Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Нужно ли made in Russia?

By Posted on 68

Вчера в фейсбуке был знатный срач о том, что российские журналисты принципиально не пишут о крутых российских компаниях и продуктах. Даже если они успешно вышли на западный рынок, собрали аудиторию в 60 млн. человек и заработали много денег. Дескать, пишут только в том случае, если об этом же сделал новость крупный западный сайт, и тогда тупо переводят (хотя чуваки русскоязычные, и им можно позвонить и лично все спросить).

Срач скорее о бизнесовых и IT-СМИ, не про игры, поэтому я даже ссылку не даю, это неважно.

Во всей этой истории российские компании обычно виноваты сами, потому что неспособны прислать даже вменяемый пресс-релиз или объяснить, чем они занимаются. С одной значимой российской студией разработки игр, например, в принципе можно общаться только через англоязычного пиарщика (который все делает норм, но российская пресса – это несколько не его тема). То ли они боятся лишней огласки своих успехов в России, чтобы не заставили платить налоги с офшорных юрлиц, то ли просто работают плохо, – даже и не знаю.

Но правда в том, что у моих коллег-игрожуров (и частично у меня) есть некоторое пренебрежение к тому, что производится в России. И действительно – в свое время я даже открытым текстом говорил: “Вот когда ваша игра попадет на обложку Edge – тогда и приходите”. То есть, критерий “о русской игре написала западная пресса” был эдакой лакмусовой бумажкой что для нас (надо писать), что для читателей (надо читать).

Это, конечно, реакция на вакханалию начала нулевых, когда пресса облизывала отечественные продукты, они потом оказывались говном, а журналистов закидывали тухлыми помидорами. Даже сейчас к любой публикации о русском продукте отношение всегда подозрительное, и приходится быть втройне осторожным. Поэтому я никогда не верю на слово и перепроверяю телеги про успех десять раз.

Но вопрос у меня такой: а если успех действительно пришел, вам интересно об этом знать? Хочется гордиться соотечественниками? Вот, бывшие белорусские студенты создали корпорацию с доходом в полмиллиарда долларов в год и 100+ млн. геймеров, о них пишут все западные СМИ – вам это душу греет? Мы в “СИ” в свое время делали пару статей об успехах мобильных студий Zeptolab (Cut the Rope) и Nekki (Shadow Fight). Реально крутые успешные компании с продуктами мирового уровня. Вам важно то, что они русские? Даже неважно, будете ли вы в это играть, – интересно просто новость почитать или интервью, чтобы душу погрело?

Что думаете?

68 Responses
  • Рутра Заморосский
    06.03.2015

    Конечно, важно.

  • massimo_indie
    06.03.2015

    Да, греет душу, что соотечественники добились успеха. Но на выбор, во что поиграть, это никак не влияет, если только….ты не националист.

  • NotaKuroi
    06.03.2015

    Не важно, кто делал, хоть арабы. Лишь бы крутая игра была

  • Hisoka
    06.03.2015

    Аудитории вряд ли важно. К нашей продукции как относились настороженно, так и будут. А вот СМИ писать об этом надо, естественно, несмотря на аудиторию.

  • Keiga
    06.03.2015

    Важно. До вчерашнего дня вообще не знал что, например, у Coub русские корни, хоть я им не пользуюсь,. Просто интересно знать откуда выросла такая успешная компания, а в информационной поле о ней ничего нет. Или про новую игру от Zeptolab тоже ничего.

  • Koriffel
    06.03.2015

    Какая разница вообще? Национальность/страна проживания/гражданство не должны иметь никакого отношения к продукту.

  • AleksandrKrykov
    06.03.2015

    Я космопол…. ой, что за хрень я несу. Конечно же, это имеет значение. Не очень большое, но имеет.
    Я сейчас как раз буду писать про игру российского-украинско-латвийской компании, и я рад за этих незнакомцев. Игра хорошая, ребята – молодцы.

  • Николай
    06.03.2015

    Важно. В России любое производство важно, включа игропром. Каждая хорошая новость на вес золота во всей нынешнее клоаке.

    Без прессы индустрией не заинтересуется подрастающее поколение. Кадров будет всё меньше и меньше. А заинтересованные всё чаще будут сразу же искать пути эмиграции, не зная возможных историй успеха на родной земле.

