Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему выбор “игры года” – ерунда?

Posted on 55 0

Уже давно никого не удивляет мысль о том, что оценки играм в рецензиях мало что значат. У этих цифр есть, однако, одна минимальная, но ощутимая польза. Неожиданно низкие или неожиданно высокие оценки – хороший способ привлечь внимание тех людей, которым обычно лениво читать тексты или смотреть видео. А еще эти сухие цифры несложно обосновать. Заявления в духе “Splatoon 2 – лучший шутер года” обосновать гораздо, гораздо сложнее.

Для начала: выбирать “лучшие игры года” в ноябре или даже декабре – это насмешка над здравым смыслом. Это примерно как публиковать “окончательные результаты выборов”, подсчитав только половину бюллетеней. Понятно, что 31 декабря никто “игру года” не выпустит. Но возьмите хотя бы Xenoblade Chronicles 2, которая поступила в продажу 1 декабря. Кто из “выборщиков” может похвастаться тем, что успел ее достаточно хорошо изучить перед голосованием? А многочисленные ноябрьские релизы? Наоборот: логично весь декабрь пересматривать пропущенные хиты года и спокойно публиковать итоги в январе, когда все равно больше ничего не происходит.

Но, да, конечно, все конкуренты хотят отстреляться как можно раньше, поэтому приходится соответствовать.

Более-менее понятно, как ставить оценку игре: сравнивать ее с выдуманной идеальной версией этой же игры и смотреть, что в ней хуже или лучше ожиданий. Но “Лучшая игра года” – это всегда иррациональный выбор между китом, слоном и землеройкой. Сравнивать игры разных масштабов, жанров, для разной аудитории – это занятие, в котором нет ни логики, ни вкусовщины, только случайные эмоции людей, которые бегают кругами и пытаются прийти к какому-то решению.

Самый нормальный подход – выбирать не “лучшую игру года”, а “игру года”. То есть, не самую “качественную”, не самую “популярную”, а ту, которая стала символом года и задала тренды. Примерно как “человек года” по версии TIME – это не самый лучший человек на Земле, а самый влиятельный.

Вот так выглядят принципы TIME: “Звание „Человек года“, присуждаемое TIME, не является почестью. Это не знак одобрения. И не признание популярности. В лучшем случае это трезвая оценка мира, каков он есть, и самых могущественных людей и сил, формирующих этот мир — к худу или к добру. И эта номинация, безусловно, имеет отношение к лидерским качествам — дерзновенным, изменяющим нашу планету”.

Поэтому, например, можно ненавидеть PUBG и публично считать ее кривой и косой недоделкой и одновременно давать ей титул “игры года”. Но так, конечно, никто не делает. Потому что медиа вечно цепляют за устаревшую функцию “гида покупателя” и стараются советовать “лучшие игры”.

Проблема другого рода – что делать с оставшимися номинациями?

Даже выбрать “игру года” на определенной платформе не так уж просто. Я не раз сталкивался с мнением, что это всегда должен быть эксклюзив. Даже если эксклюзивы у платформы – какая-то ерунда, а все ее любят за мультиплаформу. Но тут достаточно подумать головой: в конце концов, даже The Legend of Zelda: Breath of the Wild – не эксклюзив Nintendo Switch. И что? Правда, с таким подходом легко может оказаться так, что на всех платформах побеждает одна и та же игра уровня GTA V. Но это нормально, серьезно.

Гораздо сложнее – жанровые и вообще все остальные номинации. В наше время половина игр – это action/adventure с элементами RPG, и хоть как-то сегментировать их на группы, чтобы в каждой назначить победителя, – задача невыполнимая. В этом смысле сравнивать Destiny 2 и Splatoon 2 – это еще куда ни шло. А как насчет Gran Turismo и Mario Kart? Кого записывать в одну группу с Super Mario Odyssey, только Соника?

Если посмотреть на список номинантов Game Awards, можно долго и безостановочно смеяться. Почему The Legend of Zelda: Breath of the Wild – это приключение, NIER: Automata – RPG, а Destiny 2 – экшн? Почему Mario Kart 8 – не гоночная игра, а семейная?

