Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему Final Fantasy нельзя сделать дешево

Posted on 51

Начинаю потихоньку отвечать на вопросы из темы про вопросы. Вот, например, на этот:

“Нет ощущения, что с повышением бюджетов на разработку игр и заострением внимания на зачастую ненужных мелочах (складочки на одежде, отдельные травинки на бэкграундах) понижается энтузиазм и творческий порыв создателей этих самых игр?
Почему, например, тем же людям из SquareEnix не приходит в голову сделать ремейк любой из ранних Final Fantasy без дотошностей уровня Final Fantasy XV, но на ассетах той же Dissidia NT – которые хоть и на порядок проще, но смотрятся очень даже симпатично?”

Немного странно было читать первую фразу. Надеюсь, все понимают, что складочки на одежде и отдельные травинки на бэкграунде – это одни люди, а творческий порыв и идеи – это совсем другие люди.
Они даже могут не сидеть в одном офисе и работать в одной компании. Нарисовать ассеты по техзаданию – это работа для дешевых фрилансеров.

Поэтому если у геймдизайнеров наблюдается творческая импотенция, то это не потому, что их нагрузили другой работой, а потому что они не могут. Никто не мешал сделать Final Fantasy XV игрой с нормальным сюжетом на ровно тех же ассетах.

Другое дело, что ассеты стоят денег. И если жанр игры или стиль игры не слишком востребованы, то игры должного качества в этом жанре или в этом стиле просто не будут делать.

Можно ли в невостребованном жанре делать игры с графикой подешевле?

Опыт показывает, что нет. Вернее, тут есть четыре хитрости.

Во-первых, на портативных приставках ожидания и возможности по графике ниже, бюджеты ниже. Именно поэтому на PS Vita и Nintendo 3DS выходило и выходит немало низкобюджетных игр, которые не очень подходят для PS4/XBO, но прокатывают на портативках.

Во-вторых, можно использовать пиксельную/рисованную/ретро-графику. Она тоже на самом деле стоит дорого, если прорисовывать все мелочи. Но это альтернатива, которая работает. Хороший пример – игры в духе Into the Breach.

В-третьих, можно назваться инди, продаваться не по фулл-прайсу и уходить в совсем странные ниши.

В-четвертых, можно делать дословные HD-римейки и списывать недостатки графики на аутентичность.

Но вот что не работает, так это игры с недостаточно проработанной трехмерной графикой. Или вы соответствуете минимально терпимому уровню, или вы никому не нужны. Речь здесь не чисто о техническом уровне графония, о об оценке визуала игры в комплексе – графоний, арт-дизайн и та самая проработанность вплоть до каждой травинки. Если вы ниже уровня отсечения по графике, то и остальное люди не оценят. Как не оценили и Dissidia NT, кстати.

Если брать конкретно Final Fantasy и вообще Square Enix, то видно, что компания делает графически простые тотальные переделки старых Final Fantasy и Dragon Quest, но где? На портативках. А еще она делает новые игры в ретро-стиле (Octopath Traveler). И HD-римейки, вроде Final Fantasy XII. На инди игры от Square Enix под брендом Final Fantasy как-то не очень похожи, так что этот вариант не подходит. Но первые три варианта сэкономить используются и работают.

Так что делать дешевый трехмерный римейк старой спрайтовой Final Fantasy можно только на Nintendo 3DS. На PlayStation 4, на Xbox One и даже на Nintendo Switch он должен выглядеть на уровне AAA-игр для соответствующих систем, без вариантов. Иначе это не продать. Поэтому и браться за такое незачем.

Другое дело, что можно делать такой графонистый римейк и одновременно в целости сохранить оригинальный сюжет и более-менее сохранить оригинальный геймдизайн вместо того, чтобы городить какие-то новые проекты в других жанрах. Но это уже ответ на другой вопрос.

  • Golemming

    Серия Legend of Heroes просит не городить огород. Она вполне себе успешна на больших консолях.

