Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

О редактуре текстов

В комментариях задали вопрос о журналистике:

“По вашему мнению редактура текстов это зло или добро?.
Вот например есть некий автор. И он пишет тексты. И возможно в том как он это пишет есть некий авторский уникальный почерк или стиль. Возможно это самобытно но делает эти тексты не похожими на других. Но потом текст попадает на редактуру и его конечно же вычищают и делают таким понятным широким массам,стерильным и доходчивым. Короче Кодзима из текста улетучивается)).
Или всё же. Это всё загоны и ерунда. А редактура превращает как правило не читабельное субъективное говно и поток сознания автора мнящего себя чем то, в то что можно публиковать и что будет доступно для чтения и удобоваримо. Есть некие законы которые нужно соблюдать обязательно иначе текст работать не будет. Это могут не понимать авторы но отлично понимает тот кто редактирует текст”.

Тут все очень просто.

У любого приличного издания есть набор принципов редакционной политики, обычно зафиксированный в едином документе. Там четко написано, на какую аудиторию работает издание (например, “увлеченные геймеры 16-25”), какие принципы исповедует (“пиратство – зло, консоли – для дебилов”), какая лексика недопустима (“слова геймплей не существует”). Иногда документ не нужен (правила неписаные, и так всем в коллективе понятные), но он все равно подразумевается.

Если этого нет, то это не издание, а блог-платформа (условно говоря, на Медиуме можно прочитать что угодно).

Однако в рамках редакционной политики, конечно, могут существовать самые разные стили – твори как угодно (только не матерись, например).

Как-то так.

Вот только есть еще совершенно отдельная история с авторским мнением (которое как раз чаще всего и модерируется, что вызывает ПРОБЛЕМЫ).

Есть модель, при которой все тексты издания (кроме, например, авторских колонок) транслирует позиции редакции в целом. Позиция при этом может быть сформирована консенсусом (парни внутри обсудили и решили, что Tekken 7 – чушь для детей) или волей одного человека (главред решил, что это чушь для детей, а остальные подчинились). В отдельных случаях тексты даже не подписываются (как не подписываются рецензии в Edge).

А есть модель, при которой каждый текст – это мнение автора, а не позиция редакции в целом. Мнение все равно должно быть в рамках редакционной политики (например, нельзя писать, что консоли – для умных), но обычно если человек не разделяет ценности издания – он в нем и не работает.

Обе этих модели имеют право на существование.