Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему нормальные игры – развлечение избранных?

Posted on 71 6

В игровой индустрии есть такое популярное ложное божество – “расширение аудитории”. Оно нравится издателям – поэтому они делают игры более простыми и понятными. Оно нравится аудитории – потому что расширение аудитории подразумевает снижение цен. Только я сейчас не хочу спорить о том, какими конкретно должны быть цены и что там с DLC, – это отдельная история. Дело в другом: расширение аудитории не работает.

Опыт вимоута Nintendo Wii, тачскрина Nintendo DS, контроллеров PS Move, EyeToy, Kinect и даже отдельных казуалозавлекательных игр вроде Heavy Rain показал, что широкую аудиторию действительно можно убедить купить серьезную игровую консоль и одну-две игры для нее. Другое дело, что почти вся эта широкая аудитория потом отваливается, потому что в простые игры проще играть на мобильном телефоне бесплатно. Конвертировать игрока в Kinect Star Wars в игрока Star Wars Battlefront не получается. Лучшее тому доказательство – разворот всех консольных платформодержателей обратно к хардкорным играм.

Все дело в том, что у нормальных, привычных нам игр (мне кажется, все понимают, о чем речь, хотя отдельного термина для них нет) есть естественный предел аудитории. Проще всего это показать на примере нишевых игр. Условно говоря, можно сколько угодно снижать цены на Nier: Automata, разложить копии во всех магазинах, крутить рекламу на ТВ, снижать уровень сложности, добавлять управление жестами. Продажи от этого не вырастут. Потому что когда у людей нет потребности, они даже время на это не будут тратить, не то что деньги. Наверняка у вас есть друзья, которые получали пробные дозы игр, но не заинтересовались ими всерьез. И таких людей – подавляющее большинство. Увеличивать количество поклонников нормальных игр дальше уже очень сложно, потому что почти все, кто мог бы ими стать, уже попробовали игры. У массовых хитов вроде Call of Duty или Mario Kart, на самом деле, та же история, только естественный предел аудитории сильно больше.

В том числе и поэтому существует термин “геймер”, но не существует аналогичный термин для поклонников кино, музыки или литературы. Геймер – это прежде всего человек, который идентифицирует себя как геймер. “Геймер” – это доказательство существования довольно-таки узкой и хорошо организованной субкультуры геймеров. И, конечно, к ней не относятся все, кто играет хоть во что-то. То есть, в России миллионов пятьдесят играют хоть во что-то, из них геймеров – миллионов пять, вряд ли больше.

Забавное следствие из этого – то, что в определенный момент многие игровые журналисты вдруг начинают понимать, что работают на ужасную узкую субкультуру, и пытаются откреститься от нее, пытаются выйти наружу и рассказывать о нормальных играх широкой аудитории (а субкультуру, соответственно, обличать). Это и на Западе есть, и в России не раз бывало. Только все равно не работает, потому что широкой аудитории все эти нормальные игры интересны только в контексте “русских убивают” и “сексизма много”, а геймеры предателей не прощают.

Лет десять назад я спорил с людьми из российской аниме-тусовки о необходимости расширения аудитории аниме в России. Они мне говорили, что это не надо, что лучше остаться субкультурой и спокойно смотреть на свои мультики на квартирных посиделках и ходить на свои камерные фестивали, но не пытаться стать массово популярными. А я, наоборот, считал, что круто получить широкое признание, ведь аниме – это же великое искусство. На самом деле, я тогда был неправ. И даже аниме сейчас уже не то, что прежде, потому что там (как и в играх) стало гораздо больше психологических маркетинговых трюков и меньше искусства. Тоже хотят расширить аудиторию.

А что в итоге? Аудитория нормальных игр конечна. Она более-менее воспроизводится – то есть, на смену выбывающим (по разным причинам – например, родился ребенок и стало совсем не до игр) приходят новые люди (ребенок повзрослел и научился хорошему у родителей). Эта аудитория сильно ценит собственное увлечение. Как рыбаки, которые готовы вливать десятки тысяч рублей в снасти для карпфишинга. При этом рыбаки, у которых нет десятков тысяч рублей, напрягутся, соберут снасть из говна и палок и тоже пойдут на пруд. Геймерам нормальные игры нужны. Очень нужны. Это потребность, для которой нет товара-субститута. Кино и книжка не заменят игры. В крайнем случае они найдут себе что-нибудь поиграть из бэк-каталога.

На этой аудитории можно зарабатывать. Другое дело, что заработать какие-то невероятные шальные деньги сложно, феномена Pokemon GO среди геймеров никогда не будет. Отсюда, в общем, и мучительные попытки как-то извернуться. Или все же делать игры, подходящие и геймерам, и широкой аудитории. Или хитростью заставить избранных платить сильно больше. Потому что не-геймеры как раз за другие игры готовы платить больше.

Но было бы гораздо честнее признать, что субкультура существует, что нормальные игры – это развлечение для избранных, и спокойно делать игры именно для них. Ценовая политика? Конечно, надо посчитать, чтобы это было выгодно. Но аудитория каждого жанра, каждого направления нормальных игр уже понятна, у всех есть клиентские базы, есть контакты с аудиторией через медиа, через соцсети. При этом даже на маркетинговом бюджете можно сильно сэкономить, ведь геймеры будут сами искать информацию об играх и без всяких рекламных кампаний с селебрити. Не нужно закупать трафик, не нужно вешать биллборды в центре города. Все понятно и предсказуемо, как бизнес какого-нибудь семейного ресторанчика, в котором хозяева и завсегдатаи давно и хорошо знают друг друга.