    На деле жанр конечно не так популярен, но если ты изначально делаешь игру с расчетом на 500-1000 тысяч копий – ты врядли прогоришь. Потому что фанаты жанра (такие как я) хорошие ЖРПГ купят быстро

    Беда в том что большая часть разработчиков в жанре не сумели перестроиться под требования времени. Поэтому игры полные устаревших механик и выходят. Словно мы в начале 2000х застряли, только графон получше стал

    • realavt

      Уж на что я толерантен к графике в целом и Тейлсам в частности, но Legend of Heroes идет со скрипом, уж настолько она неказиста. Что-то у них с цветовой палитрой не то.

      • Evgeniy Ovchinnikov

        Вот +1. Не то что бы “неказиста”, но очень монотонна по геймплею, и не цепляет подачей сюжета. Казалось бы, всех героев наделили яркими индивидуальностями – но когда они предстают перед игроком всем скопом, внимание банально рассеивается. Хуже было только в Type-0, где индивидуальностей было ровно две с половиной на всю партию 🙂

        • realavt

          Type-0 очень тащила небывалой на тот момент атмосферой войны в финалочном мире и эпичной музыкой, плюс тактические битвы на карте были хоть и корявоваты, но очень важны для ощущения глобальности происходящего. Тут же пока не знаю, только пару часов побегал и пока что какое-то всё неаппетитное, что ли. То есть играть вроде как можно, но необязательно. Но у меня некоторые типы цветовых палитр в играх вызывают отторжение, так что это тоже могло сыграть на визуальном уровне. В целом ощущение невзрачного бюджетного проходняка присутствует, Wild Arms 4, которую сейчас прохожу на ПС2, и то куда больше увлекает (особенно битвами). Ну может в итоге и раскрутится игра, всё таки хвалили её за сюжет.

      • Golemming

        с какой именно LoH цвет не такой? потому что их много во франчайзе, аж 14

        • realavt

          Которую тут обсуждали, Trails of the Cold Steel.

    • Да, но вопрос был именно о Final Fantasy, конкретно о седьмой части, которая в сияющих доспехах непогрешимой и самой любимой сама по себе не может быть тихонечко выпущена для аудитории 500-1000. Там за столько лет такой нерв ожидания уже, что это своя персональная Half-Life 3 для Square Enix: или делать бомбу, или не делать вовсе, ожидая возникновения такой среды, в которой бомба все-таки получится.

      • Evgeniy Ovchinnikov

        Вопрос был о других Финалках 🙂 с семёркой-то всё ясно, ремейк уже официально объявлен, и Скваря “мамой клянётся, что непременно доделает” (наверняка уже на PS5, хех). А вот в ремейк той же шестёрки или пятёрки – с графикой уровня HD-переизданий FFX и FFXII – я бы с удовольствием поиграл.

        • FF VI с графикой FF XII – это совсем другой уровень работы. Тут вы предлагает полноценный ремейк, по сути создающий игру заново из спрайтового “сценария” в новом артдизайне, в новом технологическом исполнении и с полным набором не “подкрашенных”, а заново с нуля разработанных элементов. Это предполагает полноценную работу по созданию всех персонажей и монстров, одежды, мимики, жестикуляции, поз, анимации всех движений, проектирование и разработку всех локаций в 3D, режиссуру каждой сцены, полноценное озвучение… Это совсем-совсем не то же самое, что текстуры подправить и заново продать, как поступали с финалками с седьмой по двенадцатую. Собственно, на таком уровне перекапывания (а точнее создания заново практически с нуля) классической игры разница между “модельками попроще” и “модельками подетальнее” упирается “всего лишь” в разницу стоимости ассетов. Разумнее FF XVI стартануть. ))

          Прим:
          Ремейки первых частей для DS через подобное прошли, да. Но в очень-очень легкой форме – именно благодаря выбранной “примитивной” стилистике и с результатом, бесконечно далеким от ремастеров FF X и XII.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Но и совсем не тот уровень, на который замахнулись с ремейком FFVII, oтчего теперь и делают его “многотомным” – иначе банально не допилят и за десять лет, а деньги кончатся.
            Простой пример: какие игры выходят чаще: с графикой уровня FFXV или с графикой уровня Trails of the Cold Steel (разве что заменить дизайн с “мультяшной анимешности” на “анимешность под реализм”)?