На самом деле, все понятно. Организаторы (как и любое медиа, раздающее награды) просто хочет, чтобы все самые важные игры года хоть что-то получили. Для этого они манипулируют номинациями и играми внутри номинаций так, чтобы расчистить в каждой место для победителя. В свое время в “СИ” мы делали еще проще. Если мы видели, что какая-то важная игра не получает награду ни в одной из жанровых номинаций, мы придумывали специальные номинации под конкретные игры. Вроде “лучшая игра про зомби” или “самая добрая игра”.

Самый честный подход подводить итоги года – вовсе отказаться от дурацких номинаций и выбора “лучшей семейной игры” или “лучшей портативной игры”. Достаточно просто назвать одну самую главную игру года и отметить еще десять-пятнадцать ключевых игр, без которых год нельзя представить. Если среди них не будет “семейной игры” или “киберспортивной” или игры для Xbox One, это уже само по себе будет важным заявлением о годе.

В 2017 году мне очевидно, что игра года – The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Она действительно изменила ландшафт игровой индустрии. И для Nintendo – потому что без нее не было бы никакого успеха Nintendo Switch. И для остальных компаний – потому что это большая сингловая игра, и ее успех мотивирует продолжать делать их. И потому что игра про свободу в геймплее, а не свободу идти куда хочешь и выбирать любой квест. Но та же PUBG, конечно, достойна тоже попасть в число ключевых игр (хотя я ее терпеть не могу). И Hellblade: Senua’s Sacrifice, и Persona 5, и Cuphead, и Wolfenstein II, и даже Assassin’s Creed Origins важны. А вот, например, Uncharted: Lost Legacy неважна. И Destiny 2 неважна. И Mario Kart 8 Deluxe. И все портативные и мобильные игры из списка Game Awards тоже неважны. А про Xenoblade Chronicles 2 я банально не знаю, потому что не играл.

Разумеется, у другого человека или другого медиа список будет частично или даже полностью другой. Это нормально.

Вот как-то так надо игры года выбирать, если вообще этим заниматься.

  • Denni Mäkinen

    Потому что Devil’s Third вышла не в этом году, а вторая часть ещё не скоро.

  • Firepocket

    СМИ продолжат изображать гид покупателя, потому что “рецензия” – это единственный жанр, освоенный игрожурами. Признак идентичности и способ почувствовать себя “писателем”. При том, что в качестве гида покупателя сегодня куда лучше работают YouTube и сарафанное радио в соцсетях. Нет, не так. Только они одни и работают.
    А чтобы выбирать игру года по влиянию на индустрию и сообщество, это ж надо, во-первых, уметь в аналитику, а во-вторых – платить за эту аналитику. Так как мы уже давно выяснили, что платить никто за это не будет, то никто не будет и учиться, а следовательно – уметь. Мир обречён.

    • darthllkim

      “сарафанное радио в соцсетях” Серьёзно? Блевотные паблики втентаклика как гид покупателя? Лал.

      • Firepocket

        Наркоман?

      • Firepocket

        Других идей о том, как можно реагировать на инфотоки в медиапространстве, нет?

      • К сожалению, это работает.

        • darthllkim

          Ну это очень плохо. На форумах-то надо постоянно скроллить унылую ахинею, чтобы добраться до просто отзыва кого-нибудь с разбивкой на плюсы/минусы, а как опускаешья в моцсеть, там вообще атас. Хотя быдловатость соцсетей меня по-прежнему поражает. Там же люди под реальными именами-фамилиями и со всякими друзьями/коллегами во френдах.

        • mamkino_gore

          Почему “к сожалению”? Только от пользователей я слышал, что Wolfenstein 2 – унылая серость, почти все игрожуры, кроме одного, продолжали свой фальшивый угар, называя эту дрянь олдскульным шутером. Только вот не прокатило во второй раз, люди не покупают, что гораздо нагляднее всех этих 9/10. По отношению к The New Order особого негатива не было, но думаю, что многие, как я поступили, то есть молча пострадали, сделали выводы и больше от болезненных из MachineGames ничего не покупают. Отсюда и продажи второй части такие.