Но это, конечно, утопия.

  • Павел Чистяков

    Очень спорный материал.

    Начать стоит с того, что аудиторию все-таки можно расширить.
    Взять, например, моих любимых Paradox Interactive. Они выпускают очень нишевые хардкорные стратегии. При этом, когда они в начале этого десятилетия начали выпускать новые версии своих игр, с чуть упрощенной механикой, более красивой графикой, понятными туториалами и прочими финтифлюшками, они словили огромный рост аудитории. С одной стороны, они притянули аудиторию Цивилизации и Тоталворов, для которой ранее парадоксостратежки были слишком сложными. С другой стороны, они привлекли многих “не-игроков”: у меня полно знакомых гуманитариев, которые с новым поколением игр Paradox наконец-то смогли войти в эту тему.

    Так что расширение работает как минимум в рамках аудитории нормальных игр, как максимум – среди аудиторий смежных тем (в т.ч. не игр).

    • Аудиторию можно расширить, конечно, но у каждого типа игр есть естественный предел.
      То есть, было много людей, готовых играть в стратегии парадокса, но отпугивала громоздкость. Сделали нормальный интерфейс и тьюториал – эти люди начали играть. Но если человек в принципе не любит саму идею глобальных стратегий, то его никак не привлечь.

      Мне тоже очень нравится, что делает Парадокс. Это как раз принцип хорошего семейного ресторанчика.

  • t!ntom

    В том числе и поэтому существует термин “геймер”, но не существует
    аналогичный термин для поклонников кино, музыки или литературы.
    – Меломан, киноман, библиофил?

    • Ты часто эти термины слышишь? Хоть одного библиофила знаешь? Так-то еще слово “книгочей” есть, например. В английском языке то же самое, к слову.

      • Книжный червь, у нас же заменено и совмещено с другими – “ботан”

        • Не, это аналог американского нерд. Не связано с книгами напрямую.

          • С каких это пор американский нерд не связан с книгами?! Ты что-то путаешь…

          • A nerd is a person seen as overly intellectual, obsessive, or lacking social skills (introvert), often a bookworm with eyeglasses. Such a person may spend inordinate amounts of time on unpopular, little known, or non-mainstream activities, which are generally either highly technical, abstract, or relating to topics of fiction or fantasy, to the exclusion of more mainstream activities

            Тут еще есть хорошее слово bookworm, но оно явно имеет негативную коннотацию, поэтому тоже не то. Поклонник книг сам себя книжным червем не назовет.

          • often a bookworm with eyeglasses

            Так и нас они себя сами ботаниками не называли!

          • Easter3000

            Называют. Как раз с такими на работе общаюсь.

      • Denni Mäkinen

        Слово “меломан” – довольно-таки часто.

      • Madari73

        Ты пишешь, что подобных терминов не существует, но существуют же! На деле мы их слышим редко, ибо любить фильмы, книги, музыку в обществе не является чем-то особенным. Ну подумаешь, человек много кино смотрит, ничего такого. А вот скажешь некоторым, что ты геймер, вот тут бывает случаются недопонимания. Игры просто ещё не до конца укоренились, как обыденное массовое развлечение, но это касается таких стран, как Россия, где на геймеров до сих пор смотрят, как на людей странных.

      • t!ntom

        Константин, тут мне кажется смотря с какой стороны смотреть.
        Если спросить библиофилов или меломанов – как часто они слышат слово геймер – они смогут ответить словами из твоего поста, ибо этой сферой скорее всего не интересуются и все, что в ней происходит их не касается. : )

  • Denis Voznyuk

    К сожалению, “При этом даже на маркетинговом бюджете можно сильно сэкономить, ведь геймеры будут сами искать информацию об играх и без всяких рекламных кампаний с селебрити.” не работает.
    Т.е. знаменитости, может, и не нужны. Но кучи игр остаются без своей аудитории из-за отсутствующей или неправильной рекламной компании. И даже на геймерских сайтах, вроде DTF, вылезают комментарии “А игра уже вышла? Не знал”
    К тому же зависит от игры, т.к. аудитория у GTA сильно выше аудитории у Far Cry. И без рекламной компании за пределами игровой индустрии GTA не сможет привлечь старых фанатов, которые играли во все части GTA, но в остальные игры играть перестали.
    Ну и предел роста еще не достигнут и близко. Впереди Китай, Индия и Африка, когда у них будет достаточно денег. Так что нет смысла завышать цену. Тут вон Tecncent за третий квартал 5млрд. долларов заработала. Половина из этой суммы мобильные игры. А вторая – вполне себе нормальные игры для ПК, вроде Лиги Легенд.

    • Поэтому я и пишу, что на маркетинге можно сэкономить, но совсем без него тоже нельзя. PR, комьюнити-менеджмент, да и собственно реклама. И да, нужно обязательно активировать и старых фанатов. Но штука в том, что возвращение одного старого клиента обычно стоит впятеро дешевле, чем привлечение нового. А вот реклама на ТВ, на Супербоуле – вот это не нужно.

