Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему о лутбоксах молчали первые жертвы?

Posted on 38 5

На DTF – отличный текст о том, почему вообще появились лутбоксы в AAA-играх.

“Как мне кажется, с момента покупки King.com и её вливания в мегаструктуру Activision Blizzard, в ААА появилось слишком много людей из казуального сегмента. Из индустрии казуальных игр.

Я лично сидел на встречах в похожих компаниях, где к игрокам относились как к скоту. Сколько игроков мы можем получить? Сколько из них отпадут? Когда мы можем их монетизировать? Как часто? Каков наш ROI? Все эти встречи оставляли «плохой привкус во рту», ведь никто из людей там не был геймером. Они не понимали радость, которую можно получать от видеоигр. Им надо было монетизировать скот.

Всем нам знакомо это чувство, когда открываешь социальную игру на Facebook и знаешь, что сейчас будет подвох. Сейчас будет paywall. Сейчас будет гринд за ресурсы. Сегодня у меня это чувство появляется и в ААА-играх. И это тот же плохой привкус во рту, что остается на долгое время.

Сегодня мы видим агрессивную монетизацию геймеров как скота. Мы видим, как компании пытаются протестировать грань возможного и приемлемого. И мне кажется, что мы — геймеры — проиграем эту схватку. Ведь финансовые отчёты по прибыли за этот квартал покажут чрезвычайно позитивные результаты”.

После прочтения этих нескольких абзацев возникает логичный вопрос. Действительно, лутбоксы (вернее, gacha-монетизация) в казуальных (мобильных и социальных) играх существуют давно. И там это тоже чертовые азартные игры, тоже выманивание денег. Тоже психологическая манипуляция. Да, в условно-бесплатных играх не нужно платить 60 евро за вход. Но в AAA-играх за 60 баксов ты и получаешь все же довольно много контента (возможно, он даже на 100% оправдывает покупку, как в Shadow of War или Assassin’s Creed Origins), а в казуальных условно-бесплатных играх, как правило (не всегда, конечно), бесплатно ты можешь только страдать.

И я о чем подумал. Я видел не раз, как возмущаются поклонники клиентских ММО. Ну, вроде “Аллодов Онлайн”, например. Это сообщество организовано. У него есть голос. У него есть пресса. Площадки, где можно высказаться. Поэтому там все же есть дискуссия, и к мнению игроков часто так или иначе прислушиваются. Поклонники AAA-игр организованы еще лучше – отсюда и весь этот грандиозный скандал с лутбоксами. Такие люди могут атаковать компании через прессу – даже не игровую, а общественно-политическую. Они на улицу могут выйти, если очень понадобится. Там же уже пошли разговоры о том, что нужно требовать изменений в законодательстве и приравнять лутбоксы к азартным играм. И это вполне реально, на мой взгляд, если действительно подключить общественно-политическую прессу.

Но те, кто играет в мобильные и социальные игры, – это действительная огромная масса казуалов, которая никогда и не пыталась сопротивляться. Их единственный аргумент – отзывы и звездочки в AppStore, но в AppStore настолько идиотские отзывы (в духе “где русик?”), что здравый смысл там все равно теряется. Аудитория мобильных игр – это абстрактные клиенты, лишь строчки в табличках, которые не могут ничего ответить. Просто трафик, который ты закупил. Ты просто меняешь параметры геймплея, монетизации и смотришь, растет ли ретеншн, LTV и вот это все. Мобильным и социальным играм даже PR в классическом понимании был никогда не нужен. У казуальных мобильных и социальных игр нет и прессы, которая бы всерьез дискутировала об играх. Только мы вот иногда посмеиваемся над всем этим, но со стороны.

Поэтому людям, которые прежде имели дело только с казуальной аудиторией, и в голову не приходило, что им кто-то начнет предъявлять.

  • Artem Medvedev

    > но в AppStore настолько идиотские отзывы (в духе “где русик?”)
    Как будто в стиме не такие.

    • anime_legenda

      В стиме хоть поорать можно с того, как подростки пишут воннаби рецензии.

      В апсторах же отзывы похожи на скан сознания амёбы, в котором то и дело вычленяются какие-то простые односложные мысли.

      • Dax

        В стиме в основном пекабояре описывают еблю и страдания с пека-версией и плачут как игры тормозят на их корыте. А потом эти же люди идут кукарекать как консоли тормозят индустрию.

      • Так с телефона же пишут.

    • Thainen

      Разве что заминусованные на самое дно. Топовые рецензии обычно либо информативные, либо хотя бы смешные.

  • Torick

    А где ты видел, чтобы люди жаловались на тот факт, что они лохи?

    • Люди, которые брали валютную ипотеку на квартиры, например!

      • Не надо так категорично, в половине случаев люди были жлобы и погнались за дешевизной, но вторая половина была принуждены к нему, т.е. реально выдавали ТОЛЬКО валютный

        • ТОЛЬКО валютный выдавали разве что совсем в какие-то древние времена. Я интересуюсь темой примерно с 2003, и всегда была опция про рублевые. Просто там процент высокий.