      • Golemming

        ну если в таком разрезе смотреть то да. Но ту же персону 5 сделали куда дешевле думается мне, и она в итоге по всем фронтам лучше ФФ15

        • Это называется “стать заложником собственного успеха”. Когда ты считаешься создателем нишевых игр не для всех, то ожидания по графике сильно ниже, чем когда ты считаешься жирным издателем с кучей бабла.

          Когда предыдущие финалки довольно долго были едва ли не эталоном видеоряда (я помню свой шок, когда в фф8 CG-ролик перешел плавно в геймплей), то ожидают, что каждая финалка будет топовой по графике.

          Ожидания – это всегда очень важно, и часто с ожиданиями ничего нельзя сделать. Они уже просто есть.

          • Golemming

            ну не знаю. можно просто наплевать на ожидания и сделать игру по своему бюджету. Если игра хорошая – она окупится. И Атлус из-за одной Персоны 5 в жирного не превратился

          • Denis Voznyuk

            Не скажу за всех, но мне кажется, от FF уже ничего не ожидают. Да и сама FF15 довольно бюджетно выглядит, по сравнению с крупными RPG европейских издателей.

        • realavt

          >и она в итоге по всем фронтам лучше ФФ15

          Кроме визуальной части, ибо в ней очень на любителя всё, даже если аниме посматривается время от времени. Пятнашка тоже звезд с неба не хватает, конечно – но целлшейдинг с реализмом сравнивать в принципе невозможно, так что неуместно их лбами сравнивать. Персона финалкам не указ.

  • Victorique de Blois

    Я думаю, японский геймдев сейчас там, где находится(в жопе, то есть), как раз потому что игры делают для таких вот фанатов, которым “пусть графон попроще, главное чтоб симпатично”.
    И дело ведь не только в картинке. Шаблонные анимешные персонажи, убогие диалоги и технический уровень ps2 – это для них нормально, жанровая самобытность и все такое.

    • realavt

      Главное чтобы всё было “как в старые добрые времена”.

      • Victorique de Blois

        Но ведь в старые добрые времена выходили великолепные игры: xenogears, vagrant story, та же chrono trigger, а поколение ps2 вполне заслуженно считается золотым: устанешь все хорошие тайтлы перечислять.
        А сейчас все очень сильно деграднули.

        • realavt

          Времена меняются, восприятие людей, и в частности самих тогдашних творцов, меняется. Пытаясь повторить старое, они в состоянии выдать лишь маразматичную самопародию. Мир изменился.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            Можно заниматься самоповторами, а можно взрывать мозги, как это делает Йоко Таро. Причём, делает именно что “на графоне попроще” – со времён дебюта на PS2.
            Впрочем, и его подход к реализации сценариев нравится далеко не всем. Но тут уже проблема восприятия не творцов, но потенциальных потребителей. Я более чем уверен в том, что если бы Xenogears вышла не в конце 90-х, а прямо вот сейчас (да ещё и с “графонием уровня Trials of the Cold Steel”) – обязательно нашлись бы те, кто обвинили бы сюжет в ненужной перегруженности, персонажей – в шаблонной анимешности, ну и как результат – игра точно так же оказалась бы нишевой.

          • realavt

            Ну, я не ради взрывания мозгов в жанр полез, так что Ёко Таро мимо меня проходит. Дракенгард первый ради атмосферы и полетов, Нир первый ради пока еще не знаю чего (музыка и атмосфера в начале нравятся, только часок-полтора побегал) – вот и всё, что мне от него понравилось, остальное воспринимаю критически. Так что он для меня скорее один из символов упадка жанра, сравнить с чего начинал и к чему скатился.