      Китай, Индия, Африка – да, это потенциальный источник новых геймеров. Но что-то подсказывает, что этот процесс займет десятилетия. Потому что одного только роста достатка недостаточно, нужен определенный культурный бэкграунд. А он есть разве что в ЮАР.

  • Alexandrov Alexandr

    Отличный текст, такое ощущение, что письмо редактора в СИ читаю…..

    • Ты, кстати, прав. Я примерно так же всегда писал письмо редактора, примерно за то же время и на такой же волне.

      • Alexandrov Alexandr

        Может поэтому и чувствуется!

    • Antrikot

      Согласен!

  • anime_legenda

    Я согласен с каждым словом. Даже добавить нечего. Браво.

  • Firepocket

    Ждал абзац “поэтому надо доить нормальных геймеров, заставляя их платить за Дарта Вейдера, чтобы нивелировать малую пользовательскую базу”, но почему-то не нашёл.

    • Там другая логика. И, кстати, Тоха уже все объяснил про Дарта Вейдера.
      Доят только лохов, нормальные пацаны все открывают за одну ночь.

      • Firepocket

        То была ирония.
        Я вообще думаю, что её ещё сто раз перепилят, и через полгода игру не узнают.
        Только поздно будет – проблема вообще не в Star Wars, а в действиях и заявлениях конкретных людей в течение продолжительного времени, подготовивших почву для того, чтобы один просчёт резко подкосил репутацию компании, даже если реальное положение не соответствует жалобам.
        А вот делали бы сразу игру для “конечной аудитории нормальных игр” и не давали слово в эфире кому попало – авось и обошлось бы.

      • В пресс-версии с увеличенным прогрессом, сорри но приводить в пример человека который пишет что мультиплеерная игра получившая сингл (как в своё время B3) это синглплеерная игра с куцым онлайном- это победа!

      • Madari73

        Это вот сейчас пропатчили и Дарта Вейдера вполне можно открыть за 10 часов, то есть за одну ночь как раз. До этого нужно было потратить часов 40 (и это только на Вейдера). Если допустим человек купил игру и играет в неделю часов 10 (может меньше), то ему пришлось бы месяц играть, чтобы его разблокировать. Так что обычные люди молодцы, что вполне оправдано такую бучу подняли.
        Антон же не мог судить о прокачке адекватно, ибо в пресс-версии и так щадящий вариант был, так что ничего он не объяснил и не разъяснил.

  • Golemming

    именно поэтому странно что издатели либо стараются работать на массовую аудиторию, либо совсем уж бюджетно делают. Почти нет проектов с расчетом на тысяч 300-500 продаж.

    Те же японские ролевки в большинстве своем сделаны совсем дешево. Или новеллы. Хотя их аудитории хватает чтобы окупиться, так что может это и ок.

  • genby

    Зная, что автор подразумевает под играми “для избранных”, не хочу.

  • FreaK

    >Абзац про аниме.
    В детстве почти весь мой круг общения играл в видеоигры, но были и исключения. Я пытался показать таким людям, что это такое, чтобы они прочувствовали саму суть видоигр, но все было тщетно, вот тогда я и понял, что лучше диванные посиделки в узком кругу. Аниме я начал смотреть лет в 16, наверное, но я уже тогда понимал, что раз уж с играми у меня не вышло приобщения широкой аудитории, то с аниме и подавно не получится. Да и смысла я уже не видел. Ну не нравится человеку игры/аниме, зачем же его насильно заставлять играть/смотреть? Даже если мнение предвзято, то его все равно будет тяжело изменить, к этому надо прийти самому. Да и опять-таки, чем шире аудитория – тем попсовее становится субкультура, а это никому не нужно.

  • catgundam

    “можно сколько угодно рисовать здоровенный попец в Nier: Automata”
    fixed

    На котаку сейчас жарятся из-за твича на эту же тему, ее же не понимают многие еспорт стартапчики и даже манагеры

    Текущий игрожур держит в приоритете тему – человек не очень сведущий купил игру и ему надо понять почему она хорошая инвариантно, и совершенно не надо знать если она плохая, ведь тогда о ужас он купил кусок говна который сам выбрал. Поэтому любая большая игра это хорошая игра 10 из 10 на кончиках пальцев, а разбираться, ныть, клеймить, вот это все – это всё для нердов-нолайферов которые не знают что такое быть на позитиве
    Играть сейчас в том числе и модно (тот самый видос про snes mini лучше любых слов)
    Т.е. хм, геймеры бывают разными, сильно разными, и соотв. выводы про хорошую организацию немного шатаются – т.е. да, оно так бывает, но все равно нужно рассматривать индивидуально
    Но с однородностью-то все равно очень туго

    Ну правда я бы не стал выделять именно игры, в тех же фильмах то же самое – есть масс кинчик для всех, есть артхаус который адекватный человек смотреть не станет (точнее может и станет, а вот сможет ли честно словить кайф – уже весьма сомнительно). Порог вхождения это больно даже если удастся объяснить награду за страдания
    Дальше же начинается резкое падение количество контента – опять же по причине малой аудитории и высоких рисков его трушного очень мало, он случайность
    ———-линия познания дзена———-
    Поэтому рано или поздно придется возвращаешься к компромиссному говноедству – либо сожрать все лучшее и закрыть тему до редких приходов