          • Ещё раз, людям угрожали несогласовать рублевую ипотеку, имели они на это право? Нет! Делали? Да! То же самое сейчас по пенсионных накоплениям и балансу на дебетовых картах у сбербанка. Трое откажутся, четверо согласятся…

          • Мне раз в неделю банки какую-нибудь ерунду предлагают, и я отказываюсь.
            Головой думать надо.

            Ну серьезно. Какой здесь выбор? Или согласуют рублевую ипотеку, или нет.

            Валютная – это вообще не вариант при любых условиях.

            Это примерно как “ой, я пришла за рублевой ипотекой, а мне предложили продать почку, я и продала”.

          • В мире где люди подписывают многомиллионные контракты (договоры) не читая их? Я же говорю, трое откажутся – четверо согласятся! У нашего сотрудника его накопительную часть без его согласия перевели в один ОЧЕНЬ крупный НПФ, узнал он об этом когда он и ещё с полтысячи таких же не получили выписки ежегодной из ПФР. Тоже самое с ипотекой, тогда стабильная была ситуация, на сколько это в России было возможно, и людям откровенно морочили голову при оформлении ипотеки, и уверяли что рублевую они не получат, вот так просто рублевую неодобрим, валютную да. Я бы тоже не стол брать кредит вообще никакой, но это я и это ты, у людей разные есть ситуации…

    • Thainen

      Это индустрия производства видеоигр, или индустрия кидалова лохов? Если второе — зачем она нам нужна?

  • Владимир Плотников

    Так в Китае уже есть «закон о лутбоксах» — в том же Overwatch у них помимо рандомного содержимого обязательно есть некоторое количество внутриигровой валюты (на которую можно купить те же скины).

    • Вот только не надо!
      Легендарные скины стоят 3000, при повторном выпадении ты получаешь только 50, за граффити вообще по 5, сколько ты будешь копить?

      • catgundam

        То как сейчас сделали на остальных серваках – вместо валюты за дубли всякий малозначимый мусор и редкий шанс дропа валюты – гораздо хуже чем немного гарантированной.

      • Владимир Плотников

        Это везде. А в Китае при покупке лутбоксов за реал дают еще и валюту. Потому что просто лутбоксы продавать запрещено.

        • Т.е. продают просто внутриигровую валюту, а можно уточнить какой курс за условные 5$?

          • Владимир Плотников

            Не совсем.
            По китайским законам нельзя продать просто лутбокс(ы).
            Поэтому закон обходят как бы продавая валюту и к ней лутбоксы «в подарок».
            Точный курс не скажу, но он так себе. Насколько мне известно, подобная практика нигде кроме Китая не применяется.

          • Говорят, еще в Корее.Но это же нужно просто для обхода закона. Понадобится – применят, где будет нужно. “Покупаете зажигалку, а бутылку вискаря курьер вручиит в подарок”.

  • > но в AppStore настолько идиотские отзывы (в духе “где русик?”)

    Многие разработчики отвечают на них : work in progress – значит правильно пишут!

  • mamkino_gore

    Я до сих пор в шоке от EA. Есть уже готовый пример – Activision с серией Call of Duty. На микротранзакциях Activision зарабатывает больше, чем на продаже season pass. Но даже им пришлось под волной негатива изменить систему монетизации и на смену довольно неприятному рандому из AW/BO3 пришла более мягкая монетизация, которую можно видеть в IW/MWR/WW2.
    EA там серьезно считают себя круче и умнее Actvision? Если да, то удачи им и всего хорошего.

    • Зачем повторять одно и тоже во всех постах?

      • mamkino_gore

        Блин, я на этом сайте уже писал сей пост. Короче, признаю свою косячность. Вы правы, писать одно и то же нет смысла.

  • Golemming

    turning players into payers. На самом деле печально то, что мы свидетели изменения игровой индустрии. В следующем году лутбоксы и их вариации будут везде, где только их можно присобачить. Потому что рынок жрет и не давится, а на выходе куча бабла издательствам.

    И даже если будет возмущение сродни тому что с SW Battlefront 2 – издателю это только на пользу:
    – халявная реклама, сейчас об игре наверное услышали даже те, кто этим не интересовался
    – если уж совсем большое возмущение можно сделать вид что ты прислушался (-75% цены на героев! ВАУ) а на деле изменить остальные механики и по сути оставить все КАК И БЫЛО. Зато теперь ты хороший и пушистый издатель, который “прислушался к мнению игроков”. И пестрят заголовки страниц в интернете этими 75ю процентами. Ты ж пиарщик был, должен понимать как это работает

    А почему раньше не было такого внимания? ну, не было успешного Овервотча, который показал что можно впихнуть лутбоксы в игру за фулпрайс и игроки сожрут. А сейчас систему испытывают на прочность.

