоне в первой части дико порезали динамику, вражины двигаются в слоумо. Ощущения в связи с просмотром на Ютабе могу ошибаться, сам проходил на крашинге и в был в некотором замешательстве от увиденного в новом переиздании. Опять же, я могу ошибаться, сам в новое издание не играл, только видел стрим. А вообще, при наличии ПС3 и библиотеки в овер 100 игр на ней на покупку ПС4 не мотивирован полностью, ибо на хрена мне ремастеры и пяток свежих игр?

          • catgundam

            “А вообще, при наличии ПС3”

            Речь об обратной совместимости.

            Ремейк унчика такое себе, вроде уже писал выше – там переделывали пальбу первой части пушо некоторые моменты непроходимые даже для неплохих задротов.

          • Dinar

            Silent Hill 2,3 Collection

          • catgundam

            Выходили на пс3 и 360ом, не очень подходит под тему.
            Да и это конами, своя атмосфера.

    • Забор Фигассе

      В России сливать я имел ввиду. Ну да на нас им скорее всего пофег.

      • catgundam

        В рф большая часть базы 360ого – пираты, им на обратку пофиг, да и на оне в принципе тоже.

        • Забор Фигассе

          Пиратам на все пофег, пока не поломато. Полагаю им и на PS4 класть могучей кучкой. Пока во всяком случае.

    • Mental the Hedgehog

      И вот у меня вопрос – почему они так поступают? В эру ПС3 был Cell, который был занозой для разработчиков. Теперь, архитектура проще. И пусть графон становиться лучше (хоть и разрыв не очень большой между поколениями), игры должно было стать разрабатывать проще. Но все где-то в 2016ом. Новый Ratchet & Clank – 2016. Uncharted 4 – 2016. И я понимаю, это адский труд – создание игры, но штука в том, что сейчас у них даже нет хорошей гоночной игры. Говорят, будут делать новый Motor Storm. Но когда он выйдет, кто знает.
      А Виту поддерживать они вообще будто отказались. Вообще. Порты портов – сборники игр, изначально вышедших на ПС2. Uncharted, Killzone, Gravity Rush, LBP Vita и…. Всё. А больше больших игр вам не надо. А ведь сколько всего было на ПСП! Свой God of War – две штуки. Potapon. Мобильные GTA. Где сейчас это всё? Где работа со сторонними издателями?

      • Забор Фигассе

        Я ХЗ что у них и почему, но на мой взгляд, майки если и не наступают им на пятки, то уже их видят. А вопрос то отставания в тупо проваленном маркетинге. Консоли то по факту почти сопоставимы в качестве.

        • Mental the Hedgehog

          Меня больше добили переиздания God of War Collection на Виту.
          “Вот вам первые две части. Хотите третью? Гоу за ПС4.”
          “Вот вам третья часть на ПС4. У вас нет ПС3? Ну, купите Виту?”
          Маркетинг – зло.

        • Там, как это ни печально, отрыв всё ещё космический – практически в два раза. Хотелось бы, конечно, нормальной конкуренции (потому что тогда Сони пришлось бы шевелиться). Но не уверен, что дождёмся.

      • Denis Voznyuk

        Есть Driveclub. Или вы про симуляторы?

        • Mental the Hedgehog

          Нуууу…. А сколько её доводили до ума? А падающие сервера на старте? Так себе имидж для нового проекта.

          • Denis Voznyuk

            На старте не играл, но сейчас это лучшая гоночная аркада за последние несколько лет, в которую я играл.
            Самое главное в этой игре – как ни странно, она про гонки. Все остальное в ней вторично. И после всех этих The Crew, NFS и т.д. это просто глоток свежего воздуха.
            И еще, в ней хорошая физика. С одной стороны, сложнее, чем в большинстве аркад, с другой стороны, не настолько сложная как симуляторах.

          • Sergey Kuchin

            Меня люто бесили бесконечные штрафы за все подряд. Как-то все желание отбивало проходить. В тот же Motostorm 2 играл кучу времени.

      • Serge

        имхо реально сложно дорого и рискованно стало игры делать мощные, всё просто.

      • kkruglov

        работы с сторонними большими издателями/студиями чтобы те делали игры для виты – больше не ведутся (не считая мб японского рынка).им просто это не нужно, они не смогли (не пытались, будем честны) продать прекрасный хендхелд, и теперь пытаются минимизировать любые расходы или разговоры связанные с провалом (а саму консоль обеспечивают номинальной поддержкой закрывая дыры в защите, и всё).

        я, как владелец, немного разочарован, но из-за инди и того что играю мало – пока игр с головой хватает, но есть минимум с десяток игр которые я бы хотел увидеть на вите, но понимаю, что разработчики сами не будут это делать, потому что не окупится.

    • Sins 17

      Игорь нет? Я покупаю только самое стоящее и сильно присматриваюсь, мало что нравится, и то выходит по одной две игры в месяц, и я не успеваю их проходить. А как обстоят дела на ПК? Есть во что играть, есть эксклюзивы?

      • Забор Фигассе

        Я не ПК-боярин. И если что-то там меня как игрока и интересует, то дородовые потуги Старного Ситезена. А что вы купили и не успели пройти на PS4? Я так понимаю с ноября 14-го по одному стоящему и нравящемуся в месяц покупаете?
        Я вот Тур де Франс последний.:-)

        • Sins 17

          Играю в Witcher 3, Uncharted, Titanfall, не распакованные лежат The Phantom Pain, Mad Max, Halo: The Master Chief Collection, собираюсь брать,
          Halo5, 27 октября
          Need for Speed 3 ноября
          COD, 6 ноября
          Fallout, 10 ноября
          TombRaider, 13 ноября
          StarCraft II: Legacy of the Void 10 ноября
          Battlefront, 17 ноября

          • MAXHAH

            Сейчас тебе скажут, что мультиплатформа – это не игры.

          • Забор Фигассе

            Мы тут о Соне трём или сразу про все? Выносить в заслугу Соне КоДы, Фоллауты с ТомбРейдерами это ещё куда ни шло, но, простите 5-е Хало со Старкрафтами это немножко перебор:-)

          • Sins 17

            Да, сорри не подредактировал, это из моего тхт списка по покупки игр, в любом случае хотел сказать что мультиплатформа лично для меня за PS4, и играть есть во что.

        • Sins 17

          Вот тебе немного осенних Игорей которых нет.

          • Забор Фигассе

            Тут все осенние? Точно? Некоторые я уже видел, правда не помню в каком году:-)

          • Sins 17

            Нет не все, я проходить не успеваю, это не смотря на то что все плохо и игорей нет.

          • ну не… ведьмак не осень, титанфолл уж точно не эта осень. Далее Анчик – переиздание (кстати, пиздатое).
            Так что осеннее – это только Мэд Мэкс и Попаболь.
            Для меня самое главное – это дополнение к Бладберн.

          • Sins 17

            Это мое осеннее. Речь то про то что играть не во что, я этого не понимаю, у меня наоборот лежат игры не пройденные, это учитывая что я их жестко отбраковываю, и играю далеко не во все.

          • Михаил Лосевский

            Ничего из этого мне не нужно (( Но и без них много не пройденных, уже просто “валяются под ногами”, скапливаются в сознании, умоляя: -“Найди на нас время, ну, пожалуйста!”

    • Gankutsuou

      Пока игорь действительно как бы нет. Но на PS4 японские игры будут (уже что-то анонсировано), а на хуане скорее всего ничего. А такая консоль мне даром не нужна, для меня там игр нет и не будет.

  • FreaK

    Надо было про PS Now спросить его. Когда будет (и будет ли вообще), планируют ли расширение списка игр, сколько будет стоить в рублях и т.д. Про цены он только одно не наврал: они правда долго держали их, когда курс уже был печальный, но в начале года они быстро сделали ценник близкий к 60 евро.

  • >Ведь если цены выставляются в рублях, а не в долларах или евро, то они уже по определению региональные.
    Он реально за дебилов людей держит? “Если выставлены в рублях”, блядь, да хоть в тэнге, главное что рублевая цена намертво завязана на курсе иностранной валюты.
    Лезем в PSN – “Неотмечено на карте 4: Пиздарики Вору” 3999 – что по нынешнему курсу без копеек 60 евро.

    • Цены не привязываются автоматически. Т.е. если внезапно евро скакнет до 100 рублей, ты успеешь сходить и купить по старой цене.

      Но потом цены, конечно, в какой-то момент поменяют.

      А так он прав.