    Но вейт э сек, с чего бы надо этому радоваться и более того – терять объективность подобно тем самым игрожурам?
    Т.е. к БФ2 – весьма средний (механики так себе, полеты не интересные, етц) онлайн шутан по хорошей вселенной которую он плохо эксплуатирует (ни одного ностальгического звоночка в отличии от первой части) и все такое. Хуже первой части по графике на голой пс4. Етц
    Я потратил на нее свое время в бете обменяв немного времени и электричества на возможность понять нужно ли оно мне – понял, обменял, спс еа
    Лутбоксы, ну офигеть, вот это проблема и в так малоинтересной игре

    Не тру геймер смириться и купит игру, ведь она его все равно радует
    Другой не тру геймер даже не слышал про это все
    Тру геймер конечно клеймит ЕА и минусит на реддите, печатая по 100 постов про игру до которой вряд ли ему было дело даже некоторое время назад, какие мы класные что нагнули злую корпорацию и не будем покупать
    Еще более тру геймер говорит – да я и так все коробки нафармлю, ведь тру пацанам это не составит труда

    https://youtu.be/nEXF4bYjZbI?t=76

    Т.е. эм хм эм ммм хм. Хм. Понятно, да?

    А что с играми-то всё-таки?
    Я чет слишком старый, тупой и сдеградировавший и вот это все вообще, мне вот это единение народов и чувства самоопределения как-то больше нахер не надо. Мнеб просто игру поиграть или там фильм, аниме, етц.

    Можно?

  • Evgeniy Ovchinnikov

    Отличный пример с aниме-тусовкой начала нулевых.
    Широкое признание – оно конечно хорошо, но никогда не станет широким настолько, что охватит всех и вся. Обязательно найдутся те, кому жанр неинтересен/неприятен по умолчанию, или же сформировались “предубеждения против популярного”. Ошибка некоторых анимешников того времени была в том, что они свято верили “вот увидят массы Евангелион – и тут же все поголовно от него зафанатеют, так же как и мы”. Но на деле это, конечно же, не так – например, я сам отношусь к тем людям, которые терпеть не могут сие произведение и чрезмерно рефлексирующих персонажей.

    Так же и с играми. Что-то становится чуть более массовым, что-то – чуть менее. Некоторым геймерам – ценителям “массовых хитов” попросту неинтересно “заглядывать в нишу”, а любителей тех же игр Йоко Таро зачастую не уговоришь поиграть ни в CoD, ни в Uncharted. Лично я считаю, что успех игры прежде всего в том, что бы создавать её – от начала до конца – с осознанием всех положительных аспектов, которые закладываются в процесс. Тогда игра непременно найдёт своего потребителя. А если это тупо многомиллионный блокбастер, да ещё и подкреплённый рекламой… ну окей, да – он выйдет, окупится в несколько раз… но позабудется сразу же, как только выйдет что-то чуть более “графонистое”.

    P.S. За NieR Automata oбидно… даже не внесли в число претендентов на GOTY. Но для нас c cyпругой она и без того GOTY! 🙂

    • catgundam
      • Evgeniy Ovchinnikov

        B NieR-e нет рефлексирующих мальчиков, отказывающихся выполнять возложенную на них работу “патамушта-меня-никто-не-любит-и-ваще-я-гавно” и наматывающих круги на кольцевой ветке метрополитена. Впрочем, там вообще нет людей.

        В NieR-e нет дешевых спекуляций на тему христианства с привязкой к непременно плохому Богу и его миньонам-Ангелам, вознамерившимся уничтожить несчастное человечество – но аллегорический взгляд на человеческие “ценности” через призму подражания оным (где, в том числе, находится и место религии).

        А ещё в NieR-e история не заканчивается “гениальным” поворотом “хеппи-энд, все умерли”. Хотя бы потому, что умирать де-факто некому уже давным-давно, но при этом для трёх главных героев вообще всё заканчивается хорошо 🙂

        • catgundam

          >В NieR-e нет дешевых спекуляций на тему христианства
          В Еве тоже >_^
          (этож каббала! – сказал бы еслиб тролел, но тут я не, там интересней на самом деле)

          >Впрочем, там вообще нет людей.
          не совсем Keepo

          >рефлексирующих мальчиков
          >с привязкой к непременно плохому Богу и его миньонам-Ангелам, вознамерившимся уничтожить несчастное человечество
          >”хеппи-энд, все умерли”
          :thinking:
          Хммм. Хмммммм. Мягко говоря – эт все говорит о том что смотрели еву очень поверхностно. Порекомендовал бы пересмотр или если он был недавно – разбор почитать
          Или хмммм – да, пересматривать надо с ребилдами обязательно, в ребилдах варианты толкования Анно исключает и становится совсем хорошо
          Но пока гмм – фишка не понята очень сильно, особенно палит понимание концовочки

          Так-то NieR это как раз очень сильно Ева-лайт что по форме что по содержанию, но блин, как бы не испортить – идея которую вы поняли из евы это еще не все что там заложено, все несколько интересней

          Но нир все же попроще :thinking:

          • Evgeniy Ovchinnikov

            >>>>> Хммм. Хмммммм. Мягко говоря – эт все говорит о том что смотрели еву очень поверхностно. Порекомендовал бы пересмотр или если он был недавно – разбор почитать
            ——–
            Поверхностно = 26 серий, испытывая раздражение от главгероя-слюнтяя, которому следовало надавать хороших подзатыльников или вообще пристрелить, что бы не мучился сам и не мучиться с ним (но нельзя, ибо лишь в этом искусственном сеттинге он один из “незаменимых дитяток”), ненависть к стервозной рыжей суке и охреневая от прочих “спасителей мира” – так в итоге его и не спасших. Но даже несмотря на то, что сериал вызвал такие негативные эмоции – я все равно сподобился на просмотр всех полнометражников (кроме последнего который вроде бы так до сих и не вышел, хотя может я уже просто перестал следить) – и впечатления ничуть не поменялись. Право, вдохновлённый всей этой чепухой и американизированный донельзя “Тихоокеанский рубеж” (изначально, кстати, планировавшийся как лайв-экшен по Евангелиону) в разы лучше. По крайней мере, герои там адекватные для той глобальной ситуации, в которой оказались.

            Читать разборы (зачастую конфликтующие друг с другом – “не так все было, я понял правильно!” – “нет это я всё понял, это у тебя неправильно!”) – неинтересно. Если для “правильного” понимания произведения (да ещё и неприятного) требуется чтение дополнительныx FAQ’oв = это плохое произведение. Хотя “элитисты” вполне могут считать, что “непонявший не умеет думать” – пусть так, ибо мнение “элитистов” (особенно аниме-тусовки начала нулевых) меня никогда не интересовало. Ибо смотрел и смотрю до сих пор исключительно то, что мне нравится: будь то экранизация какой-нибудь видеоигры, сериалы (от хорошей фантастики/экшена до лёгких комедий) или мувики 80х-90х. Например, “Х”, по которому написано дофига FAQ’oв и рекомендаций “обязательно читать мангу” – но мне всего этого не понадобилось для того, что бы понять и проникнуться мувиком с первого же просмотра.

          • catgundam

            Йеп, вы абсолютно не поняли ничего из того что Анно хотел сказать >_^

            У вас в претензиях только поверхностные вещи и есть. Звучит как-то так: покрышки колес атстой, двигатели говно, крылья ущербные, едет гораздо хуже чем автомобиль другой компании – что значит “это самолет” и оно вот это все вместе должно летать? Так не бывает, это придумки “Элитистов” нулевых, не надо мне такое рассказывать – как то так это выглядит ¯_(ツ)_/¯

            >Поверхностно = 26 серий
            Без ЕоЕ?

            >изначально, кстати, планировавшийся как лайв-экшен по Евангелиону
            Тэкс, да и с историей вопроса не очень – нет, Пацифик Рим не был экранизацией, Дель Торо даже заявлял что не смотрел Еву вообще, а разгадка одна – у авторов Рима и Анно единые вдохновители, поэтому так похоже.

            >Если для “правильного” понимания произведения (да ещё и неприятного) требуется чтение дополнительныx FAQ
            Ну оно же не всем требуется
            Но вообще не правда, разборы вещь нужная пушо все знать невозможно, разбор того же Толкиена – даже если понял основную суть мягко говоря начинаешь понимать что в этой жизни Хоббиты не так просты, и нет, никаких вв2 параллелей нет и в помине, это было бы слишком просто

          • Evgeniy Ovchinnikov

            >>>> Без ЕоЕ?
            —–
            Ecтественно, с ним. И даже с компиляцией D&R (на которую вообще непонятно зачем потратил время). Посмотрел и сделал вывод: “Ну ок, все умерли. А слюнтяй и сука вроде остались, да?” Даже почитал несколько “типа-объяснений”, написанных такими же зрителями, как и я сам, только фанатами – прямо конфликтующими друг с другом (от “это теперь новые Адам и Ева” до “они тоже умерли, но остались сами собой в едином “океане””) – и понял, что мне как-то нет дела до того, что там Анно хотел сказать своими фантазиями на библейские темы, перемешанными с подростковыми комплексами.

            >>>> разгадка одна – у авторов Рима и Анно единые вдохновители, поэтому так похоже
            —–
            У этих вдохновителей так же одной из центральных героинь была девочка с синими волосами?
            (помню, как на премьере “Рубежа” какие-то весёлые ребята хором заорали “Рэээээээй!”, как только на экране появилась Maко)
            Дело в том, что года за два до выхода “Рима” мне один знакомый анимешник все уши прожужжал “готовящимся лайф-экшеном по Еве, который тупые америкосы непременно запоганят, хотя вот концепты неплохие”. И потом уже сказал, что “как хорошо, что все эти наработки отправились другому фильму, не имеющему отношения к битве с ангелами”.

            >>>> разбор того же Толкиена – даже если понял основную суть мягко говоря начинаешь понимать что в этой жизни Хоббиты не так просты
            —–
            А это уже для рьяных толкиенистов – от любителей пообсуждать теории да черновики, до мнящих себя эльфами в реальной жизни. Так сказать, в зависимости от тяжести заболевания 🙂 Мне, например, вполне хватило того, что написано в общеизвестных книгах Профессора – от “сказки для всех возрастов” до эпической фэнтезийной адвенчуры на 3 тома. Для понимания этого материала никаких FAQ не понадобилось. Да и на фильмы впоследствии я не рейджил, как некоторые .