          • SkaarjD

            К чему именно он скатился-то?
            «Автомата» – стала проще и ближе к народу – успех;
            – грамотный пиар 2B – успех;
            – технически это наконец-то перестало походить на бету, благодаря прямым рукам Platinum Games.
            Со всех сторон сплошные плюсы, чувак на подъеме. Теперь главное чтобы не ударило в голову, и следующая игра оказалась еще лучше.

          • realavt

            Рад за его финансовые успехи.

          • SkaarjD

            Задача любой сюжетной одиночной игры – рассказать историю конкретными техническими средствами. «Автомата» с задачей справляется. Плюс играет с «четвертой стеной», сейчас это модно. Плюс концептуально выдержана – признак наличия автора режиссера, который сложил все отдельно взятые компоненты согласно собственному виденью. Успех – просто результат проделанной работы. Забавно, в случае «Автоматы» народ выглядит «более единодушным», чем в случае с хайпнутыми MGSV и FFXV (которые половина ненавидит) или «Якудзой 0» (которую пресса активно пиарит, в то время как большей части игроков по-прежнему плевать).

            Тут скорее случай Deus Ex: HR или Last of Us. Безусловно есть свои критики, но в целом все любят.

          • realavt

            >Забавно, в случае «Автоматы» народ выглядит «более единодушным», чем в случае с хайпнутыми MGSV и FFXV

            Ну само собой – как и с анимешными или коряво-пикселявыми играми, отсев откровенно “неподходящих” для неё игроков происходит на очень ранней стадии, еще на этапе просмотра скриншотов и видеороликов. В то время как в MGSV и FFXV весь этот “левый” народ встряет из-за красивой технологичной картинки – а потом начинает голосить, осознав, насколько их надурили и как бездарно они потратили свои деньги.

          • SkaarjD

            Причем по твоим же словам сейчас вышло, что MGSV и FFXV помешал ориентир на широкую аудиторию, «леваки» пришли за чем-то другим, купившись на рекламу, в итоге остались разочарованы, в то же время «Автомата» не стала скрывать свое «авторское виденье», в итоге одобрения и поддержку получила как будто больше.

            MGSV хвалят за геймплей, но сценарий людей по большей части разочаровывает, плюс негатив от разборок «кто виноват» с Конами. FFXV в принципе рано или поздно начинают ругать все за всё, кроме картинки.

            «Автомата» же сохранила «то самое» впечатление старых японских игр, когда это было «модно, но как бы не для всех». Если ее ругают, то за те же вещи, за которые ее хвалят, типа «фу, тут анимешные девки в трусах и какие-то надрывные слезы, плюс непонятный юмор». При этом она у всех на слуху и подается как что-то из ряда «высокого искусства». То есть вполне себе типичная ситуация 90-х, с какой-нибудь FF7 или 8.

  • alexkarco

    Можно делать финалку со средним бюджетом на большие консоли, как персону 5, а не пытаться в ААА графику.

    • Что позволяется персоне (а скоро и ей не будет позволяться), то не будет прощаться финалке.

      • Golemming

        а с чего персоне не будет это прощаться?

        • realavt

          Рискну предположить, что порядком поднадоевшая к своему финалу перезатянутая Персона 5 заставит игроков отнестись куда более осторожно к следующей части игры, оценивать её более критически.

          • Golemming

            представь себе, третья и четвертая части тоже были затянуты. Что не помешало им отлично продаться и породить кучу переизданий и спиноффов

          • realavt

            Ну у них хотя бы менюшки были нормальные, не утомляли своим видом 🙂

          • Golemming

            менюшки Персоны 5 настолько крутые, что финалке и не снилось. Недаром они в мем превратились.

            Если уж троллишь – делай это тоньше

          • realavt

            Ну лично меня они действительно утомили своим видом – и их невменяемость как раз и сделала их мемом. Не в них одних конечно дело, но в итоге игру покупать не стал.

  • К слову сказать, Dissidia NT выглядит красиво, а проблема в том что отличную механику боёв с PSP выкинули и на её место вставили кучу-малу на шестерых человек.