  • Denis Bondarenko

    Помнится, Навигатор Игрового Мира самоиронизировал: мол, придумывал номинации, чтобы все хоть что-то получили. А сейчас, оказывается, так все “взрослые дядьки” делают =)

    • а Нави от этого наоборот отказался.

  • >В 2017 году очевидно, что игра года – The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
    Ради этого пост и затевался, не правда ли?

    И еще, Верн, уж тебе-то с твоим опытом вроде, должно быть стыдно: никогда не используй слова, вроде “очевидно”, такие вещи сразу заносят тебя в раздел сектантов в лучшем случае, в худшем – неадекватов. Настоящих журналистов за такое бьют по губам.
    Очевидно с шизофренической уверенностью можно приписать к чему угодно:
    В 2017 году очевидно, что игра года – Приключения Домовенка Кузи 548.
    В 2017 году очевидно, что человек года – Гурген Сатанидзэ, торгующий шаурмой на Курском.
    В 2017 году очевидно, что Врен – трансгендер.
    Ну и так далее.

    >Она действительно изменила ландшафт игровой индустрии.
    Нет, не изменила.

    • Хорошо, поправил.

      Смысл был в том, что этот блок был просто примером итогов, так-то мне пофиг, кого и кто выберет.

      • >Смысл был в том, что этот блок был просто примером итогов
        (¬‿¬)

  • Вполне разумно. Я согласен с таким подходом.

  • Toshio99

    Где Horizon zero dawn игра года???????

    • Ты играл в неё? Если да, то не задавал бы глупых вопросов…

      • Toshio99

        Я в неё не играл, я её задрочил вдоль и поперёк.

        • И для тебя она конечно игра года?

          • Toshio99

            Учитывая то чего в этом году навыходило,for me она ближе всего к игре года по савокупности заслуг. Это и технологии с графонием и Core геймплей и сюжетец ( с ним можно было лучше но это начало большой франшизы так что покатит) и работа с главной героиней и постановка в первой трети игры. Да,самые яркие впечатления в том числе и от того что это новый IP,были в этом году от Хорайзон. Где то рядом панковский Wolf 2 стоит.

          • Так я о том же, отличная игра, новый IP, но блин, на игру года совсем не тянет!

          • Toshio99

            А потому что имхо в этом году не было такой игры про которую можно было однозначно сказать что это вот прям оно. Это игра года. Были хорошие игры,были средние но не более. Я меряю игру года личными эмоциями. Самые сильные эмоции в этом году,мне дал life is strange (бесплатно раздавали и это не этот год),вульф 2 конечно же ну и Хорайзон. Он как то ярче всех горел для меня. Поэтому вот так. На объективность я конечно не претендую.

  • Странно, что влившись в общий единообразный поток «открытый мир с толикой выживача и однообразными точками интереса на карте» и отказавшись от собственной идентичности, Зельда изменила какой-то там ландшафт. Это крутая игра, но изменила? Серьёзно?

    Изменила разве что себе.

    Если же выбирать по принципу Time, то игрой года будет Battlefront 2 — как символ 90% существующих тенденций в индустрии разом.

    • Кстати, про Battlefront 2 – согласен. Вот это было бы смело и осмысленно.

      • Более чем. А вот выбор Зельды — это именно что традиционный выбор средней температуры по больнице.
        Но я как-то всё равно на стороне традиций.

    • alexkarco

      Она показала как надо такой открытый мир делать. И судя по тому, что игры уже копипастят отдельные ее фишки (типа самостоятельного выискивания ключевых точек с вышки), то влияние есть, а дальше его будет еще больше.

      • а какие игры это копипастят?

        • alexkarco

          Мордор, новый асассин.

          • Это было два года назад в Mad Max (которую, кстати, издавала та же WB, что издавала Мордор). Там окрестности нужно было обзирать с воздушных шаров, игравших роль вышек. И самостоятельно отмечать точки интереса.

            Примерно в то же время вышел MGS V, позволявший активно взаимодействовать с окружающим миром, с влиявшей на геймплей погодой и т.д.

            Аргумент, в общем, из инвалид, ай эм сорри.