    “Так-с, засунем этим геймерам еще пару сантиметров бревна в жопу (возможность купить апгрейды, которые оказывают влияние на геймплей). Ну что, не дергаются? Тогда еще сантиметров 10 (возможность новые геймплейные режимы и карты получить). И это сожрал? Ну, впендюривай оставшийся метр!”

    Рано или поздно рамки нащупают и это станет стандартом. Так было с сизонпассами и ДЛЦ. так будет и здесь

    • David Mugalashvili

      Будет. Но потом их игры перестанут покупать. Вот у меня коллекция несыгранного на часов 5000, зачем мне их лутбоксянка? Ну и другие потихоньку поумнеют и будут покупать старое но неомикротранзакчченное.
      Хотя я это конечно мечтаю, оглядываясь по сторонам и видя как яро и с увлечением окружающие играют во всякий фритуплейный кощмар я понимаю что идиотов меньше таки никогда не станет.

      • Golemming

        будут покупать. история показывает что при достаточном количестве маркетинга продать можно что угодно

        • David Mugalashvili

          К сожалению, да, но очень хочется верить в здравомыслие хотя бы некоторых.

    • alexkarco

      Не надо предъявлять овервотчу: там лутбоксы чисто на косметику, в отличие от всяких отсосинов и батлфронтов. И, кстати, задолго до овервотча были всякие шапки. В остальном согласен.

      • Thainen

        Вот этого аргумента никогда не понимал. Ну и что, что за косметику? Лутбоксы — это психологическая манипуляция, склоняющая жертву к неумеренной трате денег, и эксплуатирующая склонность жертв к игромании. Что именно предлагается выиграть, не так важно. Косметика в этом плане может быть даже привлекательнее, чем повера — люди вообще склонны гоняться за бесполезными, но красивыми вещами. Микротранзакции в фуллпрайс-игре вообще омерзительны, а уж терпеть откровенные азартные игры нельзя совсем.

        • alexkarco

          Проблема в том, что пауры ломают геймплей, особенно, если издатели очень хотят, чтобы их покупали, а косметика нет. Про азартность я не спорю.

          • Thainen

            Конечно, есть хардкорщики-спортсмены, которые предпочли бы играть, как в кваке, вообще без текстур, чтобы те не отвлекали от геймплея, но таких меньшинство. Для остальных игра — это цельный экспириенс, и эстетика — его важная часть. Платная (и тем более лохотронная) косметика не влияет на геймплей, но общий экспириенс таки портит.

        • Александр Садовский

          Да, сам принцип порочен, т.к. провоцирует зависимость.

          Но в случае с pay-to-win еще добавляется такой момент: “нормальных” игроков фактически используют как “мясо” для заплативших выше цены (и, например, открывших все апгрейды на старте) нагибаторов. Это по-моему переводит ситуация из “плохо” в “совсем дно”.

    • Да все было раньше. Куча ААА с лутбоксами, и всем было норм. Тут просто звезды сошлись: и базового контента мало, и публика наэлектризованна истериками по самое Пикачу, и скандалы в моде, и хамство всякое вкупе с.

  • catgundam

    >мы — геймеры — проиграем эту схватку
    С чего бы? Это говно перестает быть не то что веселым – сколько-нибудь интересным. Когда у тебя абсолютно все деньги мира – они теряют смысл, тут то же самое
    Если ты побеждаешь слишком легко – в этом нет смысла
    Если ты дарт вейдер в никому не нужной игре – в этом нет смысла
    Уже можно наблюдать примеры обратного хода – все посмотрели на первую Дестени, поняли что к чему и второй раз просто не купили
    https://uploads.disquscdn.com/images/b4eea3db130cd551c22658524247d1ca704e4c04e320ad98705089cf879666c1.jpg

  • Gamer_Confederat

    Ну опять же, спрос-рождает предложение…значит есть спрос, другой вопрос откуда он такой взялся? Нет, я могу все это понять чисто в онлайн проектах, даже ААА класса, там на мой взгляд, это нормально, и ничего в этом страшного нет, но, НО, когда это начинает появлятся в сюжетно-ориентированных играх ААА класса, вроде той, что я сейчас ппохожу Assassin’s Creed Origins, это уже вызывает недоумение, хочется спросить, где золотое время с 2004 по 2013 год?, когда ничего этого в сюжетных играх не было…я взял этото период времени, ибо он более понятен большинству, так вот, значит есть спрос и в сюжетных играх, раз повсеместно стали это пихать, мне кажется здесь больше вопрос к мировому геймерскому сообществу…зачем мы так все активно это все покупаем?…что себе или кому хотим доказать?…почему нам стало мало изначального контента, заложенного в игру? Мне кажется, первоочередно нужно всем ответить на эти вопросы… Но у меня такое вот есть еще простое мнение, не будем покупать, не будут навязывать….

    • Просто были другие способы снять addition value.