    • Evgeniy Ovchinnikov

      Boт в этом как раз один из двух главных минусов игры. И пожалуй, как раз-таки первый и основной. Что мешало сделать месиловку “три на три” как опцию – для тех, кому внезапно надоели традиционные битвы “один на один”?
      Ну и второй минус – отвратительный синглплеерный режим, принуждающий к однообразным поединкам ради рандомного получения “ключиков для просмотра сюжетных сценочек”.

      Картинка же, бесспорно, очень красивая. Но не туда ресурсы были брошены, явно не туда…

      • Очень жаль что запороли такой шанс выпустить прикольные драки на стационаре.

  • Evgeniy Ovchinnikov

    Спасибо за ответ!
    Прокомментирую лишь свою “странную первую фразу” 🙂 Я как раз имел в виду такой подход, когда красивостями занимается огромный штат тех же фрилансеров – при этом ни сном, ни духом ни разумеющий о том, что задумали сами авторы. И как результат – либо бесконечные переделки, либо “оставим как есть – но это всё равно не то, что мы хотели”. Если не ошибаюсь, третьего Ведьмака не отдавали на аутсорс даже частично – и в результате игра не вызывает мыслей о понижении творческого порыва разработчиков. А вот та же FFXV – увы, вызывает.

    P.S. Кстати, не так давно вышел вполне себе симпатичный ремейк СНЕCoвcкoй Secret of Mana – в 3D. Не только на портативной PSVita, но и на PS4, и даже на РС. Игра совершенно точно не ААА, но и спрайтовым портом “на скорую руку” она не является. Неужели нельзя так же поступить с Chrono Trigger или с Xenogears, раз уж серия Final Fantasy для “больших консолей” нынче может быть лишь в масштабе FFXV?

    • realavt

      >Неужели нельзя так же поступить с Chrono Trigger или с Xenogears

      С Chrono Trigger, возможно, так в итоге и поступят, не зря же они фанатский 3Д-римейк придавили. Хотя там вопрос количества контента, может оказаться что его заметно побольше нужно, чем у Маны было. А вот с Ксеногирзами точно не потянут, слишком много текста для нынешних-то времен, слишком нетолерантные темы поднимаются, и контента нужно дофига.

  • Но в жрпг графика всегда была на пятом месте.
    Вот нинокуни. https://uploads.disquscdn.com/images/90911d547d3529f127d52cbf71397d3297de4eab30239547a9c67616128c2449.jpg
    Вот берсерия.
    https://uploads.disquscdn.com/images/cd54629a4ba996de5583ea4f0735379a20bd194ad0a3209993ab645f6890b976.jpg
    Оговорочка про арт-дизайн, конечно, замечена, но все равно в большинстве крупнобюджетных тайтлов всё качество сконцентрировано в двух-трех ключевых местах, между которыми разбросаны унылейшие пространства копипасты.
    Просто скваря ленивая задница, которая искренне не понимает, что ей делать.

    • realavt

      В финалках графон всегда был первоочередным.

  • catgundam

    Нир Автомата как-то не укладывается

    • realavt

      В смысле, говешку на коленке сляпали – а пипл схавал, купившись на аппетитные булочки?

      • catgundam

        И в это Нир тоже не укладывается

      • Evgeniy Ovchinnikov

        Точно на булочки? Например, вот этот чувак – https://www.youtube.com/watch?v=0DYRzTvrrP8&t=2s
        – заглянул в будущее и увидел булочки, оттого и радуется?

        • realavt

          >Например, вот этот чувак

          Этот чувак верещит на камеру, работа у него такая.

  • SkaarjD

    Тут есть еще одна проблема: если делаешь игру «дорого», значит делаешь ее для масс, а если делаешь ее для масс, она, грубо говоря, должна быть однокнопочной. А «большая JRPG» с «однокнопочным геймплеем» как-то плохо вяжется, что уже наглядно продемонстрировали и FFXIII, и FFXV. Хорошо заходят шутеры, где можно накрутить «интеллектуального геймплея» в три слоя, но основа все равно сведется к «наведи крестик на цель и нажми Выстрел», с чем справится практически любой; можно бежать на easy и просто смотреть кино. Хорошо заходят слэшеры файтинги платформеры по тем же причинам. В основе – понятный и простой механизм.

    JRPG изначально были очень казуальными, если сравнивать с западными «чисто RPG», отсюда дикая популярность, как только они стали косить под интерактивное кино книгу. Но в наши дни оказалось, что надо быть еще проще и тупее, иначе не продать. Уж если хочешь быть «интерактивным кино», делай Heavy Rain или Uncharted и не выпендривайся.

    Именно поэтому никакой полноценный «ремейк FFVII» сейчас не отобьется, даже за счет громкого имени, если не сделать реал-тайм боевку из одной-двух кнопок.

    • realavt

      >JRPG изначально были очень казуальными

      JRPG изначально практически ничем не отличались от западных РПГ, которые они копировали, “разногласия” начались уже попозже, к началу 90-х – и некоторые серии, до сих пор сохранившие свой изначальный облик (например Wizardry), казуальными никак не назовешь.

      • SkaarjD

        Вот только причем тут Wizardry – самая что ни на есть типичная западная RPG, придуманная американцами? Ну да ладно. Но пример, кстати, показательный. Совсем не казуальная RPG. В отличие от Final Fantasy. Потому что когда японцы начали «копировать», они поставили все на «консольные» рельсы, что привело к упрощениям, которые затем и сложили поджанр.

        Так что «JRPG изначально практически ничем не отличались от западных RPG» не совсем верно, потому что это некий незначительный момент времени, включающий пару тайтлов с натяжкой, когда и «JRPG»-то не существовало в том смысле, который мы в него вкладываем (ибо включать туда «вообще все японские игры, сделанные по западным правилам» по меньшей мере странно, а тем более чисто западные игры, портированные в Японию).

        Запад шел к все большей симуляции настольной D&D, благо ПК мог себе это позволить, с отыгрышем роли и лепкой кого угодно из собственного ноунейма. Восток забил на эту цель практически сразу, потому что с консоли было тупо неудобно, сосредоточившись на конкретных героях, повсеместной линейности (с одной стороны) и диком неконтролируемом рандоме в неожиданных местах (с другой), а это самое настоящее «оказуаливание» жанра, когда не нужно создавать и настраивать партию, не нужно учитывать 100500 характеристик, не нужно даже следить за автоматическим левел-апом (само все растет), вы все летите по рельсам сюжета, и единственная забота – решать конкретные ситуации (решение у которых все равно как правило одно, и ключ у вас уже есть).

        Ясен пень, исключения всегда найдутся, и в какой-нибудь FFT (которая на стыке жанров, но не суть) будет учет 100500 характеристик и толпа ноунеймов на подтанцовке. Но общей картины и общего вектора это не меняет. JRPG всегда были проще, по части общих игровых правил и возможного выбора, так как «симуляция сложных правил» изначально не представлялась возможной чисто технически, а первоначальная цель всегда была «рассказать конкретную историю», а не «создать генератор историй».

        • realavt

          Толку сейчас об этом рассуждать, когда и те и те уже превратились в шутерыслешеры с элементами РПГ…

          • SkaarjD

            Поправка: в шутеры и слэшеры превращаются дорогие массовые игры, потому что так они могут быть ближе к аудитории и отбивать затраты. Какие-нибудь Divinity с Banner Saga и Персоны с Fire Emblem по-прежнему выходят. В тоннах инди наверняка что-нибудь завалялось. «Якудза» (чем не JRPG?) в основе своей не меняется годами и вот только набрала хайп (а значит дальше ее должны испортить ) ). Мода на клоны Baldur’s Gate опять же (все эти Тирании с Pillars of Eternity). Ремастеры поддерживают интерес. Позагибались отдельные знаковые сериалы, типа Final Fantasy и Fallout, но дело их живет, а значит у всех направлений есть будущее.