    • derevvo
      07.03.2015

      Опять две стороны одной медали. Врен часто пишет, что многие не любят успешных (приводя в пример CoD).
      Я считаю, что нужно писать про успешные российский студии, НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ на западных коллег.
      Ну и это может заинтересовать подрастающие поколение, привлечь кадры.

    • derevvo
      07.03.2015

      К слову про производство. В России есть прикольные технологии, стартапы, о которых почти не пишут. Вот, например, команда из Нижнего Тагила делает офигенные приложения для управления умным домом, которые используются в арабских отелях, в яхтах и много где ещё. Это вообще лидер в своей отрасли. Но об этом в России специализированные ресурсы почти не пишут. А зачем? Лучше ведь обосрать всё российское.

  • driverrm
    06.03.2015

    Если бы это были не f2p и мобильные игры, а полноценные игры, тогда было бы важно. А так наплевать.

    • AleksandrKrykov
      06.03.2015

      А X-Com: Enemy Unknown и Baldur’s Gate – мобильные игры или нет?

      • driverrm
        06.03.2015

        А они разве сделаны в России?

        • AleksandrKrykov
          06.03.2015

          Ну и манера – отвечать вопросом на вопрос…

          • Hideo Kojima
            07.03.2015

            это порты больших игр, а не оригинальная разработка, тогда уж.

  • dlljhn
    06.03.2015

    > правда в том, что у моих коллег-игрожуров (и частично у меня) есть некоторое пренебрежение к том, что производится в России.

    правда в том, что к игрожурам есть некоторое пренебрежение и у игроков, и в геймдеве

    > Во всей этой истории российские компании обычно виноваты сами, потому что неспособны прислать даже вменяемый пресс-релиз

    во всей этой истории игрожуры обычно виноваты сами, потому что в основном не способны объяснить нахуй они нужны. игры отдельно – игрожуры отдельно

    • Konstantin Govorun
      06.03.2015

      Слушайте, ну не хотите, чтобы о вашем продукте писали, – так и не надо.

      Я прекрасно понимаю, что 99% русских студий, которые делают откровенное мобильное говно на потоке, рекламируют его на торрент-трекерах и зарабатывают на идиотах, не нужны никакие публикации, потому что они будут либо негативными, либо проплаченными. Вы из таких будете, месье?

      Вопрос о нормальных студиях с достойными продуктами, которые (за редчайшим исключением) хотят публикации.

  • Don Johnson
    06.03.2015

    Насчет налогов и нежелания лишней шумихи в России – правда. Такое дело есть.
    Но вообще – наплевать. Лично я никаким образом не слежу за тем, в какой географической точке разработана игра.

    • Alexander Alexeev
      06.03.2015

      Я тоже международник. Но это ладно. Ты главное обещай мне что теперь все игры будешь брать в цифре!

  • Oleg Kubaneishvili
    06.03.2015

    Я “Космических Рейнджеров” считаю одной из лучших RPG за всю историю жанра. Если огласка хоть немного повысит шанс появления подобных игр, то надо во все трубы трубить.

  • Vitaly Dobrov
    06.03.2015

    Ну важно или нет, вопрос не сильно корректный, но в любом случае было бы интересно почитать об отечественных разработчиках.

  • Sergey Frolov
    06.03.2015

    Да, нужно писать об отечественном, это реально недостаток российских игрожуров и твой лично как главреда. Про Zeptolab, помню, я тебе и писал в жж, и материал в журнале вышел отличный. Есть еще много компаний, о которых стоит написать. Даже если делают онлайн и мобайл.

  • ichik
    06.03.2015

    Это важно для потенциальных разработчиков: старшеклассников, студентов и т.д.

  • Wribeast
    06.03.2015

    Мне кажется акцент на РУССКОЙ игре лишний, но при этом надо что-бы у людей воспринималось нормально, что в России есть игровая индустрия и она может делать нормальные игры.

  • Pavel Ovchinnikov
    06.03.2015

    >>>Срач скорее о бизнесовых и IT-СМИ, не про игры, поэтому я даже ссылку не даю, это неважно.

    Я работаю с ИТ-СМИ уже скоро 10 лет. Там все в порядке в плане работы с отечественными ИТ-компаниями. И у большинства отечественных ИТ-компаний все в порядке в плане работы со СМИ.

