Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Про российский игробизнес до 08

Тут читатель выдвинул теорию о том, куда делась российская разработка.

“А вообще, у меня есть одна теория, почему мы пришли к тому, что имеем сейчас. Дело в том, что до 2008-ого года все эти российские издатели держали рынок, ибо занимались ретейлом. Имея возможность контролировать все и всех, они могли сами решать, что издавать, а что нет. В итоге закончилось все тем, что издавалось вообще все что угодно, так как им это почти ничего не стоило. Чтобы понять насколько все плохо, найдите древний обзор от того же Мэддисона на игру “Метрон” и осознайте, что ВОТ ЭТО официально издавалось. Так как можно клепать все что угодно и это издадут, зачем делать это хорошо, правильно? Конечно, хорошие проекты и более чем достойные тоже были, но много ли? Привело это в итоге к тому, что на рынок пришел стим (когда уже стал оптимизирован до вменяемого состояния), издатели в один момент стали ненужны, так как через них работать крупным компаниям стало совершенно необязательно, в том числе и делать локализации через эти самые издательства. Фактическое отсутствие конкуренции из-за того, что даже самое дно могло отбиться привело к тому, что никакой своей плотвы и уж тем более Last of Us у нас никогда в жизни не будет, западные проекты и steam разумеется разорвали всю эту шваль на куски и на плаву остались единицы. Из большого и красивого у нас на самом деле сейчас,пожалуй, только Skyforge, который и то ММО, но сделан на уровне ААА. Сейчас отечественный геймдев – это все-таки больше мобильная индустрия и социалки. Что из них выйдет – покажет лишь время.”

К этому могу добавить вот что.

В приватных беседах мне российские издатели говорили, что в принципе в те годы можно было взять пустую болванку, накатить на нее картинку с мужиком с автоматом и прикольным названием игры, и положить на полки в магазинах. Ну, может быть, еще полосу рекламы дать в журнал, и эту полосу показать ритейлерам. И эта “игра” (на самом деле, пустая болванка) разошлась бы тиражом от 10 тыс. копий, из которых только 100-200 копий геймеры бы вернули в магазин (остальные бы просто забили).

Потому что ну копейки же все стоило, поэтому и покупали игры пачками. Что-то не заработало – и наплевать.

А если игра хотя бы работала, то и тираж был повыше. И произвести русскую говноигру было (начиная с определенного момента) выгоднее, чем закупить права на нормальную западную. Насколько я знаю, неоднократно покупка прав на издание в России очень крутого западного ААА-хита приносило русскому издателю убытки. Дело в том, что за такие хиты русские издатели драли, торговались, предлагая западной компании много денег, и в итоге переплачивали. Впрочем, и многие русские мегапроекты в итоге сжигали бабло издателя и так и не поступали в продажу.

Зато когда грянул кризис 8 года, то геймеры перестали покупать что попало, и тиражи некоторых говенных русских игр упали до 5 (пяти) копий, например. Больше просто ритейлеры не брали на реализацию. На всю страну. Потому что не покупали люди.

Нормальный стим раскрутился сильно позже.

Так что, все-таки, не стим разорвал разработку говноигр, а повышение чувствительности геймеров к качеству товара (меньше доходы, выше цены).

Стим стал сильно влиять на бизнес позже, да и к нему приспособились – продают коробки с кодами и норм. Так даже удобнее, потому что не надо брать на себя повышенные риски, – чистая дистрибуция западных товаров, а не самостоятельное издание на территории России.

Ну и сейчас, конечно, в России есть смысл производить или ММО, или нишевые полуинди. Зато и то, и другое получается неплохо.