          • catgundam

            >”Ну ок, все умерли. А слюнтяй и сука вроде остались, да?”
            Нет >_^
            Блин, правда, я не троллю как обычно в 99% случаев в этом блоге, прост если рассказать есть шанс угрохать весь кайф от самостоятельного понимания
            >объяснения фанатов
            Хехехе, не, все же норм разборы и фанатские домыслы это разные вещи, первые например не делают единых выводов и не строят теорий

            >У этих вдохновителей так же одной из центральных героинь была девочка с синими волосами?
            В тех самых общих источниках синие волосы у каждой второй.
            А вот упомянуть про совершенно разные характеры как-то забывают.
            А еще тру фанат Евы за сравнение с Рей без красных глаз может как минимум сильно обругать!
            >знакомый анимешник все уши прожужжал
            Ну, он был мягко говоря не прав >_^
            Если кратко – Анно эксплуатировал глубоко сидящий в соотечественниках Кайдзю жанр в своих целях (причем то насколько глубоко он его понимает можно посмотреть в его же Годзилле, чудесный фильм кстати) в то время как Рим просто делал свежее переосмысление… которое в свое время делал и Анно для своих целей. Примерно то что сейчас творится в жанре девочек-волшебниц до и после Мадоки – у Евки тоже легко найти несколько схожих прототипов.
            Хотя полностью влияние евы не исключить – мб Торо и не смотрел, зато у него была еще команда.

            >Для понимания этого материала никаких FAQ не понадобилось
            Я раньше так же думал, да вот нифига. И опять же, к подозрительным длинноволосым личностям отношения ноль, уж у главного по Арде достойных разборщиков найдется тьма.
            Уже плохо помню в деталях, помню совершенно феерические подробные вычленения всяких совершенно невидимых деталек с подкреплениями теми же письмами другим писателям современности (чтоб не наврать – вроде там Кэролл был)
            Больше информации – больше точность – понимание даже не лучше, оно становится иным

          • Evgeniy Ovchinnikov

            >>> Нет
            —–
            А другие скажут “Да” (собственно, уже сказали, и не раз – повторюсь, некоторые “разборы”, в том числе и на Википедии, я всё ж читал, и они всегда конфликтовали друг с другом). А Анно: “Да мне пофиг, как хотите, так и понимайте. Допилим ребилд – может, что-нибудь объясним. А может, подкинем ещё дровишек для ваших домыслов”.

            >>> если рассказать есть шанс угрохать весь кайф от самостоятельного понимания
            —–
            Не думаю, что очередное ИМХО как-то повлияет на моё отношение к произведению, которое не понравилось изначально – начиная от характеров персонажей и заканчивая манерой подачи материала. Так что уже неинтересно – особенно за давностью лет. Я как бы и не хотел поднимать тут эту тему – лишь привёл пример того, о чём сказал Врен в своём посте.

            >>> Ну, он был мягко говоря не прав >_^
            —–
            Где-то есть 100%-ное подтверждение тому, что в данном вопросе правы конкретно Вы? Или это на том же уровне, что “узнают россияне про аниме, особенно про Еву – все поголовно анимешниками станут?” Ну да, стали… так стали, что сейчас порой даже стыдно среди простых людей говорить о том, что хоть какое-то аниме посмотрел.

          • catgundam

            >А другие скажут “Да”
            Не, там есть аргументация =P
            >А Анно
            Ненене, Анно-то уже все сказал, особенно совсем однозначно сказал в 3ем ребилде и в принципе уже понятно что будет в 4ом и почему его еще нет – там есть очень интересный вопрос ответ на который Анно хочет долбануть, и с этим у него есть понятные проблемы
            >очередное ИМХО
            Это не имхо >_^

            >Не думаю, что очередное ИМХО как-то повлияет на моё отношение к произведению
            Да и не должно, вопрос чтобы вы сами на него повлияли >_^

            Не, я понимаю, вкусы и все такое, проблема не в этом – вы расчленяете целое на составляющие когда в составляющих нет смысла по отдельности.

            >Где-то есть 100%-ное подтверждение тому, что в данном вопросе правы конкретно Вы?
            Т.е. слова Дель Торо не доказательство? :thinking:
            Молчу уже про то что Кайдзю жанр со своей историей и значимостью для культуры вертел Еву на одном месте, а Пацифик Рим – сразу на нескольких!

            >Ну да, стали… так стали, что сейчас порой даже стыдно среди простых людей говорить о том, что хоть какое-то аниме посмотрел.
            Ну почему стыдно-то.
            Правда отрицать сложность понимания даже иного супер ультра нишевого специфичного гаремника не стану – иногда смотришь аниме, хвалишь про себя автора за отличные шутейки – а потом в сети читаешь такое… Никто ничего не понял и даже не поняли что не поняли ¯_(ツ)_/¯

            Современное искусство требует бэк. Причем зачастую очень суровый, невероятно суровый! Когда вопрос в объеме это в среднем люди понимают неплохо – типа ну да, я не знаю этого и этого, и мета произведения на тему не для меня.
            Но когда требуется бэк иной чем просто знать какие-то стандартные произведения – тут у масс способность анализа отключается в ноль.
            И включается непонимание – ах, ну как так, картина из мазни стоит мульон, быть такого не может! В китайских порномультиках не бывает смысла! Вот Титанфолл 2 это игра с классным сюжетом, Зельда это эпик и детство, а Нир очередная японская игра зарабатывающая на обнаженке и дженерик аниме!
            Ну да ладно, я уже написал в этом треде про это Keepo

          • David Mugalashvili

            Пройдёт 100 лет и люди всё ещё будут обсуждать Еву…

          • realavt

            >Пройдёт 100 лет и люди всё ещё будут обсуждать Еву…

            При этом всё так же игнорируя тот факт, что Анно был довольно-таки упорот, когда снимал оригинальный сериал и что оригинальный сериал давно уже неканоничен, поскольку ему на замену вышли мувики от того же самого создателя.