    Другой вопрос, что отечественные ИТ-компании – это b2b-история, которая мало заметна тем, кто редко использует компьютер для работы.

    • Konstantin Govorun
      06.03.2015

      Но ты сам срач-то видел? Не согласен с тем, что об упомянутых компаниях мало пишут?

      • Pavel Ovchinnikov
        10.03.2015

        Видел. Он не на пустом месте, конечно.

  • catgundam
    06.03.2015

    Ну, можно конечно еще пару раз прочитать про Кут Зе Ропе (за сколько там проходится со всеми ачивками?) и Шадоу Файты с Векторами (это же как раз в Векторе то ли звуковой набор в одном месте с МГС3 покупался, то ли традиционно позаимствовали без спросу, как это у нас например на тв водится?), еще раз посмотреть на рекорды Варгейминга (хотя уже не Россия, но пофиг, будем все пост-СССР считать за наших) и их догонялок Гайдзинов, и… И все.
    Крупняк сдох окончательно, за парой всем известных и надоевших три раза исключений. Средняка почти и не было никогда. Из “стартапов” получаются отличные, но скучные скандалы. (без памяти, без памяти!)

    Так о ком писать-то хотите?

    • Konstantin Govorun
      06.03.2015

      А много-то писать и не надо, достаточно штук пять историй (добавим сюда все же Saber, Skyforge и Prime World).

      • catgundam
        06.03.2015

        У этих уже достижения сомнительные – ну если не считать ачивки “не закрылись за месяц” и “далеко не самый плохой клон доты”, хотя именно читать будет интересно – про Saber мне гугел выдает картинки с Сейбер, а не игру, однако.

        С мотивацией за Российский игросртой тем не менее не поможет. Бабло никто не даст, и правильно сделает, кадров нет кроме таких же упоротых как ты, что достаточно сомнительно, стабильной базы не будет долго – но есть все-таки, как тот индус, который срыл таки гору! – и мы их даже перечислим, но вот касаемо тебя – ну ты понел – как-то так.

      • catgundam
        06.03.2015

        О, кстати, забыл про Eagle Dynamics – кто-кто, а это крутые ребята.

  • Zahar Gul
    06.03.2015

    Врен а ты вообще знаешь что я помогал довести до релиза Motor Rock?
    http://youtu.be/J_JAKC42_jg

    • Konstantin Govorun
      06.03.2015

      расскажи же об этом

      • Zahar Gul
        07.03.2015

        Кучка фанов делали ремейк – Rock n Roll Racing 3D.
        Я начал пиарить их и продвигать в стим.
        В стим мы таки вышли но Blizzard и лично Бобби Котик изошлись на говно и запретили продавать игру напрямую.
        Приходится продавать стим-ключи через http://yardteam.org
        Ну или просто скачай бесплатную не-стим версию https://yadi.sk/d/uk1u5lDjJHigd и скажи нам что ты про нее думаешь.

        • Roman Tishkoff
          07.03.2015

          вай, спасибо, давно хотел купить

  • Кирилл
    06.03.2015

    К выходу готовится ремейк Мор.Утопия, команда Галёнкина делает игру, учитывающую успех FTL. В чём вопрос?

    • ntangl
      06.03.2015

      >учитывающую успех FTL

      Ахахахха, отличная формулировка.

    • derevvo
      07.03.2015

      Галёнкин из этой команды ушёл почти год назад.

  • Melnik
    06.03.2015

    Приятно, если наши делают что-то хорошее, если наши выигрывают турниры, производят что-то крутое etc. И мне кажется это предельно нормальным, когда человеку, хочется слышать хорошие новости о стране, которую он по тем или иным причинам считает родиной.

  • cr.vlad
    06.03.2015

    Разработчикам плевать на российский рынок, если это только не казуалки и не социалки. О них кто нибудь пишет? Нет.
    История успеха? Игрожуру плевать, они историями не занимаются, а только переписывают чужие новости. Вряд ли хоть кто-то из журналистов знает какие студии есть в Москве, чем они занимаются, на чем кто зарабатывает да и вообще хоть как-то разбирается в разработке.