      • Нет не прав, то что они не автоматом рассчитываются, ничего не меняет, все равно они за курсом следуют напрямую.
        Он тут просто играет словами, которые в данном случае ничего не значат.

        • С немалым запаздыванием. В декабре действительно игры в России стоили в полтора раза дешевле, чем в Европе. Где-то пару месяцев цены держались.

          Но в целом, конечно, следуют напрямую, плюс-минус 300 рублей.

          • даже с поправкой на задержку, факт есть факт, ни о каких региональных ценах в привычном понимании тут речи не идет. Просто курс скакал так, что непонятно было что делать с ценами, но как чуть стабилизировался – цены мгновенно подогнали к 60 еврикам, плюс минус копейки.
            И я уже сказал, что тут Клишо намеренно манипулирует словами, ничего, если вдуматься, не значащими.
            Никакой региональной цены нет – есть 60 евро, и будут 60 евро, даже если завтра евро будет по 80р или по 100р.

            Притом, я не обвиняю лично его в высоких ценах – он тут уж точно не виноват. И полезно помнить, что это не цены выросли – а деньги обесценились, но откровенный буллшит нести не обязательно.

    • Mental the Hedgehog

      Так пиар же. Он должен хвалить бренд. Как может.
      Но да, его слова – идиотизм.
      PS4. See the Future. See the Price.

    • catgundam

      Тру, но это претензия не к Сони, а к российской экономике.

      • я об этом также ниже написал. Но сдсь речь не об этом

  • Doctor Net

    Про цены на игры он лолка, МС специально для Китая выпускает игры с регионлоком, что позволяет значительно снизить цену

    • Miami

      Не доросли мы до рынка Китая, видимо

  • Kwisatz Haderach

    Эх, старые добрые дни, когда игры на 1ю плойку, на рынке, недалеко от дома, стоили 60 рублей.
    С каким трепетом я каждый раз бежал домой, прижимая заветную коробочку)
    А потом появилась 2я плойка, где каждая игра, у нас, стоила от 1К.
    На том мой консольный плойковский опыт закончился, началась эпоха пк и эмуляторов.

    • Don Johnson

      А можно пойти другим путём – нормально зарабатывать.

      • Sergey Kuchin

        Андабы же!

    • Evgeniy Ovchinnikov

      Когда появилась “2-я плойка” и игры по 1000+ рублей в Москве, а продавцы с умным видом заявляли, дескать, “новейшая приставка Sony абсолютно защищена от пиратства” – я спокойно сел в поезд дальнего следования и доехал до Санкт-Петербурга, где на радиорынке Юнона приобрёл PS2 c замечательным чипом Messiah. A так же потратил 1000 рублей – на шесть игр и одну карту памяти. Большое спасибо Врену за то, что поведал на форуме pristavki.com об этом замечательном месте!
      Ну а по возвращению начал осваивать торренты и приобрёл для своего компа первую DVD-писалку – тогда ещё двухскоростную, но тем не менее.

      Та PS2, кстати, жива до сих пор, и используется мною для пиратских игр – как от PS2, так и от PS1. А ведь ей уже больше десяти лет!

      • catgundam

        Но чипы ведь садят лазер!!!1111

        • Evgeniy Ovchinnikov

          Шутку понял. Смешно.

          • catgundam

            Ну хотя в том мифе была доля правды, но не чипы, а плохие болванки увеличивают время чтения и износ соответственно.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Я на болванах не экономил никогда. Только Verbatim’ы, покупал “трубы” по 25 штук, и записывал сначала на 2-й скорости, а потом – когда сменил писалку – на 4-й. Все игры живы до сих пор – недавно переигрывал в весёленький фэнтезийный beat’em’up Raging Blades – скорость чтения всё та же, запускается с первого раза.

            А в те легальные игры, которые потом купил для PS2 в коллекцию (Valkyrie Profile 2: Silmeria, Kingdom Hearts I-II, Final Fantasy VII: Dirge of Cerberus, MGS2-3, Star Ocean 3) – сейчас поигрываю на PS3, ибо купил консоль в те времена, когда она ещё умела проигрывать и игры от PS1, и от PS2.

          • catgundam

            Хмм, насчет последнего – старая прошивка? Пушо сони отключала программно обратную совместимость у всех, сам удивился когда нормально работавший когда-то диск сх3 не завелся.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Если не ошибаюсь, на софтварном уровне (прошивки) совместиомсть отключалась как раз в те времена, когда моя PS3 была отключена от Интернета и работала на прошивке кастомной. Но с выходом Tales of Graces f я купил легальный диск и сказал пиратству на PS3 “прощай навсегда”, обновившись с этого самого диска сразу на 4.0, и с тех пор регулярно обновляюсь через Интернет. Игры от PS1 и PS2 работают так же, как и прежде; ничего не залочено (ну, кроме первой Xenosaga – она у меня тоже легальная, но американка, а PS3 – европейка. Региональные ограничения для игр от PS1 и PS2 на PS3 так и не сняли).

          • catgundam

            Круто, не знал. Эх, жаль свою пс3 заблочил.

          • Sergey Kuchin

            Загуглите как поменять id для PS3, специальной программой можно и из psp вытащить, подойдет.

          • catgundam

            Ммм, это поможет с обратной совместимостью? Так-то я консольку не шил никогда, но там самая новая офф прошивка, вряд ли что-то можно нормально сделать.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Погоди-ка. А как связано то, что ты никогда не шил консольку, с тем, что она у тебя заблочена?
            Вот у меня тоже сейчас стоит самая новая официальная прошивка; кастомом не пользуюсь уже года четыре. И легальные игры от PS2 запускаются на PS3 без проблем:

          • catgundam

            Не, я не правильно выразился – заблочена в смысле пс2 игр.
            Но вообще надо бы удостоверится на 100%, гм, тестил то больше года назад.

      • Mental the Hedgehog

        Эх, великие времена. Купил ПС2 с рук. Вместе со стопкой дисков. Какие воспоминания. Kingdom Hearts, Devil May Cry 3, Metal Gear Solid 2-3, Tekken 5.

    • Если учесть инфляцию, то игры для первой плойки стоили рублей 400, а то и 500.
      И игры на ПС2 никогда не стоили дешевле 2000 в сегодняшних деньгах.

  • Всего 1,5-2 миллиона активных пользователей PlayStation? Понятно, почему PC-гейминг пользовался и пользуется такой популярностью

    • Sergey Krylov

      Там написано, что 5 млн тех, у кого есть хотя бы одна консоль PS в доме (1 млн консолей на домохозяйство).

      • Mental the Hedgehog

        Домохозяйство. Мне одному кажется, что на русском это звучит как-то глупо и нелепо? Чужеродно.

    • Прекрасные, кстати, цифры. Служат отличным музыкальным сопровождением для недавнего (где-то в соседних темах) ора про «У нас огромный рынок, который больно терять и невозможно забыть, снизьте цены до 100 рублей за игру!!!»

  • game

    платить по 4-5 косарей за игру это очень жирно.
    псп не актуально для продаж, есть уже эмулятор, псп вита как уже говорят это пульт для пс4

    • Don Johnson

      Ты не уловил, что тексту год?

  • Don Johnson

    Очень забавно наблюдать за человеком, которому и врать сильно не хочется, и правду он сказать не может. 🙂

  • hazadus

    Интересное интервью, спасибо.

  • kuvaldis

    Про цены сам очень много ною, но вчера у меня было открытие:

    Стал ли я меньше покупать игр? Определенно. Но вот играть меньше точно не стал.
    Просто стал более вдумчиво относится к покупкам, и не покупать почти все, что выходит из нормальных проектов.
    Я не пытаюсь найти хорошее в текущей ситуации, ибо очевидно, что при одинаковых затратах лучше больше игр, чем меньше. Но все же ситуация далека от того, чтобы можно было кричать “у нас забрали возможность играть”

    Для некоторых людей и три года назад “2600 за игру? да вы е**нулись что ли?” было. Игры – крайне дорогое хобби, и очень импульсивное в плане покупок, привет “не ну это распродажа, будет время – пройду”. Реально хоть кто-нибудь играет регулярно в старые игры, которые берет на скидках? За последние несколько лет лишь пару раз реально сел и прошел не новую игру с распродажи, кажется Deus Ex: HR и Bayonetta

  • TurboGAY

    эх, не успел.
    Было бы круто, если бы представитель Сони сказал что-то по поводу сервисных центров по ремонту PS4 в РФ. Пока такой есть только в Москве и шо делать жителям нашей необъятной Родины – непонятно.