          • catgundam

            >на замену
            Они не замена >_^

          • realavt

            Режиссер считает иначе.

          • catgundam

            И заодно снял третий ребилд
            А еще есть манга…

    • Denni Mäkinen

      NieR: Automata, конечно, заслуживает номинацию на ГОТИ куда больше той же гайдзинской параши по имени Хорайзон, но будем честны: она не такая дерзкая, не такая колючая, как предыдущие игры Йоко. Она слишком мейнстримная. И теперь, когда Square Enix ухватились за золотую жилу, серия будет становиться ещё более мейнстримной, а значит – примитивной. Грустно…

      • Evgeniy Ovchinnikov

        Нашей ГОТИ в 2014-м стала Drakengard 3 🙂

        Но в NieR: Automata помимо очень годного сюжета и атмосферы (а уж за музыку вообще надобно первое место давать без вопросов) – замечательный геймплей, ради которого я вернулся к игре меньше чем через месяц выбивания из оной платины.

        Ну и моё личное мнение (не совпадающее с мнением супруги) – оригинальный NieR 2010 года получше в плане сюжета. Персонажам больше сопереживаешь (возможно, по той причине, что главный герой Gestalt-версии, локализованной для Запада – немногим старше меня, и я прекрасно понимаю его желание спасти своего ребенка несмотря ни на что), да и ситуации более эмоциональные – чего, например, стоит дружба маленького шейда и робота на заброшенном заводе. Но при этом и в Автомате эмоций хватает с лихвой 🙂

        • MaZ

          > замечательный геймплей

          а что именно в нем понравилось? по сравнению с “тру-слэшерами” типа байонеты, DMC или Ninja Gaiden, в автомате однокнопочная долбилка с авто-комбами и враги, не требующие какой-то особой тактики.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            >>>> однокнопочная долбилка с авто-комбами
            —–
            В Байонетте и DMC – точно так же. На самых низких уровнях сложности.
            Так же и в Автомате – если выставить изи. Но поскольку играл на харде – никакой однокнопочности не заметил, как раз-таки напротив: огромный простор для комбинаций атак, зависящих от экипированной пары оружий, программы дрона и чипов. Хард одной кнопкой не одолеть 🙂

            Плюс камера. Она отличная. После прохождения Автоматы попробовал-таки пройти Байонетту (во времена обладания XBox 360 дропнул её, теперь вот решил вернуться к игре уже на Wii U) – как в это вообще можно играть, когда вместо противников на экране – “поленница из текстур”, ежели битва происходит на маленьком “пятачке”?

          • MaZ

            Я играл на нормале в автомату и там реально скучные бои, нет необходимости в комбах и переключении оружия совсем. В DMC и Bayonetta, хотя бы, от комб, разнообразия атак и неполучения дамага зависит твой game score и плюшки за него, побуждая к креативу в боях.

            Про камеру – смешно. Ты бы еще играм с ПС1 предъявлял за недостаток текстур.

          • Evgeniy Ovchinnikov

            >>>> Про камеру – смешно. Ты бы еще играм с ПС1 предъявлял за недостаток текстур.
            ——
            Cpaвнение некорректное, ибо разница между играми c PS3 и PS4 – не такая разительная, как между играми с PS1 и PS3. Выйди Автомата на PS3 – камера в ней была бы не хуже, чем на PS4. Единственное, что в Автомате стало возможным благодаря PS4 – 60 fps, во всём остальном же – это вполне себе игра для пастгена. Что, впрочем, отнюдь не уменьшает её достоинств (кроме графодрочеров, но их в расчёт не берём :-))

            Если говорить о камере в слэшерах – в том же Metal Gear Rising она на порядок лучше, чем в первой Байонетте (про вторую ничего не могу сказать, ибо пока что не играл в неё: вот одолею как-нибудь первую, так и возьмусь за сиквел).

          • MaZ

            Проблема ток в том, что MGR: Rising как слэшер – шляпа, да еще и сама игра ультра-короткая. А Байонетту не портит и “камера” (лично я ни там, ни в DMC проблем с ней не испытывал).

      • realavt

        >но будем честны: она не такая дерзкая, не такая колючая, как предыдущие игры Йоко. Она слишком мейнстримная.

        Так-то после первого Hира Йоко уже скатился, ибо третий Дракенгард уже был мейнстримной анимешной хренью чуть более, чем полностью…

  • ViZi

    Проблема “нормальных игр” в их примитивности. И если популярные казуалки, в одном ряду с играми от Нинтендо, имеют высококласный чистый отточенный геймплей, и благодаря этому собирают большую аудиторию, то “нормальные игры” в большинстве своем прикрывают слабую механику безыидейными историями уровня подросткового фанфика. Большенство игр сами не хотят расти до взыскательной аудитории, тем самым расширяя охват.