          • alexkarco

            В макса не играл, по мгсу могу сказать, как человек наигравший в мгс 5 100 часов, что там возможности по взаимодействию с миром гораздо меньше, чем в зельде, хотя и больше, чем в большинстве опенворлдов. Вот, если ты покажешь мне игру, где можно собственноручно залезть на любую гору (не майнкрафт, и не вариант на роботе, как в ксенобледе X, который явно был тестовой площадкой для зельды) или решить головоломку совершенно не задуманным разработчиком способом, тогда, да, соглашусь. Ну и понять наколько зельда просто проработаннее любого современного опенворлда в плане механик можно сыграв, например, в хорайзон параллельно с зельдой. Разница разительная.

          • realavt

            Тебе уже объяснили многократно – Зельда не совершила никакой революции в индустрии, всё это уже давно было в других играх, японцы лишь чуть-чуть продвинули некоторые аспекты, ибо без этого игра была бы совсем уже банальным сборником чужих идей.

          • alexkarco

            Успокойся, сектант, уже понятно, что ты не любишь зельду. И понятные вещи не хочешь замечать.

          • realavt

            >Успокойся, сектант

            Сектант какой именно секты? Ну, обоснуй, в чем ты увидел тут сектантство, может ты слепое поклонение какой-то игровой серии углядел или что? 🙂

          • >покажешь мне игру, где можно собственноручно залезть на любую гору
            Охренительный критерий.
            Ну, морровинд, например, там не то, что залезть – любую гору перепрыгнуть можно.
            >В макса не играл
            А вот поиграй. Толковых песочниц выходит штуки три в год, стоит всё-таки посмотреть их игровые механики хотя бы на ютюбе, чтобы делать громкие заявления об открытиях в жанре.

          • alexkarco

            В моровинде нет паркура, если там и можно залезть с помощью багов – это не то, бесидж – это далеко не зельда и сравнение его с зельдой – как раз то самое натягивание, сделать карту, на которой пои настолько наглядны, что их можно найти на глаз и выделить (при том, что это не какие-то активные точки как враги или пои в мордоре, а именно элементы окружения) – вот это достижение.

          • realavt

            >В моровинде нет паркура, если там и можно залезть с помощью багов – это не то

            Карабкание по стенам, по всякому там лишайнику, в играх черт знает с каких годов было. Усталость при этом самом карабкании – ну больше десяти лет точно. В Зельде всего лишь некоторые части местности отметили как “невидимый лишайник”, и всё, механика-то древняя, никаких революций.

          • Я бы вообще не стал упоминать «головоломки» новой Зельды в сколь-нибудь положительном ключе. Это вообще один из главных недостатков игры.

          • realavt

            >новый асассин

            То есть новый ассассин копипастит не идеи самого первого ассассина, из своего же сериала – а каких-то левых япошек, которые глядя на старенький АС1 чето там себе переняли?! Лихо… То же самое и в Мордоре.

      • realavt

        >И судя по тому, что игры уже копипастят отдельные ее фишки (типа самостоятельного выискивания ключевых точек с вышки)

        Но это еще в первом Ассассин Криде было, который изначально дизайнился как игра без интерфейса и сами разработчики его рекомендовали так проходить. Это уже потом миникарту для казуалов прикрепили, а в последующих частях стали плевать на дизайн локаций, раз уж все и так играют по миникарте. Так что именно эту фишку Зельда слизала у AC десятилетней давности…

        • alexkarco

          Но миникарта изначально была, и все по ней играли, а то, что разработчики говорили – это уже бла-бла-бла. Да и локации там были совсем другие, нежели в зельде, и без мини-карты там было сложно. Но я не отрицаю, что зельда развивает идеи убисофтовского опен ворлда, просто выводит их на новый уровень и разбавляет тонной своих фишек.

          • Нет, правда — не добавляет. Если расширить кругозор, то будет понятно, что Зельда вообще очень осторожно и без революций вошла на новую территорию, скопировав массу чужих обкатанных механик.

          • alexkarco

            Что это чушь, можно понять просто поиграв в зельду, а вы видимо не играли. Копипаста в ассассинах и мордорах, а тут как минимум капитальная доработка до степени неузноваемости + тонна своих идей.

          • realavt

            “Неузнаваемость” может быть только у новичков, которые слишком мало знакомы с играми вообще – а у нормальных игроков только и узнавание “а, вот это они оттуда взяли, а вот эту фишку отсюда” 🙂

          • realavt

            Штука в том, что только первый АС в его базовой комплектации спроектирован под игру БЕЗ миникарты. Более того, именно лишь выключив её, можно по-настоящему вникнуть в игру и она перестанет казаться нудной копипастой. Просто десять лет назад рядовые игроки были к этому не готовы и разработчики ограничились одними лишь рекомендациями – а потом в расширенной версии АС1 добавились задания, которые без миникарты уже действительно не выполнить, и можно сказать что задумка провалилась, ибо на десятилетие опередила своё время. Но японцы явно запомнили и сделали выводы…

          • alexkarco

            Это, извините, чушь. Миникарта была, ею все пользовались, чего там думали разработчики в процессе разработки не важно.

          • realavt

            Миникарта была опциональной и нормальные люди её отключали, ибо игра была задизайнена на возможность прохождения без неё, о чем было официально объявлено. Японцы всего лишь убрали миникарту полностью, потому что за прошедшие со времен АС1 десять лет игроки пресытились миникартами сверх меры – и даже в этом Зельда не оригинальна, ибо это до неё уже успели сделать другие западные игры. Десять лет назад разработчики АС1 не могли себе позволить сделать миникарту даже просто по умолчанию отлюченной, ибо подавляющее число игроков слишком ленивы и глупы, чтобы полезть в опции и включить её – поэтому пришлось сделать её по умолчанию включенной. Саму же идеологию дизайна опенворлдной игры так, чтобы она была полностью играбельной без миникарты, привнесла в индустрию именно АС1 десять лет назад.

          • Easter3000

            Где там миникарта? Там только убогий компас вместо миникарты.

    • MAXHAH

      Изменила ещё как. Лично для себя, я теперь даже не представляю как играть в другие опен ворлд игры потому как неизбежно буду сравнивать их с Зельдой и сравнение будет явно не в пользу первых. Зельда показала как действтельно должны выглядеть подобные игры. И в общем я бы выдвинул её на звание игры десятилетия, если бы такая номинация была.

      • Dax

        GTA 5, Ведьмак 3 и грядущий RDR 2 смотрят на зельду как на говно.

        • MAXHAH

          Твои слова в общем-то явно выдают, что в Зельду ты не играл. В ГТА и Ведьмаке открытый мир лишь фон, в первом случае для пострелушек, во втором для истории. Здесь же открытый мир – это сама игра. Это сложно объяснить человеку, который в лучшем случае ролики по игре выдел.
          Ну а добавлять в этот список РДР2, который никто не видел вообще смешно.

          • Dax

            Твои слова выдают, что ты обычный мариопетух. Ты не можешь объяснить потому что открытый мир зельды пустая поляна со спизженными у ассассина вышками и парой данженов с загадками для 5-летних даунов, основанных на примитивной физике.

      • Ну, это личные впечатления. По факту-то что она изменила?

  • Evgeniy Ovchinnikov

    >>> Разумеется, у другого человека или другого медиа список будет частично или даже полностью другой.
    ——
    Всё верно. Игра года – NieR Automata. Не только по музыке, но и по режиссуре (которой в новой Зельде нет от слова совсем, как впрочем и в остальных играх серии, где режиссура никогда и не была нужна).

    А Зельда – ну, всего лишь очередная адвенчура от Нинтенды, вышедшая под всем известным брэндом, способным продать новую консоль (спойлер: в том случае, если у геймера отсутствует Wii U, для которой “БотBa” так же вышла).

    • Кстати да, я брал его именно на WiiU

  • itisbuzz

    Почему-то офигенный Prey так и остался незаслуженно забыт. Про PUBG согласен, игра кривовата (тот же Fortnite Королевская битва гораздо прикольнее с элементами строительства), но влияние на индустрию оказала громадное.

  • Владимир Плотников

    У меня в этом году две «игры года»: Zelda и Xenoblade Chronicles 2.
    При всём желании, я бы не смог выбрать одну из них. Одна рассказала мне лучшую историю, в другой истории я писал сам.