    • Konstantin Govorun
      06.03.2015

      Слушайте, ну есть говнопресса, которая переписывает новости (и мне на нее посрать). Но мы в “СИ” занимались журналистикой и наш автор (который, в общем, сам продюсер игр, так что не надо ко-ко-ко про “разбирается”) сделал два крутых материала про Zeptolab и Nekki. Вопрос в том, нужно ли это людям.

      • mafon2
        07.03.2015

        Я бы перефразировал вопрос в «нужно ли это вашим читателям».
        UPD: В смысле: не читателям блога, а целевой аудитории IGN или о каком мы там сейчас СМИ говорим.

      • cr.vlad
        08.03.2015

        Стоит подумать над серией статей про успешные игры из снг за все время.
        По моим наблюдениям такое в игромании, в гейммейлру, да и просто на второсортных набирало хорошие просмотры.

  • Evgeniy Ovchinnikov
    06.03.2015

    Да, важно. Да, приятно порадоваться за соотечественников, ежели они вышли на мировой уровень.
    Но в то же время – трудно избавиться от предвзятости к нашему игропрому, ныне ассоциирующегося: 1) с тем самым говном начала нулевых, 2) невыполненными обещаниями типа “Капитана Блада” (а какая была привлекательная демка на одном из “Игромиров”!), 3) “инновационными” играми, интересными узкому кругу почитателей (типа “Вагнеров” или как их там).

    Вот сделают, например, какую-нить метройдованию, от которой не будет вонять индюшатиной и в которой не будет прослеживаться явного плагиата (в плане дизайна, сюжета и сеттинга) с японских игр – вот тогда, возможно, предвзятость можно будет разрушить. Но мне кажется, что в нашем геймдеве такого не будт никогда – основной ориентир нынче на всякие браузерные фритуплейки с микротранзакциями. Такие, вот честно – неинтересны абсолютно.

  • Sergey
    06.03.2015

    Ну у нас же сечас в основном мобилочки-социалочки, говно для FB. Классическому геймеру оно не надо же, что логично. А студий которые делают “нормальные” игры, их по пальцам одной руки пересчитать можно. C ходу только Gajin вспоминается, и мне еще игры Targem нравились.

    • Zahar Gul
      08.03.2015

      Targem в последние годы измельчали сильно но все же хоть что-то делают.
      Это слабо но утешает

  • Michael
    06.03.2015

    Есть такая игра “Sublustrum”, о которой никто не знает, не знал и никогда не узнает. Вышла в 2008, разработчик – питерская студия Phantomery Interactive.
    Между тем “Sublustrum”, на мой взгляд, является очень сильным произведением. Все, начиная от арт-дизайна и заканчивая сюжетом с интересными смысловыми компонентами – на очень высоком уровне. Гениальная интеграция специально написанного саундтрека в игровой процесс – вообще тема для отдельной статьи.
    Забавно, кстати, что я сам об этой игре узнал, увидев когда-то давным давно рекламу по телеканалу gameplay TV, ныне почившему. Поиграл значительно позже – приблизительно через шесть лет: в какой-то момент вспомнил, как на даче смотрел этот несчастный телеканал про игры, и в памяти ожил ролик про трамвай в пустыне и странное слово латинского происхождения.
    P.S. Ну, импликация моего поста, полагаю, ясна: поиграйте, пожалуйста. Диск вы вряд ли найдете (я, к слову, таки отыскал – на ozon), так что можете смело качать. Да и студия-разработчик ныне мертва, так что пара скачанных копий вряд ли нанесет ей вред.

    • one
      07.03.2015

      это которым антестерия саундтрек писала?
      ну почему же “не знает”, на момент выхода вполне на слуху была

      • Michael
        07.03.2015

        Да-да, антестерия, она самая.
        Честно говоря, кого об игре ни спрашивал – все плечами пожимали.

        • one
          07.03.2015

          ну такая значит подборка попалась среди коллег
          раз на раз не приходится, опять же
          но я к тому что в переферии (смоленск) не то чтобы их не знали

          • Michael
            08.03.2015

            Что ж, это тот случай, когда я рад ошибаться. Хорошо, что об игре все-таки знают.

  • derevvo
    07.03.2015

    Ой, да ладно. Писать про успешную российскую игру, только потому, что о ней написали в англоязычной прессе – запредельный уровень ханжества.
    Есть примеры, когда о русской игре писал американский IGN, а вот русский не писал. И Врен даже знает о таких играх. Но стыдливо молчит. Потому что это специфические игры, даже прикольные в рамках своей аудитории, но это не попса для миллионов.