  • Thainen

    А чем «геймер» принципиально отличается от «меломана» или «синефила»?

    • Тем, что почти никто не использует слова меломан и синефил. Ну серьезно.

      • Thainen

        Никто в твоей френдленте 🙂 Слово «геймер» за пределами геймерского кружка тоже не особенно используется.

        • Когда ты последний раз слышал слово “синефил” по телевизору? А меломан?
          У этих слов даже нет статей в википедии.
          А у геймера есть, и по ТВ о геймерах регулярно говорят.

      • Очень громкое заявление, основанное на чем? На своём кругу общения? Так вот у меня было другое, и понятие Меломан использовали с 80-х годов!

  • Gamer_Confederat

    Отличный текст Костя! Прямо реально старой доброй СИ запахло)! Только я бы еще добавил, что к геймерам нельзя относить тех, кто часами задрачивает в онлайн посиделки, типа ДОТЫ или wow(да простят меня их фанаты) и не знает при этом даже названий компаний, которые эти игры сделали, а таких к сожалению много(( Ведь геймер, в хорошем смысле слова, должен интересоватся не только конечным продуктом, то есть ожидаемой игрой, но и индустрией в целом…хотя бы знать имена и фамилии разработчиков, названий компаний разработчиков, и издателей, это хотя бы минимум…)

    • В западной игровой прессе, кстати, вполне легитимно разделяют понятия gaming и playing. Причём, playing — это как раз купил хорошую игру, прошёл и перешёл к следующей. А gaming — о тех, кто одну игру задрачивает годами. О самой хардкорной аудитории.

      Вопрос с понятиями, в общем, открытый.

      • Gamer_Confederat

        Не знаю, какой они глубинный смысл в эти термины вкладывают…но те, кто годами задрачивает одну игру, как раз в меньшей степени геймеры в широком смысле этого слова…

        • Думаю, какие-то лингвистические тонкости и особенности культуры. Там всё это началось раньше, чем у нас, определения успели обрасти смысловыми оттенками. Вот ещё пример, из маркетинга: киберспортивная мышь — это gaming mouse, а линейка игр на консоли от Sony — this is for the players.

          Возможно, когда слово пришло в наш язык, оно закрепилось не с тем значением. А возможно, там оно сменило значение вместе с ростом популярности киберспорта, а у нас осталось прежним.

          • Gamer_Confederat

            Вот скорее думаю сменило значение….

  • sgtwhite

    Сплошные “субтитуты”, “бэк-каталоги”, “селебрити” и “биллборды”. Утомительный и бессвязный опус.

    • anime_legenda

      Нет, просто ты – быдло.

  • alexkarco

    Все, на самом деле, упирается в умный менеджмент, который, в идеале, должен уметь держать баланс между играми – искусством и играми для быд.. самой широкой аудитории, и уметь в том числе сверхприбыли с лутбоксов переводить на создание, может быть и убыточных, но значимых авторских игр для более узкой аудитории. Но большинству издателей лишь бы тупо бабло грести.

  • Antrikot

    Сатору Ивата, как то говорил, что цель Wii (одна из целей) – дать человеку первый положительный игровой опыт, с помощью которого, человек впоследствии станет вовлеченным в игры. Кто знает, может таким образом в том числе и Нинтендо поспособствовала популяризации игр – только не в сторону серьезных проектов, а наоборот – в сторону простых игр. Человек, что однажды помахал виймоутом, захотел также и “потыкать” пальцами в экран, с появлением смартфонов и планшетов.

    Думаю, игры будут получать большее признание, если они будут по-настоящему развиваться. Когда далекий от игр человек, увидев происходящее на экране, просто не сможет остаться в стороне. Его настолько это восхитит, что он просто будет вынужден взять контроллер и научиться взаимодействовать с игрой. Но сейчас – мы наблюдаем сплошную стагнацию с этими однотипными шутерами, застрявшими лет на 15 и даже больше, и прочими “спортивными” пректами. Игры довольно успешно занимают какую-то нишу на мировом рынке , но в культурном смысле, у них пока нет такого же охвата и силы воздействия на общество как у того же кинематографа.

  • Antrikot

    Сатору Ивата, как то говорил, что цель Wii (одна из целей) – дать человеку первый положительный игровой опыт, с помощью которого, он впоследствии станет вовлеченным в игры. Кто знает, может таким образом в том числе и Нинтендо поспособствовала их современной популяризации – не в сторону серьезных проектов, а наоборот – в сторону простых игр. Человек, что однажды помахал вий-моутом, захотел также и “потыкать” пальцами в экран, с появлением смартфонов и планшетов.

    Думаю, игры получат большее признание, если они будут по-настоящему развиваться. Когда далекий от игр человек, увидев происходящее на экране, просто не сможет остаться в стороне. Его настолько это восхитит, что он просто будет вынужден взять контроллер и научиться взаимодействовать с игрой. Но сейчас – мы наблюдаем сплошную стагнацию с этими однотипными шутерами, застрявшими лет на 15 и даже больше, и прочими “спортивными” проектами. Игры довольно успешно занимают какую-то нишу на мировом рынке, но в культурном смысле, у них пока нет такого же охвата и силы воздействия на общество как у того же кинематографа.

  • Сергей Новиков

    Инди!

  • Araucan

    Старая песня об элитарной и массовой культуре, ничего нового.