  • derevvo
    07.03.2015

    К тому же Врен опять сам себе противоречит. Что, “Дальнобойщики-3” была на обложках мировых журналов? А СИ писал о ней, облизывая со всех сторон.Или LRC был на обложке Edge? Или игры Дыбовского?
    Это фарисейство, Врен.

    • Konstantin Govorun
      07.03.2015

      1. “Дальнобойщики” были моим первым и последним экспериментом, потому что у них была огромная фанбаза в России (последним, потому что продажи номера были ниже ожидаемых). 2. LRC был до меня. 3. Игры Дыбовского я никуда не ставил и старался о них меньше писать.

      • derevvo
        07.03.2015

        3. КМ (Альфина Беринг) писала о них у журнал. Я вообще считаю, что это один из самых больших фейлов СИ при Врене. Или ты забыл про её опусы про игру “Тук-Тук”?

        • Konstantin Govorun
          14.03.2015

          На обложке их не было. А тексты о них довольно интересны с культурологической точки зрения.

  • Toshio99
    07.03.2015

    Я считаю что если в России когда нить сделают игру уровня ААА. С кинематографичными роликами,технологиями motion capture и прочим дерьмом…(это я в хорошем смысле если что) то Да конечно об этом надо написать. И мы все должны это купить и поиграть!…Но писать о всяком инди дерьме (это я уже в плохом смысле если что) дешевых играх нишевых с онлайном или без и прочей хипстотне и гордиться этим…да кому это надо? Всё это порожняк на который не стоит тратить время даже…И говорить об этом только потому что это сделали в России? уау какое достижение! Спустя 30 лет слоупоки научились делать игры…пффф…тут даже говорить не очем…Бомбит понятно почему у них…Потому что эти люди хотят бизнеса)) и бабла грести))) вот их это и печёт…Ну и кстати в России если делать игры на внутренний рынок то это одна тема: танчики/фашисты и прочее днище. Чтобы патриотиков зацепить. Многим поэтмоу до сих пор и нравится играть в старые Код)))) потому что там можно стрелять из автомата в фашистов. А вот если выходить на западную аудиторию то тут вот и выясняется что не режиссеров ни сценаристов у нас нет))) кто бы мог придумать крутой концепт…Все че мы можем пока это экспуатировать Припять с постапокалипсисом…а это равно медведь/балалайка/стакан…

  • misakin
    07.03.2015

    Когда слышу про наши успехе в индустрии, мне в голову приходят одни лишь фритуплеи, да Сэйбер с 4A. С последними и так все понятно, а вот про ф2п слушать как-то странно — не та аудитория.

  • derevvo
    07.03.2015

    Врен, а вот напишите про Game Insight в IGN Russia 🙂 Успешная компания, поклонников полно. Хотя они и переехали в Вильнюс, но всё же.

  • 80LevelElf
    08.03.2015

    Вообще не понимаю в чем радость писать про мобильные казуалки типа Cut the Rope? Ну вот написали небольшую заметку, люди увидели, но что там еще писать, что там можно обсуждать-то?
    А вообще какая разница откуда игра, главное чтобы хорошая была. Соответственно, если игра говно, то зачем о ней писать, даже если она из России? Люди читают такие ресурсы, чтобы найти во что поиграть, для патриотизма есть Первый Канал.

  • Гала
    10.03.2015

    Саму занимает этот вопрос. Начала работать на компанию, занимающуюся созданием online игр. Живем в малюююсеньком городке на Урале. Все неплохо – когда мы делаем игры для более крупных компаний, совсем иначе обстоит дело – когда мы пытаемся рассказать о играх, сделанных от своего имени. Здесь появляется стена: тук-тук, мы такие то такие то, игру вот написали, можно обзорчик, или как то иначе рассказать о игрушке? И ладно бы что-то услышать в ответ, хватило бы даже «Вот когда ваша игра попадет на обложку Edge — тогда и приходите».=) но, нет. Тишина.

  • Araucan
    14.03.2015

    О хороших играх надо писать обязательно. А то так-то я и Врена не вижу в крупных авторитетных СМИ, только во второстепенных и унылых передачках.

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *